Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

32

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ1

 

Н. Н. ПОДДЬЯКОВ

 

Одна из важнейших задач, поставленных XXVI съездом КПСС перед работниками народного образования,— дальнейшее повышение качества обучения, трудового и нравственного воспитания подрастающего поколения. Детский сад как первое звено системы народного образования может оказать существенную помощь в решении данной задачи. В этой связи особое значение приобретают совершенствование воспитательно-образовательной работы в детских садах, поиски новых форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, положительно влияющих на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника.

За последнее десятилетие был принят ряд важных партийно-правительственных постановлений, предусматривающих дальнейшее совершенствование всей государственной системы общественного дошкольного воспитания. На основе этих постановлений осуществлялось интенсивное развитие сети яслей-садов и укрепление их материальной базы. Особое внимание было уделено совершенствованию образовательно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях страны. Решения XXVI съезда КПСС по народному образованию дали этой работе еще более мощный импульс, нацелив деятельность работников просвещения на наиболее важные задачи, разработка которых имеет первостепенное значение как для дальнейшего успешного развития нашего общества, так и для укрепления советской семьи.

Общественное дошкольное воспитание выполняет целый ряд социальных функций, имеющих огромное общегосударственное значение. Эти функции заключаются в создании благоприятных условий для активного участия женщин-матерей в производственном труде, общественно-политической и культурной жизни страны, в охране здоровья матери и ребенка, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, подготовке их к школе и будущей жизни.

В нашей стране за 65 лет создана государственная система общественного дошкольного воспитания, отвечающая задачам общества, интересам семьи, способствующая всестороннему развитию детей.

С первых же дней существования Советского государства партия, правительство, В. И. Ленин придавали огромное значение организации системы дошкольного воспитания детей 20 ноября 1917 г. была опубликована «Декларация по дошкольному воспитанию», в которой система дошкольного воспитания провозглашалась составной частью всей системы народного образования.

Серьезное внимание было обращено не только на строительство детских яслей и садов, но и на улучшение воспитания детей. С этой целью был проведен ряд крупных совещаний по вопросам дошкольного воспитания: только в период с 1919 по 1928 г. при активном участии Н. К. Крупской было созвано четыре съезда и три Всероссийские конференции дошкольных работников. На них очень горячо и серьезно обсуждались цели, задачи, содержание и методы коммунистического воспитания детей. Большую роль в развитии дошкольного воспитания, пропаганде достижений науки и обобщении передового опыта сыграл

 

33

 

методический журнал «Дошкольное воспитание», который начал издаваться в 1928 г.

Существенный вклад в развитие теории и практики дошкольного воспитания внесла Н. К. Крупская — основоположник марксистско-ленинской педагогики. Высоко оценивая общественное дошкольное воспитание, она сформулировала фундаментальные теоретические положения, которые легли в основу важнейших научных направлений в области дошкольного воспитания детей.

В 1932 и 1934 гг. под руководством Н. К. Крупской были разработаны программы детского сада, а в 1938 г. утверждены «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя детского сада», в которых были изложены основные задачи и содержание работы с детьми.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны дошкольные учреждения сохранили жизнь и здоровье многим детям. Государство отпускало средства на дальнейшее расширение сети дошкольных учреждений. Воспитательная работа в эти трудные годы не прерывалась. Шло интенсивное развитие педагогической науки. В 1944 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР, и в ее институтах были организованы группы по проблемам дошкольного воспитания. В эти годы вышли из печати труды А. П. Усовой, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Н. П. Сакулиной, оказавшие существенное влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания в нашей стране.

Существенные изменения в воспитательной работе детского сада произошли в 1952 г., когда в программу было введено обучение, осуществлявшееся в форме обязательных занятий с детьми.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», принятым в 1959 г., два типа дошкольных учреждений — ясли и детский сад — были объединены в одно учреждение — ясли-сад; был разработай единый документ по организации жизни детей: «Программа воспитания в детском саду», обеспечивающая преемственность в воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

С целью расширения и углубления научных исследований по проблемам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста в 1960 г. в составе Академии педагогических наук РСФСР был создан Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания, работу которого возглавил выдающийся ученый в области дошкольной психологии и педагогики А. В. Запорожец.

Система общественного дошкольного воспитания продолжала и продолжает совершенствоваться в соответствии с решениями съездов КПСС, постановлениями партии и правительства по народному образованию. Получило дальнейшее развитие строительство дошкольных учреждений.

За годы десятой пятилетки сеть постоянных государственных и колхозных детских учреждений выросла более чем на 12 тыс. яслей-садов и составила на 1 января 1981 г. 127,1 тыс. В настоящее время в постоянных дошкольных учреждениях воспитываются около 15 млн. детей и 2 млн. детей посещают сезонные учреждения.

В связи с тем, что многие матери стали пользоваться правами, предоставленными постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», наметилась тенденция к сокращению в дошкольных учреждениях количества детей первого года жизни.

В детских садах увеличилось количество шестилетних детей. Процент детей, поступивших в школу из детских садов, составляет в настоящее время в среднем по стране 56,8 %, а в отдельных республиках этот процент значительно выше (Молдавия — 72,5 %, Эстония — 71,4%).

Подготовку педагогических кадров для дошкольных учреждений в настоящее время осуществляют 42 педагогических института и 262 педагогических училища. На 1.01.1981 г. в стране работали 1 млн. 170 тыс. воспитателей и заведующих, т. е. в 2 раза больше,

 

34

 

чем в начале десятой пятилетки. Из них 85% имели высшее и среднее специальное образование.

Все дошкольные учреждения нашей страны работают по «Программе воспитания в детском саду», подготовленной в 1969 г. НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Программа предусматривает всестороннее развитие детей, которое осуществляется в активной деятельности (игре, посильном труде на разнообразных занятиях), организованной с учетом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.

С целью обеспечения единого уровня подготовки детей к школе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР совместно с Управлением по дошкольному воспитанию МП СССР разработаны и апробированы «Типовая программа подготовительной группы детского сада» и методические рекомендации к ней. В одиннадцатой пятилетке по этой программе будут работать все дошкольные учреждения.

В настоящее время система дошкольного воспитания характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, масштабностью охвата детей дошкольными учреждениями (в настоящее время их посещают более 15 млн. детей). Во-вторых, высоким уровнем системы управления, которая, как и система народного образования в целом, базируется на принципе демократического централизма — всеобщем принципе советского строительства. В-третьих, высоким уровнем образовательно-воспитательной работы, ведущейся квалифицированными воспитателями по единым научно обоснованным программам.

Эти особенности системы дошкольного воспитания в нашей стране создают прочную основу для развития научных исследований по проблемам дошкольной педагогики и психологии и использования их результатов в практике детских садов. В свете последних партийно-правительственных постановлений педагогическая наука призвана решать проблемы дошкольного воспитания в масштабе всей страны. Масштабность системы дошкольного воспитания требует масштабности и фундаментальности научных исследований, обеспечивающих высокую научность этой системы.

Разработка научных основ системы дошкольного воспитания имеет славные давние традиции. У истоков передовой марксистско-ленинской педагогической тории стояли такие корифеи, как Н К. Крупская и А. С. Макаренко. Дальнейшее развитие теории дошкольной педагогики было осуществлено выдающимися советскими учеными Е. И. Тихеевой. Е. А. Флериной, А. П. Усовой. А. В. Суровцевой, Н. П. Сакуликой. А. М. Леушиной, Р. И. Жуковской. Т. А. Марковой. Важно подчеркнуть, что в научных исследованиях по проблемам дошкольного воспитания составили целую эпоху работы А. В. Запорожца.

Важную роль в разработке научных основ дошкольного воспитания сыграли работы советских психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, В.В.Давыдова и др. Эти работы убедительно показали, что период дошкольного детства имеет особое значение для всего последующего развития человека. А. В. Запорожец подчеркивал, что именно в этот период происходит формирование основ детской личности, важнейших нравственных качеств, интенсивное развитие интеллектуальных, художественных и практических способностей детей.

Кратко остановимся на характеристике основных научных направлений в области дошкольного воспитания и тенденциях их развития в свете решений XXVI съезда КПСС.

 

*

 

Современные исследования по проблемам дошкольного воспитания характеризуются все более широким использованием системного подхода, позволяющего выявить стержневые линии развития ребенка-дошкольника. Это проявляется в том, что проблемы нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания начинают исследоваться в системе более общих проблем формирования и развития личности ребенка. К таким общим проблемам относятся: во-первых, проблема формирования таких базовых образований

 

35

 

личности ребенка, как его мотивационно-волевая сфера, образующая ядро детской личности; во-вторых, проблема формирования и развития основных способностей (художественных, интеллектуальных и практических) и, в-третьих, проблема формирования детского творчества.

Данные проблемы отражают стержневые линии общего развития ребенка. Важно подчеркнуть, что эти линии тесно взаимосвязаны: полноценная детская личность — это всегда личность творческая, а творчество всегда глубоко личностно; всестороннее развитие личности ребенка осуществляется на основе и в процессе развития его основных способностей.

Анализ современных психолого-педагогических исследований по дошкольному воспитанию показывает, что в конечном итоге они нацелены на решение выделенных выше общих проблем. Эти проблемы выступают как сквозные, объединяющие самую разнообразную тематику исследований и сосредоточивающие усилия ученых на главных направлениях развития науки. Вместе с тем в различных исследованиях на первый план может выступать какая-либо одна из выделенных выше общих проблем. Так, в одних исследованиях, например в исследованиях, направленных на разработку теории и практики эстетического воспитания, главный акцент делается на развитии творческой художественной деятельности детей, а развитие их художественных способностей выступает как результат определенным образом организованной взрослым творческой деятельности дошкольников (Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев и др.). В других работах в качестве главного предмета исследования выступают способности детей дошкольного возраста и закономерности их формирования (например, в исследованиях Л. А. Венгера и его сотрудников, разрабатывающих проблему умственного развития дошкольников).

В русле изложенных выше общих проблем развития ребенка-дошкольника осуществлялась разработка всего комплекса вопросов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Это убедительно показывает анализ основных психолого-педагогических работ последних лет.

Если еще в конце 60-х гг. в исследованиях по нравственному воспитанию дошкольников изучались отдельные, в ряде случаев слабо связанные между собой нравственные качества ребенка, то в настоящее время основные усилия ученых направлены на исследования ключевых закономерностей формирования и развития детской личности. В этом плане нравственное воспитание — это прежде всего формирование стержневых образований личности, которые определяют иерархизацию других ее структурных компонентов. В ряде психолого-педагогических исследований выявлены и изучены основные факторы, определяющие структуру детской личности, основные этапы ее нравственного развития (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. С. Мухина, Е. В. Субботский). Процесс нравственного развития дошкольника выступает как становление все более совершенных форм регуляции собственного поведения в соответствии с моральными нормами социалистического общества. Характер такой регуляции зависит от особенностей усвоения основных общественных норм поведения. В ходе такого усвоения происходит превращение (интериоризация) задаваемых взрослым норм морали во внутренние нормы поведения ребенка. Подлинное усвоение этих норм характеризуется тем, что последние становятся одним из центральных образований личности, тем ее каркасом, который упорядочивает и организует внутренние побуждения детей, оказывая существенное влияние на формирование всей мотивационно-волевой сферы. При этом существенно перестраивается его поведение — он превращается из пассивного исполнителя указаний взрослого в активную личность, творчески реализующую (в меру своих возможностей) нравственные установки в самых различных жизненных ситуациях.

Важно отметить, что в целом ряде психолого-педагогических исследований получили дальнейшее развитие идеи Н. К. Крупской о роли коллектива в нравственном воспитании дошкольников (Р. И. Жуковская, В. Г.Нечаева,

 

36

 

Т. А. Репина, Ф. С. Левин-Щирина, Р. М. Римбург, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и др.). Были изучены основные условия возникновения и развития совместной деятельности детей в различных возрастных группах. В работах Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной, А. А. Рояк показано, что группа детского сада — это уже достаточно сложная социальная система, где имеют место свои групповые ценностные ориентации и относительно высокий и устойчивый уровень общения и взаимоотношений, которые определяются не только чисто эмоциональными непосредственными связями, а опосредствованы целями совместной деятельности (игровой, изобразительной, начальными формами трудовой деятельности).

Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что влияние дошкольной группы на нравственное развитие детей чрезвычайно велико и осуществляется по целому ряду линий. Так, дошкольная группа играет существенную роль в формировании ценностных ориентации ребенка, в развитии у него адекватной самооценки под влиянием оценок сверстников и т. д. В игровых объединениях детей, которые являются основными социализирующими единицами детского дошкольного общества, дети получают свой первый опыт жизни и деятельности в коллективе, устанавливая деловые и личностные контакты по собственной инициативе. В этом процессе создаются условия, максимально способствующие развертыванию детской активности и самостоятельности. Этому моменту особое значение придавал А. В. Запорожец.

Осуществлен цикл исследований по таким проблемам, как формирование основ дисциплинированного, волевого поведения (А. В. Суровцева, П. Ю. Демурова); воспитание навыков и привычек нравственного поведения (В. Г. Нечаева, Г. Н. Година); формирование представлений о явлениях общественной жизни (Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Н. Ф. Виноградова, М. И. Богомолова). Всестороннему исследованию подвергались вопросы содержания знаний об окружающем, о труде людей разных профессий (Е. И. Радина, Р. С. Буре, В. И. Логинова и др.), о нормах и правилах нравственного поведения (В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, А. М. Виноградова, С. В. Петерина и др.).

В настоящее время ведутся исследования по нравственно-трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. В ходе этих исследований были разработаны содержание доступной детям трудовой деятельности и основные методы ее организации. Анализ и обобщение основных работ по данной проблеме позволили определить основополагающие качества личности ребенка, формирование которых может быть успешно осуществлено в процессе его нравственно-трудового воспитания. Существенное значение в этом процессе имеют особые формы ознакомления детей с трудом взрослых, при которых главное внимание уделяется творческой стороне трудовой деятельности взрослых различных профессий, их инициативе и находчивости, трудолюбию и упорству.

Разработаны педагогические условия формирования основополагающего качества личности ребенка — трудолюбия. Одно из важнейших условий заключается в организации таких форм доступной детям трудовой деятельности, при которых создаются широкие возможности творческого совершенствования дошкольниками этой деятельности (конечно, в доступных пределах), что имеет важное значение для формирования у них все возрастающего интереса к порученному делу. Таким образом, проблема детского творчества является центральной и в нравственно-трудовом воспитании детей. Чрезвычайно важно, чтобы начальные формы трудовой деятельности дошкольников выступили перед ними не как неприятная необходимость, а как интересная деятельность, приносящая радость и положительные эмоции. Дело в том, что чувство долга и связанное с ним волевое поведение только начинают формироваться у дошкольников. Активность детей в той или иной деятельности, их самостоятельность и творчество в значительной мере определяются устойчивыми интересами дошкольников. Если порученное ребенку дело вызывает у него глубокий интерес

 

37

 

(совпадает с его основными интересами), то он выполняет его с увлечением и радостью, что создает оптимальные условия для развертывания потенциальных творческих возможностей детей в любых видах детской деятельности.

Для всех исследований, ведущихся по проблемам содержания нравственного воспитания, характерна направленность не только на формирование тех или иных отдельных качеств личности дошкольника, но и, в конечном итоге, на общее нравственное развитие детей, которое характеризуется становлением таких основополагающих качеств личности ребенка, как гуманизм, патриотизм, любовь к Родине.

Многочисленные исследования по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста позволили значительно усилить помощь практике. Усовершенствованы соответствующие разделы «Программы воспитания в детском саду», подготовлены методические рекомендации.

За последние годы были достигнуты существенные успехи в научной и научно-методической разработке вопросов совершенствования форм и методов физического воспитания в детских садах. Значительно повысилось качество физического воспитания детей в дошкольных учреждениях Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Армении, Киргизии и других союзных республик.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта» содержит конкретные требования, направленные на существенное улучшение руководства физическим воспитанием в высших учебных заведениях, школах и дошкольных учреждениях страны.

В настоящее время научная разработка проблем теории и методики физического воспитания ведется в различных направлениях, среди которых важное место принадлежит изучению вопросов охраны здоровья и совершенствования физического развития детей. На основе изучения закономерностей морфофункционального, физического и двигательного развития детей осуществляется изыскание оптимальных условий, средств и методов педагогических воздействий, реализация которых способствует укреплению здоровья, охране нервной системы, формированию двигательных навыков, основных физических качеств и повышению работоспособности дошкольников. Данные направления исследований успешно осуществляются коллективами ряда научно-исследовательских институтов страны и кафедр педагогических и медицинских вузов: НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР (Г. П. Юрко, О. В. Чилина, В. Г. Фролов), НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР (М. В. Антропова, О. А. Лосева), Ленинградским педагогическим институтом им. Герцена (Г. П. Лескова), МГЗПИ (Д. В. Хухлаева, А. В. Кенеман), НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (М. Ю. Кистяковская, Н. Т. Терехова, Т. И. Осокина и др.).

Многолетние исследования, проводившиеся в лаборатории физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством М. Ю. Кистяковской и Н. Т. Тереховой, были направлены на совершенствование системы физического воспитания дошкольников. В ходе исследований осуществлялась физиолого-педагогическая оценка учебных занятий, связанных с умственной и физической нагрузкой, и отдельных видов самостоятельной двигательной деятельности детей.

Были разработаны научно обоснованные предложения по организации разнообразных видов деятельности и отдыха детей в режиме детского сада; определены рациональные формы и объем умственной и двигательной деятельности детей в процессе обучения и воспитания, способствующие повышению их работоспособности и совершенствованию физических качеств.

Полученные данные позволили выявить определенную взаимосвязь между физическим развитием, состоянием здоровья и работоспособностью детей, их адаптацией к условиям детского сада (Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Е. Н. Вавилова, Т. Л. Богина и др.).

Важным направлением исследований, которые проводятся сейчас в лаборатории физического воспитания, является изучение режима дня с целью изыскания средств и методов дифференцированного

 

38

 

подхода к детям в процессе воспитания в зависимости от состояния их здоровья, а также обоснование содержания разнообразных форм двигательной деятельности на занятиях физической культурой.

Разработан комплекс упражнений и подвижных игр, способствующих разносторонней физической нагрузке. В содержание занятий включены спортивные игры и бег, формирующие разнообразные двигательные навыки и выносливость, повышающие уровень двигательной активности детей (Л. Н. Пензулаева, Е. И. Адашкявичене, А. В. Листенева, С. Я. Лайзане и др.).

В исследованиях, выполненных под руководством лаборатории физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, определены новые формы повышения двигательной активности детей и оздоровительной эффективности физической культуры в дошкольных учреждениях разных климатических районов (О. Г. Аракелян, Армянская ССР; Л. В. Карманова, Белорусская ССР; Т. X. Мустафакулов, Таджикская ССР; И. И. Рауцкис, Литовская ССР и др.).

Данные, полученные в лаборатории физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, послужили основой для подготовки проекта соответствующего раздела новой «Программы воспитания в детском саду» и методических рекомендаций к ней.

В перспективе научных исследований в области физического воспитания детей дошкольного возраста важное место отводится вопросам дальнейшей разработки форм и методов индивидуально-дифференцированного подхода на основе углубленного изучения особенностей индивидуального развития и функциональных возможностей детского организма. Определенное место в системе исследований должны занять проблемы изучения двигательных способностей дошкольников.

Остановимся кратко на анализе научных исследований по умственному воспитанию детей дошкольного возраста. За последние годы проведен ряд интересных научных работ по данной проблеме в различных республиках нашей страны (на Украине, в Белоруссии, Таджикистане, Грузии и др.).

Наиболее важные итоги научных исследований по проблеме умственного воспитания дошкольников заключаются в разработке новых принципов отбора и систематизации дошкольных знаний (А. П. Усова, Н. Н. Поддъяков, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова и др.). Эти принципы были разработаны на основе анализа многочисленных психолого-педагогических исследований, в которых были показаны специфические особенности мыслительной деятельности детей различных дошкольных возрастов.

Советские психологи (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. М. Леушина, Г. М. Минская, С. Л. Новоселова и др.), исходя из основных теоретических положений о ведущей роли практической деятельности в развитии дошкольника, в своих исследованиях важное место отводили изучению наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Полученные результаты дают основание полагать, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они выполняют свои специфические функции в общем процессе умственного развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста.

Современные исследования познавательных процессов детей позволили внести существенный вклад в решение проблемы умственного воспитания дошкольников. В исследованиях А. В. Запорожца и его сотрудников разработано важное положение о том, что ребенок в процессе предметно-чувственной деятельности может выделить существенные связи и явления той или иной области действительности и отразить их в образной форме — в форме представлений. Данное положение определило принципы отбора и систематизации дошкольных знаний. Эти принципы состоят в том, что в содержание умственного воспитания включаются, в качестве его ядра, знания, отражающие в образной форме существенные связи и зависимости той или иной области действительности (живая природа, неживая природа, общественные явления и т. д.). Так, например, в процессе систематизации знаний о живой

 

39

 

природе была выделена общая зависимость строения тела животного от условий его существования. Эта закономерность в ряде случаев имеет очень простые формы проявления и вполне доступна детскому пониманию.

Данные линии систематизации знаний для дошкольников наиболее полно обеспечивали реализацию принципа научности, поскольку в основу этой системы были положены знания и элементарные понятия, отражающие существенные связи соответствующей области действительности.

Исследования по развитию мышления и умственному воспитанию дошкольников характеризуются возросшей системностью, выделением стержневых линий умственного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время основное внимание исследователей направлено на разработку общей структуры когнитивной сферы ребенка и выявление общих закономерностей ее функционирования. Исследуются основные принципы взаимодействия между мотивационно-волевой и когнитивной сферами, что имеет фундаментальное значение для разработки методов развития познавательных мотивов поведения детей, формирования у них устойчивых и глубоких познавательных интересов.

Важное значение для всестороннего развития детей и подготовки их к школе имеют также исследования по вопросам содержания и методов развития речи, обучения родному языку, проводимые во многих научно-исследовательских институтах, на кафедрах дошкольной педагогики педагогических институтов. В частности, на основе исследований лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН СССР значительно углублена работа над словом как единицей языка, над семантической стороной слова (многозначность, антонимические и синонимические отношения и др.). Разработана система воспитания звуковой культуры речи; обогащено программное содержание для младших групп, с тем чтобы к старшему дошкольному возрасту звуковая сторона речи детей соответствовала нормам языка. Сформулированы отсутствовавшие ранее в «Программе воспитания в детском саду» конкретные задачи формирования грамматического строя речи. Более четко определены задачи развития связной монологической речи, рассказывания. Разработаны методы формирования у старших дошкольников элементарного осознания языковых явлений (звуковой и словообразовательной структур слова, словесного состава предложения и др.).

В последние годы большую актуальность приобрела проблема обучения дошкольников в национальных детских садах русскому языку как языку межнационального общения. Исследования проводятся во всех союзных республиках. Подготавливаются программно-методические материалы, наглядные пособия. Так, в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР созданы «Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду», ряд наглядных пособий.

Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку диагностики развития речи при овладении детьми родным языком и русским языком в национальном детском саду. Необходимо также исследовать вопросы обучения родному языку вне занятий, формирования речевого общения со взрослыми и сверстниками, вопросы более раннего (с 3—4 лет) начала обучения русскому языку в национальном детском саду.

В настоящее время в различных научных подразделениях страны исследуются проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста: в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, на кафедрах педагогических институтов и в НИИ педагогики союзных республик. Разнообразна тематика этих исследований. Так, на кафедре дошкольного воспитания МГПИ им. В. И. Ленина изучалась проблема взаимосвязи эстетического, нравственного и умственного воспитания (Е. А. Флерина, М. М. Конина, А. В. Кенеман, В. Б. Косминская); в секторе дошкольного воспитания НИИ педагогики Молдавии исследовались особенности художественно-речевого развития детей (С. М. Чемортан), на кафедре дошкольного воспитания Красноярского пединститута изучались вопросы взаимосвязи, изобразительного

 

40

 

искусства и художественной литературы. В НИИ педагогики Литовской ССР основное внимание уделялось вопросам музыкально-эстетического развития дошкольников (А. И. Катинене), в НИИ педагогики Эстонской ССР (г. Таллин) — музыкальному воспитанию в раннем детстве (М. Ю. Нильмон). В Киевском педагогическом институте выполнен ряд важных исследований по проблемам музыкального развития детей дошкольного возраста (Р. Т. Зинич, Л. М. Жербина).

Основные линии научных исследований по проблемам эстетического воспитания дошкольников определялись сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В течение последних лет в лаборатории эстетического воспитания института под руководством Н. А. Ветлугиной и И. Л. Дзержинской был выполнен ряд фундаментальных теоретических и научно-методических исследований, выявивших важные закономерности формирования творческой самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, а также особенности развития у них художественных способностей. Разработка сотрудниками лаборатории системного подхода как важнейшего методологического средства изучения целостной личности ребенка в процессе эстетического воспитания способствовала успешному решению основной проблемы исследования — проблемы формирования эстетического отношения детей к окружающему. В качестве источников формирования эстетического отношения были выделены произведения искусства, явления общественной жизни и природы. Особое внимание уделялось процессу организации художественного восприятия детей, воспитанию их эмоциональной отзывчивости как важнейшего компонента эстетического отношения детей к искусству и художественной деятельности.

Были разработаны принципы организации пространственно-предметной среды, способствующей успешному протеканию художественной деятельности детей. Применение системного подхода к исследованию этой деятельности позволило выявить основные факторы, определяющие ее формирование и развитие. Были изучены закономерности формирования детского продуктивного творчества во всех видах художественной деятельности.

Таким образом, сотрудникам лаборатории эстетического воспитания удалось выявить некоторые важные закономерности формирования самостоятельной творческой деятельности детей и тем самым значительно продвинуться в решении одной из трудных и самых актуальных проблем дошкольной педагогики и психологии — проблемы движущих сил психического развития ребенка. Анализируя эту проблему, А. В. Запорожец призывал глубоко осмыслить и конкретизировать применительно к вопросам педагогики и психологии известное положение В. И. Ленина о том, что источником всякого подлинного развития является процесс возникновения и разрешения внутренних диалектических противоречий. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем спонтанностью, обладает своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Такая постановка проблемы детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу изучения тех педагогических условий, которые благоприятствуют превращению деятельности ребенка, первоначально складывающейся под влиянием взрослого, в подлинную самодеятельность.

На основе психолого-педагогических исследований были достигнуты существенные успехи в повышении эффективности обучения детей дошкольного возраста на занятиях. Однако недостаточный учет изложенных выше важнейших положений при организации обучения и воспитания детей имел ряд отрицательных последствий. Дело в том, что разработка регламентированного обучения имела и свои теневые стороны. В целом ряде случаев стали наблюдаться тревожные явления — снизилась собственная активность детей, они стали меньше задавать вопросов (и в повседневной жизни, и на занятиях).

В связи с этим проанализируем важный и очень трудный вопрос, который часто находит неверное толкование у работников по дошкольному воспитанию.

 

41

 

Так, некоторые научные и практические работники считают, что при правильном объяснении педагога ребенку должно быть все ясно и в связи с этим у него фактически не должно возникать никаких вопросов. Однако дело обстоит значительно сложнее. Можно выделить два вида вопросов. Первый вид вопросов — это вопросы, вызванные непониманием основного содержания усваиваемых знаний. Такие вопросы возникают ив результате недостаточной отработки содержания и методов обучения (или в результате недостаточной квалификации воспитателя, ведущего занятие). Второй вид вопросов — это вопросы, связанные с тем, что ребенок все понял, но он не просто понял, он мысленно пошел дальше, и при этом у него возникли такие неожиданные предположения, догадки, которые как бы высветили ему известные явления с новой стороны, позволили увидеть в этих явлениях новые связи и отношения. Правильно построенный процесс обучения ведет к тому, что ребенок не только усваивает определенные новые знания и начинает понимать те или иные связи и отношения, но одновременно поднимается на новую, более высокую ступень знания, и это позволяет ему увидеть то, что он ранее не замечал, — новые, не совсем еще ясные стороны действительности, контуры новых связей и отношений предметов. Таким образом, можно сформулировать такое, на первый взгляд, парадоксальное положение: чем лучше объяснение педагога, чем выше уровень проведенного занятия, тем больше вопросов должно возникать у детей. Вопросы детей, их количество и характер — это один из главных показателей эффективности обучения, поскольку именно в вопросах ребенка проявляется его подлинная умственная активность, его интерес к усваиваемым знаниям. Ведь в конечном итоге главная цель обучения детей заключается не столько в том, чтобы они усвоили определенный объем знаний и умений, сколько в том, чтобы развить их умственную активность, повысить интерес к окружающему миру.

Ключ к решению этих проблем лежит в изучении движущих сил психического развития ребенка, выявлении тех внутренних диалектических противоречий в различных видах деятельности детей (предметной, трудовой, художественной, игровой), которые выступают как источник развития этих деятельностей. В настоящее время намечены лишь общие подходы к решению данных проблем. Их интенсивная разработка будет осуществлена в ближайшие годы.

 

*

 

Дальнейшее совершенствование воспитания детей дошкольного возраста неразрывно связано с укреплением и развитием взаимосвязи между общественным и семейным воспитанием.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» подчеркивается важность укрепления семьи как одной из высших моральных ценностей социалистического общества, необходимость оказания всемерной помощи в создании условий для всестороннего, гармоничного развития детей.

Семья для дошкольника — первая общественная среда, где закладываются основы его личности. В этот возрастной период она оказывает определяющее влияние на ребенка. Поэтому исследования специфики семейного воспитания детей дошкольного возраста, условий его совершенствования, выявление потенциальных педагогических возможностей семьи и путей их реализации являются особенно актуальными.

Проведенные в предшествующем пятилетии в различных союзных республиках страны педагогические исследования по воспитанию дошкольников в семье были направлены на изучение состояния семейного воспитания дошкольников и определение эффективных условий нравственного воспитания на основе опытно-педагогической работы в семьях. Такой подход к исследованию семьи принципиально важен: констатация явления, анализ его причин сочетаются с конструктивной работой по организации исследователем формирующих воздействий на детей и в известной мере на семью с целью создания

 

42

 

оптимальных условий для воспитания.

Первые исследовательские данные относительно нравственно-трудового воспитания дошкольников в семье убедительно показали огромную роль родителей в формировании нравственного облика ребенка, позволили определить педагогические условия воспитания у детей коллективистской направленности поведения в семье, трудолюбия, заботливого и уважительного отношения к окружающим.

Были выявлены типичные недостатки в семейном воспитании дошкольников, допускаемые родителями ошибки, испытываемые ими трудности, что определило задачи исследования по данной проблеме в текущей и последующей пятилетках: подвергнуть углубленному изучению объективные и субъективные факторы, которые обусловливают эффективность процесса воспитания детей в семье. Основное внимание в исследовании будет направлено на изучение влияния на воспитание детей особенностей внутрисемейных взаимоотношений, содержания и способов организации детской деятельности в семье, методов педагогического воздействия родителей на детей в целях формирования у них нравственных качеств.

Будут также изучаться вопросы взаимосвязи детского сада и семьи: выявляться специфика воспитания дошкольников в каждом из этих социальных институтов, эффективные формы их взаимовлияния и взаимообогащения, формы и методы повышения педагогической культуры родителей.

В связи с широким обсуждением вопроса о переводе в порядке опыта учащихся начальных классов ряда общеобразовательных школ на пятидневную учебную неделю и введении обучения детей с 6-летнего возраста чрезвычайную актуальность приобрела проблема разработки новых программ и новых учебных пособий для подготовительных классов и подготовительных групп детских садов. Проблема обучения детей с шестилетнего возраста является узловой: ее успешное решение должно оказать положительное влияние на разработку целого ряда других теоретических и практических проблем начального обучения. В настоящее время исследование этой проблемы осуществляется комплексно в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, во многих союзных республиках. В проводимом исследовании принимают участие педагоги, психологи и физиологи-гигиенисты; их совместные усилия направлены на разработку оптимальных форм и методов обучения детей 6-летнего возраста.

На основе результатов современных психолого-педагогических исследований и обобщения передового опыта была разработана экспериментальная программа обучения детей подготовительных групп детских садов. В этой программе удалось реализовать ряд важных теоретических принципов воспитания и обучения, разработанных за последние годы А. В. Запорожцем и его сотрудниками. Один из важнейших принципов — принцип развивающего обучения, реализация которого обеспечивает всестороннее гармоническое развитие детей. Следующий принцип заключается в соответствии содержания и методов обучения детей их психофизиологическим особенностям. Он предполагает формирование и развитие таких качеств личности ребенка, таких особенностей его деятельности, которые наиболее интенсивно развиваются именно в этот возрастной период и имеют непреходящее значение для всего последующего развития человека.

Новые экспериментальные программы обучения были подвергнуты опытной проверке в детских садах Москвы, Московской и Ростовской областей РСФСР, Киргизской ССР. Результаты проверки показали, что включение в программу детского сада учебного материала для обучения началам математики и грамоты, построенного с учетом возрастных особенностей шестилетнего ребенка, может успешно проводиться без нарушения всей остальной воспитательно-образовательной работы и режима детского сада.

В настоящее время продолжается широкая опытно-экспериментальная проверка новых программ и осуществляется сравнительный анализ эффективности

 

43

 

обучения в подготовительных классах и подготовительных группах детских садов.

Научными подразделениями союзных республик и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР за последние годы была выполнена большая работа по реализации решений, содержащихся в постановлении Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (1973). Особое внимание было уделено разработке научно-методических пособий для воспитателей сельских детских садов. Высокую оценку дошкольных работников села получили пособие В. Н. Аванесовой «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе», книга «Детский сад на селе», сборник «Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях». Повышению общего уровня воспитательно-образовательной работы в сельских детских садах способствовало проведение НИИ дошкольного воспитания АПН СССР специальных семинаров и совещаний. Данное направление работы приобретает особое значение в свете решений майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС.

Усилия научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и преподавателей дошкольных факультетов педагогических институтов будут направлены на дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной работы в сельских детских садах. Предполагается издание новых книг, брошюр, методических пособий, рассчитанных на специфику сельских дошкольных учреждений.

 

*

 

Обобщая все изложенное, следует отметить, что в решении задач теории и практики дошкольного воспитания советскими учеными достигнуты определенные успехи. Вместе с тем ряд важных проблем психологии, физиологии и педагогики дошкольного детства требует дальнейших углубленных исследований. Так, недостаточно разработана проблема взаимосвязи физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников. Эти стороны воспитания разрабатывались (и разрабатываются сейчас) в известной мере изолированно друг от друга. На предыдущих этапах исследований такой подход являлся оправданным, поскольку лишь углубленное изучение отдельных сторон воспитания наиболее полно раскрывает возможности каждой из них и создает базу для выявления и реализации в педагогическом процессе содержательных связей между ними. В настоящее время становится все более необходимым объединение отдельных сторон воспитания дошкольников в едином процессе воспитательно-образовательной работы детского сада.

Кратко остановимся на перспективах развития научных исследований в области дошкольного воспитания.

В период до 2000 г. предполагается решить комплекс фундаментальных научных проблем дошкольной педагогики и психологии, имеющих первостепенное значение для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы.

Центральная проблема этого комплекса будет состоять в исследовании основных закономерностей становления всесторонней, гармонически развитой личности ребенка-дошкольника и разработке оптимальных педагогических условий ее формирования.

Решение центральной проблемы предполагает ряд последовательных этапов исследования, на каждом из которых усилиями всех наук о ребенке будут решаться специфические задачи взаимосвязей основных сторон процесса воспитания в целях оптимизации воспитательно-образовательной работы детского сада.

Результаты изучения взаимосвязи нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания детей дошкольного возраста создадут предпосылки для решения фундаментальной, наиболее сложной задачи, которая состоит в формировании гармонически развитой личности ребенка-дошкольника, соответствующей новым требованиям общественного развития, личности творческой, обладающей целым рядом качеств, имеющих непреходящее значение для всей последующей его жизни.

 

Поступила в редакцию 1.IX.1982 г.



1 Эти материалы написаны для сборника, который будет опубликован в Изд-ве «Педагогика» в 1983 г.