Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

77

 

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 

С.Г. ШУМАН

 

В г. Комсомольске-на-Амуре с 1977 г. работает на общественных началах городской консультационный пункт психолого-педагогической помощи родителям и воспитателям (общественная лаборатория по изучению и устранению причин отклоняющегося от нравственных норм поведения детей, подростков и молодежи).

Педагоги и психологи (преподаватели кафедры общей педагогики и психологии Комсомольского-на-Амуре педагогического института), учителя, врачи-психиатры, логопеды, наркологи, работники милиции, наставники молодежи, студенты педагогического института — сотрудники этого консультационного пункта — дают квалифицированные рекомендации родителям и воспитателям по исправлению и перевоспитанию детей подростков, молодежи и взрослых людей.

Кроме того, консультационный пункт ведет большую работу по профилактике отклоняющегося от нравственных норм поведения [2]. С этой целью пропагандируются психолого-педагогические, юридические и медико-психологические знания среди учителей, родителей и учащихся. Изучая и обобщая положительный, передовой опыт семейного воспитания и опыт воспитательной работы в школах и ПТУ, сотрудники консультации распространяют его среди населения путем регулярных публикаций в городской и краевой газетах по актуальным вопросам воспитания, выступлений на городских родительских конференциях (в том числе и конференциях отцов), зональных и всесоюзных научно-практических конференциях, на семинарах, в лекториях и университетах психолого-педагогических знаний для всех категорий воспитателей.

Однако основное и наиболее сложное направление работы консультационного пункта — индивидуальная помощь людям [9], [10], которую можно разделить на ряд этапов: а) сбор информации о причинах, вызвавших трудности в воспитании, обучении ребенка, в общении с ним; б) теоретическое осмысление полученной информации; в) выдвижение предварительной гипотезы о причинах, породивших нежелательное поведение; г) поиск средств, направленных на снятие указанных причин; д) разработка рекомендаций участникам создавшейся психолого-педагогической ситуации; е) обучение их средствам, позволяющим устранить негативные явления; ж) реальная помощь в устранении причин нежелательного поведения ребенка.

В основе нашей работы лежат теоретические положения [3], [4], [6], некоторые из них мы коротко изложим.

Любое поведение человека побуждается комплексом потребностей и мотивов, которые развиваются у него в течение жизни под влиянием факторов окружающей его социальной среды. Мотив мы рассматриваем как стадию развития потребности, когда она «осознана» (Ю.В. Шаров), «опредмечена» (А.Н. Леонтьев), человек знает средства ее реализации и умеет ими пользоваться. Чтобы представить себе мотивационно-потребностную сферу человека (особенности ее строения, содержания), необходимо тщательно изучить весь путь его индивидуального взаимодействия с этой средой.

Развитие мотивационно-потребностной сферы субъекта происходит в активной деятельности, поэтому необходимо проследить отношение человека к деятельности на всех этапах его развития, а также средства, используемые

 

78

 

им для достижения цели. В структуре мотивационно-потребностной сферы в качестве ведущих выступают те или иные потребности (группы потребностей). Они и определяют направленность личности.

Если на пути удовлетворения потребностей ребенка возникают трудности, он начинает искать способы их преодоления. В качестве таких трудностей могут выступать действия и поступки воспитателей, учителей и родителей. Анализ полученного материала позволил сделать вывод, что нарушения в поведении детей проявляются как сопротивление, протест против неправильного поведения взрослых, необоснованных запретов, порицаний и т. п. Протест может выражаться в упрямстве, невыполнении требований, грубости, нежелании выполнять ту или иную деятельность. В знак протеста дети могут делать назло, мстить, убегать из дома и т. п. У таких детей неизбежно возникает и развивается индивидуалистическая или эгоистическая направленность личности (в последнем случае ребенок стремится удовлетворять свои потребности за чужой счет, нередко причиняя немалый вред окружающим людям).

Изменить поведение ребенка — это значит изменить структуру его мотивационно-потребностной сферы, сформировать у него в качестве ведущей общественно значимой потребности потребность приносить пользу обществу, коллективу, отдельным людям. Поэтому различные виды деятельности ребенка с отклоняющимся поведением необходимо организовывать как общественно направленные [11], [12]. Основная функция процесса воспитания и состоит в управлении такими видами деятельности. В своей работе воспитатели используют различные педагогические средства. Однако к педагогическим можно отнести только такие средства, которые обеспечивают реализацию воспитательных целей. В противном случае эти средства должны квалифицироваться как антипедагогические, от использования которых необходимо отказываться.

В случае неуспеха педагогической (воспитательной) деятельности причины этого необходимо искать в неверных целях и средствах воспитателя.

Поскольку цель воспитания — развитие психических, нравственных и физических качеств человека в их взаимосвязи, через включение субъекта в активную деятельность, то к эффективным средствам воспитания можно отнести лишь те, которые включают человека в такую деятельность и обеспечивают успех в ней.

Разработка теоретических положений, на которых основывается практическая помощь людям, — одна из важных задач, решаемых сотрудниками консультационного пункта. Вместе с тем понятно, что добиться успеха в изменении поведения человека невозможно без определения реальных причин, его породивших. Нередко во времени эти причины отдалены от актуального поведения человека. Кроме того, как отмечает Б.Ф. Ломов, «мы нередко стремимся рассматривать в качестве причины интересующего нас акта некоторое единственное предшествующее ему событие. Между тем действительной причиной оказывается целый ряд событий, предшествующих изучаемому поведенческому акту» [8; 27].

Для определения комплекса причин, породивших нежелательное поведение ребенка, мы применяем системный подход к анализу его деятельности и отношений на протяжении всей его жизни. Системный подход позволяет рассмотреть человека как сложную многомерную, многоуровневую, динамическую систему (см.: [5], [8]). В соответствии с этим подходом мы определяем особенности и уровень развития его физических, психических и нравственных качеств к тому моменту, когда начали его изучать; изучаем особенности нарушений в его поведении, степень отклонения от нормы; прослеживаем, как изменялся человек в течение жизни, что обусловливало его изменение «изнутри» и «извне»; прогнозируем поведение в будущем. Получение исчерпывающих сведений о человеке позволяет установить комплекс реальных причин, породивших нежелательное поведение, и наметить комплекс средств, обеспечивающих его коррекцию.

Данный подход нашел реальное воплощение в разработанной нами программе изучения ребенка, которую мы используем на этапе сбора информации о нем.

 

79

 

Начиная работать с семьей, мы собираем общие сведения о ребенке, родителях, других членах семьи (ф., и., о., возраст, школа, класс, место работы, должность, образование, домашний адрес), узнаем особенности его биологического развития. Нас интересует все, что могло влиять на развитие ребенка, начиная с беременности матери. Выясняем, не было ли у родственников психических заболеваний; не употребляли ли родители алкогольные напитки; какова была обстановка в семье до рождения ребенка; быт ли он желанным, как протекали роды, не было ли асфиксии или других сложностей; какими болезнями болел ребенок; как шел процесс физического и психического развития на ранних этапах; когда наступил период полового созревания; каков тип темперамента ребенка.

Далее, мы изучаем микросоциальную среду, в которой развивался ребенок. Нас интересуют следующие вопросы.

Влияние семьи.

Кто, в основном, занимался воспитанием ребенка. Какие личностные качества присущи этим людям. Как развивался ребенок в первый год своей жизни, не было ли в этот период какого-то события, случая, которые могли бы сильно потрясти, взволновать, испугать ребенка. Какие методы применяли родители в дошкольный период развития ребенка, как на них реагировал ребенок, какие претензии к его поведению в этот период были у родителей, что их настораживало и смущало. Как развивался ребенок в период обучения в начальной школе; охотно ли пошел в школу. С какими трудностями в этот период встретились родители, как они их преодолевали, какие использовали педагогические средства, какой эффект дали эти средства. Как развивался ребенок в период обучения в средних и старших классах; какие изменения в его поведении возникли в период полового созревания; как на эти изменения реагировали родители; что настораживало в поведении ребенка в этот период; как преодолевали родители встречавшиеся воспитательные трудности; как реагировал ребенок на воспитательные средства, которые использовали родители. Какие обязанности по дому имеет ребенок; чем занимается дома в свободное время. Как складывались взаимоотношения в семье между родителями и родственниками (и другими членами семьи) во все периоды развития ребенка. Как складывались взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи. Доволен ли был ребенок местом, которое занимал в системе межличностных отношений в семье. Изучают ли родители педагогическую литературу; когда начали свое педагогическое образование.

Влияние школы.

Как учится ребенок; каково его отношение к отдельным предметам. Какие средства использовались учителями для включения ребенка в различные виды деятельности. Какие общественные поручения имеет и выполняет ребенок в школе. Как относится к труду. Как складывались взаимоотношения между учителями и ребенком во все периоды его учебы. Как на разных возрастных этапах складывались взаимоотношения между ребенком и учениками. Доволен ли ребенок местом, занимаемым в системе межличностных отношений. Каковы взаимоотношения родителей и учителей.

Влияние друзей, товарищей.

С кем дружит ребенок; что связывает его с друзьями, каково влияние на него друзей; чем занимается в свободное время. Какое место в системе межличностных отношений занимает ребенок; доволен ли он этим.

Нас интересуют также личностные качества ребенка, проявляющиеся в поведении и деятельности (направленность личности, самооценка, отношение к успеху и неуспеху в деятельности, активность, самостоятельность, трудолюбие, упорство в достижении цели, коллективизм, дисциплинированность, самокритичность, скромность, внимательное отношение к людям и т. д.), а также уровень развития психических процессов.

 

Применение системного подхода к анализу поведения и деятельности человека и определению причин отклонений от нормы позволяет комплексно подойти к его исправлению. Решить успешно эту задачу нам помогает объединение усилий специалистов разных профилей, работающих в консультационном пункте.

Наметив комплекс целей нравственного совершенствования воспитанника, мы ищем комплекс адекватных им средств, причем ищем их по отношению к самому ребенку, его родителям, другим людям, оказывающим на него воспитательное влияние, по отношению к школьным учителям, друзьям и знакомым ребенка. Если причины его отклоняющегося поведения кроются в нарушениях функций психики, к работе привлекаются врачи-психиатры, которые лечат ребенка.

Понятно, что изменение поведения ребенка — это прежде всего изменение влияния на него микросоциальной среды, взаимоотношений между ребенком и всеми, кто постоянно с ним общается. Работа эта облегчается тем, что люди к нам приходят сами, добровольно. Психологически они готовы принять наши советы и рекомендации, верят, что в консультационном пункте им непременно помогут. Однако эта готовность направлена на изменение поведения ребенка, а не своего собственного поведения. Многие родители, например, не сразу соглашаются с тем, что воспитание ребенка — это прежде всего их самовоспитание и что исправление и перевоспитание ребенка начинается с изменения поведения взрослых, их отношения к ребенку, отказа от антипедагогических мер. С такими родителями

 

80

 

проводится разъяснительная работа, цель которой — вооружить их определенной системой психолого-педагогических знаний, вместе с ними найти причины возникших затруднений, сделать их своими единомышленниками, убедить в необходимости использовать наши рекомендации.

Особые трудности возникали у нас в начале работы во взаимоотношениях с некоторыми руководителями школ и учителями, что объясняется отсутствием подобного опыта взаимодействия. Убедившись, что сотрудники консультационного пункта приносят реальную пользу, и обогатившись специальными психолого-педагогическими знаниями в вечернем университете марксизма-ленинизма, где преподают члены нашей кафедры, работники школ стали нашими помощниками и единомышленниками. Этому способствовала также и работа с учителями по пропаганде психолого-педагогических знаний (лекции, участием работе педсоветов, выступления на методобъединениях учителей, на различных совещаниях).

Начиная работать с теми, кто обратился к нам за помощью, мы берем на себя обязательство не разглашать полученные от них сведения и не использовать эти сведения им во вред. Изучив причины негативного поведения ребенка, осмыслив полученную информацию, мы выдвигаем рабочую гипотезу, которая в дальнейшем уточняется, углубляется, конкретизируется. Поскольку без участия самих посетителей невозможно добиться успеха в определении реальных причин, породивших то или иное негативное поведение ребенка, и в устранении этих причин, мы объясняем им ошибки в их поведении и деятельности, добиваемся осознания ими необходимости изменения способов общения с окружающими людьми. Кроме того, и в этом наше отличие от психологических консультаций, функционирующих в отдельных регионах нашей страны, мы даем посетителям рекомендации относительно того, что именно надо менять, обучаем их средствам управления своим поведением, а также оказываем реальную помощь в исправлении и нравственном совершенствовании ребенка (привлекая для этого в ряде случаев и студентов педагогического института).

Как мы уже отмечали, любое поведение, любая деятельность человека полимотивированы. Поставив задачу изменить поведение человека, мы ищем средства изменения структуры его мотивации. Эти средства направлены на то, чтобы вызвать у человека потребность изменить свое поведение, отказаться от действий и поступков, оказывающих психотравмирующее влияние на окружающих. При этом мы ищем важную, значимую для человека положительную потребность, реализовать которую мешают его собственные негативные действия и поступки, и добиваемся осознания этого.

 

Так, к нам обратилась мать девочки-старшеклассницы. Девочка не хотела учиться, грубила родителям, не выполняла их требования. После того как отчим однажды ее наказал, девочка пыталась уйти из дома.

Начав работать с этой семьей, мы выяснили, что отчим часто в пьяном виде устраивает в доме скандалы, не раз выгонял из дома жену со старшей дочерью и маленьким сыном. Не вытерпев его издевательств, дочь потребовала от матери разойтись с отчимом. В результате отчим возненавидел приемную дочь.

В этой психотравмирующей атмосфере сын, брат девочки по матери, рос слабым, болезненным, с явными признаками неврастении. Выяснив, что отец очень любит своего сына и хочет, чтобы он был счастливым, мы добились осознания отцом истинной причины болезненного состояния ребенка — своего аморального поведения. Врачи-психиатры, работающие в консультационном пункте, объяснили, какой трагедией в будущем может обернуться для мальчика поведение отца. Осознание степени своей вины и стремление искупить ее оказались столь сильными, что отец отказался от предложенного врачом-наркологом лечения, заявив, что у него хватит силы воли самому справиться с алкогольной зависимостью.

Слово свое он сдержал. В течение трех лет мы наблюдали за этой семьей, и не раз в консультационный пункт приходила счастливая женщина, которой мы помогли сохранить семью.

 

Непременное условие успеха нашей работы — о чем мы предупреждаем посетителей — точное выполнение наших рекомендаций, базирующихся на четких всесторонних представлениях консультирующего о причинно-следственных связях, породивших нежелательное поведение их ребенка. Коррекцию взаимоотношений воспитателей с воспитанниками мы осуществляем до тех пор, пока не начинает меняться поведение детей, не снимаются причины, вызвавшие их негативное поведение, и не меняется система воспитательного влияния на них.

 

81

 

В нашей работе мы используем различные методы. На этапе изучения причин нежелательного поведения мы проводим групповые и индивидуальные беседы (как с ребенком, так и со всеми людьми, включенными во взаимодействие с ним). В беседе применяем прямые и косвенные вопросы, стремимся вызвать доверие ребенка и взрослых, услышать мнение их друг о друге. По результатам беседы составляем предварительные характеристики людей, влияние которых на ребенка нам предстоит изучить. Например, в беседе со школьниками используем вопросы типа: «Как бы ты поступил, если бы...?»; «Если бы ты был занят какими-то своими делами и папа попросил бы тебя помочь ему в каком-то деле, то как бы ты поступил?» Методика проведения беседы варьирует в зависимости от возраста, пола ребенка.

С целью изучения качеств личности ребенка, проявляющихся в общении, в успешной и неуспешной деятельности, мы создаем специальные ситуации, куда включаем одного ребенка или двух детей одновременно. Наблюдение в этих случаях позволяет получить дополнительную информацию об уровне притязаний, самооценке, направленности личности и т. д.

Кроме того, значительную информацию мы получаем из наблюдений, которые проводим в консультационном пункте, в школе, в семье, где ребенок включен в различные виды деятельности и взаимоотношений. К этой работе мы привлекаем студентов педагогического института — членов консультпункта.

Специальному изучению подвергаются результаты учебной и других видов деятельности ребенка. Для определения уровня развитости психических процессов и качеств личности воспитанников мы применяем задачи на исключение предмета, на установление существенных признаков, задания на самооценку, на анализ и синтез пространственных отношений, на раскрытие смысла басен, пословиц, поговорок и т. д. Всю полученную информацию мы теоретически осмысливаем, обобщаем, анализируем.

На последующих этапах нашей работы мы применяем методы разъяснения, убеждения, медико-психологического внушения, психологической терапии; обучаем конкретным методам организации деятельности, методам контроля и самоконтроля и деятельности воспитателей и воспитанников.

Проиллюстрируем сказанное примерами из нашей работы по изучению и устранению причин нежелательного поведения учащихся.

 

Сашу К. — ученика II класса — в консультационный пункт привела учительница. Она хотела выяснить, есть ли основания для направления мальчика во вспомогательную школу. Жалобы учительницы: «У мальчика плохая память, он не всегда может повторить то, что услышит, часто уходит с уроков и из группы продленного дня, пишет медленно, делает много ошибок, плохо читает и считает».

Общение с Сашей в процессе беседы показало, что он — живой, энергичный, коммуникабельный мальчик, с доброй улыбкой на открытом лице, сангвиник. Изучение уровня развития ребенка показало, что он смышленый, разбирается в житейских ситуациях, обладает хорошей памятью, любознательный, имеет хорошо развитое конкретное мышление, справляется с логическими заданиями.

Когда Саша учился в I классе, сменилось пять учителей; Саша, кроме того, долго болел; родители не уделяли должного внимания занятиям с сыном — в итоге во II класс его перевели с серьезными пробелами в знаниях, умениях и навыках.

Новая учительница, которая начала работать с ребенком во II классе, пытаясь помочь Саше, начала заниматься с ним дополнительно, но о неудачах и непослушании ребенка сообщала отцу, который его часто наказывал. Ребенок, видя в учительнице источник страданий, стал делать ей все назло, перестал оставаться на занятия после уроков, не отвечал на вопросы учительницы на уроке.

Пробелы накапливались, мальчик не достигал успеха в познавательной деятельности, утверждался в мысли, что он «хуже других». В общественную работу его не включали. Учительница стала настраивать против Саши учащихся класса и их родителей, говоря, что он «тянет класс назад». Соклассники дразнили Сашу, и он стал убегать из школы.

Начиная работу по устранению причин, породивших нежелательное поведение ребенка, мы встретились с соклассниками, провели беседу, предложив им поддержать Сашу, помочь ему. На классном родительском собрании нам удалось изменить отношение родителей к Саше и к классу в целом — они стали активными помощниками учительницы в воспитании школьников. Вместе с учительницей мы составили программу дополнительных занятий с Сашей. Учительнице стали помогать две студентки — одна помогала наверстать упущенное по математике, вторая — по русскому языку. Отца Саши мы просвещали в области психолого-педагогических знаний. По нашему предложению ребенку дали интересное общественное поручение. Его поддерживали, хвалили, помогали достичь успеха.

 

82

 

В итоге Саша успешно закончил II класс, а его учительница приобрела хороший опыт работы с педагогически запущенными детьми.

 

По поводу Юры К. в консультпункт обратились родители. Он перестал посещать занятия в ПТУ, куда поступил с желанием. Юра — единственный, поздний ребенок немолодых родителей. Родители много внимания уделяли развитию сына, в семье теплые взаимоотношения, отец не пьет, нет скандалов, ссор.

Нам пришлось встречаться (и не раз) с родителями и руководителями ПТУ, учителями школы, где он учился, с его другом, с самим Юрой. Беседы, наблюдения за Юрой и другие методы позволили определить причины, по которым он перестал посещать занятия в ПТУ.

Родители, не жалея сил для развития сына, восторгались каждым его новым словом, поступком, формируя завышенную самооценку ребенка. Не приучая к труду в семье и не включая Юру в другие виды общественно направленной деятельности, они способствовали развитию у ребенка индивидуалистической направленности. Занимался он лишь тем, что нужно было только для него (фотографировал, что-либо мастерил, читал). На первых порах в школе Юра выделялся эрудицией, начитанностью, учился весьма успешно. Но, не привыкший к систематическому труду и усидчивости, уже в IV классе стал учиться хуже. Закончил VIII класс на «тройки». А потребность быть на виду осталась. Поэтому решил пойти учиться в ПТУ, где, как предполагал, вновь сможет занять позицию интеллектуального лидера. Так оно и случилось. Избранная профессия нравилась ему, учился он успешно. Однако это было до тех пор, пока в группу не пришел юноша, обладающий не меньшими познаниями в области техники, но, в отличие от высокомерного, заносчивого Юры, добрый, общительный, веселый. К нему потянулись ребята, Юра потерял позицию лидера и решил уйти из ПТУ.

Много раз встречаясь с Юрой, мы в беседах постепенно убедили его изменить самооценку, изменить отношение к людям (к родителям и окружающим). С отцом Юры мы наметили программу изменения способов общения с сыном, устранения ошибок, допущенных в его воспитании. Вместе с воспитателями училища мы разработали методику индивидуального подхода к подростку, убедили их изменить к нему отношение — ведь Юра стал другим человеком. Ему удалось преодолеть самого себя, изменить отношение к себе и людям. Он вернулся в училище и успешно закончил первый курс.

Не раз еще приходили в консультпункт Юра с отцом — мы корректировали их общение друг с другом, продолжали работу с Юрой.

 

Приведенные и другие примеры подтверждают мысль о большой пользе, которую приносит работа консультационного пункта не только отдельным людям, но и коллективам, с которыми связаны эти люди, обществу в целом. Ведь речь идет об активной помощи и постоянном участии его сотрудников в формировании интересов и потребностей каждой конкретной личности, заботе о ее нравственном здоровье, готовности к жизни, к труду [1].

За годы своей работы консультационный пункт накопил большой практический опыт. Обобщая и анализируя этот опыт, его сотрудники получают новые данные для совершенствования организации своей работы, для уточнения и углубления своих теоретических позиций, уже не раз помогавших им выбрать правильный подход к решению той или иной практической задачи.

 

1. Материалы XXVI съезда КПСС. — М., 1981. —63 с.

2. Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Лучков В. В. Психологическую науку на службу практике. — Вопросы психологии, 1974, № 4, с. 32—38.

3. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.— 216 с.

4. Забродин Ю. М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы). — Психологический журнал, т. 1, № 2, 1980, с. 5—18.

5. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). — М., 1974. — 328 с.

6. Ломов Б. Ф. О путях развития психологии. — Вопросы психологии, № 5, 1978, с. 31—43.

7. Ломов Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. — Психологический журнал, 1980, т. 1,№ 1, с. 8—20.

8. Ломов Б. Ф. Об исследовании законов психики. — Психологический журнал, 1982, т. 3, № 1, с. 18—30.

9. Психологическая служба в СССР, ее задачи, содержание и организация (круглый стол). — Вопросы психологии, № 2, 1979, с. 3— 26; № 3, 1979, с. 123—128; № 4, 1979, с. 3—22.

10. Психологическая служба в школе (круглый стол). — Вопросы психологии, 1982, № 3, с. 62—93; 1982, № 4, с. 75—103.

И. Шуман С. Г. Шире применять индивидуальный подход в педагогической практике. — М., 1981. —40 с.

12. Шуман С. Г. Изучение мотивов участия подростков в общественно полезной деятельности. — В сб.: Проблемы психологии современного подростка. М., 1982, с. 87—90.

 

Поступила в редакцию 27.IX.1982 г.