162
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО
ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Т. А. ГРИШИНА, А.
С. ЧЕРНЫШЕВ, Ю. В. АНИКИН
Москва Курск
Душков Б. А. Индустриально-педагогическая
психология (труд, организация, управление): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн.
дисциплины и труд». — М.: Просвещение, 1981. — 208 с, ил.
Издательство
«Просвещение» выпустило нужное учебное пособие для студентов. До последнего
времени в системе подготовки студентов педагогических институтов по
специальности № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» не было специального
курса, в котором бы целенаправленно, с позиций системного подхода студентам
давалась сумма теоретических и практических знаний по основным направлениям развития труда, его организации и
управления. В свете решений XXVI съезда партии и постановлений партии и правительства о
дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных
школ и подготовки их к труду создание такого курса является весьма
своевременным и актуальным.
Постоянно растущие требования повышения культуры труда,
организованности и трудовой дисциплины могут быть удовлетворены лишь хорошей
организацией труда, высоким уровнем профессиональных навыков работников, их
специальной и общеобразовательной подготовкой, привычками к неукоснительному
соблюдению технологической дисциплины и требований, предъявляемых психологией и
педагогикой к работающему человеку.
В пособии в основу курса положено обобщение новейших данных
по различным отраслям психологической науки. Отбор материала, его расположение
в значительной мере подчинены принципу профессиональной направленности
студентов, уровню их знаний не только в области психолого-педагогических, но и
смежных наук.
Рецензируемая книга обладает очевидными достоинствами. При
разработке нового курса автор исходил из принципов системного подхода к
проблемам труда, его организации и управлению. Существенным являются
представленные в книге экспериментальные данные, полученные автором
непосредственно при исследовании рассматриваемых вопросов на производстве, в
школе, вузе. Несомненным достоинством учебного пособия является логическое и
объемное построение его структуры, которая включает рассмотрение
методологического обоснования новой дисциплины и психологических
закономерностей инженерно-педагогической организации и подготовки к трудовой
деятельности, а также рассмотрение психолого-педагогических основ социального
управления трудовой деятельностью. В пособии помимо хорошо разработанной
системы подачи теоретического материала в каждой главе представлены темы для
подготовки к семинарским занятиям, темы для рефератов и литература, прилагается
терминологический словарь. Материал излагается в увлекательной форме с
использованием множества примеров и результатов научных исследований по разным
направлениям психологии. Примеры близки студентам, выводы и рекомендации имеют
большое значение для студентов и преподавателей трудового обучения.
В книге даются краткие сведения о предмете, задачах и
методах индустриально-педагогической психологии, рассматриваются такие важные
вопросы, как развитие систем управления в период научно-технической революции,
определяется роль системы психологической управленческой науки в деле повышения
производительности, качества и эффективности трудового процесса. Уделяется внимание
социально-психологическим аспектам управления трудовой деятельностью —
психологии профориентации, профотбора и обучения в условиях индустриализации
труда, психологическим основам управления трудовыми навыками, знаниями и
умениями, психологическим особенностям управления воспитанием в период развитой
индустриализации труда. Рассматривается
163
вопрос
о путях повышения психолого-педагогической подготовки преподавателей труда.
Наряду с рассмотрением общих психологических
закономерностей управления процессом труда в книге много места отведено
раскрытию психологических особенностей управления трудовой деятельностью
подрастающего поколения. Рассматриваются психологические аспекты формирования у
школьников интереса и склонности к трудовой деятельности в сфере материального
производства, инженерно-психологические основы организации труда школьников,
психологические аспекты трудового обучения и воспитания в школе.
Важное значение имеет тот факт, что автору
удалось показать роль педагогической и психологической науки в деле повышения
производительности, качества и эффективности труда. На конкретных примерах и
собственных экспериментальных данных автор убедительно показал, что обучение
труду — сложный, многосторонний и, главное, системный процесс, который должен
осуществляться на всем протяжении жизни человека.
Научная разработка проблемы системности при подготовке
человека к труду имеет большое значение в условиях научно-технического
прогресса, интенсификации производства. Системный подход предусматривает учет
таких аспектов, как подготовка к работе в сфере производства материального и
бытового обслуживания. Причем подготовка школьников к труду в сфере
материального производства должна вестись с учетом потребностей, мотивов и интересов
ребенка, практики школ и активного участия производства в подготовке подростков
выбору профессии.
Рецензируемая книга является первым учебным пособием по индустриально-педагогической
психологии. Содержащиеся в ней теоретико-методологические и практические
материалы направлены на всестороннюю подготовку человека к трудовой
деятельности, на обучение и воспитание у подрастающего поколения любви к труду,
воспитание школьников в духе коммунистического отношения к трудовой
деятельности.
Отмечая недостатки и высказывая пожелания автору
рецензируемого учебного пособия, можно говорить о сжатости главы, посвященной
психолого-педагогическим основам регулирования трудовой деятельности, в
частности регулирования трудового обучения. Кроме того, так как курс индустриально-педагогической
психологии вводится впервые в педагогических вузах, было бы весьма желательно
помимо литературы, приведенной в каждой главе, дать общий список наиболее
важных психолого-педагогических работ, выполненных в области трудовой
деятельности, трудового обучения и воспитания. Необходимо также уделить
внимание дальнейшему совершенствованию и дополнению терминологического словаря,
в котором, к сожалению, встречаются отдельные неточные формулировки.
Подводя итоги, отметим, что недостатки не снижают общей
положительной оценки учебного пособия, они свидетельствуют о необходимости
более детального рассмотрения целого ряда психолого-педагогических вопросов,
связанных с процессом формирования готовности к производственной деятельности.
Книга Б. А. Душкова принесет пользу как студентам, так и профессиональным психологам, а
также специалистам смежных областей знаний, заинтересованным в контакте с
психологами.