Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

82

 

В. Н. МЯСИЩЕВ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Т. А. НЕМЧИН, Р. О. СЕРЕБРЯКОВА

 

Видный советский психолог, врач, педагог Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1892 г. в Латвии. Ранний и глубокий интерес к литературе, искусству, музыке способствовал формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно поэтому выбор будущей профессии у В. Н. Мясищева оказался связанным с профессией врача, и уже в годы обучения в институте он проявлял активный интерес к психологии больного и здорового человека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере стали проявляться те черты будущего ученого, воспитателя и педагога, которые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеалами гуманизма, добра, справедливости. Он проявлял постоянную заботу о своих пациентах, а также о многочисленных учениках и последователях.

Весь жизненный и творческий путь В. Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем психологии, медицинской психологии и психоневрологии. Мировоззрение В. Н. Мясищева формировалось под непосредственным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С. П. Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова и других прогрессивных ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.

Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мясищева был В. М. Бехтерев, который в полной мере сформировал как научное мировоззрение В. Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого, проницательного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с В. М. Бехтеревым продолжалось до последних дней жизни великого ученого. Далеко не случайным является тот факт, что после смерти А. Ф. Лазурского В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему ученику и единомышленнику — молодому ученому В. Н. Мясищеву. Выбор Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он по поручению В. М. Бехтерева должен был завершить и подготовить к печати незаконченный труд А. Ф. Лазурского «Классификация личностей». Работа над научным наследием этого крупного психолога не только полностью поглотила интересы В. Н. Мясищева (что позволило ему блестяще справиться с этой сложной задачей), но и поставила перед ним ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением которых Мясищев работал до конца своей жизни.

Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мясищева, явилась проблема личности здорового и больного человека. Целостное понимание человека как единства организма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, переживаний. Одной из первых крупных работ, явившихся результатом многолетнего упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева о психологическом значении электрокожной характеристики человека. Великолепная методическая разработка проблемы и высокий уровень теоретического обобщения полученных результатов позволили В. Н. Мясищеву представить свой труд в качестве докторской диссертации «Кожно-гальванические показатели нервно-психического состояния человека» (1944). Прогрессивный, новаторский характер этой работы

 

83

 

в те годы состоял в том, что В. Н. Мясищев убедительно показал возможность исследования тонких переживаний не только с точки зрения их количественных, интенсивностных характеристик, но и оценки их качества, т. е. степени значимости для субъекта. Эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н. Мясищева — изучение системы отношений личности человека. Значение этой работы велико и в настоящее время, так как она повлияла и на многие дальнейшие исследования по психологии личности. Советские психологи, использующие методические принципы В. Н. Мясищева, на основе более современных методических разработок продолжают и в настоящее время изучать личность человека, развивая идеи своего учителя.

Основываясь на трудах классиков марксизма, в частности на известном положении К. Маркса о сущности человека, В. Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности. Сущность этого положения в настоящее время широко известна и разделяется большинством советских психологов и многими зарубежными учеными. В. Н. Мясищев подчеркивал, что система общественных отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфическим компонентом личности, более специфичным, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности и др.

Одной из центральных проблем в научном наследии В. Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что личность является продуктом конкретно-исторических условий, в которых живет, воспитывается, трудится и взаимодействует с другими людьми человек. В связи с этим источниками нарушений личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в течение своей жизни. Таким образом, личность рассматривается не как некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а как динамичное, подверженное многочисленным внешним, и прежде всего социальным, воздействиям изменяющееся формирование. Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения сознанием человека окружающей его действительности. Отношения человека к действительности до определенного момента являются его потенциальными характеристиками, свойствами и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать, реализуя эти отношения. Формирование общественных отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им специфики социально-общественных, объективно существующих отношений того общества, в котором он живет.

В. Н. Мясищева интересовала и проблема общения людей. В работе «Взаимодействие и взаимоотношение людей как предмет социальной психологии», представленной на II съезде Общества психологов СССР (1963), В. Н. Мясищев рассмотрел актуальные аспекты проблемы общения людей в связи со спецификой межличностных отношений и показал, каким образом нарушенные отношения личности сказываются на общении людей.

Из обусловленности отношений личности объективными условиями жизнедеятельности человека вытекает возможность и необходимость в полной мере использовать в процессе формирования личности советского человека те преимущества нашего общества, которые составляют сущность социалистического строя. Именно в этом состоит ценность взглядов В. Н. Мясищева для советской педагогики, теории и практики коммунистического воспитания личности.

Одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева является его работа, выполненная в сотрудничестве с А.Г. Ковалевым и опубликованная в виде двухтомной монографии «Психические особенности человека» (первый том вышел в свет в 1957 г., второй — в

 

84

 

1960). До настоящего времени в советской психологической литературе не имеется более глубокого и емкого исследования по данной проблеме. Этот труд замечателен не только тем, что в нем содержатся основы типологии и классификации характера человека, но и тем, что в книге подробно рассматриваются на богатом фактическом материале конкретные разновидности формирования человеческого характера. В ней показана роль тех конкретно-исторических, социальных, бытовых и других условий воспитания, которые формируют те или иные черты характера. Говоря о способностях (второй том данной монографии), В. Н. Мясищев настойчиво подчеркивал, что они зависят не только, от природных задатков и других наследственно обусловленных качеств человека как индивида, но во многом определяются теми условиями, в которых происходит их развитие и реализация. Обе части этой фундаментальной монографии проникнуты чувством оптимизма и уверенности в возможности и необходимости использования психологической науки в процессе формирования позитивных сторон характера человека. В. Н. Мясищев призывал прилагать все усилия для создания наиболее благоприятных условий, в которых как характерологические особенности, так и, главным образом, способности человека могли бы найти наиболее полное развитие. Он подчеркивал, что социалистическое общество создает оптимальные условия для гармоничного и всестороннего развития человеческой личности.

Психологические отношения человека В. Н. Мясищев представлял как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Формирование этой системы, а точнее, как любил выражаться В. Н. Мясищев, «ансамбля отношений», осуществляется в ходе конкретно-исторического процесса, выражает личный опыт человека, определяет его переживания, поступки, поведение и деятельность в целом. Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личности и связи ее нарушенных отношений с возникновением неврозов изложены в монографии «Личность и неврозы» (1960), переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени. Решающее значение проблемы личности для психологии, и в том числе для медицинской психологии, определяется и тем, что любое из основных направлений психологической науки не может плодотворно развиваться без глубокого изучения личности. Объектом психофизиологического, нервно-психиатрического, психосоматического, медико-психологического и медико-педагогического исследования, а также психокоррекционного, психотерапевтического, лечебно-восстановительного и воспитательного воздействия может являться лишь целостный человек и прежде всего личность.

Одной из важнейших проблем, над которой В. Н. Мясищев работал в последние десятилетия своего творческого пути, являлась проблема нормы и патологии. Нет необходимости говорить о сложности этой проблемы и о том, что до настоящего времени она не решена. В существующей литературе вопросы, связанные с разграничением нормы и патологии, и даже сами понятия «психическая норма» и «психическая патология» не получили достаточно продуктивного освещения. Одна из самых больших сложностей в разрешении этой проблемы заключается в том, что организм и личность в своем многообразии проявлений и характеристик развиваются гетерохронно. Это обусловливает неодинаковую зрелость отдельных подсистем организма человека и неодинаковый функциональный уровень развития подсистем в психической системе человека на каждом возрастном этапе. Наиболее остра проблема нормы и патологии в пограничных дисциплинах, к которым относится и медицинская психология. Медицинскому психологу приходится иметь дело не только с лицами, имеющими явные отклонения в психической деятельности, но и с людьми практически здоровыми, но имеющими ту или иную форму скрытой, скрываемой, а иногда даже и заметной, но не влияющей на трудовую деятельность патологии. Особенно сложным является решение вопроса о состоянии психического здоровья человека,

 

85

 

когда имеют место компенсированные, стертые, латентно протекающие формы пограничной психической патологии, состояния, характеризующиеся такими отклонениями, которые не замечаются «невооруженным» глазом и могут быть диагностированы лишь при применении специальных, тонких, сенсибилизированных методов психологического исследования. Эта проблема важна и потому, что очень большое количество (если не все) форм не только психических, но и соматических заболеваний проходит в своем развитии на начальных этапах, не замечаемые врачами, так называемые доклинические стадии заболевания. В этой связи уместно привести замечание Б. Г. Ананьева о том, что только утонченная, высокочувствительная психологическая диагностика может выявить те патопсихологические симптомы, которые в самом начале заболевания не могут быть замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Ананьев, делая это замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни и деятельности индивида самые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее совершенной, наиболее сензитивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы — со стороны психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения, но и всячески побуждал своих учеников разрабатывать методы сверхранней диагностики психических отклонений. В настоящее время вопрос о точном определении понятий «норма» и «патология» еще весьма далек от своего разрешения. Несмотря на то, что точки зрения многих авторов, занимающихся этой проблемой и предлагающих в качестве критериев социальные, исторические, этнографические, возрастные, культурные, половые, профессиональные, статистические и другие параметры, вполне правомерны, единой теоретической концепции и общепризнанных критериев для определения понятий «норма» и «патология» до сих пор не имеется.

Большой вклад внес В. Н. Мясищев в такой важный раздел психологии, как психодиагностика. Помимо вышеуказанных принципиальных положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над вопросами методического оснащения конкретных общепсихологических и медико-психологических исследований. В конце 50-х — начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из первых в советской психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы использование новых методов исследования личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым. Однако он категорически возражал против автоматического перенесения этих методов в наши условия и требовал глубокой предварительной их переработки и адаптации. Отношение В. Н. Мясищева к экспериментально-психологическому исследованию строилось с учетом понимания имеющихся возможностей и ограничений применения различных методов, особенно тогда, когда в одном случае речь шла о здоровом, а в другом — о больном человеке. В. Н. Мясищев строго предостерегал от произвольного и не всегда правомерного перенесения методов общей психологии на исследование больных, и наоборот. Он также категорически возражал против того, чтобы экспериментально-психологические исследования личности проводились людьми, не имеющими глубокой теоретической профессиональной подготовки по психологии, а интерпретация результатов осуществлялась специалистами, не усвоившими основных положений марксистско-ленинской теории. Наибольшее же значение, приоритет в изучении личности В. Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнестического и социально-клинического исследования испытуемых, а также умелому применению метода наблюдения за их поведением. В. Н. Мясищев считал, что в экспериментально-психологических исследованиях личности как тестовые, так и объективные психофизиологические методики являются лишь дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения.

 

86

 

К сожалению, именно этим методам исследования личности в системе психологического образования в настоящее время уделяется не всегда достаточное внимание.

В. Н. Мясищев отдал много времени и сил делу подготовки высококвалифицированных кадров психологов в нашей стране. Вместе с Б. Г. Ананьевым он стоял у истоков организации обучения психологии в Ленинградском государственном университете им. А. А. Жданова. В. Н. Мясищев был фактическим организатором сначала курса патопсихологии на факультете психологии, а с 1966 г.— отдельной специализации по медицинской психологии. Под его руководством уже в конце 60-х — начале 70-х гг. в ЛГУ было подготовлено более ста медицинских психологов. К настоящему времени при ежегодном выпуске 30—40 человек количество медицинских психологов, активно работающих на многих промышленных предприятиях, в научных, учебных и лечебных учреждениях, подготовленных в Ленинградском университете, достигло нескольких сотен.

В. Н. Мясищев в течение длительного времени настаивал на введении преподавания медицинской психологии в медицинских вузах. В результате этой упорной работы ему удалось добиться того, что в настоящее время в медицинских институтах введено преподавание этой дисциплины. В. Н. Мясищев постоянно работал над улучшением учебных пособий, руководств и учебников для, студентов психологических факультетов, написал самостоятельно и в соавторстве с другими психологами и врачами ряд учебных пособий и учебников по медицинской психологии. Он подготовил несколько десятков высококвалифицированных психологов — кандидатов и докторов наук. Активной и разносторонней была деятельность В. Н. Мясищева как организатора психологической науки. Он был одним из основных докладчиков на многих психологических съездах, конференциях, симпозиумах не только в нашей стране, но и за рубежом. Его труды переведены на многие иностранные языки и изданы в ряде зарубежных стран. В. Н. Мясищев был основателем и руководителем проблемной комиссии «Медицинская психология» при АМН СССР и всячески содействовал внедрению достижений психологической науки в практическую деятельность научных, учебных, лечебных учреждений и предприятий народного хозяйства нашей страны. Дальнейшая разработка проблемы личности и других направлений психологического исследования — это проблемы, над которыми работал В. Н. Мясищев и которые составляют его научное наследие.

Родина высоко оценила труд В. Н. Мясищева, наградив его многими орденами и медалями СССР.

В. Н. Мясищев глубоко понимал, что для решения многочисленных задач, стоящих перед психологической наукой, и в частности перед медицинской психологией, требуется много времени и усилий, и поэтому с необыкновенной заботой, щедростью и добротой отдавал знания, опыт и душевное тепло своим ученикам и последователям — продолжателям развития психологической науки в нашей стране.

 

Поступила в редакцию 13.V. 1982 г.