Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

А.Е. ВОЙСКУНСКИЙ, Л.П. ГУРЬЕВА

Москва

 

Возникновение и развитие психодиагностики тесно связано с научно-техническим прогрессом общества. Это выражается как в появлении профессий, предъявляющих повышенные требования к отбору и подготовке персонала, так и в обогащении арсенала психодиагностических методов достижениями технической мысли. Одно из перспективных направлений работы в области совершенствования психодиагностических исследований — это применение вычислительной техники. Разнообразные вопросы автоматизации процедуры диагностирования, обработки полученных результатов, сопоставления точности прогноза с результатами постэкспериментального наблюдения неоднократно рассматривались на совещаниях разного ранга. Такого рода проблемам был посвящен и симпозиум «Психологическая диагностика и терапия с помощью компьютера», который проводился 25—27 октября 1982 г. австрийской фирмой «Д-р Г. Шуфрид» при содействии В/О «Совинцентр» и В/О «Электронно-оргтехника» в Центре международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами. Помимо Г. Шуфрида, перед слушателями выступили специалисты из Венского университета и Венского института транспортной психологии.

Эволюция технического обеспечения психологических исследований была коротко рассмотрена Г. Шуфридом. Приборы для измерения психофизиологических характеристик человека были впервые применены Вундтом столетие назад. С тех пор технические характеристики и конструктивные схемы применяемых в психологических экспериментах устройств непрерывно видоизменялись. В настоящее время наиболее эффективным представляется использование ЭВМ, которая позволяет автоматизировать регистрацию и обработку получаемых данных, сравнение их с нормативными показателями, представление данных в виде графиков на экране. Кроме того, открывается возможность измерения таких параметров, которые без применения ЭВМ было бы затруднительно регистрировать и оперативно обрабатывать. Следует отметить также возможность одновременной регистрации целого ряда параметров у одного диагностируемого и вместе с тем возможность проведения массового обследования с оперативной выдачей рекомендаций. ЭВМ способна контролировать четкость и стабильность предъявления стимульного материала, обеспечивать обратную связь (путем пошагового сопоставления результатов тестирования с нормативными данными, с информацией

 

170

 

об утомляемости), гибко изменять последовательность предъявления заданий, их сложность и другие характеристики. Докладчик вместе с тем подчеркнул, что использование электронных устройств при проведении психологических исследований требует совершенствования собственно психологических методов тестирования, так как ЭВМ выполняет лишь то, что ей задано в программном виде исследователем.

Э. Клебель подчеркнула, что хотя психодиагностика имеет давнюю историю, однако основой ее по-прежнему является личный контакт с клиентом. Несмотря на то, что тесты дают определенное представление об исследуемой личности, психолог интерпретирует их и выносит заключение только после беседы с обследуемым субъектом.

Г. Фишер изложил теоретические основы адаптивного тестирования с применением ЭВМ. Он остановился на тех проблемах, которые так и не были решены классической теорией тестирования, восходящей к работам Спирмена (среди них — размерность тестов, шкалирование, обобщение результатов, точность измерения, исходная выборка). При адаптивном тестировании, целиком опирающемся на использование ЭВМ, каждое последующее предлагаемое субъекту задание выбирается на основе результатов выполнения им предшествующих заданий. Первая адаптивная модель — метод стохастической аппроксимации Роббинса — Монро — была предложена в 1951 г.; ее достоинство — в сравнительной легкости вычисления следующего задания, однако это достигается за счет трудновыполнимых требований к организации банка заданий. Поэтому с ростом быстродействия ЭВМ появились модели адаптивного тестирования, которые требуют большего (в сравнении с методом Роббинса — Монро) объема вычислений, зато меньшей упорядоченности банка заданий. В настоящее время конкурируют две такие модели: метод максимального правдоподобия (работы Ф.М. Лорда 1970—1980 гг.) и байесовский метод Р. Оуэна (1969). В них не предполагается, что тестируемому каждый раз предлагается оптимальное (с точки зрения наличной и корректируемой после каждого ответа оценки его способности) задание. Для метода максимального правдоподобия не решена пока в общем виде проблема возможных систематических искажений результатов. Модель Оуэна — наиболее адаптивная, по мнению докладчика, из имеющихся на сегодняшний день моделей.

У. Хекль и Э. Клебель остановились на вопросах автоматизации диагностики профпригодности водителей транспортных средств. Психологические требования к водителям должны быть дифференцированными соответственно особенностям реально выполняемой деятельности (например, вождение автобуса в городе, грузовика в пригороде, трактора в сельской местности и т. д.). Плодотворный путь определения набора таких требований и необходимой степени их выраженности — изучение опытных водителей. Психодиагностике водителей служат тесты на зрительное восприятие (слежение, различение значимых ситуаций, периферическое зрение), внимание (концентрация, быстрая переключаемость), сенсомоторную координацию, сохранность моторных реакций в условиях нагрузки, интеллект, личностные характеристики (эмоциональная устойчивость, контроль, низкие агрессивность и склонность к риску). В распоряжении психологов имеется ряд приборов (тахистоскопы, имитатор кабины водителя и т. п.), в том числе диагностические системы, управляемые ЭВМ. Применение ЭВМ в психодиагностике открывает перспективу разработки значительно более сложных методов тестирования, чем это было возможно до сих пор, быстрого опробования этих новых методов и внесения необходимых корректив. ЭВМ освобождает психолога от значительного объема рутинной работы, позволяя сосредоточиться на личности тестируемого, способах оказания ему помощи.

У. Хекль подробно рассказала об основных направлениях работы Венского института транспортной психологии: отборе водителей (выносятся рекомендации относительно отказа в выдаче водительских прав или выдачи их на определенный срок), подготовке водителей (программированное обучение поведению в конкретных транспортных ситуациях), повышении квалификации водителей (что часто приносит больше пользы, чем лишение водительских прав и другие меры наказания). Проводятся научные исследования в области психофармакологии (выясняется побочное действие лекарственных средств в зависимости от дозы, состояния здоровья, хронического или временного приема лекарств, связь с приемом алкоголя), разработки тестов, оборудования и программного обеспечения для проведения психодиагностических исследований, а также анализа эффективности мероприятий по повышению безопасности движения.

Выступление Э. Клебель было посвящено обучению и реабилитации пожилых людей, а также тех, кто перенес черепно-мозговую травму, страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы, диабетом. Восстановлению психической работоспособности могут препятствовать личностные и невралгические изменения (снижение активности, нарушения памяти, восприятия, мышления, ослабление сенсомоторной координации, повышенная утомляемость и т. п.). Реабилитация больных включает тренировку нарушенных психических функций на основе применения ЭВМ. Выполнение определенного типа тестов, соответствующих индивидуальному характеру и степени нарушений, приводит к восстановлению этих функций, повышению работоспособности и улучшению общего психического состояния пациента, повышению его уверенности в себе. ЭВМ позволяет индивидуализировать процесс реабилитации, обслуживая при этом одновременно много пациентов.

Г. Шуфрид рассказал об аппаратурном и программном обеспечении психодиагностических систем, описал конкретные психодиагностические устройства.

Работа симпозиума сопровождалась демонстрацией аппаратуры, которая получила высокую оценку участников. Знакомство с успехами австрийских специалистов в области автоматизации психодиагностических исследований следует признать полезным.