159
МОТИВАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
БУДУЩЕГО
Nuttin J. Motivation et
perspectives d'avenir. —
Автор
рецензируемой работы Жозеф Нюттен
известен исследованиями по проблемам мотивации, поведения, обучения. Данная
монография касается изучения мотивации и ее временного
аспекта. В ней излагаются концепция мотивации и концепция перспективы будущего,
подробно описываются методы их изучения, излагаются исследования, проведенные с
помощью этих методов.
В монографии концепция мотивации
представлена конспективно, так как нюттеновская
теория мотивации человека подробно излагается в другой его работе (Nuttin J. Theorie de la motivation humain. — Presses universitaires de France,
1980. — 304 p.).
Опираясь на обе работы, выделим лишь те основные положения концепции Нюттена, которые значимы для понимания предложенного им
метода изучения мотивации.
Нюттен изучает мотивацию в терминах
поведения, т. е. отношений между действующим индивидом и объектами или
ситуациями среды. Он фактически не различает мотивацию и потребность. Под последней он понимает такое отношение между индивидом и
миром, которое необходимо для оптимального функционирования индивида. Согласно Нюттену, в основе большого разнообразия мотиваций лежат более общие, или основные потребности: каждая из основных
потребностей проявляется в различных, но функционально идентичных объектах (или
целях). Таким образом, по Нюттену,
мотивация человека чаще всего проявляется в форме конкретных объектов-целей и
планов, каждый из которых «характеризуется «временным признаком», в том смысле,
что связан либо с ближайшим, либо с более отдаленным будущим» (с. 5).
Большая часть книги посвящена описанию метода мотивационной
индукции (MIM) — вербального метода, состоящего из двух этапов:
1) получение сведений о мотивационных объектах индивида с
помощью процедуры завершения испытуемым неоконченных предложений;
2) последующая их локализация во времени с помощью
временного кода. В процессе анализа данных мотивации субъекта классифицируются
в терминах мотивационных составляющих, касающихся природы объекта, с которым
субъект желает контактировать, и природы деятельности по отношению к объекту
(знать, работать и т. д.).
Временной анализ включает две переменные: возрастной
период, в котором субъект находится в момент тестирования, и период, в который
локализуется объект его мотивации. Нюттен делает
важное различие между «временем субъекта» и «временем объекта»; им предложена
дифференцированная периодизация жизни людей (локализация субъектов) и описаны
периоды временной перспективы (локализация объектов) в терминах календаря (дни,
месяцы, годы) и периодов жизни человека (возрастные периоды субъекта в
контексте определенной культуры). Временная локализация объектов
160
совершается с помощью созданного Нюттеном временного кода, позволяющего отмечать на
символической шкале с делениями последовательные временные периоды (как в
терминах календаря, так в терминах периодов жизни людей). Операция временного
кодирования состоит в том, что исследователь для каждого объекта определяет
временной период, в котором данный объект имеет больше возможностей
реализоваться у группы испытуемых (а объект избегания мог бы угрожать
субъекту). Автор разработал специальные приемы, позволяющие количественно и
качественно сравнить временную перспективу различных групп субъектов, учитывая
при этом возрастные различия и различия в локализации объекта (в начале,
середине либо в конце каждого периода).
Для исследования
конкретного содержания мотивации человека и ее интенсивности разработаны
методы: список мотивационных категорий (INCAM) и список мотивационных объектов
(INON). Они основаны на восьми мотивационных категориях, выделенных с
помощью М1М: 1) S — тот или иной аспект личности субъекта (представление о
себе, способности, черты характера и т. д.); 2) SR — всякая деятельность, объект
которой — сам субъект или один из его аспектов (развитие личности, реализация
своих проектов и т. д.); 3) R — деятельность, имеющая целью
произвести ожидаемый результат (деятельность в общем, профессиональная
деятельность и т. д.); 4) С — все то, что касается социальных контактов; 5) Е —
исследовательская, познавательная деятельность; 6) Т — религиозная мотивация;
7) Р — все то, что касается собственности,
приобретения какого-либо объекта; 8) L — желания, связанные с развлечением, игрой, проведением
досуга.
Иллюстрациями
предложенного метода MIM служат три группы исследований: 1) исследование перспективы
будущего в зависимости от возраста; 2) сравнительное исследование перспективы
будущего у субъектов различных возрастов (11 —14 лет и 15—20 лет),
правонарушителей и лиц, соблюдающих социальные нормы поведения; 3) исследование
влияния переменной величины временной перспективы на успех в учебе.
Итак, основным
аспектом изучения мотивации является измерение будущего. Исследуется мало
разработанный временной аспект мотивации, который важен для конкретизации наших
знаний о мотивации.
Следует отметить, что
в характеристике такого аспекта временной перспективы, как действенность,
которая определяется Нюттеном через способность
мотивационных объектов влиять по меньшей мере на
психическое функционирование, не учитывается разделение мотивов на понимаемые и
реально действующие. Принципиальное значение такого разделения показано в
советской психологии. Таким образом, в теоретической концепции Нюттена (как и в его методе) не нашла отражения
дифференциация названных видов мотивов, и в этом одно из ограничений метода Нюттена.
Анализ теоретических
представлений Нюттена в области мотивации показал
недостаточную концептуализацию понятия мотивации, которое иногда
отождествляется с понятием «потребность».
Монография вносит
вклад в разработку методического аппарата психологии мотивации. Метод
мотивационной индукции позволяет преодолеть некоторый дефицит в исследовании потребностно-мотивационной сферы в ее целостности. С его
помощью можно исследовать содержательные и динамические характеристики
мотивации потребностно-мотивационной сферы личности.
Метод не очень чувствителен, однако, к изучению иерархических
взаимосвязей этих мотиваций, например отношений «средство — цель». Примененный
анализ мотивационного содержания позволил создать оригинальную эмпирически
полученную классификацию мотиваций, в основе которой, однако, лежит, на наш
взгляд, неверное представление о врожденности основных потребностей.
Дискуссионным является вопрос о возможности применения прямого метода изучения
мотивации (начала предложений в 1 л. ед. ч.), который зависит от создания адекватных
условий проведения исследования и честности испытуемого. Поэтому этот метод,
преимуществом которого является его гибкость к различным задачам исследования,
нуждается в дополнении другими методами исследования мотивации, в том числе
непрямыми.
Заслугой автора
является разработка объективного метода измерения перспективы будущего. Все
вышесказанное делает монографию Нюттена заслуживающей
глубокого изучения и анализа.
Е. Е. Васюкова
Москва