Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

Г.И. КУЗНЕЦОВА

Москва

 

18—20 мая в Москве проходила ставшая традиционной ежегодная научная сессия, организованная лабораторией психологии воспитания подростка НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (зав. лабораторией Д. И. Фельдштейн). Помимо сотрудников института в работе сессии приняли участие сотрудники НИИ общих проблем воспитания, НИИ художественного воспитания АПН СССР, а также преподаватели вузов, научные и практические работники просвещения разных регионов страны.

Сессию открыл директор НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР В. В. Давыдов, который отметил важность углубленного изучения детей подросткового возраста, сензитивного к формированию готовности участвовать в любом нужном обществу виде деятельности, а также необходимость широкого внедрения рекомендации психологов в практику.

Доклад Д. И. Фельдштейна был посвящен раскрытию психологических особенностей подросткового возраста как этапа онтогенеза, условий и механизмов воспитания подростка. Докладчик остановился на вопросе о границах и критериях выделения подросткового возраста, теоретических установках лаборатории, круге исследуемых проблем. Он отметил, что лаборатория предпринимает попытку организовать концептуально направленное исследование в едином контексте теоретического подхода, создаваемого в институте, где разрабатывается теория развития психики ребенка и определяются закономерности формирования личности. В 45 докладах и сообщениях участники сессии затронули основные проблемы воспитания и развития детей подросткового возраста, причем каждый день сессии был тематическим, т. е. посвященным определенному кругу вопросов. Так, первый день был посвящен рассмотрению подросткового возраста как этапа в процессе онтогенеза, обладающего своими закономерностями переходного периода от младшего школьника к подростку, своеобразной динамикой развития личности, возникновения новообразований. Были затронуты такие вопросы, как развитие у подростка образа самого себя, особенности восприятия музыкальных произведений в этом возрасте, динамика развития отношений к разным видам деятельности, мотивация этой деятельности, ее научная организация, формирование активной жизненной позиции и т. д. Особое внимание участников сессии привлек доклад В. А. Петровского (Москва), в котором он осветил проблему становления индивида как личности при переходе от детства к взрослости, особо отметив тот факт, что именно в подростковом возрасте проявляется потребность жить и действовать для других, а социальная активность принимает форму общественно полезной деятельности.

Во второй день работы сессии были рассмотрены проблемы деятельности подростка как условия и способа его существования. Обсуждались такие вопросы, как значение общественно полезной деятельности, ведущей в подростковом возрасте, для формирования личности; структура и соотношение различных видов деятельности подростка; мотивация общественно полезной деятельности и обобщение как форма выражения «мотивационной» деятельности. Открылся второй день научной сессии докладом Ю. Б. Алиева (Москва) о психолого-педагогических условиях использования советской массовой песни в формировании духовного мира подростков. Другие докладчики затронули проблемы познавательных интересов подростков, их отношения к труду, условий воздействия общественно полезной деятельности на формирование личности, нравственного воспитания в процессе общественно полезной деятельности, психологической готовности к труду, особенностей общения в подростковом возрасте, организации общественно полезной деятельности подростков и пр.

В третий день обсуждались способы и условия направленного развития подростка, становления его личности. Выступающие в основном освещали такие вопросы, как психологические особенности интересов подростков, развитие их социальной активности, отношения со сверстниками и старшими, влияние самоуправления на развитие личности подростка, влияние межличностных отношений на формирование мотивов учебной деятельности, особенности педагогической коррекции в процессе воздействия общественного мнения на личность подростка и т. д. Четвертый день работы сессии полностью был посвящен обсуждению проблемы «трудных» подростков, особенностей развития их личности, организации учебно-воспитательной работы с ними и т. д. Заседание было открыто докладом М. А Алемаскина (Москва) о психолого-педагогических факторах предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков. Докладчик остановился на корректировке деструктированной личности трудного подростка, необходимости воспитания у него разумных потребностей и формирования ценностных ориентации. Особенностям антиобщественной установки личности подростков-правонарушителей посвятил свой доклад И. П. Башкетов (Коломна), уделивший особое внимание типологии несовершеннолетних

 

168

 

правонарушителей, причинам правонарушении и способам борьбы с ними. Остальные выступавшие рассказали об особенностях учебно-воспитательной работы с педагогически запущенными подростками, значении познавательного интереса как одного из факторов перевоспитания трудных подростков, психологических аспектах формирования активной жизненной позиции трудновоспитуемых подростков, психолого-педагогических механизмах коррекции отклоняющегося поведения и т. д.

Принявшие участие в дискуссии М. М. Алемаскин, С. А. Беличева (Тюмень), В. Ф. Пирожков (Москва), О. В Лишин (Москва), В. А. Татенко (Киев) отмечали необходимость более тесной связи теоретических исследований с практикой школы, создания психологической службы для работы с трудными подростками, а также более рациональной организации общественно полезной деятельности подростков с выходом ее за стены школы — в район, город и т. д. — с целью создания оптимальных условий для развития личности подростков, в частности формирования разумных потребностей, положительных интересов, социальной активности.