158
ПОСОБИЕ ПО ПСИХОГИГИЕНЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
И. П. ВОЛКОВ
Ленинград
Захаров А. И.
Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л.: Медицина, 1982. — 216 с.
Автор рецензируемой
монографии А. И. Захаров является известным в нашей стране врачом-психотерапевтом,
пионером использования социально-психологических концепций и методов в изучении
и лечении неврозов у детей и подростков. В монографии на большом
экспериментально-психологическом, клиническом и теоретическом материале
показана роль современных психологических знаний, методов,
159
концепций в
психодиагностике, психопрофилактике и лечении детских
неврозов. Это делает данную монографию ценным научным пособием не только для
специалистов-психологов и врачей-психотерапевтов, но и для широкого круга работников
детских и школьных учреждений системы народного образования. Следует отметить,
что книга написана популярным языком, снабжена красочными рисунками, большим
числом конкретных примеров из воспитательной практики.
Неоспоримы и научные достижения автора. Центральная идея монографии А.
И. Захарова состоит в том, что эффективная профилактика и лечение детских
неврозов ныне невозможны без глубокого научно-психологического анализа их
причин и использования методов современной психологии. Эта идея развита в монографии
в рамках отечественной концепции патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева,
исходящей из понимания характера нарушений в отношениях личности.
На большом конкретном социально-психологическом материале автор
показывает преимущественную роль нарушенных семейных отношений и процессов
групповой динамики в семье в формировании невротической симптоматики. При этом
формирование невротических проявлений личности рассматривается автором с
позиций патолого-защитных механизмов поведения, что разделяется большинством
авторов, анализирующих проблему неврозов.
В монографии представлен всесторонний анализ личности ребенка-невротика,
особенности его отношений со сверстниками и в семье, типичные нарушения в
направленности и характере, показано влияние индивидуально-типологических
особенностей на процесс формирования невроза. При анализе нарушенных семейных отношений
преимущественное внимание обращено на неадекватные тактики родительского
подхода к детям, порождающие несоответствие воспитательного подхода личностным особенностям
детей. В монографии дана характеристика большого числа эмпирических методов и
приемов для оперативной и надежной социально-психологической диагностики
личности ребенка и его референтной группы. Заслуживают внимания и собственные авторские
методики и модификации общеизвестных методов социальной психологии (социометрии,
социодрамы и психодрамы, тестовых
методик для изучения личности, прожективных методик я
т. д.). В текст книги очень хорошо вписаны цветные рисунки детей-невротиков,
показана и психолого-диагностическая ценность, дана весьма оригинальная интерпретация
рисунков с позиций концепции нарушенных отношений личности.
Следует отметить, что труд А. И. Захарова является обобщением его
двадцатилетнего опыта работы как детского психолога и врача. Им создана и
апробирована оригинальная и научно обоснованная система поэтапного изучения и
лечения детских неврозов, которая хорошо зарекомендовала себя по итогам катамнеза и психопрофилактического влияния на родителей и
семью в целом.
Развивая и конкретизируя концепцию отношений В. Н. Мясищева, автор монографии
предлагает собственную концепцию о том, что глубинные причины невротизации
личности ребенка нужно искать не в психологических слабостях самого ребенка, а
в нарушенных процессах групповой динамики и структуры его семьи. Причем
этиологические корни этих причин нужно, как считает автор, анализировать через
механизм так называемого социального наследования поведенческих реакций и
социальных стереотипов личностного реагирования в трех поколениях родителей
конкретного ребенка. Эта концепция, как известно, представлена в работах академика
Н. П. Дубинина и позволяет по-новому осмыслить закономерности соотношения
социальных и биологических факторов в генезе детских неврозов, рассматривать
его формирование с позиций диалектического взаимодействия индивидуальных и средовых
причин. Психопрофилактика невротических реакций у
детей и подростков должна начинаться, по мысли автора, с изучения личности
родителей и прародителей ребенка, а также ближайшего социального окружения —
малых групп сверстников в детских учреждениях, во дворе и пр. Лишь после этой
предварительной работы внимание психолога, врача перемещается на личность
самого ребенка-невротика, что позволяет рассматривать особенности этой личности
и ее поведения в контексте свойств ее социальной микросреды. Углубленному
изучению ребенка способствует наблюдение за различными формами его игровой деятельности
в терапевтических группах; при этом используются методики психодрамы
и социодрамы, игровой коррекции взаимоотношений,
детский театр и др. Полученная таким образом информация уточняется на основании
данных анамнеза родителей и детей, результатов исследований личности и тестов.
Все это позволяет с большим эффектом осуществить процесс психотерапии.
Монография А. И. Захарова — ценное пособие по социально-психологическим
и медико-психологическим основам психодиагностики и психогигиены неврозов у
детей и подростков, которое может принести пользу и студентам, и, готовым специалистам
— психологам, врачам, учителям, воспитателям и руководителям детских
учреждений.