Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

131

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

 

ОБ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ В.Н. МЯСИЩЕВА

 

А.А. БОДАЛЕВ

 

В последние годы в советской психологической науке увеличивается количество работ, посвященных решению методологических, теоретических, экспериментально-методических и прикладных проблем, которые возникают при освещении такой сложной области психологии, какой является психология общения.

Ведущие специалисты по проблемам общения Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин выступили с оригинальными, в каждом случае по-своему обоснованными научными программами, формулирующими задачи, принципы и пути дальнейшего изучения феноменологии, закономерностей и механизмов общения и прогнозирующими характер последствий, которые будет иметь реализация этих программ для дальнейшего развития общей теории психологии и для расширения участия психологической науки в решении прикладных задач различных классов.

Необходимо напомнить в связи с этим о перспективности еще одного подхода к освещению главной проблематики общения, который, если его развить и конкретизировать, позволяет также построить достаточно эвристичную и вместе с тем продуктивную по ожидаемым результатам исследовательскую программу, нацеленную на дальнейшее развитие психологии общения.

В 1970 г. на Всесоюзном симпозиуме, посвященном состоянию и перспективам изучения общения, который проводился в Ленинградском университете, В.Н. Мясищев высказал идею о том, что общение является таким процессом непосредственного или опосредствованного техническими устройствами взаимодействия людей, в котором можно четко выделить три теснейшим образом взаимосвязанных компонента — психическое отражение участниками общения друг друга, отношение их друг к другу и обращение их друг с другом. Психологическая наука, ставя перед собой задачу всестороннего освещения феноменологии, закономерностей и механизмов общения, должна вширь и вглубь исследовать эти три компонента, а также изучить зависимости, связывающие эти компоненты между собой.

Объединяющая все научные труды В.Н. Мясищева идея о том, что психологические исследования (неважно, посвящены ли они изучению простых или сложных образований в психике человека) должны быть личностными, и приведенная выше его мысль о трех компонентах в изучении общения дает нам возможность предложить и обосновать самостоятельную (от программ, указанных выше) программу психологического освещения проблемы общения. Эта программа, первый набросок которой здесь предлагается, содержит перечни задач, которые должны быть решены в каждой из основных областей психологической науки.

В области общей психологии — это последовательное выявление и изучение разных типов мотивационно-потребностной сферы личности и особенностей ее влияния на различные характеристики общения — на все познавательные процессы личности, на ее переживания и эмоциональное состояние, на поведение, когда этой личности приходится взаимодействовать с другими людьми

Другая, вытекающая из первой, важная общепсихологическая задача, нуждающаяся в экспериментальном обосновании, заключается в создании типологии личностей, различающихся характерными для них уровнями познания других людей, отношениями к этим людям, видами обращения с ними и присущей каждому типу спецификой «сплава» отражения, отношения и обращения.

Актуальной, но трудной задачей является выяснение с общепсихологических позиций содержания, структуры, форм проявления у личности при ее реальном взаимодействии с людьми коммуникативного блока качеств, от которого зависят общая успешность ее общения и диапазон колебаний этой успешности в связи с изменениями в условиях общения.

Немаловажной задачей является выяснение роли других блоков свойств в структуре личности, а также и отдельных черт в них, которые, по-разному в разных условиях «сопрягаясь» с блоком коммуникативных черт личности, меняют ее характеристики как объекта и субъекта общения, более или менее сильно сказываются на протекании процессов познания ею других людей, на особенностях эмоционального отклика, который они у нее по отношению к себе вызывают, и на ее обращения с ними.

Интересной общепсихологической задачей выступает сравнительное изучение характеристик познавательных процессов личности, ее эмоциональной сферы и поведения, когда объектами их оказываются человек, с одной стороны, и любой другой элемент действительности — с другой.

Нуждаются в систематическом изучении с общепсихологических позиций основные составляющие интеллекта человека — внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когда их объектом выступает человек.

Поскольку внимание, восприятие, память, мышление, воображение личности в ходе ее общения с другими людьми всегда образуют сложные симптомокомплексы, перед исследователями личности, когда она проявляет себя как объект и субъект общения, встает еще одна методически нелегко поддающаяся решению задача: помимо прослеживания парциальных характеристик этих процессов в целом, когда они оказываются направленными на другого человека, исследовать их работу «по обслуживанию» общения человека во «взаимосвязях»

 

132

 

друг с другом и показать их как функционирование целостно понимаемого интеллекта человека со всеми обусловливающими своеобразие этого функционирования в условиях общения причинно-следственными зависимостями.

Фундаментальную задачу, решение которой прояснит многое в феноменологии, закономерностях и механизмах общения, пока еще неизвестных психологической науке, представляет освещение во всех его связях и опосредствованиях «аффективного» компонента в общении, являющегося, по мысли В.Н. Мясищева, ядром личности при отношении к тем людям, с которыми ей по разным поводам повседневно приходится взаимодействовать.

Отправляясь от всех объективирующихся в общении характеристик эмоциональной сферы личности, существенно также для более полного охвата проблемы проследить их влияние на становление типичного для личности стиля общения с людьми, выработку привычных для нее способов поведения в различных ситуациях, которые так или иначе оказываются связанными с общением. Конечно, сказанное не исключает и других направлений изучения общения личности.

В акте обращения одной личности с другой личностью В.Н. Мясищев, как известно, рассматривал не отдельные, частные стороны поведения, а вытекающие из ее понимания людей и отношения к ним формы речевого и неречевого поведения. Таким образом, изучая обращение личности с личностью, следует выделить и описать основные типы обращения человека с человеком, установить психологический подтекст каждого из них и проследить связи каждого из этих типов с теми образованиями в личности, которые обусловливают их главные характеристики.

Заключая перечень задач, подлежащих решению, при изучении общения с позиций общей психологии следует подчеркнуть еще несколько принципиальных моментов в предлагаемом разделе программы. Общение представляет собой, как правило, такое взаимодействие людей, в котором каждый из участников этого взаимодействия, побуждаемый более или менее осознаваемыми им мотивами, реализует определенные цели. Люди вступают друг с другом в общение и для совместного выполнения какого-то вида деятельности, требующего от них сотрудничества (вместе играть, мастерить вещь, решать теоретическую задачу и т. п.). Во всех этих случаях цели и мотивы деятельности, в которой как обязательное условие ее выполнения присутствует общение, способы ее осуществления (которых должны придерживаться ее участники) всегда актуализируют в психике каждого человека, вовлеченного в эту деятельность, новые по сравнению с «чистым» общением характеристики. Во всех этих случаях деятельности происходит познавание каждой личностью всех других участников, проявляется и изменяется отношение ее к ним и имеет место обращение ее с ними, т. е. компоненты, характеризующие общающихся и само общение, отмеченные В.Н. Мясищевым, обязательно присутствуют и здесь. Но деятельность налагает на них свою печать, и роль их усложняется.

В связи с этим представляется, что установление общих закономерностей влияния деятельности на характер «отражения», отношений и обращения друг с другом ее участников — важная задача психологии.

Наконец, поскольку общение — это всегда взаимодействие людей, то изучение его должно включать в себя не только исследование того, как у каждого из участников его «работает интеллект» во время «чистого» общения или в деятельности, как функционирует у каждого из них эмоциональная сфера и каким оказывается поведение в целом в выявленных и классифицированных наукой типичных ситуациях общения (кстати, это тоже задача, которую должна решить общая психология), но это изучение должно привести к ответам на вопросы: каким образом, когда и почему по ходу развертывающегося взаимодействия людей (взаимодействия интеллектов, чувств, воли людей, проявляющихся в речевых и неречевых формах их поведения) происходят изменения в их познавательных процессах, в их переживаниях, в их обращении друг с другом и в характере вклада каждого из них в выполняемую ими совместно деятельность и в чем, в каких, конкретно, характеристиках психики эти изменения выражаются?

Все перечисленные исследования, предлагаемые нами, должны представлять собой строго продуманную систему и с самого начала должны быть нацелены на обобщения в рамках и с позиций общей психологии.

В возрастной психологии также четко просматривается ряд направлений развертывания исследований в области общения. Это прежде всего исследования, но теперь уже с постоянным учетом возраста общающихся, всех тех феноменов и зависимостей между ними, которые выше были названы как предмет изучения для общей психологии.

Ряд работ, идущих в этом направлении, сейчас уже выполнен. Однако эти исследования, осуществляющие анализ параметров общения с позиций возрастной психологии, не представляют пока еще строгой системы, а носят, скорее, форму психологической проверки возможности изучения с учетом возраста человека, отдельных сторон познавательных процессов, проявлений его эмоционального мира и поведения и некоторых их взаимосвязей, когда объектом для них оказывается другой человек.

Одним из возможных направлений, охватывающих все возрастные ступени развития человека, являются циклы исследований, посвященные различиям в общении человека с людьми из одной с ним возрастной группы и в общении его с людьми из других возрастных групп, а также исследования, принимающие во внимание не только фактор возраста общающихся, но и их половую принадлежность. Большой спектр проблем психологии общения в русле предлагаемого подхода может представить интерес для исследователей и в педагогической психологии.

Чрезвычайно важным, например, является выяснение условий воспитания в личности устойчивого и глубокого интереса к людям, проявляемого ею не в абстрактной форме, а повседневно и постоянно по отношению к каждому человеку, с которым ей приходится вступать в общение.

 

133

 

Актуально в рассматриваемом контексте изучение условий формирования у личности устойчивой способности сопереживать и сочувствовать другим людям и затем выбирать и реализовывать в своем поведении соответствующие требованиям морали и в то же время учитывающие психологические особенности людей, с которыми человек общается, способы обращения с каждым из них.

Необходимо расширить исследование системы факторов, от которых зависит воспитание таких характеристик внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, которые необходимы для понимания состояния другого человека, а также воспитание у человека потребности в общей оценке своего поведения (при общении с другими людьми), умения вносить в это поведение психологически оправданные коррективы.

Большое поле для работы по изучению общения в свете идей В.Н. Мясищева открывается в области социальной психологии.

К настоящему времени уже многими исследованиями доказана обусловленность формирования ряда как простых, так и сложных образований в личности характером воздействий той общности людей, в которую эта личность входит.

Безоговорочное принятие личностью выработавшихся в группе требований к людям, к их поведению, формирование на основе их ее собственных оценочных эталонов и стандартов поведения и использование их не только в рамках общности, но и вне этой общности; полупринятие и связанное с ним сосуществование в сознании личности противоречащих друг другу эталонов и способов обращения с представителями одних и тех же типов личности либо отдельных людей или, наконец, полное отрицание этих требований и, стало быть, отсутствие в сознании личности эталонов и способов обращения, сформировавшихся под воздействием этой общности, — все это должно рассматриваться не только как следствие того или иного положения личности в общности, или ее стажа пребывания в ней, или сформированности самой общности как коллектива. В подобных случаях должны приниматься во внимание степень и направление развития самой личности в целом, и в частности воспитанности в ней характеристик, через которые и в которых она проявляет себя и как объект, и как субъект общения. Столь же большое значение должно придаваться выяснению степени рассогласования между требованиями, которые воплотились в этих характеристиках, и требованиями общности, членом которой стала личность.

Актуальным является изучение различных общностей (учебных, производственных, спортивных, семейных и др.) с целью выявления, обобщения и систематизации параметров их бытия — характера общественного мнения в них, эмоционального климата, взаимоотношений и других определяющих характер формирования в человеке как субъекте общения особенностей, которые имел в виду В.Н. Мясищев.

В последнее время проявляется все больший интерес к так называемым стереотипам в сознании людей, используемым для раскрытия внутреннего мира другого человека, а также при определении и оценивании личностного ядра человека. В ряду причин, порождающих явление стереотипизации, психологами выявлена большая роль общности, к которой принадлежит человек.

Должно также развиваться и другое направление: изучение условий, необходимых для того чтобы личность, формируемая в той или иной общности, не оставалась на ступени стереотипного, шаблонного «психологического отклика» на людей при общении с ними, а постоянно вносила бы поправки в этот «отклик», в свое понимание другого человека, отношение к нему, обращение с ним, учитывая его индивидуальное своеобразие.

В области психологии труда можно также наметить, отталкиваясь от идей В.Н. Мясищева, некоторые направления исследований.

Сравнение различных видов трудовой деятельности позволяет увидеть, что в одних из них главным объектом воздействия со стороны участвующей в ней личности оказывается природа, в других — техника, в третьих — знаковые системы, в четвертых — художественные образы, в пятых — человек. Естественно, что каждый из этих видов деятельности в соответствии с присущей ему спецификой быстрее выявляет и закрепляет те свойства личности, которые помогают ей успешно участвовать в этом виде деятельности, и, соответственно, у нее (личности) формируется склонность (не всегда ею осознаваемая) фиксировать эти значимые для ее деятельности свойства и в других людях и на эти свойства эмоционально реагировать.

В то же время другие стороны в психическом складе человека могут замечаться слабее, и хуже может оцениваться их роль и место в нем. Поэтому, мы считаем, необходимы специальные исследования для выявления возможных деформаций в понимании личностью других людей, являющихся следствием узости взгляда на этих людей, вытекающего из специфики профессии человека и связанного с ней накапливаемого опыта общения. Нужны также и особые разработки, нацеленные на поиск путей предотвращения такой деформации.

Большое значение имеют выявление особенностей классификаций специалистов, представляющих ту или иную профессию, и изучение формирующихся у них оценочных шкал, прикладываемых ими к людям в ходе работы по профессии. Необходимо проанализировать изменения в этих оценочных шкалах, являющиеся следствием обогащения профессионального опыта человека.

Особой задачей, решение которой в психологии труда также имеет непосредственный выход в психологию общения, является и выяснение стереотипных представлений, ассоциирующихся у личности с каждой из известных ей профессий.

Самостоятельное направление изучения психологии общения в трудовой деятельности представляет освещение особенностей познавательных процессов, эмоциональных переживаний, поведения людей, проявляемых ими по отношению друг к другу, когда эти люди заняты коллективной деятельностью и выполняют в ней несовпадающие профессиональные роли.

 

134

 

Новый круг задач по изучению различных аспектов общения можно очертить и в психологии управления.

Одним из условий успешности осуществления управленческих функций руководителем, как известно, является знание и понимание подчиненных ему людей. Здесь большое значение имеет умение выбирать по отношению к каждому подчиненному способ обращения, который мобилизовывал бы на работу в полной мере по способности и вместе с тем создавал хороший эмоциональный настрой.

Важной задачей психологии является выяснение вопроса о том, как личность, исходя из имеющихся у нее прав и обязанностей, связанных с ее официальной ролью в организации, «отражает» выше-, равно- и нижестоящих и как эти различия в служебных статусах влияют на обращение отдельной личности с людьми, занимающими неодинаковое положение в организации.

Для создания типологии восприятия и понимания членами организации друг друга, их отношений и обращения друг с другом необходимо определить, как и в чем осложняют эти проявления психологии человека, занимающего определенное место в официальной структуре организации, факторы, связанные с его положением в неофициальной структуре этой же организации, с его социально-психологическим статусом в ней как в коллективе, а также установить доминирующие при этом у человека свойства личности.

Необходимо целенаправленное проведение специальных исследований, выясняющих эффект воздействия личности руководителя на познавательную, эмоциональную и волевую сферу подчиненных. С этой целью следует проанализировать психологические реакции подчиненных (характеризующихся разными типами личности) на разные стили поведения и способы работы с подчиненными, практикуемые руководителями, представляющими собой также разные типы личности.

Как продолжение этих исследований надо осуществить выявление, систематизацию и обобщение типичных ошибок, допускаемых руководителями в общении с подчиненными, проанализировать причины их возникновения и показать психологические последствия каждой из этих ошибок.

Необходимо и полезно, и не только для психологии, но и для педагогики эстетического воспитания, принцип трактовки общения, предложенный В.Н. Мясищевым, реализовать в психологии искусства. Например, восприятие и понимание людьми, относящимися к различным возрастным, половым и профессиональным группам, персонажей спектакля или фильма, созданных конкретными актерами, различия в отношении, которое эти персонажи вызывают к себе у зрителей, представляющих различные социальные общности, — это проблемы, которые также поддаются освещению в предложенном выше аспекте. То же самое относится и к изучению впечатлений, которые производят на зрителя или читателя люди в произведениях изобразительного искусства или художественной литературы.

Научные факты, накапливаемые в работах указанного плана, помогают ответить на вопрос, имеющий практическое значение очень определенно сказать, каким должен быть внешний и внутренний облик человека и как этот человек должен себя вести, выступая в конкретной социальной роли, чтобы вызывать желательную реакцию со стороны воспринимающих его лиц, социальные и психологические характеристики которых заранее известны.

Подход к изучению общения, предложенный В.Н. Мясищевым, позволяет развернуть исследования, которые своими результатами могут значительно обогатить и медицинскую психологию. Восприятие и понимание врачом больного, классификации типов больных, учитывающие своеобразие их личности, особенности врачебной интуиции, проявляющейся в способности врача поставить себя на место больного, — разработка этих вопросов имеет не только теоретическое значение, но и представляет ценность для практики.

Существенное значение в разработке проблем психологии общения врача и больного будет иметь и накопление научных фактов, раскрывающих психологию больного в его взаимоотношениях с врачом — его (больного) восприятие и понимание врача, вызываемые манерой обращения врача и эмоциональные переживания, основания, на которых возникают убеждение в его высокой компетентности и готовность безоговорочно следовать его предписаниям. Поэтому заслуживают поддержки предпринятые в советской психологии попытки экспериментальной проработки проблем социально-психологической совместимости врача и больного.

Важной задачей, которую надо решить в медицинской психологии, исследуя общение, является изучение особенностей познавательных процессов больного, его отношения и его обращения, когда они направлены на других больных, находящихся вместе с ним на излечении. Эти особенности, за которыми всегда стоит личность больного, в конечном счете влияют на социально-психологический климат вокруг него и на психическое самочувствие каждого больного.

Актуальным направлением освещения проблемы общения в медицинской психологии и педагогике являются изучение познания других людей, отношения к ним и обращения с ними у человека, имеющего большие или меньшие отклонения от нормы в его физической наружности, являющиеся следствием перенесенной болезни, неправильного развития до рождения, травм и т. д.

В чем конкретно выражается своеобразие, характеризующее познавательную, эмоциональную и волевую сферы людей с физическими недостатками, когда они общаются с другими людьми; как зависят особенности, выражающие это своеобразие, от возраста человека, его пола, вида его профессионального труда; как влияет на это своеобразие характер самого физического недостатка; с помощью каких педагогических мер следует уменьшить действие «комплекса физической неполноценности» на весь психический мир человека, имеющего отклонение от нормы в своем физическом облике, — получить более глубокие ответы на эти вопросы, чем это мы имеем сейчас, — одна из задач медицинской психологии.

 

135

 

Особое направление в изучении общения в патопсихологии с позиций, предложенных В.Н. Мясищевым, составляет выявление особенностей познания других людей, отношения к ним и обращения и их взаимосвязей у лиц, страдающих различными нервно-психическими расстройствами. Обнаружение в таком изучении особенностей внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, характера переживаний, возникающих у человека по поводу других людей, устанавливающегося у него типа обращения с этими людьми, а также прослеживание их связи с определенными формами расстройств психики служат дополнительным звеном при осуществлении диагноза заболевания.

Определенное место в рассматриваемом цикле исследований должны занять также работы, выясняющие характеристики познания, чувств, воли, всего поведения, когда они направлены на других людей у умственно отсталого (в той или иной степени) человека. Знание этих характеристик необходимо для более оптимальной организации через общение учебно-воспитательной работы с этой категорией людей.

В заключение следует коснуться еще одной проблемы общения, которая прямо относится к компетенции медицинской психологии и разрешение которой вполне укладывается в ту исследовательскую схему, которую предложил В.Н. Мясищев. Речь идет о выяснении причин психотерапевтического воздействия на личность специально подбираемой для оказания такого воздействия группы, в которую включается эта личность. Хотя работ, описывающих большие или меньшие изменения в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности в результате воздействия таких групп, опубликовано немало, однако все они пока научно уязвимы из-за отсутствия в них строго научного прослеживания причинно-следственных зависимостей, стоящих за изменениями в личности.

Выше проанализированы основные направления возможной реализации идей В.Н. Мясищева при исследовании личности в общении в различных областях психологической науки. Выполненные к настоящему времени разработки, в основу которых была положена логика изучения общения, предложенная В.Н. Мясищевым, обогатили психологическую науку фактами, расширившими и углубившими имевшееся в ней понимание феноменов, закономерностей и механизмов общения. Новые исследования, осуществляемые в представленном направлении, будут развивать и дальше систему научных знаний, отражающих существо межличностного общения в разных обстоятельствах жизни людей.

 

Поступила в редакцию 17. XII 1982 г.