Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

МОТИВАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

 

Nuttin J. Motivation et perspectives d'avenir. — Louvain: Presses fchuversitaires de Louvain, 1980. — 280 p.

 

Автор рецензируемой работы Жозеф Нюттен известен исследованиями по проблемам мотивации, поведения, обучения. Данная монография касается изучения мотивации и ее временного аспекта. В ней излагаются концепция мотивации и концепция перспективы будущего, подробно описываются методы их изучения, излагаются исследования, проведенные с помощью этих методов.

В монографии концепция мотивации представлена конспективно, так как нюттеновская теория мотивации человека подробно излагается в другой его работе (Nuttin J. Theorie de la motivation humain. Presses universitaires de France, 1980. — 304 p.). Опираясь на обе работы, выделим лишь те основные положения концепции Нюттена, которые значимы для понимания предложенного им метода изучения мотивации.

Нюттен изучает мотивацию в терминах поведения, т. е. отношений между действующим индивидом и объектами или ситуациями среды. Он фактически не различает мотивацию и потребность. Под последней он понимает такое отношение между индивидом и миром, которое необходимо для оптимального функционирования индивида. Согласно Нюттену, в основе большого разнообразия мотиваций лежат более общие, или основные потребности: каждая из основных потребностей проявляется в различных, но функционально идентичных объектах (или целях). Таким образом, по Нюттену, мотивация человека чаще всего проявляется в форме конкретных объектов-целей и планов, каждый из которых «характеризуется «временным признаком», в том смысле, что связан либо с ближайшим, либо с более отдаленным будущим» (с. 5).

Большая часть книги посвящена описанию метода мотивационной индукции (MIM) — вербального метода, состоящего из двух этапов:

1) получение сведений о мотивационных объектах индивида с помощью процедуры завершения испытуемым неоконченных предложений;

2) последующая их локализация во времени с помощью временного кода. В процессе анализа данных мотивации субъекта классифицируются в терминах мотивационных составляющих, касающихся природы объекта, с которым субъект желает контактировать, и природы деятельности по отношению к объекту (знать, работать и т. д.).

Временной анализ включает две переменные: возрастной период, в котором субъект находится в момент тестирования, и период, в который локализуется объект его мотивации. Нюттен делает важное различие между «временем субъекта» и «временем объекта»; им предложена дифференцированная периодизация жизни людей (локализация субъектов) и описаны периоды временной перспективы (локализация объектов) в терминах календаря (дни, месяцы, годы) и периодов жизни человека (возрастные периоды субъекта в контексте определенной культуры). Временная локализация объектов

 

160

 

совершается с помощью созданного Нюттеном временного кода, позволяющего отмечать на символической шкале с делениями последовательные временные периоды (как в терминах календаря, так в терминах периодов жизни людей). Операция временного кодирования состоит в том, что исследователь для каждого объекта определяет временной период, в котором данный объект имеет больше возможностей реализоваться у группы испытуемых (а объект избегания мог бы угрожать субъекту). Автор разработал специальные приемы, позволяющие количественно и качественно сравнить временную перспективу различных групп субъектов, учитывая при этом возрастные различия и различия в локализации объекта (в начале, середине либо в конце каждого периода).

Для исследования конкретного содержания мотивации человека и ее интенсивности разработаны методы: список мотивационных категорий (INCAM) и список мотивационных объектов (INON). Они основаны на восьми мотивационных категориях, выделенных с помощью М1М: 1) S — тот или иной аспект личности субъекта (представление о себе, способности, черты характера и т. д.); 2) SR — всякая деятельность, объект которой — сам субъект или один из его аспектов (развитие личности, реализация своих проектов и т. д.); 3) R — деятельность, имеющая целью произвести ожидаемый результат (деятельность в общем, профессиональная деятельность и т. д.); 4) С — все то, что касается социальных контактов; 5) Е — исследовательская, познавательная деятельность; 6) Т — религиозная мотивация; 7) Р — все то, что касается собственности, приобретения какого-либо объекта; 8) L — желания, связанные с развлечением, игрой, проведением досуга.

Иллюстрациями предложенного метода MIM служат три группы исследований: 1) исследование перспективы будущего в зависимости от возраста; 2) сравнительное исследование перспективы будущего у субъектов различных возрастов (11 —14 лет и 15—20 лет), правонарушителей и лиц, соблюдающих социальные нормы поведения; 3) исследование влияния переменной величины временной перспективы на успех в учебе.

Итак, основным аспектом изучения мотивации является измерение будущего. Исследуется мало разработанный временной аспект мотивации, который важен для конкретизации наших знаний о мотивации.

Следует отметить, что в характеристике такого аспекта временной перспективы, как действенность, которая определяется Нюттеном через способность мотивационных объектов влиять по меньшей мере на психическое функционирование, не учитывается разделение мотивов на понимаемые и реально действующие. Принципиальное значение такого разделения показано в советской психологии. Таким образом, в теоретической концепции Нюттена (как и в его методе) не нашла отражения дифференциация названных видов мотивов, и в этом одно из ограничений метода Нюттена.

Анализ теоретических представлений Нюттена в области мотивации показал недостаточную концептуализацию понятия мотивации, которое иногда отождествляется с понятием «потребность».

Монография вносит вклад в разработку методического аппарата психологии мотивации. Метод мотивационной индукции позволяет преодолеть некоторый дефицит в исследовании потребностно-мотивационной сферы в ее целостности. С его помощью можно исследовать содержательные и динамические характеристики мотивации потребностно-мотивационной сферы личности. Метод не очень чувствителен, однако, к изучению иерархических взаимосвязей этих мотиваций, например отношений «средство — цель». Примененный анализ мотивационного содержания позволил создать оригинальную эмпирически полученную классификацию мотиваций, в основе которой, однако, лежит, на наш взгляд, неверное представление о врожденности основных потребностей. Дискуссионным является вопрос о возможности применения прямого метода изучения мотивации (начала предложений в 1 л. ед. ч.), который зависит от создания адекватных условий проведения исследования и честности испытуемого. Поэтому этот метод, преимуществом которого является его гибкость к различным задачам исследования, нуждается в дополнении другими методами исследования мотивации, в том числе непрямыми.

Заслугой автора является разработка объективного метода измерения перспективы будущего. Все вышесказанное делает монографию Нюттена заслуживающей глубокого изучения и анализа.

 

Е. Е. Васюкова

Москва