Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

Е.В. ШОРОХОВА

 

Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. — М.: Педагогика, 1981. — 208 с.

 

Новое направление исследования, представленное в книге В.Э. Чудновского, отвечает магистральной линии развития психологии, все более и более ориентирующейся на изучение целостных, системных, интегративных качеств личности. Проблема психологической сущности и условий формирования нравственной устойчивости личности является, бесспорно, актуальной в социальном плане: она образует совершенно необходимую основу для решения проблемы формирования нового человека в условиях зрелого социализма.

Анализ проблемы нравственной устойчивости личности автор начинает с рассмотрения общетеоретических предпосылок и методологических принципов исследования. В качестве одной из таких предпосылок выдвигается проблема самоорганизации. Опираясь на исследования в эволюционной биологии, физиологии, кибернетике и философии, общей и социальной психологии, автор создает общее представление об устойчивости как активности самоорганизации. В первой главе характеризуются коренные различия между биологической устойчивостью и устойчивостью личности, которая формируется на основе «нравственных инвариантов». Проведенный анализ позволил выдвинуть положение о том, что психологическую сущность устойчивости личности составляет специфически личностная ориентация на отдаленные факторы.

С этой общетеоретической предпосылкой органически связаны и методологические принципы исследования, прежде всего принцип субъектного подхода, выражающий активность внутреннего, творческого начала в детерминации поведения человека. Предпринятый автором критический анализ состояния проблемы субъектного подхода в современной психологии показал остроту и актуальность дальнейшей разработки проблемы личности как субъекта собственной жизни и деятельности. Правомерным представляется вывод автора о том, что для дальнейшего развития психологии личности важно органически соединить принцип деятельности и субъектный подход в рассмотрении личности (с. 47).

Монографическое исследование построено также на диалектико-материалистическом принципе конкретно-исторической социальной обусловленности формирования личности в единстве ее содержательных и структурных характеристик. Свое осуществление получает и генетический принцип, или принцип развития, поскольку исследуется сам процесс становления устойчивости личности. И наконец, широкую реализацию получает принцип целостного подхода к изучению личности.

Теоретическое и методическое обоснование этих принципов, их последовательная реализация в конкретном исследовании — одно из бесспорных достоинств рецензируемой монографии.

Центральное место в книге занимают вторая и третья главы, посвященные психологическому анализу устойчивости и неустойчивости личности. В них представлены результаты многолетних исследований автора, раскрывающие сложную психологическую природу устойчивости личности — ее структуру, содержание и различные виды. При этом получает оригинальную разработку и целый ряд важных вопросов общей и социальной психологии, входящих в личностную проблематику: проблемы конформности, воли, идеалов и пр.

Одним из наиболее значимых является развиваемое в книге положение о тесной связи устойчивости личности и ее направленности. Именно через направленность и определяет автор устойчивость как характеристику целостной личности. На большом и убедительном эмпирическом материале он обосновывает вывод о том, что высокий уровень устойчивости личности связан с коллективистической направленностью, характеризующейся высокими нравственными нормами, с эффективной нравственной саморегуляцией поведения, ориентированного на принятые в нашем социалистическом обществе идеалы.

Развивая это положение, автор обогащает психологическую теорию направленности личности и психологическую концепцию идеала. Особенно хочется отметить разработку проблемы идеалов, условий и путей их формирования. В этой связи заслуживает большого внимания никем ранее не выявленная закономерность существования на высоких уровнях личностного развития школьников так называемых конкретизированных идеалов, возникающих после формирования обобщенного безличного идеала.

Не только чисто научную, но и социальную значимость имеет и представленный в монографии психологический портрет личности коллективиста. Рассматривая коллективизм как важнейшее системное качество человека социалистического общества, автор убедительно показывает, что именно коллективистические принципы способствуют единству стиля поведения человека, его цельности, искренности, естественности. Тем самым проблема устойчивости личности наполняется конкретным психологическим

 

159

 

содержанием, показываются конкретные пути ее формирования в рамках реально организуемого воспитательного процесса.

К сожалению, однако, в монографии не представлены результаты исследования поведения школьников с индивидуалистической направленностью. Тем не менее экспериментальные данные об их поведении в конфликтных ситуациях, показывающие возможности и степень их эмансипированности от наличных условий, могли бы значительно обогатить и расширить представления о психологической природе устойчивости личности. Было бы также желательно, выделив ряд отдельных показателей устойчивости личности, подвергнуть их специальному исследованию.

При рассмотрении психологической характеристики неустойчивости личности автор обосновывает принципиальное положение. Если стержнем устойчивости выступает активнопреобразующее поведение, то неустойчивость связана с поведением пассивно-приспособительным, с податливостью обстоятельствам и ориентацией на ближайшие цели, с такими чертами личности, как внушаемость и подражаемость. В работе тонко выявлены разные формы и уровни пассивно-приспособительного поведения, впервые в литературе по психологии личности описан психологический механизм, характерный для различных проявлений неустойчивости личности, подвергнуты анализу некоторые педагогические условия, приводящие к проявлениям неустойчивости нравственного поведения. Результаты исследования позволили дать убедительную критику широко распространенных в западной психологии концепций конформизма и существенно обогатили психологическую теорию личности достаточно четким и обоснованным представлением о пассивно-приспособительном поведении как проявлении неустойчивости личности.

Реализуя генетический подход к проблеме устойчивости личности, специальную главу автор посвящает ее возрастному аспекту. Перспективную разработку получает важнейший методологический вопрос о связи природного и социального в формировании личности ребенка, в развитии его нравственной саморегуляции. Большое теоретическое и, главное, практическое значение имеет постановка автором проблемы сензитивных периодов применительно к нравственному развитию. В работе, на наш взгляд, раскрыты многие интересные проблемы психологической сферы ребенка в связи с овладением нравственными нормами, показано их своеобразие на разных возрастных ступенях.

Конечно, не все в монографии представляется бесспорным, не все вопросы раскрыты автором с достаточной полнотой и убедительностью.

Так, например, нельзя согласиться с отождествлением понятий устойчивости личности и ее нравственной устойчивости. Устойчивость личности необходимо включает и идейно-политическую устойчивость, так что нравственное воспитание не может заменять или подменять собой воспитание идейно-политическое. Другое дело, что при построении в школе воспитательного процесса нравственное и идейно-политическое формирование школьников совершается в единстве.

Вызывает возражения и положение автора о том, что устойчивость (в самом общем плане) есть показатель уровня развития. Известно, сколь высокой степенью устойчивости обладают, например, вирусы. Действительно высокий уровень устойчивости неразрывно связан с возможностями прогрессивного развития, и проблема связи устойчивости личности с ее творческим развитием могла бы образовать перспективу дальнейшего исследования.

Дальнейшей разработки требует и используемая в работе система понятий и способов анализа устойчивости личности в плане расширения своих возможностей для исследования поведения и характеристик личности на разных возрастных ступенях и в разных исторических условиях. Пока она приспособлена для исследования в рамках детской психологии и создает мало возможностей для анализа более высоких форм устойчивости личности.

Положительно оценивая книгу В.Э. Чудновского в целом, надо прежде всего исходить из того, что эта книга концептуальна и что в ней глубоко — и теоретически, и методически, и практически — обосновывается новая перспективная область психологических исследований