Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

70

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ1

 

Я. БЕДЕР

 

В системе коррекционной воспитательной работы одно из главных мест занимает коррекция недостатков и ошибок саморегуляции.

Саморегуляция — комплексная способность, имеющая когнитивные и личностные аспекты. Саморегуляция предполагает способность к самоконтролю и самркоррекции. Самоисправление своих ошибок и недостатков поведения может успешно осуществляться только при наличии достаточного уровня развития рефлексии, самооценки, положительного отношения к самому себе, внутренней потребности в самокоррекции, сочетающейся с компетентностью в этой деятельности; однако необходимым условием самокоррекции является еще и знание способов осуществления самоконтроля и самокоррекции.

Способность к саморегуляции тесно связана с развитием речи. Из-за нарушения речевой коммуникации возникают сдвиги в интерпсихической системе развития индивида: уменьшено количество межличностных связей и взаимодействий, в том числе речевых интеракций детей в коллективной предметной деятельности; затруднено воздействие коллектива как социализатора, задерживается развитие функций саморегуляции в коллективе; ребенок недостаточно использует опыт взаимодействия с окружающими; ослаблена идентификация личности с вербальными моделями саморегуляции; недостаточно референтен детский коллектив в силу дефицита обратной связи для индивида.

Все это ведет к своеобразной социокультурной депривации, когда из-за недостаточного развития речи ребенок не получает всех нужных для социализации оптимальных влияний коллектива.

Последствия отставания в развитии речевой коммуникации в интрапсихической системе индивида могут быть отражены в следующих моментах: словесная речь и словесное мышление в недостаточной мере выполняют свою ведущую роль в развитии умственных и социальных способностей; нарушается процесс интеракции и интериоризации главной, по нашему мнению, для социализации ребенка комплексной способности: отстает внутренняя речевая саморегуляция; недостаточно развивается единство и взаимодействие конкретно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления; отстают в развитии и социальные способности, необходимые ребенку при взаимодействии в коллективе, что ведет к разным отклонениям в социальной адаптации. Так, например, затруднения ребенка в вербальных коммуникативных взаимодействиях вызывают затруднения в решении конфликтов вербальными способами. По данным наших опытов, дети с задержками развития хуже своих сверстников умеют, например, признавать ошибки своего поведения, не знают, как просить прощения, как высказать и принять критику и Самокритику, как попросить помощь, как посоветоваться со сверстниками, как рассказать им, что их огорчает, и т. д.

Мы подчеркиваем важность педагогического принципа, заключающегося в том, чтобы коррекцию интраперсональных

 

71

 

недостатков проводить через коррекцию недостатков в интерперсональном взаимодействии путем активизации социальных функций детского коллектива. Таким образом, мы считаем необходимым условием коррекции недостатков в саморегуляции ребенка исправление недостатков функций саморегуляции детского коллектива.

Важным вопросом коррекционного воспитания детей с задержками развития является, с нашей точки зрения, выработка педагогической системы оптимизации развития способностей к самоконтролю и самокоррекции как в сфере учебной деятельности (по различным учебным предметам), так и в сфере социального поведения. При этом коррекционные воздействия могут быть непосредственными и опосредствованными; стимулирующими и затормаживающими; они могут осуществляться до, после и в ходе решения задач; могут быть предъявлены словесно-письменно-образно и с помощью предметов. Корригирующие воздействия могут быть индивидуальными и коллективными, кратковременными и длительными. Их можно сгруппировать по характерным этапам процесса решения задач, а также по их влиянию на развитие умственных, коммуникативных или практических способностей. Коррекционное воспитание может быть профилактическим или компенсирующим уже имеющиеся недостатки.

Результаты наших экспериментов подтверждают сказанные выше теоретические предположения. В качестве примера приведем результаты опытов коррекции недостатков пространственной ориентации. Обучающий эксперимент был направлен на постепенную интериоризацию анализа пространственных отношений объектов и определения их положения по координатной системе. До и после обучающего эксперимента измеряется уровень пространственной ориентации с помощью специального теста. Результаты показали, что у участников эксперимента — учеников первых классов массовой школы в результате обучения уровень пространственной ориентации значительно возрос: он в пять раз превышал измерявшийся показатель у детей контрольной группы. Это подтверждает эффективность речевой системы коррекции, выработанной нами, и наше предположение о ведущей роли речи и речевого мышления в коррекции недостатков умственных способностей, в том числе и способностей пространственной ориентации.

 

Поступила в редакцию 5.IV. 1983 г.



1 В основу статьи положен доклад, сделанный на Международном семинаре ЮНЕСКО по проблеме способности к обучению и познавательной деятельности, состоявшемся в Москве 28 марта — 1 апреля с. г. (см. с. 165 настоящего номера журнала).