Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

160

 

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

П. ТУЛЬВИСТЕ

Тарту

 

Белявский И. Г., Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1982. — 224 с.

 

Историческая психология представляет собой интердисциплинарную область исследования, одну из тех, в которых выражается стремление гуманитарных наук к сближению между собой. В то же время работы в этой области достаточно четко делятся на исторические и психологические, удачный синтез и соответствующие методы пока не сформировались. Поэтому следует приветствовать появление преимущественно методологической книги И. Г. Белявского и В. А. Шкуратова.

Это книга не столько по исторической психологии, сколько о ней. В первом разделе, составляющем большую часть книги, дается общий очерк истории представлений о людях прошлого, начиная от мифологических представлений и до структуралистских. Обсуждаются подходы, сложившиеся внутри исторической науки, философии, этнографии и психологии. Подробнее прослеживаются попытки создать историческую психологию как самостоятельную науку — французские школы ФевраМандру и МейерсонаВернана, американская психоистория. Во втором разделе авторы книги, считающие историческую психологию прежде всего наукой об истории человеческой личности, сосредоточивают свое внимание на этой последней. Отдельно разбирается очерк об историческом развитии личности из известной книги румынско-английского исследователя З. Барбу, который затем сопоставляется с работами Ж.П. Вернана о формировании личности древнего грека. В третьем, завершающем книгу разделе сперва обсуждаются возможности реконструкции исторических типов личности, поведения, мышления и т. д. на основе изучения «предметных средств человеческой психики», а затем приводятся некоторые данные об историчности онтогенеза личности.

Вслед за Вундтом (см. «Психологию народов») методом исторической психологии авторы считают реконструкцию психики на основе анализа явлений культуры: «Систематический анализ явлений культуры и последующее восстановление типов психической деятельности прошлого — это единственный способ научного изучения человеческого прошлого» (с. 222). Все же со времен Вундта многое изменилось. Во-первых, существует экспериментальная психология высших психических процессов, позволяющая проверять конкретные гипотезы. Во-вторых, если Вундт считал, что психика выражается в культуре, то, согласно Л. С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву и другим, она порождается культурой. Авторы рецензируемой книги признают центральное значение понятия деятельности для исторической психологии и многократно ссылаются на работы Леонтьева. В то же время в книге утверждается: «...в весьма сходных результатах деятельности могут быть опредмечены различные психические силы (это относится к сенсорно-перцептивным, моторным, интеллектуальным процессам, не говоря уже о потребностях и мотивах)... Мы не считаем, что предметная сторона культуры сама по себе обладает способностью говорить о породивших ее психологических силах» (с. 190). Как же быть с реконструкцией? Задача психологического объяснения материала «кажется реальной, поскольку наиболее общие закономерности идеального отражения, деятельности, поведения характерны для всего человеческого рода и не подвержены культурно-историческим вариациям» (с. 191). Поэтому возможно использование данных экспериментальной, а также детской, патологической, этнической психологии (там же).

Ссылка на общие закономерности представляется здесь верной, но недостаточной. Ведь историческую психологию интересуют прежде всего изменения и различия, а не то, что остается неизменным. Скорее всего историческая психология никогда не достигнет своей цели, если ограничится попытками соотносить результаты общей и экспериментальной психологии с историческими источниками, хотя и это было бы шагом вперед по сравнению с ныне существующими направлениями исторической психологии, в которых результаты экспериментальных исследований применяются при реконструкции крайне редко или вовсе не применяются.

Думается, что выход заключается в принятии тезиса о том, что история не кончилась, а продолжается. Притом если исследования психики людей, живущих в «развитых» обществах, мало могут дать для понимания психики людей прошедшего, то межкультурные экспериментальные исследования, проводимые в так называемых традициональных культурах, могут играть решающую роль в преодолении методических трудностей, испытываемых исторической психологией как наукой о прошлом. Действительно, здесь можно изучать эмпирически и результаты различных видов деятельности, и сам процесс деятельности, и психику людей, занятых (и не занятых!) в этих видах деятельности. Разнообразие ныне существующих в мире культур позволяет изучать очень разные виды деятельности и обслуживающие их психические процессы, установить эмпирически соответствие между ними и выработать общие закономерности этого соответствия. И коль скоро выработаны эти закономерности, становится реальной и обоснованной реконструкция по сохранившимся явлениям культуры психики людей, создавших эти явления.

В некоторых же случаях распространенные в традициональных культурах виды деятельности и обслуживающие их психические процессы

 

161

 

аналогичны тем, которые были характерны для прошлого «развитых» обществ. Пренебрегать этим обстоятельством в нынешнее время, когда еще существуют традициональные общества, представляется непростительным упущением. В свое время В. Я. Пропп упрекал фольклористов, изучавших по сохранившимся отрывкам фольклор Древней Греции и игнорировавших то обстоятельство, что при этом можно учитывать данные о фольклоре нынешних традициональных обществ, во многом сопоставимых с греками эпох, предшествовавших великому перевороту. Представляется своевременным адресовать этот упрек историческим психологам, весьма ограниченно использующим указанные возможности, по-видимому, в силу исключительно хронологического, но не стадиального понимания истории. В качестве положительного примера хочется сослаться на исследования потребности достижений, проведенные Д. МакКлелландом и его сотрудниками (к сожалению, эти работы не учтены в рецензируемой книге). Установив эмпирически закономерные связи между степенью потребности достижений, особенностями предназначенных для детей текстов (в той или иной мере внушающих им эту потребность) и величиной национального дохода, исследователи на основе этих связей могли строить гипотезы о степени потребности достижений в различных обществах прошлого.

Со времен Вико при попытках реконструировать психику людей прошлого полагались на знания о психике ребенка, о которой мы имеем более прямые знания и которую можем эмпирически изучать. По сравнению с этой параллелью, скорее поднимающей проблемы, чем решающей их, подлежащие проверке параллели с психикой людей традициональных культур, которая в последние десятилетия все интенсивнее изучается экспериментально, представляются гораздо более обоснованными а перспективными для исторической психологии.

Рецензируемая книга полностью оправдывает свое название. В ней на интересном материале обсуждаются проблемы, важные как для психологии, так и для исторической науки. Мало того — она поднимает много проблем, не обсуждаемых в самой книге. Назовем одну: можно ли говорить о несформированности личности у наших современников из традициональных культур, находящихся на «догреческой» стадии? Во всяком случае, исследователям нельзя игнорировать ежедневное массовое становление личностей в этих странах в наше время.

Думается, что по мере дальнейшей гуманитаризации психологии человека обсуждаемые в рецензируемой книге проблемы будут двигаться от периферии психологии к ее центру.

 

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПЕДАГОГИКА»

(НОЯБРЬ—ДЕКАБРЬ 1982 г.)

 

Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2; Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — 336 с, ил. — 15 000 экз. 2 р. 10 к.

Багандов Б. М. Общественно-политическое воспитание старшеклассников / Под ред. И. С. Марьенко. — 112 с. — (Воспитание и обучение, Б-ка учителя). — 50 000 экз. 20 к.

Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. — 128 с, ил. — 100 000 экз. 2 р. 40 к.

Военно-патриотическое воспитание старшеклассников / Сост. И. М. Жуков. — 160 с. — (Воспитание и обучение. Б-ка учителя). — 50 000 экз. 35 к.

Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников — 176 с. — (Б-ка для родителей). — 100 000 экз. 35 к.

Кондаков М. И. Теоретические основы школоведения. — 192 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). — 20 000 экз. В пер. 1 р. 20 к., в обложке 85 к.

Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г. Н. Филонов. — 432 с, ил. — 200 000 экз. 2 р.

Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера. А. К. Марковой.—216 с, ил.— 10 000 экз. 1 р. 20 к.