82
В. Н. МЯСИЩЕВ И МЕДИЦИНСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Т. А. НЕМЧИН, Р. О.
СЕРЕБРЯКОВА
Видный
советский психолог, врач, педагог Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля
1892 г. в Латвии. Ранний и глубокий интерес к литературе, искусству, музыке
способствовал формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам,
душевным переживаниям. Не случайно поэтому выбор
будущей профессии у В. Н. Мясищева оказался связанным с профессией врача, и уже
в годы обучения в институте он проявлял активный интерес к психологии больного
и здорового человека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере стали
проявляться те черты будущего ученого, воспитателя и педагога, которые
впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности,
пронизанной идеалами гуманизма, добра, справедливости. Он проявлял постоянную
заботу о своих пациентах, а также о многочисленных учениках и последователях.
Весь жизненный и творческий путь В. Н. Мясищева связан с
разработкой важнейших научных проблем психологии, медицинской психологии и
психоневрологии. Мировоззрение В. Н. Мясищева формировалось под
непосредственным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия.
Идеями С. П. Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова и других прогрессивных ученых
и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.
Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мясищева был
В. М. Бехтерев, который в полной мере сформировал как научное мировоззрение В.
Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого,
проницательного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с В. М. Бехтеревым
продолжалось до последних дней жизни великого ученого. Далеко не случайным
является тот факт, что после смерти А. Ф. Лазурского В. М. Бехтерев поручил
руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему
ученику и единомышленнику — молодому ученому В. Н. Мясищеву. Выбор Мясищевым
конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в
значительной степени обусловлен тем, что он по поручению В. М. Бехтерева должен
был завершить и подготовить к печати незаконченный труд А. Ф. Лазурского
«Классификация личностей». Работа над научным наследием этого крупного
психолога не только полностью поглотила интересы В. Н. Мясищева
(что позволило ему блестяще справиться с этой сложной задачей), но и
поставила перед ним ряд важных, перспективных проблем в области изучения
личности, над решением которых Мясищев работал до конца своей жизни.
Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей
внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мясищева, явилась проблема
личности здорового и больного человека. Целостное понимание человека как
единства организма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных
исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические
характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических
особенностей человека, его чувств, переживаний. Одной из первых крупных работ,
явившихся результатом многолетнего упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева
о психологическом значении электрокожной
характеристики человека. Великолепная методическая разработка проблемы и
высокий уровень теоретического обобщения полученных результатов позволили В. Н.
Мясищеву представить свой труд в качестве докторской диссертации
«Кожно-гальванические показатели нервно-психического состояния человека»
(1944). Прогрессивный, новаторский характер этой работы
83
в те годы состоял в том, что В.
Н. Мясищев убедительно показал возможность исследования тонких переживаний не
только с точки зрения их количественных, интенсивностных
характеристик, но и оценки их качества, т. е. степени значимости для субъекта.
Эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н.
Мясищева — изучение системы отношений личности человека. Значение этой работы
велико и в настоящее время, так как она повлияла и на многие дальнейшие
исследования по психологии личности. Советские психологи, использующие
методические принципы В. Н. Мясищева, на основе более
современных методических разработок продолжают и в настоящее время
изучать личность человека, развивая идеи своего учителя.
Основываясь на
трудах классиков марксизма, в частности на известном положении К. Маркса о
сущности человека, В. Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской
психологии принципиальных положений теории личности. Сущность этого положения в
настоящее время широко известна и разделяется большинством советских психологов
и многими зарубежными учеными. В. Н. Мясищев подчеркивал, что система
общественных отношений человека к окружающему миру и к самому себе является
наиболее специфическим компонентом личности, более специфичным, чем, например,
ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности и др.
Одной из центральных
проблем в научном наследии В. Н. Мясищева является проблема развития личности,
которую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что
личность является продуктом конкретно-исторических условий, в которых живет,
воспитывается, трудится и взаимодействует с другими людьми человек. В связи с
этим источниками нарушений личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются конкретные
общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие
коллизии, которые человек переживает в течение своей жизни. Таким образом,
личность рассматривается не как некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое
образование, а как динамичное, подверженное многочисленным внешним, и прежде всего социальным, воздействиям изменяющееся
формирование. Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н.
Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что
оно является одной из форм отражения сознанием человека окружающей его
действительности. Отношения человека к действительности до определенного
момента являются его потенциальными характеристиками, свойствами и проявляются
в полной мере тогда, когда человек начинает действовать, реализуя эти отношения.
Формирование общественных отношений в структуре личности человека происходит в
результате отражения им специфики социально-общественных, объективно
существующих отношений того общества, в котором он живет.
В. Н. Мясищева
интересовала и проблема общения людей. В работе «Взаимодействие и
взаимоотношение людей как предмет социальной психологии», представленной на II съезде Общества психологов СССР
(1963), В. Н. Мясищев рассмотрел актуальные аспекты проблемы общения людей в
связи со спецификой межличностных отношений и показал, каким образом нарушенные
отношения личности сказываются на общении людей.
Из обусловленности
отношений личности объективными условиями жизнедеятельности человека вытекает
возможность и необходимость в полной мере использовать в процессе формирования
личности советского человека те преимущества нашего общества, которые
составляют сущность социалистического строя. Именно в этом состоит ценность
взглядов В. Н. Мясищева для советской педагогики, теории и практики
коммунистического воспитания личности.
Одним
из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева является его работа, выполненная в
сотрудничестве с А.Г. Ковалевым и опубликованная в виде двухтомной монографии
«Психические особенности человека» (первый том вышел в свет в 1957 г., второй —
в
84
1960).
До настоящего времени в советской психологической литературе не имеется более
глубокого и емкого исследования по данной проблеме. Этот труд замечателен не
только тем, что в нем содержатся основы типологии и классификации характера
человека, но и тем, что в книге подробно рассматриваются на богатом фактическом
материале конкретные разновидности формирования человеческого характера. В ней
показана роль тех конкретно-исторических, социальных, бытовых и других условий
воспитания, которые формируют те или иные черты характера. Говоря о
способностях (второй том данной монографии), В. Н. Мясищев настойчиво
подчеркивал, что они зависят не только, от природных задатков и других наследственно обусловленных качеств человека как
индивида, но во многом определяются теми условиями, в которых происходит их
развитие и реализация. Обе части этой фундаментальной монографии проникнуты
чувством оптимизма и уверенности в возможности и необходимости использования
психологической науки в процессе формирования позитивных сторон характера
человека. В. Н. Мясищев призывал прилагать все усилия для создания наиболее
благоприятных условий, в которых как характерологические особенности, так и,
главным образом, способности человека могли бы найти наиболее полное развитие.
Он подчеркивал, что социалистическое общество создает оптимальные условия для
гармоничного и всестороннего развития человеческой личности.
Психологические отношения человека В. Н. Мясищев
представлял как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных
связей личности с различными сторонами объективной действительности. Формирование
этой системы, а точнее, как любил выражаться В. Н. Мясищев, «ансамбля
отношений», осуществляется в ходе конкретно-исторического процесса, выражает
личный опыт человека, определяет его переживания, поступки, поведение и
деятельность в целом. Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личности и
связи ее нарушенных отношений с возникновением неврозов изложены в монографии
«Личность и неврозы» (1960), переведенной на ряд иностранных языков и не
потерявшей ценности до настоящего времени. Решающее значение проблемы личности
для психологии, и в том числе для медицинской психологии, определяется и тем,
что любое из основных направлений психологической науки не может плодотворно
развиваться без глубокого изучения личности. Объектом психофизиологического, нервно-психиатрического,
психосоматического, медико-психологического и медико-педагогического
исследования, а также психокоррекционного,
психотерапевтического, лечебно-восстановительного и воспитательного воздействия
может являться лишь целостный человек и прежде всего
личность.
Одной из важнейших проблем, над
которой В. Н. Мясищев работал в последние десятилетия своего творческого пути,
являлась проблема нормы и патологии. Нет необходимости говорить о сложности
этой проблемы и о том, что до настоящего времени она не решена. В существующей
литературе вопросы, связанные с разграничением нормы и патологии, и даже сами
понятия «психическая норма» и «психическая патология» не получили достаточно
продуктивного освещения. Одна из самых больших сложностей в разрешении этой
проблемы заключается в том, что организм и личность в своем многообразии
проявлений и характеристик развиваются гетерохронно.
Это обусловливает неодинаковую зрелость отдельных подсистем организма человека
и неодинаковый функциональный уровень развития
подсистем в психической системе человека на каждом возрастном этапе. Наиболее
остра проблема нормы и патологии в пограничных дисциплинах, к которым относится
и медицинская психология. Медицинскому психологу приходится иметь дело не
только с лицами, имеющими явные отклонения в психической деятельности, но и с
людьми практически здоровыми, но имеющими ту или иную форму скрытой,
скрываемой, а иногда даже и заметной, но не влияющей на трудовую деятельность
патологии. Особенно сложным является решение вопроса о состоянии психического здоровья
человека,
85
когда
имеют место компенсированные, стертые, латентно протекающие формы пограничной
психической патологии, состояния, характеризующиеся такими отклонениями,
которые не замечаются «невооруженным» глазом и могут быть диагностированы лишь
при применении специальных, тонких, сенсибилизированных методов
психологического исследования. Эта проблема важна и потому, что очень большое
количество (если не все) форм не только психических, но и соматических
заболеваний проходит в своем развитии на начальных этапах, не замечаемые
врачами, так называемые доклинические стадии заболевания. В этой связи уместно
привести замечание Б. Г. Ананьева о том, что только утонченная,
высокочувствительная психологическая диагностика может выявить те
патопсихологические симптомы, которые в самом начале заболевания не могут быть
замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Ананьев, делая это
замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни
и деятельности индивида самые первые признаки нарушения здоровья следует
ожидать со стороны наиболее совершенной, наиболее сензитивной
и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы — со стороны
психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения,
но и всячески побуждал своих учеников разрабатывать методы сверхранней
диагностики психических отклонений. В настоящее время вопрос о точном
определении понятий «норма» и «патология» еще весьма далек от своего
разрешения. Несмотря на то, что точки зрения многих авторов,
занимающихся этой проблемой и предлагающих в качестве критериев социальные,
исторические, этнографические, возрастные, культурные, половые,
профессиональные, статистические и другие параметры, вполне правомерны, единой
теоретической концепции и общепризнанных критериев для определения понятий
«норма» и «патология» до сих пор не имеется.
Большой вклад внес В. Н. Мясищев в такой важный раздел
психологии, как психодиагностика. Помимо вышеуказанных принципиальных
положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и
патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над вопросами методического
оснащения конкретных общепсихологических и медико-психологических исследований.
В конце 50-х — начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из первых в советской
психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской
психодиагностической работы использование новых методов исследования личности,
в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только
допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их
использование необходимым. Однако он категорически возражал против
автоматического перенесения этих методов в наши условия и требовал глубокой
предварительной их переработки и адаптации. Отношение В. Н. Мясищева к
экспериментально-психологическому исследованию строилось с учетом понимания
имеющихся возможностей и ограничений применения различных методов, особенно
тогда, когда в одном случае речь шла о здоровом, а в другом — о больном
человеке. В. Н. Мясищев строго предостерегал от произвольного и не всегда
правомерного перенесения методов общей психологии на исследование больных, и
наоборот. Он также категорически возражал против того, чтобы
экспериментально-психологические исследования личности проводились людьми, не
имеющими глубокой теоретической профессиональной
подготовки по психологии, а интерпретация результатов осуществлялась
специалистами, не усвоившими основных положений марксистско-ленинской теории.
Наибольшее же значение, приоритет в изучении личности В. Н. Мясищев отдавал
мастерству психолога в использовании им биографического, анамнестического и
социально-клинического исследования испытуемых, а также умелому применению
метода наблюдения за их поведением. В. Н. Мясищев считал, что в
экспериментально-психологических исследованиях личности как тестовые, так и
объективные психофизиологические методики являются лишь дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения.
86
К сожалению, именно этим методам исследования личности в
системе психологического образования в настоящее время уделяется не всегда
достаточное внимание.
В. Н. Мясищев отдал много времени и сил делу подготовки
высококвалифицированных кадров психологов в нашей стране. Вместе с Б. Г.
Ананьевым он стоял у истоков организации обучения психологии в Ленинградском
государственном университете им. А. А. Жданова. В. Н. Мясищев был фактическим
организатором сначала курса патопсихологии на факультете психологии, а с 1966
г.— отдельной специализации по медицинской психологии. Под его руководством уже
в конце 60-х — начале 70-х гг. в ЛГУ было подготовлено
более ста медицинских психологов. К настоящему времени при ежегодном выпуске
30—40 человек количество медицинских психологов, активно работающих на многих
промышленных предприятиях, в научных, учебных и лечебных учреждениях,
подготовленных в Ленинградском университете, достигло нескольких сотен.
В. Н. Мясищев в течение длительного времени настаивал на
введении преподавания медицинской психологии в медицинских вузах. В результате
этой упорной работы ему удалось добиться того, что в настоящее время в
медицинских институтах введено преподавание этой дисциплины. В. Н. Мясищев
постоянно работал над улучшением учебных пособий, руководств и учебников для,
студентов психологических факультетов, написал самостоятельно и в соавторстве с
другими психологами и врачами ряд учебных пособий и учебников по медицинской
психологии. Он подготовил несколько десятков высококвалифицированных психологов
— кандидатов и докторов наук. Активной и разносторонней была деятельность В. Н.
Мясищева как организатора психологической науки. Он был одним из основных
докладчиков на многих психологических съездах, конференциях, симпозиумах не
только в нашей стране, но и за рубежом. Его труды переведены на многие
иностранные языки и изданы в ряде зарубежных стран. В. Н. Мясищев был
основателем и руководителем проблемной комиссии «Медицинская психология» при
АМН СССР и всячески содействовал внедрению достижений психологической науки в
практическую деятельность научных, учебных, лечебных учреждений и предприятий
народного хозяйства нашей страны. Дальнейшая разработка проблемы личности и
других направлений психологического исследования — это проблемы, над которыми работал В. Н. Мясищев и которые составляют его научное
наследие.
Родина высоко оценила труд В. Н. Мясищева, наградив его
многими орденами и медалями СССР.
В. Н. Мясищев глубоко понимал, что для решения
многочисленных задач, стоящих перед психологической наукой, и в частности перед
медицинской психологией, требуется много времени и усилий, и поэтому с
необыкновенной заботой, щедростью и добротой отдавал знания, опыт и душевное
тепло своим ученикам и последователям — продолжателям развития психологической
науки в нашей стране.
Поступила в редакцию 13.V. 1982 г.