Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

ОТКРЫТИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ФРЕЙДА

 

Fromm Е. Greatness and limitations of Freud's thought. — N. Y.: Harper & Row Publisher, 1980. — xi+147p.

 

Рецензируемая книга — последняя работа известного американского социального психолога Эриха Фромма (1900—1980), опубликованная уже после его смерти. В ней как бы подводятся итоги многолетних раздумий автора о «величайших открытиях» Фрейда и о тех недостатках, которые были обусловлены «буржуазным образом мышления» основателя психоанализа.

Анализ фрейдовских теорий предваряется рассмотрением ограничений научного познания как такового. Фромм считает, что любая новая теория имеет определенные недостатки, поскольку каждая творческая личность пытается разрешить неразрешимую проблему, т. е. выразить оригинальную мысль в концепциях и понятиях, отсутствующих в научном языке. Здесь-то и возникает противоречие, которое сам исследователь не замечает, ибо он не осознает различия между идеями, выдвинутыми им самим и обусловленными канонами эпохи, духа времени, общества. Только по прошествии какого-то времени становится ясно, что у творческого мыслителя было новым, а что явилось отражением выдвинутых до него идей. Фромм считает, что именно под этим углом зрения и следует подходить к оценке наследия Фрейда.

Высказав эти соображения, Фромм переходит к разбору истоков фрейдовских заблуждений и ошибок. По его убеждению, с одной стороны, Фрейд находился под влиянием «буржуазного материализма», приведшем к тому, что он не мог представить себе психические силы, не имевшие физиологического источника. Отсюда обращение Фрейда к сексуальности. С другой стороны, мышление Фрейда было буржуазным по своему характеру, что наложило отпечаток на его психологические концепции, которые полностью соответствовали существовавшей социальной реальности. Так, выдвинутая им схема «Я», «Оно» и «Сверх-Я» явилась иерархической структурой, исключающей возможность свободного существования человека, не находящегося под контролем общества. Буржуазное мышление сказалось и в трактовке Фрейдом феномена любви, который Фрейд всегда рассматривал с точки зрения «объекта любви», что ограничивало анализ этого феномена лишь такими взаимоотношениями между людьми, при которых женщина выступает объектом наслаждения мужчины.

К числу значительных открытий Фрейда Фромм относит открытие бессознательного, подлинное значение которого состоит в том, что Фрейд показал разрыв между мышлением и бытием, между тем, что человек думает и говорит о себе, и кем он является на самом деле. Этим открытием Фрейд подорвал западную идеалистическую традицию. Вместе с тем его открытие носило ограниченный характер, поскольку конфликт между мышлением и бытием Фрейд свел к конфликту между мышлением и инфантильной сексуальностью, что было явной ошибкой. Кроме того, он игнорировал тот факт, что сексуальность не сводится исключительно к физиологическому субстрату, а является также продуктом импульсов, обусловленных социально-экономическими и культурными факторами.

Другое важное открытие Фрейда — «эдипов комплекс», благодаря которому внимание исследователей было привлечено к проблеме взаимоотношений между матерью и ребенком. Однако и здесь, по убеждению Фромма, Фрейд допустил ошибку, объяснив привязанность мальчика к матери через сексуальность. Тем самым Фрейд неправильно истолковал свое открытие, не понял, что привязанность к матери — одна из глубочайших эмоциональных связей (не обязательно сексуальных), коренящихся в подлинном (гуманистическом) существовании человека. Другой аспект «эдипова комплекса», заключающийся во враждебном отношении сына к отцу, также был неправильно истолкован Фрейдом, который рассматривал данный конфликт как сексуальный, в то время как его истоки лежат в природе патриархального общества.

Концепция трансфера (переноса) — еще одно открытие основоположника психоанализа. Суть этой концепции в том, что в процессе психоаналитического лечения обнаруживается перенос враждебных или нежных чувств пациента на психоаналитика. Фрейд был первым, кто уделил трансферу особое внимание, попытавшись вскрыть природу данного явления. Но и здесь, как считает Фромм, Фрейд дал слишком узкое толкование трансфера, сведя его к семейным отношениям, к повторению ранней привязанности ребенка к родителям или сопротивления им. С точки же зрения Фромма, трансфер является одним из наиболее важных феноменов социальной жизни, выходящим за рамки семьи и психоаналитической ситуации. Открыв явление трансфера, Фрейд не понял социальную значимость своего открытия. Аналогичное положение имеет место и по отношению к фрейдовской концепции нарциссизма, которую Фрейд рассматривал в остове своих сексуальных теорий, тем самым сузив подлинное значение нарциссизма; он не осознал, что с точки зрения биологического выживания человека это явление вполне нормально. Другое дело, что нарциссизм не следует смешивать с эгоизмом.

Не менее важной, по Фромму, является и фрейдовская концепция характера. Если в до-фрейдовской психологии характер человека рассматривался в описательных терминах, то Фрейд впервые исследовал характер как относительно постоянную структуру человеческих страстей. Вместе с тем он неправомерно сузил свою концепцию, соотнеся характер с сексуальностью и не обратив внимание на социальные аспекты. Фрейд не понял, что семья, из отношений членов которой он пытался вывести различные типы характера ребенка, сама детерминирована классовой и социальной структурой общества. Это закрыло ему доступ к рассмотрению «социального характера». Но если фрейдовское учение освободить от сексуального налета, связанного с теорией либидо, то в этом случае, как считает Фромм, концепция характера приобретает такое звучание, которого она не имела у Фрейда. Для этого необходима трансформация индивидуальной психологии в социальную.

 

159

 

Значительное внимание в рецензируемой книге уделяется рассмотрению фрейдовской теории толкования сновидений. Автор полагает, что если бы даже Фрейд не создал теорию неврозов и метода терапии, то он все равно бы оставался одной из наиболее видных фигур в науке о человеке, поскольку он открыл искусство толкования сновидений и поставил его на научную основу. Однако его концепция символов, использованная при анализе снов, была односторонней. Одно из противоречий его системы как раз и заключалось в том, что, будучи экспертом в вопросах иррационального и символического, сам он был не способен понять природу символов, всюду усматривал сексуальную подоплеку. Фрейд сделал открытие, когда признал, что часто сны являются символическим удовлетворением желаний человека. Однако он нанес вред своему открытию, догматически полагая, что это положение относится ко всем снам без исключения. Что касается фрейдовской теории инстинктов, то и здесь, замечает Фромм, имеются существенные противоречия и ограничения.

Заключительный раздел книги посвящен рассмотрению вопроса о том, почему психоанализ превратился из радикальной теории в адаптивную, т. е. в теорию, приспособленную к потребностям буржуазного общества. Автор считает, что фрейдовское открытие бессознательного и «цензуры» (Сверх-Я») было потенциально революционным, хотя и не привело к революционным последствиям. Впоследствии психоанализ даже стал выполнять политически реакционную функцию, сосредоточив все свое внимание на сексуальности, а не на критике существующего общества. Фромм полагает, что опасность усиления такой реакционной функции может быть ликвидирована только в том случае, если будут поняты бессознательные факторы, превалирующие в политической и религиозной идеологиях. К сожалению, замечает Фромм, в настоящее время психоанализ утратил свое критическое значение, приспособившись к потребностям буржуазного общества.

Оценивая рецензируемую книгу в целом, следует иметь в виду, что ее автор не стремился к радикальной ревизии фрейдовского учения. По его собственным словам, единственная цель книги состояла в том, чтобы развить существо фрейдовских концепций путем критической интерпретации их философских оснований. Разумеется, далеко не со всеми теоретическими положениями Фромма можно согласиться. Некоторые из них вызывают существенные возражения. Особенно это относится к рассуждениям автора о марксистской критике психоанализа. В этом вопросе обнаруживается явное незнакомство с марксистской литературой, в которой критически анализируются психоаналитические идеи и концепции Фрейда. Вместе с тем фроммовская оценка достижений и просчетов основоположника психоанализа, рассмотрение того, как и почему современный психоанализ стал конформистской теорией, несомненно, заслуживают внимания.

 

В. М. Лейбин

Москва