70
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ
САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ1
Я. БЕДЕР
В системе коррекционной
воспитательной работы одно из главных мест занимает коррекция недостатков и
ошибок саморегуляции.
Саморегуляция —
комплексная способность, имеющая когнитивные и личностные аспекты. Саморегуляция предполагает способность к самоконтролю и самркоррекции. Самоисправление
своих ошибок и недостатков поведения может успешно осуществляться только при
наличии достаточного уровня развития рефлексии, самооценки, положительного
отношения к самому себе, внутренней потребности в самокоррекции,
сочетающейся с компетентностью в этой деятельности; однако необходимым условием
самокоррекции является еще и знание способов
осуществления самоконтроля и самокоррекции.
Способность
к саморегуляции тесно связана с развитием речи. Из-за нарушения речевой
коммуникации возникают сдвиги в интерпсихической системе развития индивида: уменьшено
количество межличностных связей и взаимодействий, в том числе речевых
интеракций детей в коллективной предметной
деятельности; затруднено воздействие коллектива как социализатора,
задерживается развитие функций саморегуляции в коллективе; ребенок недостаточно
использует опыт взаимодействия с окружающими; ослаблена идентификация личности
с вербальными моделями саморегуляции; недостаточно референтен
детский коллектив в силу дефицита обратной связи для индивида.
Все
это ведет к своеобразной социокультурной депривации, когда из-за недостаточного
развития речи ребенок не получает всех нужных для социализации оптимальных
влияний коллектива.
Последствия отставания в развитии речевой коммуникации в интрапсихической системе индивида могут быть отражены в
следующих моментах: словесная речь и словесное мышление в недостаточной мере
выполняют свою ведущую роль в развитии умственных и социальных способностей;
нарушается процесс интеракции и интериоризации главной, по нашему мнению, для
социализации ребенка комплексной способности: отстает внутренняя речевая саморегуляция;
недостаточно развивается единство и взаимодействие конкретно-действенного,
наглядно-образного и абстрактного мышления; отстают в развитии и социальные
способности, необходимые ребенку при взаимодействии в коллективе, что ведет к
разным отклонениям в социальной адаптации. Так, например, затруднения ребенка в
вербальных коммуникативных взаимодействиях вызывают затруднения в решении
конфликтов вербальными способами. По данным наших опытов, дети с задержками
развития хуже своих сверстников умеют, например, признавать ошибки своего
поведения, не знают, как просить прощения, как высказать и принять критику и
Самокритику, как попросить помощь, как посоветоваться со сверстниками, как
рассказать им, что их огорчает, и т. д.
Мы
подчеркиваем важность педагогического принципа, заключающегося в том, чтобы коррекцию
интраперсональных
71
недостатков проводить через
коррекцию недостатков в интерперсональном
взаимодействии путем активизации социальных функций детского коллектива. Таким
образом, мы считаем необходимым условием коррекции недостатков в саморегуляции
ребенка исправление недостатков функций саморегуляции детского коллектива.
Важным
вопросом коррекционного воспитания детей с задержками развития является, с
нашей точки зрения, выработка педагогической системы оптимизации развития
способностей к самоконтролю и самокоррекции как в
сфере учебной деятельности (по различным учебным предметам), так и в сфере
социального поведения. При этом коррекционные воздействия могут быть
непосредственными и опосредствованными; стимулирующими и затормаживающими; они
могут осуществляться до, после и в ходе решения задач; могут быть предъявлены словесно-письменно-образно и с помощью предметов.
Корригирующие воздействия могут быть индивидуальными и коллективными,
кратковременными и длительными. Их можно сгруппировать по характерным этапам
процесса решения задач, а также по их влиянию на развитие умственных,
коммуникативных или практических способностей. Коррекционное воспитание может
быть профилактическим или компенсирующим уже имеющиеся недостатки.
Результаты
наших экспериментов подтверждают сказанные выше теоретические предположения. В
качестве примера приведем результаты опытов коррекции недостатков
пространственной ориентации. Обучающий эксперимент был направлен на постепенную интериоризацию анализа
пространственных отношений объектов и определения их положения по координатной
системе. До и после обучающего эксперимента измеряется уровень пространственной
ориентации с помощью специального теста. Результаты показали, что у участников
эксперимента — учеников первых классов массовой школы в результате обучения
уровень пространственной ориентации значительно возрос: он в пять
раз превышал измерявшийся показатель у детей контрольной группы. Это
подтверждает эффективность речевой системы коррекции, выработанной нами, и наше
предположение о ведущей роли речи и речевого мышления в коррекции недостатков
умственных способностей, в том числе и способностей пространственной
ориентации.
Поступила в редакцию 5.IV. 1983 г.
1 В основу статьи положен
доклад, сделанный на Международном семинаре ЮНЕСКО по проблеме способности к
обучению и познавательной деятельности, состоявшемся в Москве 28 марта — 1
апреля с. г. (см. с. 165 настоящего номера журнала).