Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

150

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

КНИГИ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕОРИЯМ

 

West S. G., Wicklund R. A. A primer of social psychological theories.Monterey, California: Brooks/Cole, 1980. — 336 p.;

Slawski С J. Social psychological theories: A comparative handbook for students. — Gleniew: Scott, Foresman, 1981. —188 p.

 

Несмотря на значительный объем социально-психологической литературы, выходящей на Западе, книги, специально посвященные теоретическим вопросам этой дисциплины, сравнительно редки. В этом смысле выход в свет почти одновременно двух обобщающих руководств по теоретическим проблемам социально-психологической науки представляет несомненный интерес. Обе книги адресованы в первую очередь студентам психологических факультетов. Несмотря на общность темы, книги довольно сильно различаются между собой как в содержательном плане, так и в плане организации излагаемого материала. Руководство Стефена Уэста и Роберта Уикленда отражает точку зрения «психологически ориентированной» социальной психологии. Структурно книга разделена на шесть частей, каждая из которых, за исключением последней, включает три главы. Кроме того, имеется вступительная глава и приложение с описанием основных методов социально-психологического исследования. Каждая часть посвящена какому-либо одному базовому понятию или процессу в социальной психологии, а каждая из трех глав, составляющих данную часть, представляет собой альтернативные теоретические подходы к этому концепту или процессу. Для советского читателя несомненный интерес представляет сам набор тех теоретических концепций, которые, по мнению авторов, оказали наибольшее влияние на практику эмпирических исследований. С. Уэст и Р. Уикленд полагают, что большая часть эмпирических данных может быть объяснена и проинтерпретирована с помощью и на основе сравнительно небольшого количества

 

151

 

социально-психологических теорий. Часть первая — «Теории научения» — включает следующие главы: «Теория социальной фацилитации», «Теория аффективного подкрепления аттракции Бирна», «Теория социального научения Бандуры». Часть вторая — «Теории когнитивного соответствия» — состоит из глав: «Классическая теория баланса», «Теория диссонанса Фестингера» и «Теория справедливости» (equity). Третья часть посвящается процессам атрибуции. Здесь помещаются главы, излагающие, соответственно, теорию самовосприятия, теорию атрибуции Джонса и Дэвиса и теорию атрибуции Келли. В следующей части — «Самооценка и самообъяснение» — описываются теория социального сравнения Фестингера, теория эмоций Шахтера и теория самосознания (self-awareness). Часть пятая — «Достижение и лидерство» — включает главы: «Теория мотивации достижения Аткинсона», «Теория атрибуции достижения Уайнера» и «Теория лидерства Фидлера». Часть шестая — «Следствия утраты контроля» — состоит только из двух глав, посвященных теории реактивного сопротивления Брема» и получившей развитие в самые последние годы «Теории заученной беспомощности». Суть последней теории заключается в следующем. Результаты социального взаимодействия очень часто не соответствуют намерениям и действиям участвующих в нем индивидов. Ожидание, а затем и убеждение в тщетности своих усилий в дальнейшем генерализуются и переносятся на широкий круг социальных ситуаций. Это приводит к тому, что даже в тех случаях, когда такое представление ошибочно и на самом деле человек способен контролировать те или иные последствия, он начинает считать себя полностью беспомощным и в действительности становится таковым.

Все теории излагаются по приблизительно одинаковому плану. Каждая глава начинается с примера из повседневной жизни, иллюстрирующего рассматриваемую теоретическую проблему, далее следует описание основных элементов собственно теории. Затем помещаются примеры применения данной теории в эмпирических исследованиях, чтобы показать, как данная теория может быть приложена к эксперименту и какой тип информации может быть получен на ее основе. Каждая глава завершается критикой некоторых исходных положений теории, кратким заключением и списком библиографии. Такова общая структура первой из рецензируемых здесь книг. В содержательном плане книга страдает известной односторонностью. Так, многие из весьма близких подходов возведены в ранг самостоятельных теорий, в то время как некоторые достаточно самобытные концепции (например, теории личности) не представлены вообще. Главная теоретическая оппозиция, отражающая современное развитие социально-психологической теории, — противопоставление мотивационных и когнитивных теорий. Однако это противопоставление остается, во-первых, недостаточно эксплицированным и, во-вторых, недостаточно аргументированным теоретически и методологически.

Второе руководство, книга Карла Славского, уступает первому как в плане объема, так и в плане доступности изложения. Зато здесь более полно представлены действительно различные по своему характеру теоретические ориентации в современной зарубежной социальной психологии. Эта книга — образец «социологически ориентированной» социальной психологии. Не удивительно поэтому, что набор рассматриваемых здесь теоретических концепций, также как и их критическая интерпретация, довольно сильно отличается от того, что имеет место в руководстве С. Уэста и Р. Уикленда. Отличительной особенностью книги Славского является также то, что автор не ограничивается только теми теориями, которые дали непосредственный толчок значительному количеству эмпирических исследований, но рассматривает и такие подходы, которые интересны в первую очередь более общими, «метатеоретическими» вопросами социально-психологического исследования.

Книга состоит из введения, пяти основных частей, каждая из которых посвящена определенной группе теорий, и соответственно, пяти приложений, в которых содержится библиография, список обсуждаемых проблем и упражнений для студентов. Часть первая посвящается «гуманистическим» теориям развития и включает две главы: «Теория социальной актуализации» и «Теории развития личности». Во второй части — «Структурные теории и теории социального изменения» — рассматриваются теория групповой динамики, теория ролевого взаимодействия (role bargaining theory) и теории межгруппового конфликта. Часть третья — «Бихевиористские теории» — включает три главы: «Классический «бихевиоризм», «Теория обмена» и «Теория игр». В четвертой части «Теории соответствия» — рассматриваются четыре группы теорий: теория когнитивного диссонанса, теория симметрии, теория межличностной конгруэнтности и теория согласованности «я» (self consistency theory). И наконец, пятая часть — «Теория социального взаимодействия» — состоит из четырех глав: «Теория символического взаимодействия», «Теория категоризации» (дословно «теория прикрепления ярлыков» — labeling theory), «Драматургия» и «Этнометодология». В последней главе речь идет уже не о какой-то конкретной теории, а скорее о некотором общем подходе, так называемой кросскультурной перспективе в социально-психологических исследования, задачей которого является сравнительный анализ социально-психологических феноменов и закономерностей в различных культурных условиях.

В предисловии к этой книге ее автор заявляет, что она отражает все важнейшие направления в современной социальной психологии. Вряд ли с этим можно согласиться. В ней действительно полно представлены лишь американские социально-психологические теории, западноевропейские теории — частично и фрагментарно, марксистская социальная психология, разрабатываемая в СССР и других социалистических странах, не представлена вообще. Тем не менее и руководство К. Славского, и руководство С. Уэста и Р. Уикленда, к которому последнее замечание применимо в еще большей степени, представляют вполне определенный интерес для всех,

 

152

 

кто интересуется современным состоянием социально-психологической теории за рубежом. Взаимно дополняя друг друга, эти книги дают достаточно полное представление об основных тенденциях развития теоретических направлений в американской социальной психологии.

В. С. Агеев

Москва