Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

162

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Т. А. ГРИШИНА, А. С. ЧЕРНЫШЕВ, Ю. В. АНИКИН

Москва    Курск

 

Душков Б. А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2120 «Общетехн. дисциплины и труд». — М.: Просвещение, 1981. — 208 с, ил.

 

Издательство «Просвещение» выпустило нужное учебное пособие для студентов. До последнего времени в системе подготовки студентов педагогических институтов по специальности № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» не было специального курса, в котором бы целенаправленно, с позиций системного подхода студентам давалась сумма теоретических и практических знаний по основным направлениям развития труда, его организации и управления. В свете решений XXVI съезда партии и постановлений партии и правительства о дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду создание такого курса является весьма своевременным и актуальным.

Постоянно растущие требования повышения культуры труда, организованности и трудовой дисциплины могут быть удовлетворены лишь хорошей организацией труда, высоким уровнем профессиональных навыков работников, их специальной и общеобразовательной подготовкой, привычками к неукоснительному соблюдению технологической дисциплины и требований, предъявляемых психологией и педагогикой к работающему человеку.

В пособии в основу курса положено обобщение новейших данных по различным отраслям психологической науки. Отбор материала, его расположение в значительной мере подчинены принципу профессиональной направленности студентов, уровню их знаний не только в области психолого-педагогических, но и смежных наук.

Рецензируемая книга обладает очевидными достоинствами. При разработке нового курса автор исходил из принципов системного подхода к проблемам труда, его организации и управлению. Существенным являются представленные в книге экспериментальные данные, полученные автором непосредственно при исследовании рассматриваемых вопросов на производстве, в школе, вузе. Несомненным достоинством учебного пособия является логическое и объемное построение его структуры, которая включает рассмотрение методологического обоснования новой дисциплины и психологических закономерностей инженерно-педагогической организации и подготовки к трудовой деятельности, а также рассмотрение психолого-педагогических основ социального управления трудовой деятельностью. В пособии помимо хорошо разработанной системы подачи теоретического материала в каждой главе представлены темы для подготовки к семинарским занятиям, темы для рефератов и литература, прилагается терминологический словарь. Материал излагается в увлекательной форме с использованием множества примеров и результатов научных исследований по разным направлениям психологии. Примеры близки студентам, выводы и рекомендации имеют большое значение для студентов и преподавателей трудового обучения.

В книге даются краткие сведения о предмете, задачах и методах индустриально-педагогической психологии, рассматриваются такие важные вопросы, как развитие систем управления в период научно-технической революции, определяется роль системы психологической управленческой науки в деле повышения производительности, качества и эффективности трудового процесса. Уделяется внимание социально-психологическим аспектам управления трудовой деятельностью — психологии профориентации, профотбора и обучения в условиях индустриализации труда, психологическим основам управления трудовыми навыками, знаниями и умениями, психологическим особенностям управления воспитанием в период развитой индустриализации труда. Рассматривается

 

163

 

вопрос о путях повышения психолого-педагогической подготовки преподавателей труда.

Наряду с рассмотрением общих психологических закономерностей управления процессом труда в книге много места отведено раскрытию психологических особенностей управления трудовой деятельностью подрастающего поколения. Рассматриваются психологические аспекты формирования у школьников интереса и склонности к трудовой деятельности в сфере материального производства, инженерно-психологические основы организации труда школьников, психологические аспекты трудового обучения и воспитания в школе.

Важное значение имеет тот факт, что автору удалось показать роль педагогической и психологической науки в деле повышения производительности, качества и эффективности труда. На конкретных примерах и собственных экспериментальных данных автор убедительно показал, что обучение труду — сложный, многосторонний и, главное, системный процесс, который должен осуществляться на всем протяжении жизни человека.

Научная разработка проблемы системности при подготовке человека к труду имеет большое значение в условиях научно-технического прогресса, интенсификации производства. Системный подход предусматривает учет таких аспектов, как подготовка к работе в сфере производства материального и бытового обслуживания. Причем подготовка школьников к труду в сфере материального производства должна вестись с учетом потребностей, мотивов и интересов ребенка, практики школ и активного участия производства в подготовке подростков выбору профессии.

Рецензируемая книга является первым учебным пособием по индустриально-педагогической психологии. Содержащиеся в ней теоретико-методологические и практические материалы направлены на всестороннюю подготовку человека к трудовой деятельности, на обучение и воспитание у подрастающего поколения любви к труду, воспитание школьников в духе коммунистического отношения к трудовой деятельности.

Отмечая недостатки и высказывая пожелания автору рецензируемого учебного пособия, можно говорить о сжатости главы, посвященной психолого-педагогическим основам регулирования трудовой деятельности, в частности регулирования трудового обучения. Кроме того, так как курс индустриально-педагогической психологии вводится впервые в педагогических вузах, было бы весьма желательно помимо литературы, приведенной в каждой главе, дать общий список наиболее важных психолого-педагогических работ, выполненных в области трудовой деятельности, трудового обучения и воспитания. Необходимо также уделить внимание дальнейшему совершенствованию и дополнению терминологического словаря, в котором, к сожалению, встречаются отдельные неточные формулировки.

Подводя итоги, отметим, что недостатки не снижают общей положительной оценки учебного пособия, они свидетельствуют о необходимости более детального рассмотрения целого ряда психолого-педагогических вопросов, связанных с процессом формирования готовности к производственной деятельности.

Книга Б. А. Душкова принесет пользу как студентам, так и профессиональным психологам, а также специалистам смежных областей знаний, заинтересованным в контакте с психологами.