Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

74

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ — ОСНОВА НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

А. А. ЛЮБЛИНСКАЯ

 

Проблема нравственного воспитания детей и молодежи в нашей стране постоянно находится в центре внимания партии и государства, широкой педагогической общественности. За последние годы опубликовано много работ, в которых авторы рассматривают отдельные стороны и вопросы этой проблемы, обсуждают эффективность различных путей и методов нравственного воспитания подрастающего поколения. Однако остается еще много нерешенного, и поэтому в теории, а следовательно, и в практике нет пока единой, научно обоснованной системы нравственного воспитания человека с ранних лет до зрелости, построенной с учетом возрастных психофизических особенностей личности.

Одна из причин такого положения — неопределенность самого понятия нравственной воспитанности. Не выделены основные и существенные признаки этого понятия, его структура, связи с другими понятиями, характеризующими личность. Кроме того, крайне слабо разработана специфика подхода к решению проблемы нравственного развития детей, подростков и юношей, поэтому учебник для воспитателей детей дошкольного возраста в этом разделе мало чем отличается от руководства для наставников подростков, учащихся ПТУ.

Как известно, современные исследования вопросов обучения и воспитания детей разных возрастных групп убедительно показали существующую зависимость между развитием отдельных сторон личности: памятью и мышлением, вниманием и восприятием, интересом и успешностью учения, социальной позицией подростка в коллективе и его поведением, отношением к учителю и творческой активностью ученика. То же можно сказать и о качествах личности, обычно упоминаемых в изложении проблемы нравственного воспитания, — какими бы ценными и значимыми в общей характеристике личности эти качества ни были, они не могут служить показателями ее нравственной воспитанности. Существенное значение при этом прежде всего имеет направленность личности в целом, ее мировоззрение. Так, например, бесспорно положительное качество — доброта может приобрести отрицательное значение у того, кто по доброте своей раздает общественное, кто прощает подлость и предательство, мирится с хулиганством и лживостью.

Одни качества личности могут проявиться лишь в поздних возрастных периодах (например, принципиальность, справедливость, самокритичность), другие, наоборот, уже в детстве, что в значительной мере обусловлено особенностями нервной системы человека (вспыльчивость, чуткость, равнодушие), третьи являются непосредственным результатом воспитания (дисциплинированность, ответственность, самообладание или эгоизм). Некоторые качества выступают очень рано и оказываются достаточно устойчивыми, даже при изменившихся условиях жизни ребенка, другие формируются с трудом и требуют осуществления специальной системы воздействия.

Современная наука и практика обучения и воспитания молодого поколения требуют поиска новых путей изучения нравственной воспитанности человека. В каждом возрастном периоде личность необходимо рассматривать в ее целостности, динамике (изменчивости) и деятельности. Даже в маленьком ребенке важно видеть будущего гражданина, члена социалистического

 

75

 

общества, активно воспринимающего окружающий мир и столь же активно и многообразно воздействующего на него. Ребенок не только объект воздействия на него взрослых, он и активный субъект деятельности, участник общения. С каждым днем он приобретает собственный опыт и все больше включается в процесс взаимодействия со средой, постепенно становясь не только активным участником, но и организатором общения и разнообразной деятельности людей.

Для характеристики нравственной воспитанности личности в качестве интегративного общего понятия, наиболее перспективного в научном и практическом смысле и философски обоснованного, может выступать понятие отношения, выдвинутое К. Марксом и Ф. Энгельсом. Говоря об особенностях человека и его связях с миром, классики марксизма пишут, что «животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение» [1; 29]. Ниже, в той же работе читаем: «Мое отношение к моей среде и есть мое сознание» [там же].

Наиболее глубоко и разносторонне в советской психологии проблема отношений была разработана В.Н. Мясищевым. Раскрывая это понятие с позиций исторического и диалектического материализма, теории отражения и учения о законах высшей нервной деятельности И.П. Павлова, В.Н. Мясищев показал пути его использования для изучения и формирования личности, для объяснения природы таких сложных ее образований, как потребности, интересы, сознание в целом.

Особенно внимательно он изучал проблему отношений в связи с активной деятельностью человека. «Разрабатывая этот вопрос, — писал В.Н. Мясищев, — мы давно выдвигаем понятие психических отношений, решающее значение которых доказывается повседневной практикой во всех областях, но недостаточно отражено в психологической литературе» [15; 164]. Далее автор дает определение понятия «отношение», которое последовательно раскрывается и уточняется в его позднейших работах. «Психическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков» [15; 164].

Совершенно естественно, что работы В.Н. Мясищева, опубликованные 20— 30 лет назад, не содержат ответов на все те вопросы, которые стоят сейчас перед психологией. Однако то ценное, что содержится в его трудах, заслуживает тщательного изучения и анализа. Не случайно к этой проблеме при решении некоторых частных вопросов психологии личности обращались такие видные ученые, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе.

Для того чтобы использовать понятие «психическое отношение» как основу нравственной воспитанности личности, необходимо прежде всего раскрыть само понятие нравственной воспитанности, его структуру, наметить линии генезиса. Отнюдь не претендуя на успешное решение всех вопросов этой сложной проблемы, считаем целесообразным ее постановку и обсуждение.

В решениях XXV и XXVI съездов КПСС, в выступлениях партийных и государственных деятелей, ученых в качестве важнейшей задачи воспитания современного молодого человека поставлена задача воспитания его активной избирательной позиции. Сложившаяся у него система отношений к окружающему миру определяет поведение и отдельные поступки человека, направляет его деятельность соответственно задачам коммунистического общества.

Выступая на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов подчеркнул необходимость воспитания у каждого советского человека чувства ответственности за порученное дело, творческого подхода к работе, инициативы, отношения к поставленным задачам как к своему собственному делу [12].

В настоящей статье «отношение» рассматривается как личная субъективная позиция человека. При этом мы отталкиваемся от положений классиков марксизма, приведенных выше, а также используем формулировку этого понятия, данную В. Н. Мясищевым, который писал: «Психологические отношения

 

76

 

человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [15; 210].

Отношение проявляется в чувствах человека, в его желаниях, интересах, потребностях, оценках, в целях и мотивах его деятельности. Наиболее ярко отношение выступает в общей направленности личности, в том, чего человек хочет, ради чего действует, как реагирует на отдельные события и явления окружающего его мира, на процесс и результат своей деятельности и поступки других людей. Среди множества отношений, которыми человек связан с окружающим его миром природы, вещей и социальной средой, некоторые имеют более частный, другие более общий характер и различную значимость в общем нравственном облике личности. Например, увлечение хоккеем и бурные переживания, которыми болельщик сопровождает каждую удачу или промах какого-либо игрока, характеризуют лишь одну, частную черту его личности: отношение к определенному виду спорта (иногда и к «своей» команде). Такие особенности имеют значение при составлении индивидуальной характеристики ребенка или взрослого человека, но они ничего не говорят о степени его нравственной воспитанности. Для характеристики общей нравственной позиции личности существенное значение имеют отношения мировоззренческого характера. Такими являются отношение к Родине, отношение к труду и отношение к людям. Эти системы отношений следует рассматривать как стержневые в общем нравственном облике личности. Каждое из них имеет очень широкий спектр проявлений, разную степень сформированности, устойчивости, осознанности и действенности.

Система нравственных отношений формируется на протяжении всей жизни человека, но наибольшее значение имеют ранние годы жизни, когда ребенок вовлекается в разнообразные по содержанию и организации формы общения со старшими и сверстниками. Наиболее результативными являются такие формы, в которых он участвует в общественно полезной деятельности. Именно тогда в его отдельных действиях и поступках проявляются и формируются стержневые для нравственного становления отношения и качества.

Отношение проявляется у младенца с первых дней его жизни. Оно выступает в его двух полярных чувствах: удовольствия и неудовольствия, которыми младенец отвечает на удовлетворение или неудовлетворение его жизненных, биологических потребностей. Но подобные переживания быстро «социализируются».

Постепенно накапливается собственный практический опыт ребенка, и уже в младшем дошкольном возрасте слова-требования, слова-оценки взрослых приобретают для него все более обобщенный и действенный характер. Он начинает самостоятельно пользоваться ими — сначала путем подражания взрослым, а затем и произвольно в знакомой ему ситуации. В среднем дошкольном возрасте дети обычно уже хорошо знают требования к их поведению. Как показали исследования В.А. Горбачевой [7], к шести годам дети правильно и довольно свободно пользуются известными им оценками, когда судят о поступках (точнее, о действиях) других ребят и своих собственных. В оценках взрослых, если они внимательно и последовательно ими пользуются, выражены требования общества к поведению человека. К моменту поступления в школу дети обычно уже обладают достаточным запасом знаний о том, что хорошо, а что плохо, что можно и надо делать, а чего делать нельзя в пределах знакомой ситуации.

Таким образом, первым этапом в процессе нравственного воспитания является информирование детей о моральных нормах нашего общества и о тех оценках, которыми взрослые пользуются для выражения своего отношения к окружающему. Однако знаний об этом совершенно недостаточно для того, чтобы действовать соответственно им. Факты говорят о том, что требования общества ребенок-школьник знает, однако он еще не признает их обязательными для себя. Они не стали

 

77

 

основой его нравственности, поведения, не приняты им как свои собственные отношения. Только на втором этапе, когда общественные требования интериоризировались и стали для субъекта эталонами его поведения, суждений и оценок действий других людей, можно считать, что имеет место определившееся личностное отношение человека, выражающее его нравственную воспитанность. На этом этапе становится возможным самоконтроль, морально обоснованная критика поступков других людей и своего поведения.

Переход от первого этапа ко второму весьма труден. От воспитателя требуются особые методы и приемы воздействия, которые при оценке различных событий и поступков людей вызывают у детей, подростков и юношей многообразные чувства: подлинного негодования, восхищения, сочувствия, радости.

В программах для воспитателей детских садов и учителей младших классов школы поставлена задача знакомить ребят с трудом повара, водителя автобуса или работников вокзала на железной дороге. При этом рассказ о работе каждого специалиста должен строиться так, чтобы вызвать у детей желание глубже познакомиться с работой водителя или машиниста, чтобы они поняли всю сложность и ответственность того или иного вида труда. В ознакомлении детей с подобным материалом огромное значение имеет и тон самого воспитателя, рассказывающего о делах и поступках людей. Интонация речи, использование образных сравнений, особых выражений, таких, как «кристально честный», «трус и лжец», «герой» и другие, создают тот эмоциональный фон, который выражает отношение самого взрослого к излагаемому содержанию. Сначала он подражательно воспроизводится детьми, а затем становится известным образцом, вызывая и у ребят заданную эмоциональную реакцию, т. е. передача знаний должна включать и передачу отношения самого учителя к излагаемым фактам жизни и поведения людей.

Таким образом, интериоризация общественных требований как дальнейшее развитие у ребенка нравственных отношений связана с воспитанием его чувств, эмоциональной отзывчивости на факты жизни, отвечающие или не отвечающие нормам морали, которые стали для него собственными критериями хорошего, благородного, высокого или, наоборот, плохого, позорного, низкого, т. е. стали основой его нравственности. Потребность постоянно сверять свои действия, мысли, суждения с теми нормами, которые приняты социалистическим обществом, есть проявление удивительного качества человека, которое называется совестью.

Для того чтобы человек мог уверенно и достаточно обоснованно занять определенную нравственную позицию в каждом конкретном случае, он должен не только знать нормы общественной морали, но и уметь видеть их нарушение отдельными людьми или целыми группами, уметь раскрыть мотивы и цели действий этих людей и занять принципиальную позицию, которая реализуется в практической деятельности (третий этап в процессе нравственного формирования личности).

Роль практики в формировании нравственной воспитанности человека выступает прежде всего в формировании привычек, которые, закрепленные многократным повторением действий, становятся потребностями личности. В свою очередь, потребности побуждают человека к выполнению действий, ставших привычными. Над выработкой простых привычек, таких, как мыть руки перед едой, вежливо здороваться и других, работают воспитатели дошкольных учреждений. Задачей педагогов, работающих с более старшими детьми, является воспитание более сложных «характерообразующих» привычек, таких, как: доводить начатое дело до конца, нести ответственность за качество и срок выполнения взятого на себя дела, держать данное слово, быть всегда занятым делом и др. Важное значение в деле нравственного воспитания молодого человека, как уже говорилось, имеет общественно полезный труд и особенно коллективная форма его осуществления. Только в коллективной деятельности дети начинают испытывать радость и гордость от результатов, достигнутых коллективом и каждым его членом, только в совместной с товарищами трудовой деятельности каждый ученик получает

 

78

 

возможность узнать себя, свои силы, способности, промахи, недостатки. Наконец, только в коллективной общественно направленной деятельности формируются чувства глубокого осмысленного уважения к труженикам и чувства негодования, презрения и неприязни к лодырям, бездельникам и лентяям. Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы.

1. Нравственная воспитанность человека выступает в его общей избирательной субъективной позиции. Ее основу составляет система отношений личности к окружающему. Для члена социалистического общества такими стержневыми отношениями являются отношения к Родине, к труду и к людям.

2. Отношение представляет собой сложное целостное образование, формирующееся на протяжении всей жизни подрастающего человека. На каждом этапе этого процесса отношение представляет собой единое целое, сплав знаний, чувств и практического опыта человека. Поэтому и формирующаяся у ребенка, подростка, юноши нравственная позиция не может воспитываться «поэлементно». На каждом этапе развития она требует органического сочетания приобретаемых ребенком знаний, переживаемых чувств и практических действий. Только при этих условиях может сложиться подлинно нравственно воспитанная личность, у которой слова не будут расходиться с ее действиями и переживаниями. У зрелого человека сложившаяся избирательная позиция (система его действенных стержневых отношений) определяет его повседневное поведение и отдельные поступки.

3. Складывающаяся у человека его нравственная позиция, определяя характер его поведения, создает реальные условия для формирования ряда качеств личности (трудолюбие, внимание к людям, требовательность к себе и к другим, принципиальность и др.). Характер проявления этих качеств и многих других в значительной мере определяется как особенностями высшей нервной деятельности ребенка, типом его темперамента, так и конкретными условиями воспитания. В этом процессе решающую роль играет весь образ жизни ребенка в разные периоды, и в первую очередь та система отношений, которые складываются между личностью молодого человека и окружающими его людьми; взрослыми и сверстниками, и та деятельность, которая, по словам К. Маркса, составляет «способ существования человека».

 

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3.

2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 22 ноября 1982 года. М., 1982, с. 11.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969, 336 с.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания. Избр. психологические труды, т. II. М., 1980, с. 10—25.

5. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935, 142 с.

6. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М., 1975, 318 с.

7. Горбачева В. А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей. Известия АПН РСФСР, № 18. М., 1948, с. 3—26.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965, 570 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. М., 1977, 302 с.

10. Личность и деятельность. Л., 1982, 198 с.

11. Люблинская А. А. В кн.: Педагогика/ Под ред. С.С. Баранова. М., 1976, с. 236—251.

12. Люблинская А. А. О воспитательных возможностях учебной деятельности младших школьников.— Вопросы психологии, 1977, № 6, с. 112—118.

13. Люблинская А. А. Формирование нравственной позиции начинается с детства. — Начальная школа, 1982, № 11, с. 56—59.

14. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980, 182 с.

15. Мясищев В. И. Личность и неврозы. Л., 1960, 425 с.

16. Пирогов В. Н. Формирование активной жизненной позиции школьников. М., 1981, с. 142.

17. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, 328 с.

 

Поступила в редакцию 11.Х. 1982 г.