Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

ИССЛЕДОВАНИЕ БРЕДА ПРИ ШИЗОФРЕНИИ

 

Иванов В. Налудност и шизофрения. — София: Медицина и физкультура, 1981. — 152 с.

 

Рецензируемая книга написана известным болгарским ученым, руководителем кафедры психиатрии в Варне, постоянно совмещающим в своей деятельности клинический аспект с исследованием высшей нервной деятельности и психологическим экспериментом. Книга «Бред и шизофрения» — итог многолетнего изучения автором проблемы шизофренического бредообразования одновременно в клиническом и психофизиологическом аспектах.

В. Иванов характеризует бред как болезненное расстройство мыслительных процессов (независимо от его связи с нарушениями эффективности и восприятия), в результате которого возникает неправильное отражение действительности, находящееся в грубом противоречии с объективной реальностью, часто достигающее степени абсурдности, нелепости и не поддающееся коррекции ни логически-рациональным разубеждением, ни путем суггестии. Это определение методологически верно, оно соответствует традиционно принятым в советской психиатрии и медицинской психологии, что подчеркивает и автор, дающий в этом разделе критический анализ основных распространенных в западной психиатрической и психологической литературе концепций бредообразования. В связи с этим автор дает лаконичную и в то же время исчерпывающую характеристику теорий бредообразования, возникших в рамках психоанализа, Гейдельбергской школы, экзистенциализма, конституционализма. При этом он не только отмечает методологические различия в подходе к пониманию сущности бредообразования, но оперирует и конкретным клиническим материалом.

Чрезвычайно интересен раздел книги, где рассматриваются теории бредообразования, их методологическая сущность, гносеологические основы.. Сам автор стоит в подходе к изучаемой проблеме на позициях учения о высшей нервной деятельности.

В книге много места уделено результатам комплексного психофизиологического исследования бредовых состояний при шизофрении. Следует отметить исключительно удачное и многостороннее сочетание методик физиологических и патопсихологических. Разработанная автором экспериментальная программа включала в себя 15 физиологических и психологических методик. Основная тенденция автора при этом — объяснить особенности протекания психических процессов материальными, физиологическими закономерностями, объективизировать их. Этот синтетический принцип особенно явственно сказался в использованных автором собственных, оригинальных методиках. Примером такой методики является предложенный. В Ивановым структурно-ассоциативный эксперимент, включающий в себя компоненты двух проективных психологических методик — незавершенных предложений и ассоциативного эксперимента — при патофизиологической интерпретации результатов. Основную роль среди использованных автором методов психофизиологического исследования играет оригинальная методика выработки условно-условных связей на понятийное обобщение. Исследования высшей нервной деятельности сочетались с электроэнцефалографическими исследованиями пространственной синхронизации биоэлектрической активности.

Следует отметить характерную для автора тенденцию даже общеизвестные и давно употреблямые экспериментально-психологические методики он модифицирует в целях их максимального сближения с задачей исследования. Характерный пример этого — видоизменение методики классификации. Автором уменьшен набор карточек для классификации, он использует 35 карточек вместо применяемых в советской патопсихологии 70, чтобы эксперимент не утомлял больного. Карточки предъявляются неоднородные: тут и изображения отдельных предметов, и различные композиции («ситуации»), цветные и черно-белые. Можно думать, что в таком варианте методика классификации содержит больше элементов проективности, что, по нашим наблюдениям, способствует еще большей ее валидности для выявления расстройств мыслительной деятельности у больных шизофренией. Еще более интересной представляется введение в эксперимент второго набора карточек, на которых вместо рисунка даются подлежащие классификации вербальные понятия. Обычно психологи для исследования одного больного пользуются либо предметным, либо вербальным вариантами методики классификации.

 

157

 

А ведь известно, и это показали исследования Т.И. Тепеницыной и наши, что эти варианты вовсе не являются эквивалентными. В. Иванов считает, что такая модификация позволяет сравнивать, как больной оперирует конкретными и абстрактными (первосигнальными и второсигнальными) образами.

Полученные В. Ивановым экспериментальные данные показывают, что в патофизиологической основе бреда лежит снижение функциональной способности коры больших полушарий, проявляющееся в неправильном формировании новых временных связей. Автор подчеркивает, и это представляется нам особенно важным, то обстоятельство, что в измененной, фазовой реактивности коры основное значение имеет не физическая сила раздражителя, а его социальная значимость.

Практически важным является вывод автора о том, что формы шизофренического бреда отличаются началом и характером динамики, но меньше всего конечным результатом, что согласуется с принципом эквифинальности в течении психических заболеваний. Рецензируемая книга — прекрасная иллюстрация того, что владение клиницистом-психиатром методами патофизиологического и патопсихологического исследования оказывается очень результативным. Это в достаточной мере проявилось и в ряде других работ В. Иванова. (Напомним, что В. Иванов является одним из ведущих авторов и руководителем коллектива, подготовившего изданное в 1976 г. руководство по клинической психологии «Клинична психология»; см.: Вопросы психологии, 1978, №3.)

Нельзя отметить и дискуссионность некоторых положений автора, например, его попытки «навести мосты» между противоположными психологическими концепциями. Нам представляется, что в этих случаях речь может идти лишь о переосмыслении лежащего в основе той или иной концепции фактического материала. Возможно, что у некоторых читателей вызовут возражение отдельные вводимые автором типологические схемы, однако следует помнить, что всякая схема является абстракцией и не может претендовать на абсолютную достоверность и всеобщее признание. Важно то, что интересное осмысление автором большого клинического материала, удачное совмещение им клинического и параклинического аспектов изучения проблемы, оригинальное «прочтение» такого раздела психиатрии, как шизофренический бред, способствует разработке и уточнению критериев диагностики и прогноза шизофрении, в настоящее время еще далеких от совершенства.

Книга представляет интерес как для психиатров, так и для медицинских психологов.

 

В. М. Блейхер

Киев