Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

ПОСОБИЕ ПО ПСИХОГИГИЕНЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

И. П. ВОЛКОВ

Ленинград

 

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л.: Медицина, 1982. — 216 с.

 

Автор рецензируемой монографии А. И. Захаров является известным в нашей стране врачом-психотерапевтом, пионером использования социально-психологических концепций и методов в изучении и лечении неврозов у детей и подростков. В монографии на большом экспериментально-психологическом, клиническом и теоретическом материале показана роль современных психологических знаний, методов,

 

159

 

концепций в психодиагностике, психопрофилактике и лечении детских неврозов. Это делает данную монографию ценным научным пособием не только для специалистов-психологов и врачей-психотерапевтов, но и для широкого круга работников детских и школьных учреждений системы народного образования. Следует отметить, что книга написана популярным языком, снабжена красочными рисунками, большим числом конкретных примеров из воспитательной практики.

Неоспоримы и научные достижения автора. Центральная идея монографии А. И. Захарова состоит в том, что эффективная профилактика и лечение детских неврозов ныне невозможны без глубокого научно-психологического анализа их причин и использования методов современной психологии. Эта идея развита в монографии в рамках отечественной концепции патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева, исходящей из понимания характера нарушений в отношениях личности.

На большом конкретном социально-психологическом материале автор показывает преимущественную роль нарушенных семейных отношений и процессов групповой динамики в семье в формировании невротической симптоматики. При этом формирование невротических проявлений личности рассматривается автором с позиций патолого-защитных механизмов поведения, что разделяется большинством авторов, анализирующих проблему неврозов.

В монографии представлен всесторонний анализ личности ребенка-невротика, особенности его отношений со сверстниками и в семье, типичные нарушения в направленности и характере, показано влияние индивидуально-типологических особенностей на процесс формирования невроза. При анализе нарушенных семейных отношений преимущественное внимание обращено на неадекватные тактики родительского подхода к детям, порождающие несоответствие воспитательного подхода личностным особенностям детей. В монографии дана характеристика большого числа эмпирических методов и приемов для оперативной и надежной социально-психологической диагностики личности ребенка и его референтной группы. Заслуживают внимания и собственные авторские методики и модификации общеизвестных методов социальной психологии (социометрии, социодрамы и психодрамы, тестовых методик для изучения личности, прожективных методик я т. д.). В текст книги очень хорошо вписаны цветные рисунки детей-невротиков, показана и психолого-диагностическая ценность, дана весьма оригинальная интерпретация рисунков с позиций концепции нарушенных отношений личности.

Следует отметить, что труд А. И. Захарова является обобщением его двадцатилетнего опыта работы как детского психолога и врача. Им создана и апробирована оригинальная и научно обоснованная система поэтапного изучения и лечения детских неврозов, которая хорошо зарекомендовала себя по итогам катамнеза и психопрофилактического влияния на родителей и семью в целом.

Развивая и конкретизируя концепцию отношений В. Н. Мясищева, автор монографии предлагает собственную концепцию о том, что глубинные причины невротизации личности ребенка нужно искать не в психологических слабостях самого ребенка, а в нарушенных процессах групповой динамики и структуры его семьи. Причем этиологические корни этих причин нужно, как считает автор, анализировать через механизм так называемого социального наследования поведенческих реакций и социальных стереотипов личностного реагирования в трех поколениях родителей конкретного ребенка. Эта концепция, как известно, представлена в работах академика Н. П. Дубинина и позволяет по-новому осмыслить закономерности соотношения социальных и биологических факторов в генезе детских неврозов, рассматривать его формирование с позиций диалектического взаимодействия индивидуальных и средовых причин. Психопрофилактика невротических реакций у детей и подростков должна начинаться, по мысли автора, с изучения личности родителей и прародителей ребенка, а также ближайшего социального окружения — малых групп сверстников в детских учреждениях, во дворе и пр. Лишь после этой предварительной работы внимание психолога, врача перемещается на личность самого ребенка-невротика, что позволяет рассматривать особенности этой личности и ее поведения в контексте свойств ее социальной микросреды. Углубленному изучению ребенка способствует наблюдение за различными формами его игровой деятельности в терапевтических группах; при этом используются методики психодрамы и социодрамы, игровой коррекции взаимоотношений, детский театр и др. Полученная таким образом информация уточняется на основании данных анамнеза родителей и детей, результатов исследований личности и тестов. Все это позволяет с большим эффектом осуществить процесс психотерапии.

Монография А. И. Захарова — ценное пособие по социально-психологическим и медико-психологическим основам психодиагностики и психогигиены неврозов у детей и подростков, которое может принести пользу и студентам, и, готовым специалистам — психологам, врачам, учителям, воспитателям и руководителям детских учреждений.