Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

119

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

В ПРОЦЕССЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В НОРМЕ

И У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

 

К. В. БАРДИН, Н. Г. ТОТРОВА

 

Нарушения познавательной деятельности при заболевании шизофренией давно уже вызывают интерес у исследователей. При этом основное внимание уделяется расстройствам мышления, а в сфере восприятия — его грубым нарушениям (галлюцинации и т. д.). Исследование же нарушений процесса обработки сенсорно-перцептивной информации, не выражающихся в столь заметной патологии, привлекает значительно меньше внимания. Может быть, именно поэтому имеющиеся здесь данные разноречивы и нередко с трудом сопоставимы [7; 33]. Среди них интересны работы, в которых к изучению патологии восприятия применяется подход, идущий от современной психофизики, позволяющий раздельно оценить вклад двух факторов, определяющих результат сенсорно-перцептивного процесса: собственно сенсорной функции, с одной стороны, и механизма принятия решения — с другой (см., например, [5], 16]). В русле этого подхода была выполнена и настоящая работа. Ее целью явилось изучение дифференциальной чувствительности в процессе зрительного восприятия при заболевании шизофренией и ее динамики при проведении активной терапии.

Испытуемые. В опытах участвовали две группы испытуемых. Первую составили больные шизофренией с приступообразно-прогредиентным течением болезни (11 человек). Длительность заболевания от 2 до 10 лет. После проведенного лечения у этих больных была получена ремиссия В или С (4 и 7 человек соответственно). Иными словами, в результате лечения трудоспособность у них была восстановлена частично или полностью. Вторую группу составили 10 лиц нормального здоровья. Возраст испытуемых той и другой группы 20—30 лет.

Методика. В опыте использовался трехкатегорийный метод констант с наличием пустых проб (см. [1]). В качестве стимульного материала использовались изображения углов со сторонами длиной в 1 см, симметрично наклоненными относительно воображаемой горизонтали. Стандартом служил угол 28°, а в качестве сравниваемых стимулов использовались углы 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34°. Предъявление пары 28÷28° считалось пустой пробой. Число проб было равно 20 для каждого из сравниваемых стимулов. Порядок их предъявления составлялся по таблице случайных чисел.

Схема исследования. Эксперимент на группе больных проводился дважды — до и после лечения. С целью сопоставления он дважды проводился и на группе здоровых — с интервалом в один месяц, что приблизительно соответствовало разрыву между первым и вторым обследованием у больных. В обеих группах каждое обследование состояло из двух серий, отличавшихся задачей, ставившейся перед испытуемыми: четкое, уверенное различение в одной и фиксация едва заметной разницы (езр) в другой.

Обработка результатов заключалась в построении психометрических кривых в обычных и в нормальных координатах и затем в вычислении обычно используемых в методе констант показателей — значений среднего и стандартного отклонения (а). При этом мы использовали разработанный Ю. А. Индлиным метод малых групп [2], позволяющий объединить индивидуальные данные по принципу близости их средних, поскольку, как выяснилось, 20 замеров на точку оказались недостаточными для того, чтобы индивидуальные психометрические кривые имели регулярный характер.

В итоге обработки мы получили данные: для больных при решении задачи на определение езр и на четкое различение до и после лечения и для здоровых при решении тех же задач при I и II обследовании.

Результаты группы здоровых, показанные при I обследовании. В задаче на четкое различение кривая, построенная по ответам «равны», оказалась близкой к колоколообразной кривой нормального распределения. Соответственно психометрические кривые, построенные по ответам «больше» и «меньше», были близки к интегралу нормального распределения. Будучи переведенными в нормальные координаты, их экспериментальные точки достаточно хорошо аппроксимировались прямыми линиями. Сказанное справедливо как для усредненных групповых данных, так и (за одним исключением) в отношении психометрических функций, полученных для малых групп. Пример таких результатов приводится на рис. 1 (слева). Все сказанное означает, что полученные результаты полностью соответствовали тому, что следовало ожидать согласно представлениям, утвердившимся в психофизической литературе.

Зато результаты той же группы испытуемых в задаче на езр оказались кое в чем неожиданными. Прежде всего, при введении новой задачи локализация психометрических кривых осталась без изменения по сравнению с задачей на четкое различение. Между тем согласно теории и многочисленным экспериментальным данным, имеющимся в литературе, кривые для ответов «больше» и «меньше» должны были сместиться в направлении сближения друг с другом.

Однако думается, что наш результат не является основанием, чтобы сомневаться в справедливости общепринятого мнения. Дело в том,

 

120

 

что группу здоровых испытуемых составили студенты мединститута, где экспериментатор работал преподавателем. Их работу характеризовала внимательность и тщательность, так что, видимо, уже при решении задачи на четкое различение они работали на пределе своих возможностей и резерва для улучшения результата, требовавшегося задачей на езр, у них попросту не оставалось.

 

 

Рис. 1. Примеры психометрических функций (в нормальных координатах), полученные у здоровых испытуемых. Приводятся функции, построенные по ответам «больше». Пояснения в тексте.

 

Подтверждение сказанного мы усматриваем еще в одном факте, оказавшемся несколько неожиданным: наряду с психометрическими функциями для малых групп, дававшими прямую в нормальных координатах, в задаче на езр выявился еще один тип таких функций. Он имел вид трехзвенной ломаной линии: точки, расположенные выше z = 0, достаточно хорошо укладывались на прямую; это же можно сказать и о точках ниже z=0; но одна из этих прямых не являлась продолжением другой (см. рис. 1, справа). Очевидно, этот результат говорит об использовании испытуемым двух разных критериев: одного для случая, когда сравниваемые стимулы превышают стандарт, другого — когда они меньше стандарта, т. е. критериев, различных для положительных и отрицательных величин ΔS. Что могло побудить испытуемых к такому усложнению работы? Думается, тот факт, что они работали на пределе своих возможностей и поэтому были не в состоянии сместить критерий (а тем самым и локализацию среднего психометрических кривых) так, как этого требовала задача на езр. Тем не менее перед ними стояла необходимость как-то реагировать на новую задачу. Они начинали дифференцированно оценивать положительные и отрицательные значения ΔS, так что расположение экспериментальных точек оказывалось таким, будто они соответствовали двум разным психометрическим кривым, со своим критерием каждая.

Из 8 психометрических кривых для малых групп 5 лучше аппроксимировались трехзвенной ломаной, а 3 — прямой линией. В то же время в задаче на четкое различение лишь в одном случае была оправдана трехзвенная аппроксимация (это и было упомянуто выше как исключение).

Результаты группы здоровых, показанные при II обследовании. В целом статистические показатели, характеризующие эту группу испытуемых, оказались близкими к результатам I обследования. И точно так же изменение задачи (с четкого различения на езр) не давало заметных сдвигов психометрических кривых.

Однако заслуживают внимания два интересных факта, касающиеся кривых, построенных для малых групп. Во-первых, исчезли явно выраженные трехзвенные ломаные функции. Вместо них появился другой тип расположения экспериментальных точек, где их разброс позволял примерно с равным успехом аппроксимировать как трехзвенной ломаной, так и прямой линией. Можно думать, что этот промежуточный тип был результатом эволюции наблюдавшегося ранее трехзвенного. Если это так, то такая эволюция, видимо, должна означать, что два явно различных критерия, приводившие раньше к трехзвенной ломаной, оказались заметно сближенными друг с другом. Испытуемый недалек от того, чтобы объединить их в один. Он, следовательно, уже начинает приближаться к пониманию того, что решаемая им задача не требует использования двух критериев. Завершением этой эволюции должно было бы стать слияние критериев и превращение промежуточного типа в прямую.

Во-вторых, описанный промежуточный тип был получен как в задачах на четкое различение, так и на езр, в то время как в I обследовании в каждой из этих задач преобладал свой тип кривых. Иными словами, начиная улавливать неправильность своей реакции на различие в предлагаемых им задачах, испытуемые в какой-то мере перестают усматривать разницу между той и другой задачами.

Если все сказанное верно, то из этого следует, что введение задачи на езр в I обследовании и вызванные этим попытки испытуемых перестраивать свою работу, распространившиеся затем на II обследование, должны были оказать дестабилизирующее влияние на получаемые результаты. И действительно, объединенные групповые данные оказались лучшими в первой серии I обследования: здесь были получены плавные кривые, проходящие точно по экспериментальным точкам, тогда как в других сериях они не всегда точно оказывались на аппроксимирующей кривой. Но одновременно с этим из сказанного вытекает, что наиболее репрезентативными как раз и следует считать данные, полученные в первой серии I обследования, поскольку они были собраны до начала указанной дестабилизации. Именно они и приводятся поэтому на рисунке для сравнения с данными больных (рис. 2).

Результаты в группе больных до лечения. В задаче на четкое различение были получены психометрические функции для малых групп, которые в нормальных координатах описывались двухзвенной ломаной линией (рис. 3, слева). Они имели крутую верхнюю ветвь (выше z = 0) и пологую нижнюю ветвь (ниже z = 0). В задаче на езр сохранилось это соотношение верхней и нижней ветви, хотя сами кривые сделались несколько более плавными и, пожалуй, лучше аппроксимировались уже не ломаной, а гладкой кривой, которая напоминает экспоненциальную (рис. 3, справа). В группе здоровых лиц подобных кривых не наблюдалось.

Как же следует понимать полученный результат? В работах Ю. А. Индлина [3], [4] было показано, что несимметричность экспериментально получаемых психометрических кривых объясняется несимметричностью колебаний критерия наблюдателя.

 

121

 

В таком случае наши данные свидетельствуют о том, что у здоровых лиц естественные колебания критерия происходят симметрично вокруг модального значения, тогда как у больных сильно несимметрично. Значит, полученные результаты говорят и о том, что нарушение у больных шизофренией касается не собственно сенсорной функции, а механизма принятия решения.

 

 

Рис. 2. Графическое сопоставление данных, полученных на группе здоровых и на группе больных.

Слева — здоровые испытуемые, I обследование, задача на четкое различение; справа — больные шизофренией, обследование после лечения, задача на езр. Заполненные кружки — ответы «меньше», незаполненные — ответы «больше», треугольники — ответы «равно».

 

В пользу такого объяснения полученных результатов говорит еще один важный экспериментальный факт. Дело в том, что при графическом определении стандартного отклонения по кривым в нормальных координатах мы получаем два значения σ — одно по пересечению с линией z = + l, другое по пересечению с линией z=—1. Взяв средние данные по группе здоровых, мы видим, что для них оба значения σ практически совпадают: σ(+)σ(-). Аналогичные данные для группы больных показывают, что значение σ, полученное по z=—1, значительно больше, чем значение σ, полученное по z=+1, т. е.: σ(-)>σ(+). Но вот что интересно: при этом значения σ(+)  в группе здоровых и в группе больных оказываются очень близки между собой. Так, например, в группе здоровых при I обследовании при решении задачи на езр было найдено по ответам «больше», что σ(+)=1,45°, а σ(-)=1,43°. Аналогичные данные в группе больных до лечения дают нам σ(+)= 1,47°, а σ(-)=2,78°.

 

 

Рис. 3. Примеры психометрических функций (в нормальных координатах), полученные в группе больных.

Приводятся функции, построенные по ответам «больше»

 

При нарушении сенсорной функции мы получили бы у больных пропорциональное увеличение как σ(+), так и σ(-). Между тем значение σ(+) остается у них примерно тем же, что и у здоровых. Более того, обращает на себя внимание, что у больных пологая часть кривой оказывается вытянутой в сторону зоны сомнений и зоны неразличения. Значит, именно неумение принять решение, когда получаемые впечатления становятся неоднозначными, является причиной возрастания σ(-). В таком случае показательной характеристикой для сенсорной чувствительности больных приходится считать только σ(+), а эта величина у них оказывается приблизительно той же, что и у здоровых.

Результаты в группе больных после лечения. Основные особенности, отличавшие результаты этой группы испытуемых от группы здоровых, сохранились и после проведенной терапии. Начнем с того, что у них сохранилось прежнее соотношение между σ(+) и σ(-). Так, например, в задаче на езр у них было получено σ(+)=1,66° и σ(-)=2,44° для ответов «меньше» и σ(+)=1,14° и σ(-)=2,56° для ответов «больше». Это позволяет говорить о том, что выступившее в опытах, проведенных до лечения, нарушение механизма принятия решения осталось в силе. Далее, у этих испытуемых, как и до лечения, значения σ(+) оказались близки к значениям σ(+) в группе здоровых. Это говорит о том, что проведенная терапия не оказала заметного влияния и на собственно сенсорную функцию. Из сопоставления приведенных результатов с фактом сформированности у этих больных ремиссии В и С в результате лечения (т. е. с фактом полного или частичного восстановления трудоспособности) следует вывод, что проведенное лечение сказалось на более высоких уровнях психики, мало повлияв на сенсорно-перцептивную сферу.

В таком случае следовало ожидать, что, не проявляясь в изменении принятых психофизических показателей, курс лечения должен был сказаться на каких-то деталях, возможно, поведенческого плана, сопровождавших работу испытуемых в опытах, проводимых после лечения. Действительно, некоторую разницу в работе больных до и после лечения удается

 

122

 

отметить. Дело в том, что после лечения в психометрических кривых, характеризующих группу больных, появилась тенденция к инверсиям. Инверсии, как и трехзвенные кривые в нормальных координатах, свидетельствуют об использовании испытуемыми двух критериев. Точки, расположенные в верхней и нижней части, как бы принадлежат разным психометрическим функциям. Только в случае трехзвенных кривых эти функции сближены друг с другом, а в случае инверсии разведены. Вспомним теперь, что маневрирование критерием у здоровых испытуемых мы оценивали как осознание необходимости как-то реагировать на сложности задачи. Видимо, и больные после проведенного лечения начинают отдавать себе отчет в сложности решаемой задачи. Действительно, до лечения они решали предлагаемые им задачи в значительной степени формально: на хорошо различимые значения ΔS отвечали «больше» или «меньше», а в остальных случаях обнаружили тенденцию использовать оценку «равны». После лечения они делают попытку усложнить свою работу и, как и здоровые, начинают маневрировать критерием. Но здоровые при этом смещают критерии навстречу друг другу, пытаясь добиться улучшения результата свыше своих реальных возможностей. Больные же, напротив, разводят критерии, причем делают это в задаче как на четкое различение, так и на езр. Внешне усложняя свою работу, они тем не менее продолжают относиться к решению задачи достаточно формально. В результате всего этого общие для группы кривые приобретают резко выраженный нерегулярный характер, что особенно бросается в глаза при сопоставлении с данными здоровых испытуемых (см. рис. 3).

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы относительно протекания сенсорно-перцептивного процесса у больных шизофренией по сравнению со здоровыми лицами. У больных отчетливо выявляются нарушения, связанные с работой механизма принятия решения. Собственно сенсорная функция остается при этом, по-видимому, сохранной или, во всяком случае, малоизмененной. Иными словами, можно думать, что нарушения сенсорно-перцептивного процесса при заболевании шизофренией происходят главным образом в звене не приема соответствующей информации, а ее последующей переработки и оценки. Проводимая терапия приводит к тому, что больные, видимо, начинают в некоторой мере осознавать трудности решения сенсорно-перцептивных задач, связанные с необходимостью различать близкие по величине раздражители, но отмеченный дефект в механизме принятия решения не позволяет им заметным образом улучшить исполнение.

 

1. Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. — М., 1976. 396 с.

2. Индлин Ю. А. Различение громкости тональных сигналов. — В кн.: Проблемы психофизики / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1974, с. 140—217.

3. Индлин Ю. А. Модель обучаемого наблюдателя в ситуации обнаружения и различения. — В кн.: Проблемы принятия решения / Под ред. В. Ф. Рубахина. М., 1976, с. 56—77.

4. Индлин Ю. А. Энергетическая статистическая теория в психоакустике. — В кн.: Психология и математика. М., 1976, с. 224—253.

5. Корж Н. Н., Вайткявичюс Г. Г. О механизме сенсорных процессов при обнаружении сигналов у больных шизофренией. — Журнал невропатологии и психиатрии, 1972, вып. 11, с. 1689—1694.

6. Матвеева Л. В. Психофизический анализ перцептивных процессов у больных шизофренией.— Вопросы психологии, 1976, № 1, с. 104—114.

7. Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. — М., 1974.— 167 с.

 

Поступила в редакцию 5. IV 1982 г.