150
КОРОТКО О КНИГАХ
КНИГИ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ
ТЕОРИЯМ
West S.
G., Wicklund R. A. A
primer of social psychological theories. —
Slawski С J. Social psychological theories: A comparative
handbook for students. — Gleniew: Scott, Foresman, 1981. —188 p.
Несмотря на
значительный объем социально-психологической
литературы, выходящей на Западе, книги, специально посвященные теоретическим
вопросам этой дисциплины, сравнительно редки. В этом смысле выход в свет почти
одновременно двух обобщающих руководств по теоретическим проблемам
социально-психологической науки представляет несомненный интерес. Обе книги
адресованы в первую очередь студентам психологических факультетов. Несмотря на
общность темы, книги довольно сильно различаются между собой как в
содержательном плане, так и в плане организации излагаемого материала.
Руководство Стефена Уэста и Роберта Уикленда отражает точку зрения «психологически
ориентированной» социальной психологии. Структурно книга разделена на шесть
частей, каждая из которых, за исключением последней, включает три главы. Кроме
того, имеется вступительная глава и приложение с описанием основных методов
социально-психологического исследования. Каждая часть посвящена какому-либо одному
базовому понятию или процессу в социальной психологии, а каждая из трех глав,
составляющих данную часть, представляет собой альтернативные теоретические
подходы к этому концепту или процессу. Для советского читателя несомненный
интерес представляет сам набор тех теоретических концепций, которые, по мнению
авторов, оказали наибольшее влияние на практику эмпирических исследований. С.
Уэст и Р. Уикленд полагают, что большая часть
эмпирических данных может быть объяснена и проинтерпретирована с помощью и на
основе сравнительно небольшого количества
151
социально-психологических
теорий. Часть первая — «Теории научения» — включает следующие главы: «Теория
социальной фацилитации», «Теория аффективного
подкрепления аттракции Бирна», «Теория социального
научения Бандуры». Часть вторая — «Теории когнитивного соответствия» — состоит
из глав: «Классическая теория баланса», «Теория диссонанса Фестингера»
и «Теория справедливости» (equity). Третья часть посвящается процессам атрибуции. Здесь помещаются
главы, излагающие, соответственно, теорию самовосприятия,
теорию атрибуции Джонса и Дэвиса и теорию атрибуции Келли.
В следующей части — «Самооценка и самообъяснение» —
описываются теория социального сравнения Фестингера,
теория эмоций Шахтера и теория самосознания (self-awareness). Часть пятая — «Достижение и лидерство» — включает главы: «Теория
мотивации достижения Аткинсона», «Теория атрибуции
достижения Уайнера» и «Теория лидерства Фидлера». Часть шестая — «Следствия утраты контроля» —
состоит только из двух глав, посвященных теории реактивного сопротивления
Брема» и получившей развитие в самые последние годы «Теории заученной
беспомощности». Суть последней теории заключается в следующем. Результаты
социального взаимодействия очень часто не соответствуют намерениям и действиям
участвующих в нем индивидов. Ожидание, а затем и убеждение в тщетности своих
усилий в дальнейшем генерализуются и переносятся на
широкий круг социальных ситуаций. Это приводит к тому, что даже в тех случаях,
когда такое представление ошибочно и на самом деле человек способен
контролировать те или иные последствия, он начинает считать себя полностью
беспомощным и в действительности становится таковым.
Все теории излагаются по приблизительно одинаковому плану. Каждая глава
начинается с примера из повседневной жизни, иллюстрирующего рассматриваемую
теоретическую проблему, далее следует описание основных элементов собственно
теории. Затем помещаются примеры применения данной теории в эмпирических
исследованиях, чтобы показать, как данная теория может быть приложена к эксперименту и какой тип информации
может быть получен на ее основе. Каждая глава завершается критикой некоторых
исходных положений теории, кратким заключением и списком библиографии. Такова
общая структура первой из рецензируемых здесь книг. В содержательном плане
книга страдает известной односторонностью. Так, многие из весьма близких
подходов возведены в ранг самостоятельных теорий, в то время как некоторые
достаточно самобытные концепции (например, теории личности) не представлены вообще.
Главная теоретическая оппозиция, отражающая современное развитие
социально-психологической теории, — противопоставление мотивационных и
когнитивных теорий. Однако это противопоставление остается, во-первых,
недостаточно эксплицированным и, во-вторых, недостаточно аргументированным
теоретически и методологически.
Второе руководство, книга Карла Славского,
уступает первому как в плане объема, так и в плане доступности изложения. Зато
здесь более полно представлены действительно различные по своему характеру
теоретические ориентации в современной зарубежной социальной психологии. Эта
книга — образец «социологически ориентированной» социальной психологии. Не
удивительно поэтому, что набор рассматриваемых здесь теоретических концепций,
также как и их критическая интерпретация, довольно сильно отличается от того, что имеет место в руководстве С. Уэста и Р. Уикленда. Отличительной особенностью книги Славского является также то, что автор не ограничивается
только теми теориями, которые дали непосредственный толчок значительному
количеству эмпирических исследований, но рассматривает и такие подходы, которые
интересны в первую очередь более общими, «метатеоретическими» вопросами социально-психологического
исследования.
Книга состоит из введения, пяти основных частей, каждая из которых
посвящена определенной группе теорий, и соответственно, пяти приложений, в
которых содержится библиография, список обсуждаемых проблем и упражнений для
студентов. Часть первая посвящается «гуманистическим» теориям развития и
включает две главы: «Теория социальной актуализации» и «Теории развития
личности». Во второй части — «Структурные теории и теории социального
изменения» — рассматриваются теория групповой динамики, теория ролевого
взаимодействия (role bargaining theory) и теории межгруппового конфликта. Часть
третья — «Бихевиористские теории» — включает три
главы: «Классический «бихевиоризм», «Теория обмена» и «Теория игр». В четвертой
части «Теории соответствия» — рассматриваются четыре группы теорий: теория
когнитивного диссонанса, теория симметрии, теория межличностной конгруэнтности
и теория согласованности «я» (self consistency theory). И наконец, пятая
часть — «Теория социального взаимодействия» — состоит из четырех глав: «Теория
символического взаимодействия», «Теория категоризации» (дословно «теория
прикрепления ярлыков» — labeling theory), «Драматургия» и
«Этнометодология». В последней главе речь идет уже не
о какой-то конкретной теории, а скорее о некотором общем подходе, так
называемой кросскультурной перспективе в социально-психологических
исследования, задачей которого является сравнительный анализ
социально-психологических феноменов и закономерностей в различных
культурных условиях.
В предисловии к этой книге ее автор заявляет, что она отражает все
важнейшие направления в современной социальной психологии. Вряд ли с этим можно
согласиться. В ней действительно полно представлены лишь американские
социально-психологические теории, западноевропейские теории — частично и
фрагментарно, марксистская социальная психология, разрабатываемая в СССР и
других социалистических странах, не представлена вообще. Тем не менее и руководство К. Славского,
и руководство С. Уэста и Р. Уикленда, к которому
последнее замечание применимо в еще большей степени, представляют вполне
определенный интерес для всех,
152
кто
интересуется современным состоянием социально-психологической теории за
рубежом. Взаимно дополняя друг друга, эти книги дают достаточно полное
представление об основных тенденциях развития теоретических направлений в
американской социальной психологии.
В. С. Агеев
Москва