Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

146

 

КРИЗИС БУРЖУАЗНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

Kiihn H., JunghSnel К. Bürgerliche Persönlichkeitspsychologie in der Krise. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1980.

 

Исследование, описываемое в книге, осуществлено с целью критического рассмотрения основ теории личности в буржуазной психологии. Книга имеет подзаголовок «Буржуазные концепции личности в споре идеографических и номотетических теорий». Это различение, сложившееся к концу XIX в. в немецкой школе неокантианства, подразумевает существование наук, устанавливающих законы (номотетические науки), и наук, описывающих изучаемые явления (идеографические науки). Авторы книги показывают, что два указанных подхода в буржуазных теориях личности имеют и много общего: анализ сущности человека в отрыве от общественных отношений, выделение в качестве основы личности некоторых антропологических или абстрактных ее составляющих, выполнение обоими направлениями инструментальных общественных функций (перенос социальных проблем в сферу психологических, манипулирование человеком и т. д.).

Книга состоит из шести глав, в которых относительно всех рассматриваемых проблем структурно выдерживается противопоставление идеографических и номотетических теорий личности. Это противопоставление базируется на детальных аналитических обзорах взглядов основных представителей этих направлений, выявлении существенных моментов совпадений и несовпадений их взглядов, вскрытии философских основ и общественной направленности их программ.

В качестве основных представителей идеографических теорий выделены Томэ, Лерш, В. Арнольд (ФРГ), Олпорт, Ш. Бюлер, Маслоу, Мэй, Роджерс (США), Нюттэн (Бельгия), номотетических — Айзенк, Кеттэл, Гилфорд (США). Если теории некоторых из этих исследователей, таких, как Кеттэла, Маслоу, Олпорта, Айзенка, уже анализировались в марксистской психологической литературе, то детальное обсуждение взглядов Томэ, крупнейшего представителя западногерманской ветви идеографического направления, является сравнительно новым для советского читателя. Специальный интерес представляет и критическое изложение позиции Нюттена в понимании личности.

 

147

 

Во второй главе выявляются условия возникновения и развития кризиса в буржуазной психологии, форма его выражения применительно к психологии личности, его сущность и актуальное значение. К моменту выделения основных психологических школ прогрессивная философия еще не могла стать их основой, поэтому на психологии отразилось сложившееся к концу XIX в. в ряде философских школ расхождение методологий общественных и естественных наук. Номотетические концепции приняли новые методические основы естественных наук — позитивистские, неопозитивистские, прагматические, операционалистские. Идеографические же концепции основываются на традиционных консервативных основах философской антропологии («философия жизни», экзистенциализм, персонализм, феноменология). В психологии личности выражение общего кризиса в форме спора двух направлений — естественнонаучно и духовно-научно ориентированных — пришлось на начало последней трети нашего столетия.

Авторы приходят к выводу, что сущность кризиса буржуазной психологии личности заключается не в противопоставлении указанных двух подходов, а в общем для обоих направлений отрыве личности от системы определяющих ее общественных отношений.

В третьей главе выявляются философские основы указанных направлений, специфика методических способов и предмета изучения.

Психологическое содержание понимания сущности личности и ее свойств в обоих направлениях анализируется в четвертой главе. При всем разнообразии идеографических концепций их общей чертой является предположение о наличии у индивида спонтанных, имманентно присущих ему движущих сил, будь то потребность в самоактуализации в теориях Маслоу и Гольдштейна, «самоосуществление» в концепциях Хорни и Фромма или основные тенденции жизни в учении Ш. Бюлер. Индивидуальность идентифицируется в этих концепциях с сущностью человека и собственно личностью. Характерными в этом плане оказываются взгляды Томэ. Личность понимается им как «совокупность всех событий, составляющих ее индивидуальную биографию».

Авторы выделяют такие общие для идеографических теорий вопросы, как редукция деятельности к активности, поиски детерминант личности в ее внутреннем мире, изменение содержания понятия «свойство» личности от первоначального понимания свойств как врожденных, наследственно определенных качеств к современным схематическим конструктам с завуалированным содержанием.

В качестве наиболее характерных для номотетического направления рассматриваются, в частности, взгляды Кеттэла. Аналитический обзор ряда других частных моделей этого направления показывает их общность в понимании личности как спектра определенных черт, которые не могут быть представлены до опыта, а являются результатом исследования конкретной личности. Вопросы структурной организации черт или свойств личности, проблемы редукции деятельности к поведению или активности, подчеркивание роли наследственности или внешних условий, механизмы детерминации личности — вот основные точки разногласий номотетических и идеографических теорий.

Особый интерес и в информационном, и в методологическом планах представляет последняя глава, посвященная анализу объективных общественных функций идеографически и номотетически ориентированной психологии личности в буржуазном обществе. Авторы доказывают явную зависимость результатов исследований буржуазных психологов от сознательно принятой политической программы. Это показано на примерах изучения творчества в США и изучения роли наследственности и обучения для развития личности в США и ФРГ.

Идеографическая психология личности также выполняет предписанную ей в буржуазном обществе инструментальную функцию, это подчас трудно разглядеть за декларируемыми ею положениями о присущей человеку гуманности. Согласно теориям этого направления, индивид должен отвлечься от реальных проблем, на основе ориентации в собственном мире выводить причины своих конфликтов и, если необходимо, изменять свои оценки и свойства. Отсюда усиление интереса и доверия к психотерапии, к собственному «Я», к религии. Многие гуманистически мыслящие психологи вслед за Олпортом и Ш. Бюлер акцентируют внимание на возможностях развития личности, на ответственности человека за свои цели и поступки. Однако эти теории порождают иллюзии, что путем самопознания и саморазвития можно заменить познание объективных условий деятельности и необходимости изменения общественных отношений. Другие представители идеографических концепций, например В. Арнольд, открыто выступают с реакционными политическими программами, в частности против равенства шансов в образовании.

Рецензируемая книга хорошо ориентирует читателей в состоянии психологии личности в США и западноевропейских странах. Аналитические обзоры сопровождаются глубоким проникновением в методологические основы концепций личности, поэтому она окажется полезным вводным руководством в проблемы личности в буржуазной психологии.

 

Т. В. Корнилова, А. П. Корнилов

Москва