Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

149

 

НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

 

Dixon N. F. Preconscious processing. — Chichester, N. Y.: J. Wiley & Sons, 1981. vi+313 p.

 

В рассматриваемой работе Н. Ф. Диксон включает в рассмотрение эмпирический материал, полученный в экспериментальной психологии за прошедшие десятилетия, обращаясь к анализу таких познавательных процессов, которые не осознаются, но влияют на характер сознательных переживаний.

Книга включает 12 глав. Во введении автор, обозначая общетеоретический контекст анализируемой проблемы, выделяет функции сознания и формулирует основные предположения о природе неосознаваемых процессов. В первой части книги приводятся экспериментальные данные о восприятии без осознания и о влиянии предсознательных процессов на восприятие надпороговых стимулов и вербальное поведение. Во второй части анализируется связь предсознательных процессов с памятью, эмоциями, феноменом перцептивной защиты и возможное приложение данных о неосознаваемом восприятии к диагностике и лечению психических нарушений. Третья часть представляет собой обсуждение вероятных физиологических механизмов предсознательных познавательных процессов и различных теорий внимания с точки зрения приведенных данных. Список литературы включает около 800 названий.

В монографии Н. Ф. Диксона можно выделить два уровня изложения: описание эмпирического материала и его теоретическое осмысление.

Отметим, во-первых, что рецензируемая книга в полной мере разделяет недостаток большинства западных монографий — в ней практически не отражены работы советских авторов, в частности Г. В. Гершуни, Э. А. Костандова, психологов школы Д. Н. Узнадзе. Однако результаты экспериментального изучения феноменов предсознательной переработки информации в зарубежной (особенно англоязычной) психологии представлены Н. Ф. Диксоном

 

150

 

достаточно полно. В книге отражен широкий диапазон исследований — от традиционных экспериментов, демонстрирующих тот факт, что электрофизиологические корреляты восприятия могут наблюдаться без сознательного распознавания испытуемым предъявленного объекта, до работ последних лет, выполненных представителями когнитивной психологии (такими, как А. Марсел, М. Познер, Д. Олпорт и другие).

Описание широкого массива экспериментальных данных, составляющее, на наш взгляд, несомненное достоинство монографии Н. Ф. Диксона, позволило ему выделить основные методические приемы исследования предсознательной переработки информации. Существует два пути, позволяющих избежать осознания: намеренное желание испытуемого не обращать внимания на некоторый материал (ситуация селективного внимания) и использование неконтролируемых испытуемым факторов ситуации, уменьшающих, пользуясь терминологией теории обнаружения сигнала, отношение сигнала к шуму. В последнем случае применяются следующие способы: уменьшение интенсивности или времени экспозиции стимула, маскировка, предъявление стимула на «неосознаваемый, сенсорный канал» (например, на субдоминантный глаз при бинокулярном соревновании) и др.

Что касается попытки Диксона построить теоретическое описание феноменов предсознательных процессов, то она, по нашему мнению, не удалась, хотя отдельные рассуждения автора представляют определенный интерес. Предсознательные процессы рассматриваются только с точки зрения их приспособительного значения, причем для иллюстрации отдельных положений привлекаются данные, полученные не только на людях, но и на животных. С этой точки зрения остается совершенно непонятным, чем сознание человека отличается от «сознания» животных. Кроме того, неосознаваемые процессы Диксон определяет как «чисто физиологические». Отказ от психологической характеристики бессознательного приводит к появлению гипотез, в которых физиологические и психологические понятия используются как рядоположенные. И хотя сам автор признает, что он, возможно, смешивает различия между процессами с различиями между уровнями описания, это не оказывает заметного влияния на его рассуждения. Следует отметить, однако, что проблема содержательного определения бессознательного является чрезвычайно сложной (практически все характеристики этого феномена, включая сам термин, являются негативными) и любой опыт в ее решении, даже отрицательный, представляется полезным.

 

В. Н. Каптелинин

Москва