156
ИССЛЕДОВАНИЕ БРЕДА ПРИ
ШИЗОФРЕНИИ
Иванов В. Налудност и шизофрения. — София:
Медицина и физкультура, 1981. — 152 с.
Рецензируемая
книга написана известным болгарским ученым, руководителем кафедры психиатрии в
Варне, постоянно совмещающим в своей деятельности клинический аспект с
исследованием высшей нервной деятельности и
психологическим экспериментом. Книга «Бред и шизофрения» — итог многолетнего
изучения автором проблемы шизофренического бредообразования
одновременно в клиническом и психофизиологическом аспектах.
В. Иванов характеризует бред как болезненное расстройство мыслительных
процессов (независимо от его связи с нарушениями эффективности и восприятия), в
результате которого возникает неправильное отражение действительности,
находящееся в грубом противоречии с объективной реальностью, часто достигающее
степени абсурдности, нелепости и не поддающееся коррекции ни логически-рациональным
разубеждением, ни путем суггестии. Это определение
методологически верно, оно соответствует традиционно принятым в советской
психиатрии и медицинской психологии, что подчеркивает и автор, дающий в этом
разделе критический анализ основных распространенных в западной психиатрической
и психологической литературе концепций бредообразования.
В связи с этим автор дает лаконичную и в то же время исчерпывающую
характеристику теорий бредообразования, возникших в
рамках психоанализа, Гейдельбергской школы,
экзистенциализма, конституционализма. При этом он не только отмечает
методологические различия в подходе к пониманию сущности бредообразования,
но оперирует и конкретным клиническим материалом.
Чрезвычайно интересен раздел книги, где рассматриваются теории бредообразования, их методологическая сущность,
гносеологические основы.. Сам автор стоит в подходе к изучаемой проблеме на
позициях учения о высшей нервной деятельности.
В книге много места уделено результатам комплексного
психофизиологического исследования бредовых состояний при шизофрении. Следует
отметить исключительно удачное и многостороннее сочетание методик физиологических
и патопсихологических. Разработанная автором экспериментальная программа
включала в себя 15 физиологических и психологических методик. Основная
тенденция автора при этом — объяснить особенности протекания психических
процессов материальными, физиологическими закономерностями, объективизировать
их. Этот синтетический принцип особенно явственно сказался в использованных
автором собственных, оригинальных методиках. Примером такой методики является предложенный. В Ивановым
структурно-ассоциативный эксперимент, включающий в себя компоненты двух
проективных психологических методик — незавершенных предложений и
ассоциативного эксперимента — при патофизиологической интерпретации
результатов. Основную роль среди использованных автором методов психофизиологического
исследования играет оригинальная методика выработки условно-условных связей на
понятийное обобщение. Исследования высшей нервной
деятельности сочетались с электроэнцефалографическими исследованиями
пространственной синхронизации биоэлектрической активности.
Следует отметить характерную для автора тенденцию даже общеизвестные и
давно употреблямые экспериментально-психологические
методики он модифицирует в целях их максимального сближения с задачей
исследования. Характерный пример этого — видоизменение методики классификации. Автором уменьшен набор карточек для классификации, он использует 35
карточек вместо применяемых в советской патопсихологии 70, чтобы эксперимент не
утомлял больного. Карточки предъявляются неоднородные: тут и изображения
отдельных предметов, и различные композиции («ситуации»), цветные и
черно-белые. Можно думать, что в таком варианте методика классификации содержит
больше элементов проективности, что, по нашим наблюдениям, способствует еще
большей ее валидности для выявления расстройств мыслительной деятельности у
больных шизофренией. Еще более интересной представляется введение в эксперимент
второго набора карточек, на которых вместо рисунка даются подлежащие
классификации вербальные понятия. Обычно психологи для исследования одного
больного пользуются либо предметным, либо вербальным вариантами методики
классификации.
157
А
ведь известно, и это показали исследования Т.И. Тепеницыной
и наши, что эти варианты вовсе не являются эквивалентными. В. Иванов считает,
что такая модификация позволяет сравнивать, как больной оперирует конкретными и
абстрактными (первосигнальными и второсигнальными)
образами.
Полученные В. Ивановым экспериментальные данные показывают, что в
патофизиологической основе бреда лежит снижение функциональной способности коры
больших полушарий, проявляющееся в неправильном формировании новых временных
связей. Автор подчеркивает, и это представляется нам особенно важным, то
обстоятельство, что в измененной, фазовой реактивности коры основное значение
имеет не физическая сила раздражителя, а его социальная значимость.
Практически важным является вывод автора о том, что формы
шизофренического бреда отличаются началом и характером динамики, но меньше
всего конечным результатом, что согласуется с принципом эквифинальности
в течении психических заболеваний. Рецензируемая книга
— прекрасная иллюстрация того, что владение клиницистом-психиатром методами
патофизиологического и патопсихологического исследования оказывается очень
результативным. Это в достаточной мере проявилось и в ряде других работ В.
Иванова. (Напомним, что В. Иванов является одним из ведущих авторов и
руководителем коллектива, подготовившего изданное в 1976 г. руководство по
клинической психологии «Клинична психология»; см.:
Вопросы психологии, 1978, №3.)
Нельзя отметить и дискуссионность некоторых положений автора, например, его попытки «навести мосты» между противоположными
психологическими концепциями. Нам представляется, что в этих случаях речь может
идти лишь о переосмыслении лежащего в основе той или иной концепции
фактического материала. Возможно, что у некоторых читателей вызовут возражение
отдельные вводимые автором типологические схемы, однако следует помнить, что
всякая схема является абстракцией и не может претендовать на абсолютную
достоверность и всеобщее признание. Важно то, что интересное осмысление автором
большого клинического материала, удачное совмещение им клинического и параклинического аспектов изучения проблемы, оригинальное
«прочтение» такого раздела психиатрии, как шизофренический бред, способствует
разработке и уточнению критериев диагностики и прогноза шизофрении, в настоящее
время еще далеких от совершенства.
Книга представляет интерес как для психиатров,
так и для медицинских психологов.
В. М. Блейхер
Киев