Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

155

 

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

Donaldson M. Children's minds.Glasgow: Fonfana / Collins, 1978. — 156 p.

 

Рецензируемая книга принадлежит перу английского психолога, преподавателя Эдинбургского университета Маргарет Дональдсон, основной круг интересов которой связан с изучением детского развития. Она — автор известной книги «Исследование детского мышления» (1963) и большого числа журнальных статей.

По мнению Дж. Брунера (см. с. 1), рецензируемая монография является одной из лучших книг по детской психологии, появившихся на Западе за последнее двадцатилетие; ее вклад в развитие представлений о процессе обучения трудно переоценить.

Книга состоит из 11 глав, предисловия, введения, специального дополнения, в котором излагаются основные положения теории Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка, и предметного и именного указателей.

Ее условно можно разделить на три неравноценные по объему части. В первой из них, занимающей чуть меньше половины книги, содержится теоретико-экспериментальная критика некоторых основных положений Ж. Пиаже, характеризующих различные стороны мышления ребенка-дошкольника с точки зрения его недостаточности и «неполноценности». Автор не просто не согласен с такой характеристикой, но приводит целый ряд убедительных экспериментальных доказательств, свидетельствующих как раз об обратном. При этом М. Дональдсон демонстрирует свое высокое профессиональное мастерство аналитика-экспериментатора, указывая не только на «узкие» места в исследованиях Ж. Пиаже, но и предлагая обоснованные контрдоводы в пользу собственной интерпретации поведения детей в описываемых экспериментальных ситуациях.

Во второй части монографии, опираясь на экспериментальный материал, дающий представление об истинных возможностях развития интеллекта ребенка, автор пытается разобраться в психологических причинах, которые лежат в основе трудностей, испытываемых ребенком в процессе обучения.

И наконец, в последней части книги в общих чертах намечается программа повышения готовности ребенка к школьному обучению, основу которой должно составить всемерное развитие дошкольных способов мышления и их адекватное выражение в соответствующих языковых формах.

М. Дональдсон пишет, что решение проблемы умственного воспитания должно лежать не в плане противопоставления определенных форм интеллектуальной деятельности, усваиваемых в онтогенезе, а в их сближении и объединении. В общем виде сформулированный М. Дональдсон подход к изучению развития мышления ребенка может быть определен как контекстуально-экологический, т. е. такой, который первостепенное значение придает самому процессу жизнедеятельности ребенка, обусловливающему способы и формы его мышления.

М. Дональдсон пытается показать зависимость успешности обучения от учета учителем целого ряда факторов, в первую очередь метода преподавания, фактически определяющего степень самосознания и самоконтроля. Ссылаясь на Л.С. Выготского, она подчеркивает, что преподавание любого школьного предмета должно быть направлено на развитие сознания. При этом она указывает на особое значение даваемых учителем пояснений, так как ребенку часто невозможно правильно понять инструкцию без информации, которая не содержится в тексте самой инструкции. М. Дональдсон считает, что процесс выделения адекватной информации из задаваемых инструкций значительно облегчается благодаря усвоению чтения и письменной речи, способствующих развитию логических форм мышления и абстрагированию от ситуативного контекста, ориентировка на который часто уводит ребенка от правильного решения встающих перед ним задач. По ее мнению, развитию письменных форм речи не уделяется должного внимания, что ведет к рассогласованию между формально усваиваемыми логико-языковыми средствами анализа предметного содержания осуществляемой ребенком деятельности (в частности, чтения и письма) и актуальными формами его презентации у детей, результатом чего является непонимание воспринимаемых инструкций (в широком смысле, включая тексты). Автор подчеркивает значение в учебном процессе анализа совершаемых детьми ошибок, которые могут играть конструктивную роль

 

156

 

развитии мышления, если доводить их до сознания ребенка.

Специально разбираются причины, определяющие желание или нежелание учиться в школе. Автор пишет, что человек в процессе жизнедеятельности стремится достичь соответствия между собственным опытом и ментальной моделью мира, в случае несоответствия человек пытается либо осознать это несоответствие, получая удовольствие от прояснения непонятного, либо избежать встречи с этим несоответствием, боясь осознания того, что он неправ в своем понимании мира. Эти два противоположных типа поведения имеют решающее значение для педагогики, которая, по мнению автора, должна быть нацелена на формирование готовности к встрече с несоответствиями и даже их поиску, на противодействие защите и уходу от такого поиска.

Автор демонстрирует диалектический подход к рассмотрению проблемы развития мышления, пытаясь вскрыть его условия, причины и движущие силы и при этом указывая на решающее значение в данном процессе специальной организации обучения, что сближает ее исходные теоретические позиции с основными положениями советской психологии.

Книга написана живо и увлекательно, но при этом автор нигде не поступается строгостью научной аргументации. Это издание может быть рекомендовано самому широкому кругу читателей — от психологов до учителей школ.

В.И. Голод,

В.В. Юртайкин

Москва