Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

134

 

ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ Б. Г. АНАНЬЕВ

 

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

 

В. П. ЛИСЕНКОВА

 

Б. Г. Ананьев родился 14 августа 1907 г. в г. Орджоникидзе. В 1928 г. он окончил Горский педагогический институт, а в 1930 г. — аспирантуру при Ленинградском институте по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.

Первая научная работа Б. Г. Ананьева, написанная еще в студенческие годы, вышла в свет в 1927 г. и была посвящена экспериментальному изучению влияния музыки на поведение человека.

Анализ полученных в эксперименте данных позволил Б. Г. Ананьеву сделать заключение о существовании объективных симптомов сложных аффективных реакций, отражающих возбуждающее и угнетающее влияние музыки на поведение и двигательную сферу человека.

Свою профессиональную научную деятельность Б. Г. Ананьев начал в Ленинграде, в Институте по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, под руководством профессора В. Н. Осиповой. Первый цикл его научных работ связан с изучением особенностей условно-рефлекторной деятельности человека с позиций рефлексологического направления В. М. Бехтерева. Это работы по исследованию типов сочетательно-рефлекторной деятельности (1928), изучению речевых рефлексов у слепых детей (1929) и др.

В этот же период Б. Г. Ананьев занимается также разработкой проблем организации научного труда и методов подготовки аспирантов. Результаты этих исследований опубликованы в работах «К постановке проблемы организации труда» (1928), «Диалектика научного познания как основа рационализации науки» (1929), «О методах подготовки аспирантов» (1929) и др.

Конец 20-х — начало 30-х гг. характеризуются интенсивной марксистско-ленинской перестройкой и методологическим перевооружением советской психологической науки. Борис Герасимович активно откликается на эти преобразования. Он выступает на заседании специальной секции, созданной в Ленинграде при Обществе рефлексологии, гипнологии, неврологии и биофизики по пересмотру методологической программы, с докладом, в котором говорится о необходимости отказа от прежних позиций и пересмотре взглядов на сущность психики, сознания и своеобразие человеческого поведения.

Проблема социогенеза человеческого поведения — одна из основных проблем, интересующих Б. Г. Ананьева в этот период. Разработка этой проблемы находит отражение в работах «Социогенетический метод изучения поведения человека» (1930), «Проблема социогенеза человеческого поведения» (1930), в материалах, подготовленных к Первому всесоюзному съезду по изучению поведения человека «О социогенетическом методе изучения поведения человека» (1930).

В 1933 г. Б. Г. Ананьев начинает работу над монографией «Психология педагогической оценки», обобщающей цикл исследований вопросов психологии обучения и воспитания, разрабатываемых сектором психологии Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.

В 1935 г. эта очень важная, особенно для того времени, монография вышла в свет. Ведущей идеей ее, по утверждению Б. Г. Ананьева, является воспитательное воздействие педагога посредством оценки. Значение именно такой постановки вопроса было важным потому, что в те годы некоторые представители советской педагогической психологии и педологии под влиянием различных буржуазных концепций отрицали активную роль педагога в развитии ребенка.

В данной работе Б. Г. Ананьев рассматривает не только психолого-педагогические проблемы обучения, но и социально-психологические проблемы взаимоотношения учеников и учителей. Он указывает на то, что умственное развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством педагогической оценки. Б. Г. Ананьев приводит доказательства многостороннего воздействия педагогической оценки на интеллектуальную, аффективно-волевую сферы школьника. Под непосредственным влиянием тех или иных педагогических оценок ускоряются или замедляются темпы интеллектуального развития ребенка. Б. Г. Ананьев подчеркивает также воспитательную функцию педагогической оценки. Особое внимание в этих исследованиях он уделяет самооценке и взаимооценке в связи с общей структурой личности ученика и воспитательной работой в школе. Материал, на основании которого написана эта монография, получен не в лабораторных условиях, а в реальной жизни школы, на реальных учителях и школьниках.

Постановка в данной работе проблем самооценки, взаимооценки, индивидуальных различий и индивидуально-типических особенностей вплотную подвела Б. Г. Ананьева еще в 30-е гг. к проблемам дифференциальной психологии, которые он начал интенсивно и успешно разрабатывать лишь в 60-е гг.

Для доказательства важной роли индивидуального подхода в процессе воспитания, основанного на учете индивидуально-типических особенностей ребенка, Б. Г. Ананьев приступает

 

135

 

к разработке проблемы темперамента и особенностей его развития (1936). В работе «Учение о темпераменте» (1936) он критикует учение о неизменности темперамента, развиваемое некоторыми исследователями, и буржуазную «теорию» биологической и социальной обреченности человека. Он подчеркивает огромное значение воспитания и практической деятельности для развития и преобразования всех свойств человека, в том числе и особенностей его темперамента, показывает историю развития учения о темпераменте (от Гиппократа и Галена до И. П. Павлова), описывает типы темпераментов, пишет о природных основах темперамента, под которыми понимает особенности высшей нервной деятельности в сочетании с деятельностью желез внутренней секреции, сердечно-сосудистой системы и процессами обмена веществ. Б. Г. Ананьев предлагает рассматривать темперамент как совокупность физиологических и психологических особенностей человека, так как различная сила, подвижность и скорость нервных процессов не может не обусловливать и особенности протекания психических процессов. Признавая существование глубоких природных различий между темпераментами, Б. Г. Ананьев вместе с тем указывает на то, что человеческая природа изменяется и в своем развитии она способна приобретать все новые и новые свойства, поэтому по-настоящему понять темперамент можно только в его развитии и преобразовании. Кроме того, в правильном понимании учения о темпераменте велика роль характера. Поэтому позднее в своих работах Б. Г. Ананьев обращается к проблеме характера, к изучению особенностей формирования его свойств, а также взаимосвязи характера и темперамента. Последний является природной основой для развития характера. Первоначально это приводит к существенной зависимости характера от темперамента, но с развитием личности и решающей роли социальной практики эта взаимосвязь меняется. В ходе развития личности, пишет Б. Г. Ананьев, характер приобретает все большее значение в плане преобразования глубоких врожденных основ темперамента.

По совокупности опубликованных работ, выполненных в период 1929—1936 гг., Б. Г. Ананьеву в 1937 г. присуждается ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии). В качестве основной работы этого цикла указывалась монография «Психология педагогической оценки». Разрабатывая позднее проблему особенностей формирования характера (1938), Борис Герасимович пишет о необходимости учитывать особенности темперамента и характера ребенка при осуществлении индивидуального подхода в процессе его воспитания.

В 1936 г. партия поставила перед учеными ответственные задачи, в которых разработка марксистской истории науки и теоретический анализ современных научных концепций приобретали первостепенную важность. Б. Г. Ананьев приступает к исследованию вопросов, связанных с историей отечественной психологической науки. Результаты этого исследования опубликованы в 1938—1939 гг. в работах «Задачи изучения истории русской психологии» (1938), «Из истории психологических воззрений в России в XVIII столетии» (1939) и в ряде работ сотрудников сектора психологии Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, выполненных под руководством Б. Г. Ананьева.

Этот цикл работ по истории русской психологии составил основное содержание докторской диссертации Б. Г. Ананьева «Формирование научной психологии в СССР», которую он защитил в 1939 г.

Огромная заслуга Б. Г. Ананьева в том, что он, опираясь на марксистско-ленинские принципы историко-критического исследования, сумел показать основные этапы формирования научной психологии в СССР, обосновать право истории русской психологии на самостоятельную науку.

В связи с марксистско-ленинской перестройкой психологии в предвоенные годы одна из важнейших задач была связана с разработкой проблемы познавательных процессов и особенно с исследованием проблем ощущений и восприятий. Чрезвычайно большой вклад в решение этих проблем внесли ленинградские психологи во главе с Б. Г. Ананьевым. Продолжая разрабатывать вопросы педагогической психологии (проблемы наблюдательности, памяти, внимания, характера школьников), Б. Г. Ананьев в начале 40-х гг. приступает к исследованию индивидуальных особенностей чувствительности, кинестезии и др. В этот период он публикует работы «Воспитание наблюдательности школьников», «Воспитание памяти школьника», «Воспитание внимания школьника» (1940), «Воспитание характера школьника» (1941), «К постановке проблемы чувствительности» (1940), «Индивидуальные различия чувствительности» (1941), «О современном состоянии психологической науки в СССР» (1941), последняя как бы подводит итог довоенного развития советской психологии. В этой работе Б. Г. Ананьев отмечает расцвет психологической науки в СССР. И действительно, к этому времени не только увеличивается количество исследований по проблеме ощущений, но и существенно изменяется их характер, так как методологической основой этих исследований становится ленинская теория отражения, содержащая основу для теоретического обобщения современных знаний о человеческих ощущениях.

В своих работах Б. Г. Ананьев исходит из того, что ощущения человека есть явления его жизнедеятельности, поскольку они отражают явления внешнего мира, природу тех форм веществ и форм движущейся материи, воздействие которых на органы чувств и порождает эти ощущения.

Особенно большую практическую значимость приобретают эти исследования в годы Великой Отечественной войны, когда советская психологическая наука сумела выдержать тяжелейшее испытание и оказать реальную практическую помощь фронту и тылу.

Особую группу исследований в период тяжелых испытаний для нашей страны, имеющую огромное практическое значение, представляет цикл работ советских психологов по восстановлению утраченных функций у раненых бойцов.

 

136

 

Работы эти проводились на базе специальных восстановительных госпиталей.

Кроме того, в прифронтовых условиях Ленинграда сотрудники Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева под руководством Б. Г. Ананьева вели большую практическую работу по диагностике и восстановлению сенсорных функций (особенно пространственного слуха, осязания, цветоразличия) при закрытых травмах головного мозга. Приходилось одновременно исследовать новые, ранее не изучавшиеся формы сенсорных нарушений при черепно-мозговых травмах и искать пути восстановления утраченных сенсорных функций с помощью специально разработанных психологических приемов.

Работу по диагностике и восстановлению утраченных мозговых функций ори разнообразных нарушениях — агнозиях, аграфиях, алексиях, апраксиях, афазиях Б. Г. Ананьев продолжал и как исследователь, и как практический работник в неврологических эвакогоспиталях в Тбилиси.

Б. Г. Ананьеву и его сотрудникам удалось не только создать новые приемы дифференциальной диагностики психокортикальных нарушений, но и предложить новые приемы лечения, которые в короткие сроки помогали устранять эти нарушения. Так, Б. Г. Ананьев разработал ряд методов лечения расстройств речи и речевого слуха, получивших положительную оценку врачей в специализированных эвакогоспиталях.

Лечение органических нарушений речи, полученных при контузиях и коммоциях головного мозга, позволило Б. Г. Ананьеву не только практически устранять немоту и неврозы речи, но и проникнуть в коммуникативные механизмы устной речи, ее тесные взаимоотношения с речевым слухом. А это, в свою очередь, повлекло теоретическое переосмысление механизмов внутренней речи, генетического взаимоотношения устной и письменной речи.

Опыт этой очень важной практической работы нашел обобщение в статьях «О психокортикальном восстановлении при боевых травмах мозга» (1942), «К лечению глухоты, немоты и логоневрозов посткоммоционального характера» (1942), «К лечению расстройств установки при коммоциях» (1942), «Некоторые вопросы восстановительной терапии после ранений головного мозга» (1943) и в других работах, написанных в послевоенные годы.

Весной 1944 г. в Ленинградском университете, на философском факультете, создается кафедра, а позднее и отделение психологии, руководителем которого становится Б. Г. Ананьев. Ядро этого научного центра по психологии составили ученики и сотрудники академика В. М. Бехтерева.

Перед вновь созданным коллективом Борис Герасимович поставил ряд проблем, но основной стала проблема сенсорных процессов. Как показали исследования по педагогической и медицинской психологии, особенно практическая работа по тематике ощущений и восприятий в годы Великой Отечественной войны, назрела крайняя необходимость в создании общей теории сенсорных процессов.

Продолжая исследования по проблеме чувствительности, начатые в предвоенное время, Б. Г. Ананьев в конце 40-х — начале 50-х гг. осуществляет цикл экспериментальных работ по проблемам ощущения и восприятия. Изучаются отдельные виды чувствительности (болевая, тактильная, вибрационная и др., особенности осязания, вопросы пространственных различений, парной работы больших полушарий головного мозга, которую Б. Г. Ананьев рассматривал как источник резервов повышения надежности работы мозга и как системный механизм, необходимый для адекватного отражения пространственных свойств объектов. В конце 40-х гг. были опубликованы такие работы, как «Материалы к психологической теории ощущений» (1948), «К проблеме восприятия» (1949), «Опыт исследования бимануального осязания» (1949).

Позднее этот материал был обобщен в монографиях «Пространственное различение» (1955), «Психология чувственного познания» (1960), «Теория ощущений» (1961) ив ряде других монографий, сборниках и статьях.

В связи с созданием в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР особенно актуальными становятся проблемы педагогической психологии, поэтому, наряду с разработкой различных аспектов проблемы сенсорных процессов, сотрудники Б. Г. Ананьева и он сам продолжают исследования по проблемам детской и педагогической психологии. В этот период разрабатываются психолого-педагогические аспекты внутренней речи, проблемы развития воли и характера в процессе дошкольного воспитания, развития детского самосознания и пр.

С 1951 по 1960 г., оставаясь профессором кафедры психологии Ленинградского университета, Б. Г. Ананьев возглавляет Научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР, где организует комплексное изучение проблем воспитания и развития школьников в процессе первоначального обучения. Это изучение проводилось под руководством Б. Г. Ананьева объединенными усилиями психологов, педагогов и методистов и было направлено на выявление факторов, определяющих уровень развития школьников, на разработку научных принципов организации учебного процесса и повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школах. Результаты этого коллективного труда опубликованы в серии статей Б. Г. Ананьева: «О системе учебно-воспитательной работы в I классе» (1952), «Пути повышения эффективности учебно-воспитательной работы в I классе» (1953), «Анализ трудностей овладения навыками чтения и письма учащимися первого класса школы» (1955), в работе, написанной совместно с А. И. Сорокиной,— «Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению» (1955). Общий итог названных исследований подводится в коллективной монографии «Первоначальное обучение и воспитание» (1958).

Одновременно Б. Г. Ананьев продолжает руководить исследованиями и обобщать данные по проблеме, связанной с сенсорными процессами, восприятием пространства и парной работой больших полушарий головного мозга. Это находит отражение в таких работах, как

 

137

 

«Развитие механизмов пространственного различения» (1954), «О функциональной асимметрии осязательно-пространственного различия» (1954), «Восприятие пространства и парная работа больших полушарий головного мозга» (1959), «Новое в учении о восприятии пространства» (1960) и монографиях, о которых речь шла выше.

Наряду с указанными работами Б. Г. Ананьев организует исследования по проблемам инженерной и социальной психологии, социальной перцепции и юридической психологии, психологии студенческого возраста. Он откликается на самые злободневные запросы общественной практики, предвидя основные тенденции развития не только психологической науки, но и некоторых других, смежных с ней наук. В этот период Б. Г. Ананьев заботится о создании новых научных подразделений, способных самостоятельно развивать ту или другую область психологии.

В 1960 г. под руководством Б. Ф. Ломова создается первая в Советском Союзе лаборатория инженерной психологии, в 1962 г. — первая в Советском Союзе лаборатория социальной психологии под руководством Е. С. Кузьмина, позднее организовывается группа по исследованию особенностей восприятия и понимания человека человеком под руководством А. А. Бодалева. В 1963 г. Б. Г. Ананьев создает первую в Советском Союзе и пока единственную лабораторию дифференциальной и возрастной психологии, которой после смерти Б. Г. Ананьева присвоено его имя.

Захваченный идеей разностороннего, комплексного исследования человека, Б. Г. Ананьев активно способствует организации Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований (НИИКСИ) при Ленинградском государственном университете, созданного в 1963 г., в состав которого и вошли лаборатории инженерной, социальной, дифференциальной и возрастной психологии и антропологии.

Одним из главнейших качеств Б. Г. Ананьева всегда было умение организовывать деятельность не только тех научных коллективов, которыми он непосредственно руководил, но и деятельность коллективов других психологических учреждений Ленинграда, объединяя их в научный комплекс, решающий единую задачу.

Особенно ярко это качество проявилось в последнее десятилетие жизни Б. Г. Ананьева, когда по его инициативе и под его руководством сформировался единый научный коллектив сотрудников факультета психологии и лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ Ленинградского университета и сотрудников сектора психологии Научно-исследовательского института общего образования взрослых АПН СССР для проведения многокомпонентного комплексного исследования, направленного на решение одной из главных задач современной психологии — построение общей теории индивидуально-психологического развития человека.

В самом общем виде эта проблема поднималась Б. Г. Ананьевым в конце 50-х гг. в работах «Человек как общая проблема современной науки» (1957), «О системе возрастной психологии» (1957) и др. Планируя в начале 60-х гг. многокомпонентное комплексное исследование по проблеме «Развитие психофизиологических функций взрослых людей», Б. Г. Ананьев исходил из того, что в современной научной литературе накоплено достаточное количество данных, с одной стороны, в русле генетической психологии, характеризующих основные закономерности психического развития ребенка и подростка, с другой — в русле психогеронтологических исследований, описывающих психофизиологические синдромы старения и старости.

Накопление этих знаний позволило исследователям обнаружить определенные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов общесоматического, полового, нервно-психического созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и некоторых личностных характеристик современного человека. И как следствие этих онтогенетических преобразований явился вывод о расширении возрастного диапазона зрелости, потенциалов трудоспособности и интеллектуального развития личности. Однако этот наиболее продуктивный, творческий и социально активный возрастной диапазон выпал из поля зрения современных исследователей. Все это свидетельствует о том, что единая научная теория индивидуально-психического развития человека не может быть построена без специальной разработки фундаментального раздела возрастной психологии — психологии зрелости или взрослости.

Огромная заслуга Б. Г. Ананьева в том, что в последнее десятилетие жизни он направил усилия большого коллектива ученых на комплексное исследование этого наиболее продуктивного во всех отношениях периода человеческой жизни.

Исключительная важность данной работы и в том, что генетическая психология сосредоточила свое внимание на процессах нервно-психического созревания, усвоения индивидом общественного опыта, формирования личности, которые определяются как наиболее общие модели психического развития человека. С этих позиций, как показывает в своих работах Б. Г. Ананьев, зрелость (взрослость) есть лишь период завершения процессов развития и реализации уже сформировавшихся ранее механизмов, свойств и структур поведения. Отсюда зрелость рассматривается исследователями как стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентации.

Геронтология, в отличие от генетической психологии, как показывает Б. Г. Ананьев, не рассматривает зрелость в качестве «статики жизни», напротив, в данном случае, зрелость представляется как серия сложных процессов, нарушающих стационарные состояния. Особое место среди этих процессов занимают инволюционные процессы. Следовательно, вторая из возможных характеристик психофизиологической зрелости, определяемая современной геронтологией, — постепенное, не фронтальное, а гетерохронное развертывание инволюционных процессов.

Но стационарное состояние с комплексом стабилизированных функций и инволюционные

 

138

 

процессы, по мнению Б. Г. Ананьева, не составляют действительную структуру развития психофизиологических функций взрослого человека. Он выдвигает предположение, что природа психофизиологического развития периода зрелости разнородна и противоречива. Она представляет собой сложную структуру различных процессов: рост функционального уровня различных механизмов деятельности, стабилизация этих уровней и их понижение.

Проверка этого предположения и составляла основную задачу для большого коллектива сотрудников, принимавших участие в комплексном многокомпонентном исследовании. Кроме того, требовалось также выяснить, в какой мере допустимо идентифицировать моменты понижения функциональных уровней с явлениями инволюции той или другой функции. Итоги этого сложного, трудоемкого, разностороннего комплексного исследования и основные идеи, определяющие пути создания единой теории человекознания, изложены Б. Г. Ананьевым в монографии «Человек как предмет познания» (1968) и в серии сборников и статей.

На протяжении всего периода работы с особой яркостью проявилось удивительное качество Б. Г. Ананьева — умение создавать и поддерживать творческую и доброжелательную атмосферу в руководимом им коллективе. Результаты исследования, трудности, возникшие в ходе его, на равных обсуждались всеми участниками исследования от студента до профессора. Б. Г. Ананьев умел очень серьезно, терпеливо и заинтересованно выслушивать каждого сотрудника, сам высказывал свою точку зрения всегда последним и, учитывая предложения всех выступающих, формулировал окончательное решение, которое единодушно принималось.

Человек требовательный, но справедливый и доброжелательный, щедрый на идеи, Б. Г, Ананьев очень заботливо и терпеливо воспитывал своих учеников, многие из которых в настоящее время возглавляют основные научные направления современной психологии и руководят научно-исследовательскими коллективами.

Огромная научная работа Б. Г. Ананьева была тесно связана с преподавательской деятельностью в Ленинградском государственном университете. Он был не только крупнейший ученый, но и талантливый педагог. Для лекций Б. Г. Ананьева характерна огромная информативность, строгая логика изложения, доказательность, использование новых материалов, полученных сотрудниками кафедр и лабораторий, аспирантами и студентами факультета.

За 45 лет творческой деятельности Б. Г. Ананьев опубликовал более 180 научных работ, из них несколько монографий по разным разделам психологической науки.

Б. Г. Ананьев вел большую общественную деятельность. Он был членом президиума Общества психологов СССР, членом бюро отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР, членом редколлегии журнала «Вопросы психологии» и «Вестник ЛГУ», председателем ленинградского отделения Общества психологов.

Большие научно-педагогические и общественные заслуги Б. Г. Ананьева высоко оценены Родиной. Он был награжден двумя орденами Ленина, медалями Н. К. Крупской и К. Д. Ушинского.

Без творческой научной деятельности Б. Г, Ананьева невозможно себе представить развитие советской психологии, особенно развитие ленинградской школы психологов, которую он создал и которой руководил всю свою творческую жизнь.