Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

153

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

МОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Weiner В. Human motivation. — N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1980. — 480 p.

 

Рецензируемая книга крупного американского психолога Бернарда Вейнера представляет собой обзор основных зарубежных теорий мотивации. Книга состоит из введения (гл. 1), заключения (гл. 10) и восьми глав, посвященных отдельным теоретическим ориентациям в психологии мотивации — психоанализу З. Фрейда (гл. 2), теории драйвов К. Халла (гл. 3), теории поля К. Левина (гл. 4), теории достижения Д. МакКлелланда и Дж. Аткинсона (гл. 5), теории социального научения Дж. Роттера (гл. 6), атрибутивным теориям Ф. Хейдера (гл. 7), Г. Келли, Б. Вейнера (гл. 8) и гуманистическим теориям К. Роджерса и А. Маслоу (гл. 9). Объем книги распределен между этими главами весьма неравномерно: главы 2—4 и 9 занимают лишь одну треть объема, тогда как другие четыре главы (5—8) — две трети. Можно сказать, таким образом, что данная книга посвящена прежде всего современной американской когнитивной психологии мотивации, возникшей под влиянием работ Левина, Фестингера и Хейдера.

Когнитивная ориентация автора сказывается не только в распределении материала книги по отдельным главам, но и в особенностях оценок, даваемых теориям других ориентации. Например, недостатки теории Левина обусловлены, по мнению Б. Вейнера, заимствованиями механистических доктрин гедонизма и гомеостаза, столь типичных для мышления Фрейда и Халла (представителей «прошлого в изучении мотивации»), тогда как основное достоинство определяется прежде всего ее общей когнитивной ориентацией: поведение детерминируется тем, как воспринимается мир (с. 153). Не менее явно обнаруживается позиция автора и в других главах. Однако, несмотря на такую пристрастность, книга Б. Вейнера содержит достаточно полное описание основных мотивационных теорий, в ней систематизирован огромный и во многих отношениях малоизвестный советскому читателю материал. Все это делает книгу полезной и для предварительного ознакомления с зарубежной психологией мотивации, и для углубленного изучения данной области.

Немаловажное достоинство книги заключается также в том, что Б. Вейнер постоянно обращается к рассмотрению лежащей в основе теорий экспериментальной практики, детально описывает методы и результаты наиболее типичных исследований. В этой связи наибольший интерес представляют главы 6 и 8. В главе 6 автор подробно рассматривает шесть экспериментальных подходов к изучению феномена личной ответственности — концепции локализации контроля (Rotter, 1966), психологического сопротивления (Brehm, 1966), личной причинности (DeCharms, 1968), воспринимаемой свободы (Steiner, 1970), заученной беспомощности (Seligman, 1975) и внутренней мотивации (Deci, 1975). Столь же подробно анализируются современные атрибутивные концепции поведения и разрабатываемые на их основе программы тренинга (гл. 8).

В заключение следует отметить основной, на наш взгляд, недостаток позиции автора — плюралистическую методологию. Б. Вейнер прямо признает, что не располагает ни общей концепцией, ни сколько-нибудь широкими обобщениями, охватывающими материал отдельных глав. Поскольку теории мотивации были созданы для объяснения различных феноменов, автор считает, что их нельзя сравнить по способности «лучше» или «хуже» объяснять и предсказывать поведение. «Суммируя, можно сказать, — пишет Б. Вейнер, — что теории должны располагаться скорее одна рядом с другой, нежели в иерархическом порядке «хорошести» (с. 439— 440). Такая установка, существенно ограничивая возможности теоретического анализа, приводит автора к интерпретации исторической преемственности теорий как хронологической последовательности изолированных теоретико-экспериментальных «волн», а их логической преемственности — как эклектического заимствования отдельных идей и моделей. Отмечая несостоятельность данных представлений, следует, однако, учитывать порождающие их объективные факторы. В конечном счете эти факторы (многие из которых указывает сам Б. Вейнер) — отсутствие аккумуляции знания и его перепроизводство, экстенсивная эксплуатация отдельных эмпирических зон под охраной «научного приоритета», субсидирование и использование науки вненаучными организациями, отсутствие коллективных связей между группами исследователей и т. п. — обусловлены частнокапиталистическим характером развития науки на Западе. Б. Вейнер рассматривает действие данных факторов как подлинный Zeitgeist (дух времени) и высказывает мысль, что будущее психологии мотиваций связано с проведением долговременных, систематических, комплексных и коллективных исследований. Только на этом пути может быть создана единая и непротиворечивая теория мотивации поведения (с. 447—448) Однако для того, чтобы начать движение к этой цели, необходимо решительно порвать с плюрализмом и развивать принципиально иную — монистическую методологию.

 

А. Б. Орлов

Москва