153
КОРОТКО О КНИГАХ
МОТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Weiner В. Human
motivation. — N. Y.: Holt, Rinehart & Winston,
1980. — 480 p.
Рецензируемая
книга крупного американского психолога Бернарда Вейнера
представляет собой обзор основных зарубежных теорий мотивации. Книга состоит из
введения (гл. 1), заключения (гл. 10) и восьми глав, посвященных отдельным
теоретическим ориентациям в психологии мотивации — психоанализу З. Фрейда (гл.
2), теории драйвов К. Халла (гл. 3), теории поля К.
Левина (гл. 4), теории достижения Д. МакКлелланда и
Дж. Аткинсона (гл. 5), теории социального научения
Дж. Роттера (гл. 6), атрибутивным теориям Ф. Хейдера (гл. 7), Г. Келли, Б. Вейнера (гл. 8) и гуманистическим теориям К. Роджерса и А. Маслоу (гл. 9).
Объем книги распределен между этими главами весьма неравномерно: главы 2—4 и 9
занимают лишь одну треть объема, тогда как другие четыре главы (5—8) — две
трети. Можно сказать, таким образом, что данная книга посвящена
прежде всего современной американской когнитивной психологии мотивации, возникшей
под влиянием работ Левина, Фестингера и Хейдера.
Когнитивная ориентация автора сказывается не только в
распределении материала книги по отдельным главам, но и в особенностях оценок,
даваемых теориям других ориентации. Например, недостатки теории Левина
обусловлены, по мнению Б. Вейнера, заимствованиями
механистических доктрин гедонизма и гомеостаза, столь типичных для мышления
Фрейда и Халла (представителей «прошлого в изучении
мотивации»), тогда как основное достоинство определяется
прежде всего ее общей когнитивной ориентацией: поведение детерминируется тем,
как воспринимается мир (с. 153). Не менее явно обнаруживается позиция автора и
в других главах. Однако, несмотря на такую пристрастность, книга Б. Вейнера содержит достаточно полное описание основных
мотивационных теорий, в ней систематизирован огромный и во многих отношениях
малоизвестный советскому читателю материал. Все это делает книгу полезной и для
предварительного ознакомления с зарубежной психологией мотивации, и для
углубленного изучения данной области.
Немаловажное достоинство книги заключается также в том, что
Б. Вейнер постоянно обращается к рассмотрению лежащей
в основе теорий экспериментальной практики, детально описывает методы и
результаты наиболее типичных исследований. В этой связи наибольший интерес
представляют главы 6 и 8. В главе 6 автор подробно рассматривает шесть
экспериментальных подходов к изучению феномена личной ответственности —
концепции локализации контроля (Rotter, 1966), психологического
сопротивления (Brehm, 1966), личной причинности (DeCharms, 1968), воспринимаемой свободы (Steiner, 1970), заученной беспомощности
(Seligman, 1975) и внутренней мотивации (Deci, 1975). Столь же подробно
анализируются современные атрибутивные концепции поведения и разрабатываемые на
их основе программы тренинга (гл. 8).
В заключение следует отметить основной, на наш взгляд,
недостаток позиции автора — плюралистическую методологию. Б. Вейнер прямо признает, что не располагает ни общей
концепцией, ни сколько-нибудь широкими обобщениями, охватывающими материал
отдельных глав. Поскольку теории мотивации были созданы для объяснения
различных феноменов, автор считает, что их нельзя сравнить по способности
«лучше» или «хуже» объяснять и предсказывать поведение. «Суммируя, можно
сказать, — пишет Б. Вейнер, — что теории должны
располагаться скорее одна рядом с другой, нежели в иерархическом порядке «хорошести» (с. 439— 440). Такая установка, существенно
ограничивая возможности теоретического анализа, приводит автора к интерпретации
исторической преемственности теорий как хронологической последовательности
изолированных теоретико-экспериментальных «волн», а их логической
преемственности — как эклектического заимствования отдельных идей и моделей.
Отмечая несостоятельность данных представлений, следует, однако, учитывать
порождающие их объективные факторы. В конечном счете
эти факторы (многие из которых указывает сам Б. Вейнер)
— отсутствие аккумуляции знания и его перепроизводство, экстенсивная
эксплуатация отдельных эмпирических зон под охраной «научного приоритета»,
субсидирование и использование науки вненаучными
организациями, отсутствие коллективных связей между группами исследователей и
т. п. — обусловлены частнокапиталистическим характером развития науки на
Западе. Б. Вейнер рассматривает действие данных
факторов как подлинный Zeitgeist (дух времени) и высказывает мысль, что будущее психологии
мотиваций связано с проведением долговременных, систематических, комплексных и
коллективных исследований. Только на этом пути может быть создана единая и
непротиворечивая теория мотивации поведения (с. 447—448) Однако для того, чтобы
начать движение к этой цели, необходимо решительно порвать с плюрализмом и
развивать принципиально иную — монистическую методологию.
А. Б. Орлов
Москва