Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

164

 

ВТОРАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1

 

А. В. ЗАХАРОВА

Москва

 

С 28 по 30 сентября 1982 г. в Туле проходила вторая Всесоюзная конференция по педагогической психологии, посвященная обсуждению проблем учебной деятельности школьников. На нее съехались более 300 представителей научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, институтов усовершенствования и школ всех пятнадцати республик нашей страны. Конференция имела целью подвести итоги исследований, проведенных за истекшие четыре года после первой конференции, скоординировать научные планы, определить пути дальнейших научных поисков, и в частности пути расширения прикладных исследований, имеющих непосредственное значение для педагогической практики.

В работе конференции приняли участие заведующий отделом науки и школ Тульского обкома КПСС Н. Н. Миронов, ректор Тульского государственного педагогического института им. Л. Н. Толстого В. Г. Сапогов. С вступительным словом выступил академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР А. А. Бодалев, охарактеризовавший

 

165

 

основные итоги и перспективы развития психологии обучения и воспитания.

На первом пленарном заседании было заслушано пять докладов: В. В. Давыдов (Москва) осветил современные проблемы учебной деятельности; С. Д. Максименко (Киев) остановился на проблеме методов исследования в возрастной и педагогической психологии; анализу основных категорий педагогической психологии (учебная деятельность, учение, усвоение) был посвящен доклад Н. Ф. Талызиной (Москва); особенности генетико-моделирующего метода в возрастной и педагогической психологии охарактеризовала Г. И. Минская (Тула); X. Я. Лийметс (Таллин) посвятил свой доклад учебной деятельности старшеклассников. Осветив теоретические аспекты проблемы учебной деятельности, раскрыв ее роль в, психическом развитии школьников, докладчики выделили дискуссионные моменты данной проблемы, подчеркнули необходимость систематизации и определения основных категорий педагогической психологии. Было отмечено также, что наиболее продуктивным методом исследования психологических проблем учебной деятельности является генетико-моделирующий метод, дающий возможность соединить теоретическое проектирование с практическим формированием основных психических функций и новообразований в каждом возрастном периоде развития учащихся.

На секции «Формирование личности школьников в процессе учебной деятельности» (руководитель И. В. Дубровина, Москва) обсуждалась роль учебной деятельности в формировании у учащихся нравственных убеждений, мировоззрения, коммунистических черт личности (Т. К. Мухина, Москва; В. К. Демиденко, Бердянск; А. К. Дусавицкий, Харьков; Г. М. Шакирова, Ташкент; Г. М. Неровных, Абакан; В. Э. Чудновский, Москва; Э, А. Мазитова, Душанбе, и другие). В ряде выступлений освещались теоретические и прикладные аспекты проблемы гармонического развития личности в процессе учебной деятельности (И. В. Дубровина; В. В. Репкин, Харьков; А. З. Рахимов, Уфа, и другие). В центре внимания выступавших были также вопросы формирования у учащихся способности к саморегуляции и самообразованию (Г. А. Вайзер, Москва; В. Е. Клочко, Караганда; Е. С. Львов, Мелитополь; Л. В. Кузнецова, Москва; Р. С. Ходос, Мелитополь; Т. И. Беленко, Дрогобыч; В. А. Комогоркин, Рязань, и другие). Отмечалось, что важным условием привития учащимся навыков самоорганизации является ознакомление их с элементами научной организации умственного и физического труда, воспитание у них определенных качеств личности, развитие чувства коллективизма, взаимопомощи, эмпатии. Обсуждались также вопросы формирования у учащихся активной жизненной позиции, особая роль в этом процессе направленной организации общения учащихся (К. Ш. Ахияров, Бирск; Д. Р. Кадырбаева, Москва; Т. К. Завгородняя, Киев; Н. Ю. Максимова, Киев, и другие).

Опытом формирования личности в процессе учебно-воспитательной работы в сельской школе поделился со слушателями Н. А. Аверин (Семеновская средняя школа, Запорожская обл.). Ю. Н. Вьюнкова (Москва) охарактеризовала основные формы работы педагога-психолога в школе, подчеркнув особую роль для практики воспитания коррекционно-формирующих форм.

Заседания секции «Учебная деятельность, ее формирование и диагностика» (руководитель A. К. Маркова, Москва) были посвящены обсуждению теоретических подходов к исследованию учебной деятельности, определению условий ее формирования и путей разработки психологических критериев, выявляющих уровни ее сформированности. Особый интерес участники секции проявили к проблеме мотивации учебной деятельности. Основные направления и задачи исследования мотивации в возрастной и педагогической психологии получили освещение в докладе А. К. Марковой. В ряде выступлений были раскрыты пути изучения и условия формирования мотивации, возрастные и педагогические аспекты данной проблемы (М. В. Матюхина, Волгоград; О. К. Гребенюк, Казань; B. Ф. Моргун, Полтава; А. Д. Алферов, Ростов-на-Дону; А. Б. Орлов, Москва; И. Ю. Кулагина, Москва, и другие). Значительное внимание уделялось вопросам структуры учебной деятельности, раскрытию ее содержательных характеристик и роли в психическом развитии учащихся (И. И. Ильясов, Москва; Г. С. Абрамова, Брест; В, В. Репкин, Харьков; А. В. Скрипченко, Киев; Н. И. Мурачковский, Гомель; У. В. Ульенкова, Горький; К. А. Оразбекова, Алма-Ата; Л. X. Шакенова, Омск, и другие). В центре внимания были также вопросы диагностики учебной деятельности, непосредственно связанные с проблемой повышения эффективности и качества обучения, его влияния на психическое развитие учащихся (Г. Н. Александров, Орджоникидзе; З. И. Калмыкова, Москва; В. Г. Леонтьев, Новосибирск; Е. Б. Брюков, Львов, и другие). Ряд выступлений был посвящен раскрытию особенностей формирования учебной деятельности при усвоении определенного предметного содержания (В. П. Беспечанский, Челябинск; Т. Ф. Акбашев, Уфа; Л. П. Бельковец, Москва; С. Т. Сатбалдина, Уфа; А. З. Рахимов, Уфа, и другие).

Работу секции «Формирование психологической готовности к труду в условиях учебной деятельности» открыла руководитель секции Э. А. Фарапонова (Москва). Были заслушаны доклады и сообщения о разработках проблемы трудового обучения в русле психологической теории учебной деятельности, основу которой составляет длительный формирующий эксперимент (Т. И. Воройская, Воронеж; Э. А. Фарапонова, Москва; Н. В. Соломин, Новокузнецк, и другие). Выступавшие подчеркивали необходимость комплексного решения проблем трудового обучения и профориентации (И. Т. Сенченко, Грозный; З. А. Решетова, Москва; Е. А. Пустовой, Ростов-на-Дону, и другие), отмечали особую важность исследований, направленных на изучение деятельности учителей труда, вооружения их знаниями возрастных психологических особенностей учащихся (В. Н. Забелин, Южно-Сахалинск; И. Д. Бех, Киев, и другие). В ряде сообщений отмечалось, что важным условием профессионального самоопределения учащихся является непосредственное включение их в производительный труд (Р. А. Пономарева, Киев; С. А. Мищик, Москва, и другие). Д. Д. Шило

 

166

 

осветил в своем докладе многолетний опыт трудового обучения в сельской школе (Валки, Харьковская обл.), организованного как созидательный процесс, в результате которого создаются материальные ценности, а у учащихся формируются определенные нравственные качества и психологические установки. Вопросы положительного влияния трудового обучения на личность школьника были в центре внимания и ряда других участников секции (Ф. И. Иващенко, Минск; В. В. Погосян, Ереван, и другие). Важное место было отведено проблемам диагностики практической готовности учащихся к труду. В ряде выступлений рассматривались конкретные методики, выявляющие готовность учащихся к труду, уровень сформированности у них тех или иных профессиональных умений и навыков, подчеркивалась необходимость комплексного определения показателей готовности (И. Н. Яровой и С. Н. Киселев, Н. Т. Малюта, В. К. Кузьменков, Славянск).

На секции «Психолого-педагогические проблемы организации учебной деятельности» (руководитель И. С. Якиманская, Москва) обсуждались следующие проблемы: формы организации учебной деятельности учащихся; психолого-педагогические предпосылки совершенствования подготовки учителя к профессиональной деятельности; общение учителей и учащихся в условиях учебной деятельности. При обсуждении первой проблемы поднимались вопросы формирования способов усвоения знаний как условия организации учебной деятельности школьников, организации и исследования коллективных форм учебной деятельности в школьном обучении и в педагогических вузах (И. С. Якиманская, В. В. Рубцов, Москва; Г. С. Сухобская, С. П. Иванова, Ленинград, и другие). При обсуждении второй проблемы — совершенствования подготовки учителя — в центре внимания были вопросы приобщения учителя к исследовательской деятельности, к учету в психологической диагностике состояния учебной деятельности у учащихся, к построению и реализации коррекционных программ обучения (Я. Л. Коломинский, Е. П. Панько, Минск; Р. П. Безделина, Магнитогорск; Л. А. Бондаренко, С. Л. Коробко, Киев, и другие). Острая и оживленная дискуссия развернулась при обсуждении вопроса о создании психологической службы в школе; были выявлены различные формы этой работы, ее основные направления (Е. Д. Божович, Москва; Л. Ф. Чупрова, Абакан; Т. С. Яценко, Черкассы; А. Э. Штейнмец, Брянск; В. П. Шуман, Комсомольск-на-Амуре, и другие). Было отмечено, что работа школьного психолога должна осуществляться в тесном контакте с педагогом, физиологом, гигиенистом, патопсихологом; одной из форм сотрудничества этих специалистов может стать лсихолого-педагогический консилиум.

Проблеме общения учителей и учащихся в условиях учебной деятельности также был посвящен ряд докладов и выступлений (Я. Л. Коломинский, Минск; В. И. Карикаш, Черкассы; A. И. Красило, Москва; Б. А. Ильюк, Киев; B. И. Данилина, Орел; Л. С. Подымова, Москва, и другие). Отмечалось, что необходимо вооружить учителя методами диагностики форм и уровней общения, знаниями о социальной перцепции, обучить его коммуникативным умениям и навыкам, способствующим формированию оптимальной социально-психологической позиции учителя.

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги проделанной работы. Содержательное обсуждение психолого-педагогических проблем показало, что за истекшие четыре года со времени первой конференции значительно расширилась проблематика исследований по проблемам обучения и воспитания, больший размах получили исследования формирующего характера, увеличилось количество прикладных исследований, накоплен опыт организации психологической службы в школе. Выполненные работы позволили получить данные, затрагивающие ряд фундаментальных проблем: проблему закономерностей формирования учебной деятельности — ее мотивации и структуры, условий и форм организации, места и роли в формировании личности учащегося, проблему методов совершенствования трудового обучения и профориентации.

Участники конференции обсудили пути дальнейшего развития исследований по педагогической психологии, выявили недостатки, тормозящие расширение и углубление исследований в этой области, использование их результатов в практике обучения и воспитания и приняли соответствующее решение.



1 Материалы конференции опубликованы в сб.: Психология учебной деятельности школьников. — М., 1982. — 350 с.