131
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ
ОБ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ В.Н. МЯСИЩЕВА
А.А. БОДАЛЕВ
В последние годы в советской психологической науке увеличивается
количество работ, посвященных решению методологических, теоретических,
экспериментально-методических и прикладных проблем, которые возникают при
освещении такой сложной области психологии, какой является психология общения.
Ведущие специалисты по проблемам общения Б.Ф. Ломов,
А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин выступили с
оригинальными, в каждом случае по-своему обоснованными научными программами,
формулирующими задачи, принципы и пути дальнейшего изучения феноменологии,
закономерностей и механизмов общения и прогнозирующими характер последствий,
которые будет иметь реализация этих программ для дальнейшего развития общей
теории психологии и для расширения участия психологической науки в решении прикладных задач различных
классов.
Необходимо напомнить в связи с этим о перспективности еще одного
подхода к освещению главной проблематики общения, который, если его развить и
конкретизировать, позволяет также построить достаточно эвристичную
и вместе с тем продуктивную по ожидаемым результатам исследовательскую
программу, нацеленную на дальнейшее развитие психологии общения.
В 1970 г. на Всесоюзном симпозиуме, посвященном
состоянию и перспективам изучения общения, который проводился в Ленинградском
университете, В.Н. Мясищев высказал идею о том, что общение является таким
процессом непосредственного или опосредствованного техническими устройствами
взаимодействия людей, в котором можно четко выделить три теснейшим образом
взаимосвязанных компонента — психическое отражение участниками общения друг
друга, отношение их друг к другу и обращение их друг с другом.
Психологическая наука, ставя перед собой задачу всестороннего освещения
феноменологии, закономерностей и механизмов общения, должна вширь и вглубь
исследовать эти три компонента, а также изучить зависимости, связывающие эти
компоненты между собой.
Объединяющая все научные труды В.Н. Мясищева идея о
том, что психологические исследования (неважно, посвящены ли они изучению
простых или сложных образований в психике человека) должны быть личностными, и
приведенная выше его мысль о трех компонентах в изучении общения дает нам
возможность предложить и обосновать самостоятельную (от программ, указанных
выше) программу психологического освещения проблемы общения. Эта программа, первый
набросок которой здесь предлагается, содержит перечни задач, которые должны
быть решены в каждой из основных областей психологической науки.
В области общей психологии —
это последовательное выявление и изучение разных типов мотивационно-потребностной
сферы личности и особенностей ее влияния на различные характеристики общения —
на все познавательные процессы личности, на ее переживания и эмоциональное
состояние, на поведение, когда этой личности приходится взаимодействовать с
другими людьми
Другая, вытекающая из первой, важная общепсихологическая задача,
нуждающаяся в экспериментальном обосновании, заключается в создании типологии
личностей, различающихся характерными для них уровнями познания других людей,
отношениями к этим людям, видами обращения с ними и присущей каждому типу
спецификой «сплава» отражения, отношения и обращения.
Актуальной, но трудной задачей является выяснение с общепсихологических
позиций содержания, структуры, форм проявления у личности при ее реальном
взаимодействии с людьми коммуникативного блока качеств, от которого зависят
общая успешность ее общения и диапазон колебаний этой успешности в связи с
изменениями в условиях общения.
Немаловажной задачей является выяснение роли других
блоков свойств в структуре личности, а также и отдельных черт в них, которые,
по-разному в разных условиях «сопрягаясь» с блоком коммуникативных черт
личности, меняют ее характеристики как объекта и субъекта общения, более или
менее сильно сказываются на протекании процессов познания ею других людей, на
особенностях эмоционального отклика, который они у нее по отношению к себе вызывают, и на ее
обращения с ними.
Интересной общепсихологической задачей выступает сравнительное изучение
характеристик познавательных процессов личности, ее эмоциональной сферы и
поведения, когда объектами их оказываются человек, с одной стороны, и любой
другой элемент действительности — с другой.
Нуждаются в систематическом изучении с общепсихологических позиций
основные составляющие интеллекта человека — внимание, восприятие, память,
мышление, воображение, когда их объектом выступает человек.
Поскольку внимание, восприятие, память, мышление,
воображение личности в ходе ее общения с другими людьми всегда образуют сложные
симптомокомплексы, перед исследователями личности,
когда она проявляет себя как объект и субъект общения, встает еще одна
методически нелегко поддающаяся решению задача: помимо прослеживания парциальных
характеристик этих процессов в целом, когда они оказываются направленными на
другого человека, исследовать их работу «по обслуживанию» общения человека во «взаимосвязях»
132
друг
с другом и показать их как функционирование целостно понимаемого интеллекта
человека со всеми обусловливающими своеобразие этого функционирования в
условиях общения причинно-следственными зависимостями.
Фундаментальную задачу, решение которой прояснит
многое в феноменологии, закономерностях и механизмах общения, пока еще неизвестных
психологической науке, представляет освещение во всех его связях и опосредствованиях «аффективного» компонента в общении,
являющегося, по мысли В.Н. Мясищева, ядром личности при отношении к тем людям,
с которыми ей по разным поводам повседневно приходится взаимодействовать.
Отправляясь от всех объективирующихся в общении характеристик
эмоциональной сферы личности, существенно также для более полного охвата
проблемы проследить их влияние на становление типичного для личности стиля
общения с людьми, выработку привычных для нее способов поведения в различных
ситуациях, которые так или иначе оказываются
связанными с общением. Конечно, сказанное не исключает и других направлений
изучения общения личности.
В акте обращения одной личности с другой личностью В.Н. Мясищев, как
известно, рассматривал не отдельные, частные стороны поведения, а вытекающие из
ее понимания людей и отношения к ним формы речевого и неречевого поведения.
Таким образом, изучая обращение личности с личностью, следует выделить и
описать основные типы обращения человека с человеком, установить
психологический подтекст каждого из них и проследить связи каждого из этих
типов с теми образованиями в личности, которые обусловливают их главные
характеристики.
Заключая перечень задач, подлежащих решению, при изучении общения с
позиций общей психологии следует подчеркнуть еще несколько принципиальных
моментов в предлагаемом разделе программы. Общение представляет собой, как
правило, такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников этого взаимодействия,
побуждаемый более или менее осознаваемыми им мотивами, реализует определенные
цели. Люди вступают друг с другом в общение и для совместного выполнения
какого-то вида деятельности, требующего от них сотрудничества (вместе играть,
мастерить вещь, решать теоретическую задачу и т. п.). Во всех этих случаях цели
и мотивы деятельности, в которой как обязательное условие ее выполнения
присутствует общение, способы ее осуществления (которых должны придерживаться
ее участники) всегда актуализируют в психике каждого человека, вовлеченного в
эту деятельность, новые по сравнению с «чистым» общением характеристики. Во
всех этих случаях деятельности происходит познавание каждой личностью всех
других участников, проявляется и изменяется отношение ее к ним и имеет место
обращение ее с ними, т. е. компоненты, характеризующие общающихся и само
общение, отмеченные В.Н. Мясищевым, обязательно присутствуют и здесь. Но
деятельность налагает на них свою печать, и роль их усложняется.
В связи с этим представляется, что установление общих закономерностей
влияния деятельности на характер «отражения», отношений и обращения друг с
другом ее участников — важная задача психологии.
Наконец, поскольку общение — это всегда
взаимодействие людей, то изучение его должно включать в себя не только
исследование того, как у каждого из участников его «работает интеллект» во
время «чистого» общения или в деятельности, как функционирует у каждого из них
эмоциональная сфера и каким оказывается поведение в целом в выявленных и
классифицированных наукой типичных ситуациях общения (кстати, это тоже задача,
которую должна решить общая психология), но это изучение должно привести к
ответам на вопросы: каким образом, когда и почему по ходу развертывающегося
взаимодействия людей (взаимодействия интеллектов, чувств, воли людей,
проявляющихся в речевых и неречевых формах их поведения) происходят изменения в
их познавательных процессах, в их переживаниях, в их обращении друг с другом и
в характере вклада каждого из них в выполняемую ими совместно деятельность
и в чем, в каких, конкретно, характеристиках психики эти изменения выражаются?
Все перечисленные исследования, предлагаемые нами, должны представлять
собой строго продуманную систему и с самого начала должны быть нацелены на
обобщения в рамках и с позиций общей психологии.
В возрастной психологии также
четко просматривается ряд направлений развертывания исследований в области
общения. Это прежде всего исследования, но теперь уже
с постоянным учетом возраста общающихся, всех тех феноменов и зависимостей
между ними, которые выше были названы как предмет изучения для общей
психологии.
Ряд работ, идущих в этом направлении, сейчас уже выполнен. Однако эти
исследования, осуществляющие анализ параметров общения с позиций возрастной
психологии, не представляют пока еще строгой системы, а носят, скорее, форму
психологической проверки возможности изучения с учетом возраста человека,
отдельных сторон познавательных процессов, проявлений его эмоционального мира и
поведения и некоторых их взаимосвязей, когда объектом для них оказывается
другой человек.
Одним из возможных направлений, охватывающих все
возрастные ступени развития человека, являются циклы исследований, посвященные
различиям в общении человека с людьми из одной с ним возрастной группы и в
общении его с людьми из других возрастных групп, а также исследования,
принимающие во внимание не только фактор возраста общающихся, но и их половую
принадлежность. Большой спектр проблем психологии общения в
русле предлагаемого подхода может представить интерес для исследователей и в педагогической психологии.
Чрезвычайно важным, например, является выяснение условий воспитания в
личности устойчивого и глубокого интереса к людям, проявляемого ею не в
абстрактной форме, а повседневно и постоянно по отношению к каждому человеку, с
которым ей приходится вступать в общение.
133
Актуально в рассматриваемом контексте изучение условий формирования у
личности устойчивой способности сопереживать и сочувствовать другим людям и
затем выбирать и реализовывать в своем поведении соответствующие требованиям
морали и в то же время учитывающие психологические особенности людей, с
которыми человек общается, способы обращения с каждым из них.
Необходимо расширить исследование системы факторов, от которых зависит
воспитание таких характеристик внимания, восприятия, памяти, мышления,
воображения, которые необходимы для понимания состояния другого человека, а
также воспитание у человека потребности в общей оценке своего поведения (при
общении с другими людьми), умения вносить в это поведение психологически
оправданные коррективы.
Большое поле для работы по изучению общения в свете идей В.Н. Мясищева
открывается в области социальной
психологии.
К настоящему времени уже многими исследованиями доказана
обусловленность формирования ряда как простых, так и сложных образований в
личности характером воздействий той общности людей, в которую эта личность
входит.
Безоговорочное принятие личностью выработавшихся в группе требований к
людям, к их поведению, формирование на основе их ее
собственных оценочных эталонов и стандартов поведения и использование их не
только в рамках общности, но и вне этой общности; полупринятие и связанное с ним
сосуществование в сознании личности противоречащих друг другу эталонов и
способов обращения с представителями одних и тех же типов личности либо
отдельных людей или, наконец, полное отрицание этих требований и, стало быть,
отсутствие в сознании личности эталонов и способов обращения, сформировавшихся
под воздействием этой общности, — все это должно рассматриваться не только как
следствие того или иного положения личности в общности, или ее стажа
пребывания в ней, или сформированности самой общности как коллектива. В
подобных случаях должны приниматься во внимание степень и направление развития
самой личности в целом, и в частности воспитанности в ней характеристик, через
которые и в которых она проявляет себя и как объект, и как субъект общения.
Столь же большое значение должно придаваться выяснению степени рассогласования
между требованиями, которые воплотились в этих характеристиках, и требованиями
общности, членом которой стала личность.
Актуальным является изучение различных общностей (учебных,
производственных, спортивных, семейных и др.) с целью выявления, обобщения и
систематизации параметров их бытия — характера общественного мнения в них,
эмоционального климата, взаимоотношений и других определяющих характер
формирования в человеке как субъекте общения особенностей, которые имел в виду
В.Н. Мясищев.
В последнее время проявляется все больший интерес к так называемым стереотипам
в сознании людей, используемым для раскрытия внутреннего мира другого человека,
а также при определении и оценивании личностного ядра человека. В ряду причин,
порождающих явление стереотипизации, психологами
выявлена большая роль общности, к которой принадлежит человек.
Должно также развиваться и другое направление: изучение условий, необходимых для того чтобы личность, формируемая в той или
иной общности, не оставалась на ступени стереотипного, шаблонного
«психологического отклика» на людей при общении с ними, а постоянно вносила бы
поправки в этот «отклик», в свое понимание другого человека, отношение к нему,
обращение с ним, учитывая его индивидуальное своеобразие.
В области психологии труда можно
также наметить, отталкиваясь от идей В.Н. Мясищева, некоторые направления
исследований.
Сравнение различных видов трудовой деятельности позволяет увидеть, что
в одних из них главным объектом воздействия со стороны участвующей в ней
личности оказывается природа, в других — техника, в третьих — знаковые системы,
в четвертых — художественные образы, в пятых — человек. Естественно,
что каждый из этих видов деятельности в соответствии с присущей ему спецификой
быстрее выявляет и закрепляет те свойства личности, которые помогают ей успешно
участвовать в этом виде деятельности, и, соответственно, у нее (личности)
формируется склонность (не всегда ею осознаваемая) фиксировать эти значимые для
ее деятельности свойства и в других людях и на эти свойства эмоционально
реагировать.
В то же время другие стороны в психическом складе человека могут
замечаться слабее, и хуже может оцениваться их роль и место в нем. Поэтому, мы
считаем, необходимы специальные исследования для выявления возможных деформаций
в понимании личностью других людей, являющихся следствием узости взгляда на
этих людей, вытекающего из специфики профессии человека и связанного с ней
накапливаемого опыта общения. Нужны также и особые разработки, нацеленные на
поиск путей предотвращения такой деформации.
Большое значение имеют выявление особенностей классификаций
специалистов, представляющих ту или иную профессию, и изучение формирующихся у
них оценочных шкал, прикладываемых ими к людям в ходе работы по профессии.
Необходимо проанализировать изменения в этих оценочных шкалах, являющиеся
следствием обогащения профессионального опыта человека.
Особой задачей, решение которой в психологии труда также имеет
непосредственный выход в психологию общения, является и выяснение стереотипных
представлений, ассоциирующихся у личности с каждой из известных ей профессий.
Самостоятельное направление изучения психологии общения в трудовой
деятельности представляет освещение особенностей познавательных процессов,
эмоциональных переживаний, поведения людей, проявляемых ими по отношению друг к
другу, когда эти люди заняты коллективной деятельностью и выполняют в ней несовпадающие профессиональные роли.
134
Новый круг задач по изучению различных аспектов общения можно очертить
и в психологии управления.
Одним из условий успешности осуществления управленческих функций
руководителем, как известно, является знание и понимание подчиненных ему людей.
Здесь большое значение имеет умение выбирать по отношению к каждому
подчиненному способ обращения, который мобилизовывал
бы на работу в полной мере по способности и вместе с тем создавал хороший
эмоциональный настрой.
Важной задачей психологии является выяснение вопроса о том, как
личность, исходя из имеющихся у нее прав и обязанностей, связанных с ее
официальной ролью в организации, «отражает» выше-, равно- и нижестоящих и как
эти различия в служебных статусах влияют на обращение отдельной личности с
людьми, занимающими неодинаковое положение в организации.
Для создания типологии восприятия и понимания
членами организации друг друга, их отношений и обращения друг с другом
необходимо определить, как и в чем осложняют эти проявления психологии
человека, занимающего определенное место в официальной структуре организации,
факторы, связанные с его положением в неофициальной структуре этой же
организации, с его социально-психологическим статусом в ней как в коллективе, а
также установить доминирующие при этом у человека свойства
личности.
Необходимо целенаправленное проведение специальных исследований,
выясняющих эффект воздействия личности руководителя на познавательную,
эмоциональную и волевую сферу подчиненных. С этой целью следует
проанализировать психологические реакции подчиненных (характеризующихся разными
типами личности) на разные стили поведения и способы работы с подчиненными,
практикуемые руководителями, представляющими собой также разные типы личности.
Как продолжение этих исследований надо осуществить выявление,
систематизацию и обобщение типичных ошибок, допускаемых руководителями в
общении с подчиненными, проанализировать причины их возникновения и показать
психологические последствия каждой из этих ошибок.
Необходимо и полезно, и не только для психологии, но и для педагогики
эстетического воспитания, принцип трактовки общения, предложенный В.Н.
Мясищевым, реализовать в психологии искусства. Например, восприятие и понимание
людьми, относящимися к различным возрастным, половым и профессиональным
группам, персонажей спектакля или фильма, созданных конкретными актерами,
различия в отношении, которое эти персонажи вызывают к себе у зрителей,
представляющих различные социальные общности, — это проблемы, которые также
поддаются освещению в предложенном выше аспекте. То же самое относится и к
изучению впечатлений, которые производят на зрителя или читателя люди в
произведениях изобразительного искусства или художественной литературы.
Научные факты, накапливаемые в работах указанного
плана, помогают ответить на вопрос, имеющий практическое значение очень определенно
сказать, каким должен быть внешний и внутренний облик человека и как этот
человек должен себя вести, выступая в конкретной социальной роли, чтобы
вызывать желательную реакцию со стороны воспринимающих его лиц, социальные и
психологические характеристики которых заранее известны.
Подход к изучению общения, предложенный В.Н. Мясищевым, позволяет
развернуть исследования, которые своими результатами могут значительно
обогатить и медицинскую психологию. Восприятие
и понимание врачом больного, классификации типов больных, учитывающие
своеобразие их личности, особенности врачебной интуиции, проявляющейся в
способности врача поставить себя на место больного, — разработка этих вопросов
имеет не только теоретическое значение, но и представляет ценность для
практики.
Существенное значение в разработке проблем
психологии общения врача и больного будет иметь и накопление научных фактов,
раскрывающих психологию больного в его взаимоотношениях с врачом — его
(больного) восприятие и понимание врача, вызываемые манерой обращения врача и
эмоциональные переживания, основания, на которых возникают убеждение в его
высокой компетентности и готовность безоговорочно следовать его предписаниям. Поэтому заслуживают поддержки предпринятые в советской психологии попытки
экспериментальной проработки проблем социально-психологической совместимости
врача и больного.
Важной задачей, которую надо решить в медицинской психологии, исследуя
общение, является изучение особенностей познавательных процессов больного, его
отношения и его обращения, когда они направлены на других больных, находящихся
вместе с ним на излечении. Эти особенности, за которыми всегда стоит личность
больного, в конечном счете влияют на
социально-психологический климат вокруг него и на психическое самочувствие
каждого больного.
Актуальным направлением освещения проблемы общения в
медицинской психологии и педагогике являются изучение познания других людей,
отношения к ним и обращения с ними у человека, имеющего большие или меньшие
отклонения от нормы в его физической наружности, являющиеся следствием
перенесенной болезни, неправильного развития до рождения, травм и т. д.
В чем конкретно выражается своеобразие, характеризующее познавательную,
эмоциональную и волевую сферы людей с физическими недостатками, когда они
общаются с другими людьми; как зависят особенности, выражающие это своеобразие,
от возраста человека, его пола, вида его профессионального труда; как влияет на
это своеобразие характер самого физического недостатка; с помощью
каких педагогических мер следует уменьшить действие «комплекса физической
неполноценности» на весь психический мир человека, имеющего отклонение от нормы
в своем физическом облике, — получить более глубокие ответы на эти вопросы, чем
это мы имеем сейчас, — одна из задач медицинской психологии.
135
Особое направление в изучении общения в патопсихологии с позиций, предложенных В.Н. Мясищевым, составляет
выявление особенностей познания других людей, отношения к ним и обращения и их
взаимосвязей у лиц, страдающих различными нервно-психическими расстройствами.
Обнаружение в таком изучении особенностей внимания, восприятия, памяти,
воображения, мышления, характера переживаний, возникающих у человека по поводу
других людей, устанавливающегося у него типа обращения с этими людьми, а также
прослеживание их связи с определенными формами расстройств психики
служат дополнительным звеном при осуществлении диагноза заболевания.
Определенное место в рассматриваемом цикле исследований должны занять
также работы, выясняющие характеристики познания, чувств, воли, всего
поведения, когда они направлены на других людей у умственно отсталого (в той
или иной степени) человека. Знание этих характеристик необходимо для более оптимальной организации через общение
учебно-воспитательной работы с этой категорией людей.
В заключение следует коснуться еще одной проблемы
общения, которая прямо относится к компетенции медицинской психологии и
разрешение которой вполне укладывается в ту исследовательскую схему, которую
предложил В.Н. Мясищев. Речь идет о выяснении причин психотерапевтического воздействия на
личность специально подбираемой для оказания такого воздействия группы, в
которую включается эта личность. Хотя работ, описывающих
большие или меньшие изменения в познавательной, эмоциональной и волевой сферах
личности в результате воздействия таких групп, опубликовано немало, однако все
они пока научно уязвимы из-за отсутствия в них строго научного прослеживания
причинно-следственных зависимостей, стоящих за изменениями в личности.
Выше проанализированы основные направления возможной реализации идей
В.Н. Мясищева при исследовании личности в общении в различных областях
психологической науки. Выполненные к настоящему времени разработки, в основу
которых была положена логика изучения общения, предложенная В.Н. Мясищевым,
обогатили психологическую науку фактами, расширившими и углубившими имевшееся в
ней понимание феноменов, закономерностей и механизмов общения. Новые
исследования, осуществляемые в представленном направлении, будут развивать и
дальше систему научных знаний, отражающих существо межличностного общения в
разных обстоятельствах жизни людей.
Поступила в редакцию 17. XII 1982 г.