Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

ОБСУЖДЕНИЕ ЖУРНАЛА «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»

 

Т. В. МИШИНА

Москва

 

29 ноября 1982 г. на собрании Московского отделения Общества психологов СССР состоялось обсуждение журнала «Вопросы психологии». Собравшиеся психологи выслушали доклад главного редактора журнала доктора психологических наук, профессора А. М. Матюшкина.

Главный редактор в начале своего выступления отметил, что журнал «Вопросы психологии» уже несколько лет не единственный печатный орган, обслуживающий психологическую науку. Появились такие издания, как «Психологический журнал» и «Вестник Московского университета», с которыми сотрудничает наш журнал. В связи с этим произошло некоторое естественное перераспределение тематики, а также авторского и читательского активов.

Докладчиком была проанализирована карта распространения журнала по республикам, краям и областям СССР, а также по зарубежным странам.

Подводя итоги работы за год, докладчик рассказал об изменениях в структуре журнала и некоторых формах его работы, связанных с необходимостью более эффективно способствовать улучшению качества обучения и воспитания в системе народного образования, выдвинутых XXVI съездом КПСС, а также в соответствии с планом Академии педагогических наук СССР о внедрении результатов научных исследований в практику обучения и воспитания.

Эти изменения, в частности, состояли в создании ряда новых разделов в журнале, таких, как «Теоретические исследования», «Тематические сообщения и публикации», «Педагогическая и возрастная психология», «Психология и педагогическая практика», «Психологическая консультация». Создание этих разделов целенаправленно ориентирует авторов на интенсивное исследование и решение теоретических и особенно практических проблем в процессах обучения и воспитания учащихся во всех типах учебных заведений, в школе, в семье, в производственных и других коллективах.

Докладчик подробно охарактеризовал каждый из разделов. В разделе теоретических исследований, например, систематически стали публиковаться тематические подборки, в которых нередко представлены разные точки зрения авторов по ряду актуальных проблем, нацеленных на практику. Были опубликованы статьи по вопросам психодиагностики, по проблемам психологической активности личности, обсуждены проблемы деятельности, психосемантики и др.

К теоретическому отделу примыкает отдел тематических сообщений и публикаций, который дает возможность обсуждать теоретический материал на постановочной стадии, т. е. тогда, когда проблема только ставится и исследование еще только начинает развертываться.

Годовая практика работы этих отделов была оценена выступавшими по докладу весьма положительно.

Важнейшее значение в журнале имеют новые разделы, такие, как «Психология и педагогическая практика» и «Психологическая консультация». В прошедшем году было многое сделано, чтобы организовать материалы для них: проведены «круглый стол» по психологической службе в школе, встречи редакции с читателями — учителями и преподавателями высших и других учебных заведений в ИУУ Москвы, в ИПК АПН СССР, в Академии общественных наук при ЦК КПСС, на собраниях местных обществ психологов в Ташкенте и Киеве; проведено обсуждение этих вопросов на заседании Отделения возрастной психологии и физиологии Президиума АПН СССР, в партбюро НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Вместе с тем статьи, поступающие в эти отделы, и их качество все еще находятся на низком теоретическом уровне и еще порой далеки от нужд практики. Большую часть статей, предназначенных для внедрения в практику школы, составляют инициативные публикации, не включенные в план научных работ ученых. В связи с этим редакция испытывает известные трудности в тематическом и календарном планировании их. Целесообразно поэтому, подчеркнул докладчик, в планах научных работ НИИ и кафедр предусматривать подготовку публикаций, отражающих решение важнейших практических задач обучения и воспитания и адресованных непосредственно практическим работникам — учителям и другим работникам народного образования.

С целью повышения качества статей в указанных разделах журнал планирует проведение конкурсов на лучшую публикацию.

Рассказывая о традиционных для журнала разделах (например, экспериментальном), докладчик отметил, что редакция в дальнейшем и от их авторов также будет требовать не только констатации или регистрации результатов экспериментов, но и выводов, нацеленных на практическое применение этих результатов.

Говоря о таких традиционных рубриках, как «За рубежом», «Критика и библиография», главный редактор подчеркнул, что редакция совершенствует и впредь будет находить новые формы для совершенствования публикуемого здесь материала. По-прежнему актуальными, например в первом из названных разделов, остаются вопросы критического

 

164

 

отношения к научной продукции западных исследований с учетом их адресованности. Статьи в отделе критики должны помочь читателю разобраться в выходящей по психологической специальности литературе, содержать объективную оценку, помогающую и автору рецензируемого материала в его дальнейшей работе. В отделе «Научная жизнь» необходимо давать более информативный материал и совершенствовать форму его подачи.

Журнал «Вопросы психологии» придавал и придает большое значение проблемам истории отечественной психологии и психолого-педагогического наследия. В 1982 г. довольно большое количество работ этого плана уже было опубликовано в журнале (статьи об A. А. Смирнове, Б. М. Теплове, С. В. Кравкове, П. А. Шевареве, Б. Г. Ананьеве, B. Н. Мясищеве и др.). В 1983 г. будет продолжена серия статей о педагогическом наследии (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьеве).

 

*

 

Предлагая вниманию собравшихся некоторые перспективные темы на 1983 г. и далее, А. М. Матюшкин в числе запланированных назвал статьи, отражающие задачи психологической науки в связи с обострением идеологической борьбы на современном этапе, а также конкретные события научной жизни (к VI Всесоюзному съезду психологов), статьи, разрабатывающие теоретические вопросы марксистской психологии (к 165-летию со дня рождения К. Маркса), теоретические статьи по вопросам мышления, сознания и личности, по проблемам общения и деятельности и т. д.

В план на 1983 г. входят публикации статей молодых ученых.

В 1983 г. и в последующие годы в практических отделах журнала планируется система публикаций, предназначенных для совершенствования психологической подготовки (обучения) учителей и других категорий читателей по основным разделам общей и педагогической психологии; будут подготовлены и опубликованы специальные подборки по проблемам психологических основ подготовки учебника, по проблемам психологических особенностей обучения детей шести лет, психологических проблем обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, психологических основ патриотического и интернационального воспитания школьников, психологических механизмов коммунистической убежденности, творческого отношения к труду у школьной молодежи. Найдут свое освещение профконсультация как психологическая проблема, вопросы нравственного воспитания школьников, дальнейшее совершенствование школьных программ и учебников, формирование психологической готовности к труду, формирование активной жизненной позиции, психологические факторы повышения эффективности управленческого труда и т. д. и т. п.

В своем докладе А. М. Матюшкин рассказал также о редакции, ее составе, обязанностях ее сотрудников, трудностях работы, о тех требованиях, какие редакция предъявляет авторам, и призвал собравшихся к более активному участию в работе журнала.

А. М. Матюшкин отметил, что упавший было за 1982 г. тираж вновь резко возрос (на 2 тыс. экз.). Это говорит о том, что журнал вновь привлекает внимание психологов и педагогов, вновь вызывает интерес.

Выступавшие по докладу психологи (Б. Б. Коссов — Академия МВД, И. Н. Семенов — ВНИИТЭ, А. А. Прессман — МГПИ им. В. И. Ленина и др.) отметили высокий научный уровень публикаций, их пользу для решения практических задач. Были высказаны пожелания по совершенствованию работы журнала