Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

10

 

РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

А. А. БОДАЛЕВ

 

Советский народ, передовые люди всех стран с огромным воодушевлением отмечают в этом году дату, знаменательную не только для нашей Родины, но и для всего прогрессивного человечества, — 60-летие образования СССР.

В постановлении ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик» с предельной четкостью показано значение, которое имело и имеет существование дружной семьи равноправных республик для осуществления планов коммунистического созидания, для укрепления мира на земле и для устранения угрозы войны.

Братство республик, утвердившееся в нашей стране, означает активное сотрудничество людей разных национальностей, представляющих каждую из этих республик, в развитии экономики, науки, искусства, культуры в целом, в постоянном совершенствовании советского образа жизни.

К замечательному юбилею — шестидесятилетию Союза ССР — советская психологическая наука приходит со значительными достижениями и широкими перспективами дальнейшего раз вития. Заложенные трудами Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, П. П. Блонского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, А. В. Запорожца, Б. В. Зейгарник, К. Н. Корнилова, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, М. А. Мазманяна, Н. А. Менчинской, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, Р. Г. Натадзе, К. К. Платонова, К. А. Рамуля, С. Л. Рубинштейна, Ю. А. Самарина, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, Д. Б. Эльконина и других ученых старшего поколения основы марксистской психологии сейчас успешно развиваются и укрепляются в работах К. А. Абульхановой-Славскай, Г. М. Андреевой, Л. И. Анцыферовой, А. С. Байрамова, Т. А. Власовой, В. И. Войтко, Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Г. Давлетшина, В. В. Давыдова, Ю. М. Забродина, В. П. Зинченко, А. Г. Ковалева, А. А. Крылова, Ю. Н. Кулюткина, Е. С. Кузьмина, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, В. И. Лубовского, А. К. Марковой, А. М. Матюшкина, М. М. Муканова, Ш. А. Надирашвили, А. В. Петровского, Ю. Ф. Полякова, А. Н. Соколова, Е. Н. Соколова, Н. Ф. Талызиной, О. К. Тихомирова, О. М. Тутунджяна, В. Д. Шадрикова, Е. В. Шороховой, М. Г. Ярошевского, А. В. Брушлинского, Я. А. Пономарева и др.

Свой вклад в развитие советской психологической науки вносят психологи всех республик Советского Союза. И уровень, на который она вышла к настоящему времени, — в развитии теории, в совершенствовании методического инструментария, в осуществлении прикладных исследований — является результатом коллективного труда ученых, представляющих все народы нашей страны.

Рассмотрим поступательное развитие психологической науки в СССР на примере социальной психологии. Основы этой важнейшей области психологической науки начали складываться в первые годы существования Союза ССР, когда ученые, заинтересованные в объективном освещении феноменологии, закономерностей и механизмов функционирования и формирования психики человека, стали строить свои исследования

 

11

 

на фундаменте марксистско-ленинской методологии1.

Создание этих основ прошло сложный путь. Многие элементы их созревали в недрах течений и направлений психологической науки, которые характеризовали ее развитие в первые десятилетия Советской власти (в рефлексологии, реактологии, педологии, в культурно-исторической концепции, в психологии отношений, в психологии установки и в др.). На формировании этих основ сказывались и разработки, осуществлявшиеся в смежных с психологией науках (учение о коллективе и личности А. С. Макаренко, педагогическое освещение социальной детерминации развития личности Н. К. Крупской и С. Т. Шацким и др.). Однако с самого начала процесса постепенной кристаллизации этих основ, выразившегося в формировании более общих и более частных методологических принципов развертывания социально-психологических исследований, в прояснении специфичности пред мета этих исследований, в складывании понятийного аппарата, фиксирующего суть социально-психологических явлений и закономерностей, в отборе и опробовании конкретного методического инструментария, направленного на их объективирование и, объяснение, проявилось и год от года все более крепло сотрудничество ученых раз личных республик нашей страны.

Свой вклад в создание этих основ вносили психологи РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении и других республик. Причем часто этот вклад выражался в разработке социально-психологических проблем при решении конкретных задач общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психологии труда, военной и юридической психологии, медицинской психологии. Например, именно такое значение для социальной психологии имели развернутое прежде всего С. Л., Рубинштейном осмысление принципов общей психологии — детерминизма, отражения, единства сознания и деятельности, развития и др.; освещение в возрастной и педагогической психологии сначала Л. С. Выготским, а затем А. Н. Леонтьевым психологического механизма социализации; прослеживание Л. И. Божович, Т Е. Конниковой и А. Л. Шнирманом в области воспитания с учетом педагогического опыта, накопленного и теоретически проанализированного А. С. Макаренко, взаимозависимостей, связывающих коллектив и личность; обоснование и реализация В. Н. Мясищевым в исследованиях по медицинской психологии и психологии индивидуальных различий личностного подхода; раскрытие Д. Н. Узнадзе прежде всего в рамках общей психологии ряда важных механизмов проявления и формирования пристрастности у субъекта при отражении им объективной действительности и при ее оценивании: постановка П. П. Болонским, а позже Б. Г. Ананьевым в связи с поисками путей оптимизации педагогического общения проблемы восприятия и понимания людьми друг друга, А. В. Запорожцем, А. Г. Ковалевым, А. А. Люблинской, В. А. Просецким — психологического заражения, подражания, внушения в процессе межличностного взаимодействия.

И в последующем, по мере того как в стране увеличивалась сеть психологических научных центров, возрастало число и повышалась квалификация психологических кадров в советских республиках, последовательно происходило расширение фронта исследований, неуклонно обогащавших научное понимание существа простых и более сложных социально-психологических явлений, а также причин, определяющих их основные характеристики.

 

*

 

Особенно интенсивно процесс расширения исследований по социальной психологии стал развертываться в 60-е гг., когда советская социальная психология перешла на качественно новый этап своего развития.

Накопленные в советской психологической науке факты по поводу специфики методологических проблем социально-психологических

 

12

 

исследовании, эффективных методов и, наконец, своеобразия раскрытия самих психологических феноменов, поддающихся и нуждающихся в социально-психологическом освещении, — личности и ее социализации, групп людей и динамики этих групп, психологии коллектива, общения и взаимодействия людей и др. — способствовали выделению в указанное десятилетие социальной психологии в самостоятельную область научного исследования, помогли четко увидеть и на новом уровне определить ее предмет. Дальнейшему ускоренному развитию социально-психологических разработок, оформлению концептуального аппарата социальной психологии, отладке ее методического инструментария, несомненно, помогло создание в 60—70-е гг. специальных социально-психологических научных подразделений — лаборатории и кафедры социальной психологии в ЛГУ, кафедры социальной психологии в МГУ, лаборатории такого же профиля в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, а несколько позже подразделений такого же типа в Институте психологии АН Грузинской ССР, в Институте психологии Министерства просвещения УССР, в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, в Киевском университете и др. Мощный импульс всем этим исследованиям дала практика коммунистического строительства в нашей стране.

Сформулированная ясно и конкретно в документах XXIV, XXV и XXVI съездов КПСС, в решениях Пленумов ЦК КПСС, в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» задача воспитания нового человека вывела общественные науки на качественно новый уровень развития, побудила ученых, их представляющих, широким фронтом вести исследования, способствующие осуществлению большой задачи, сформулированной в программных документах нашей партии. Решение новых задач благотворно сказалось и на судьбе советской социальной психологии, имеющей объектом своего исследования различные аспекты взаимодействия и взаимообусловленности психологического фактора и общественного развития. Оформившись в 60-е гг. в психологической науке как самостоятельная область, социальная психология стала интенсивно развиваться по теоретическим и прикладным направлениям.

В 60-е гг. научным коллективом, возглавляемым в Ленинграде Е. С. Кузьминым, был подготовлен фундаментальный труд, который систематизировал наиболее ценные результаты теоретических и прикладных исследований, выполненных в предыдущие годы как в нашей стране, так и за рубежом. Одновременно такие же исследования обобщающего плана были проведены в Москве Г. М. Андреевой, Н. С. Мансуровым, К. К. Платоновым, Б. Ф. Поршневым, Е. В. Шороховой.

Тогда же в различных психологических центрах страны были начаты циклы работ по ряду магистральных проблем социальной психологии, результаты которых в последующем позволили существенным образом продвинуть развитие теории социальной психологии и сделать весомым ее вклад в решение прикладных задач. Так, в лаборатории социальной психологии в Ленинградском университете (Е. С. Кузьминым, И. П. Волковым, А. А. Русалиновой, А. Л. Свенцицким, Э. С. Чугуновой и др.) было начато рассчитанное на ряд лет выявление социально-психологических характеристик производственных коллективов и развернуто изучение разных типов малых групп. Б. Д. Парыгиным и его сотрудниками в ЛГПИ им. А. И. Герцена осуществлено исследование феноменологии, в которой находит выражение настрой коллектива, а также основных факторов, которые этот настрой определяют. На факультете психологии ЛГУ по инициативе Б. Г. Ананьева (В. Н. Куницыной, В. Н. Панферовым, 3. Ф. Семеновой, Н. Ф. Федотовой и др.) выполнен цикл работ, раскрывающих особенности восприятия и понимания людьми друг друга.

М. А. Меньшиковой и ее сотрудниками (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР) в те годы было развернуто социально-психологическое

 

13

 

изучение направленности личности — ее потребностей, интересов, склонностей — и было организовано систематическое изучение социальных детерминант, влияющих на характер этой направленности, а также на структурирование составляющих ее свойств личности.

Многоуровневое освещение зависимостей, связывающих коллектив и личность, выяснение путей влияния деятельности, которой занят коллектив, на формирование оценочных эталонов у его членов были начаты в этом же институте и в то же время А. В. Петровским и группой его сотрудников (А. С. Морозовым, Р. С. Немовым и др.).

В Курском пединституте Л. И, Уманским и его сотрудниками (А. С. Крикуновым, А. Н. Лутошкиным, И. С. Полонским, А. С. Чернышевым и др.) тогда же было развернуто разностороннее сравнительное изучение учебных коллективов разного возраста, их психологической структуры, изменений, происходящих в ней под влиянием различных факторов, путей направленного ее формирования.

В Минском пединституте Я. Л. Коломинский, работая с учащимися разного возраста, осуществил многостороннее исследование малых групп. В Институте психологии АН Грузинской ССР коллектив сотрудников, руководимый Ш. А. Надирашвили, начал интенсивную разработку проблемы формирования социальных установок, их типологии, диагностического инструментария, необходимого для их обнаружения. Перспективные исследования по этим и ряду других проблем социальной психологии тогда же были развернуты в Дрогобычском пединституте (руководитель С. В. Кондратьева), в Тартуском университете (руководители X. И. Лийметс и Ю. И. Вооглайд), в Киевском университете (руководитель Л. И. Марисова) и в некоторых других научных центрах.

 

*

 

Еще больший размах социально-психологические исследования в нашей стране получили в 70-е гг. Этому способствовали большое практическое значение решаемых в них проблем и увеличение в связи с этим со стороны основных областей народного хозяйства запросов на новые социально-психологические разработки и на имеющие прикладной характер рекомендации.

Другим важным стимулятором социально-психологических исследований в нашей стране, придания им планомерного и многоаспектного характера в 70-е гг. явилось открытие в системе Академии наук СССР Института психологии, который с самого начала своего существования стал выполнять роль координатора развертываемых в нашей стране работ в области методологии, теории, экспериментальных и прикладных проблем социальной психологии. В направлении усиления помощи в развертывании на квалифицированном уровне социально-психологических исследований по наиболее актуальным для практики темам в научных центрах республик нашей страны стали также активно работать социальные психологи МГУ, ЛГУ, Института общей и педагогической психологии АПН СССР, успевшие накопить в 60-е гг. определенный опыт в этой области. Более интенсивному развитию социальной психологии в нашей стране как самостоятельной области психологической науки способствовала также и организованная на всех ведущих психологических факультетах и отделениях университетов подготовка специалистов социально-психологического профиля. Благодаря всем этим факторам, которые, действуя все вместе, создали благоприятную ситуацию для быстрого продвижения вперед социальной психологии, были достигнуты заметные успехи в разработке ее методологических принципов, в содержательном уточнении основных рабочих понятий, которыми она должна пользоваться, в освещении главных проблем, входящих в ее компетенцию, в совершенствовании процедуры и способов осуществления социально-психологических исследований.

При раскрытии методологических проблем социальной психологии исследователями было показано, каким образом

 

14

 

при решении специфических задач этой области науки должны реализоваться общие принципы научного мировоззрения — партийности, гуманизма, единства теории и практики, общественного развития (Институт психологии АН СССР, факультет психологии МГУ, Институт психологии Минпроса УССР). Одновременно учеными на новом уровне была осмыслена специфика конкретизации принципов общей психологии, используемых в социально-психологических разработках (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова и др.), и последовательно про анализированы условия их применения (адекватного специфике предмета социальной психологии для решения задач комплексного, системного и личностного подходов (В. И. Войтко, Б. Ф. Ломов и др.). Был сделан также значительный шаг вперед в научном освещении методологического значения для социальной психологии таких глобальных по содержанию категорий, как общественные отношения (К. А. Абульханова-Славская), образ жизни (Е. В. Шорохова), общение (В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов), деятельность (Г. М. Андреева, А. В. Петровский).

В тесной связи с научным обоснованием методологических принципов социальной психологии в 70-е гг. была развернута разработка конкретных методов социально-психологического исследования (Л. В. Бурлачук, Ф. Д. Горбов, К. Е. Данилин, Б. А. Еремеев, Ю. Н. Карандашев, Я. Л. Коломинский, А. А. Кроник, Н. Н. Обозов, А. Л. Свенцицкий, В. Е. Семенов, Н. И. Сарджвеладзе, Е. Э. Смирнова, В. В. Столин, А. С. Чернышев, В. В. Шпалинский и др.), серьезно обогатившая имеющийся в распоряжении социальных психологов методический инструментарий. Специально при решении проблемы методического оснащения социально-психологических исследований ставился и решался вопрос о применении математических методов (Е. Ю. Артемьева, С. С. Паповян, А. Г. Шмелев).

Разрабатывая широкий спектр проблем в 70-е гг., социальные психологи большое внимание уделяли освещению феноменологии и закономерностей психологии личности.

В связи с этим ими была проведена значительная работа, целью которой явилось раскрытие специфики характеристик личности, освещаемых с позиций социальной психологии, и формулирование основных направлений социально-психологического анализа личности (Л. И. Анцыферова, В. И. Войтко, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, Е. В. Шорохова и др.). При освещении социально-психологических аспектов социализации личности была прослежена зависимость выявления ее истинной природы от решения более широких методологических вопросов; отношения личности и общества, детерминации, определяющей социальную активность личности, и др. Были предприняты исследования, показывающие становление личности в таких важнейших сферах ее деятельности, как игра (А. А. Люблинская, Г. X. Мазитова, Д. Б. Эльконин и др.), учение (Г. Э. Азимов, В. В. Давыдов, А. В. Зосимовский, А. Г. Ковалев, Э. М. Кулиев, Л. И. Марисова, А. К. Маркова, Г. 3. Оганян, В. И. Секун, В. А. Токарева, О. М. Тутунджян и др.), общение (А. И. Захаров, Р. Л. Кварцхава, Г. А. Ковалев, С. В. Кондратьева, Л. Я. Петровская, Е. К. Родионова, X. Т. Шерьязданова и др.), труд (А. Н. Белоус, Ч. С. Гаджиев, Ф. И. Иващенко, Е.А. Климов, Г. Г. Романович, Н. А. Цыркун и др.). Одновременно разрабатывались основные критерии определения главных этапов социализации и проводились научный поиск и систематизация общих и особенных характеристик, присущих этим этапам (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн).

Специальную задачу в освещении факторов социализации личности с позиций социальной психологии в 70-е гг. составило выявление ее основных механизмов и институтов и прослеживание их связи с характером общественных отношений, утвердившихся в нашей стране (Г. М. Андреева, М. И. Бобнева, Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова и др.).

 

15

 

Анализируя основные блоки свойств личности, аккумулирующих результаты воздействия общественной среды, в которую личность в течение своей жизни оказывается включенной, и ее собственного поведения в этой среде, исследователи большое место в своих разработках оправданно отвели выявлению особенностей образований в личности, в которых прежде всего дает себя знать ее общественная сущность, характерным для нее социальным установкам. В связи с этим специальное внимание было уделено содержательному определению категории социальной установки и научно-корректному вписыванию ее в контекст других категорий, через которые в советской психологии раскрываются сущностные характеристики личности (направленность, отношения, мотивация и др.). С такой же тщательностью были изучены структура социальной установки и составляющие ее элементы, предпринята попытка выявить иерархию социальных установок в личности, сопоставить эффекты их действия на ее поведение и описать причины, влияющие на величину этих эффектов (Ш. А. Надирашвили, Г. В. Дарахвелидзе, М. Л. Гомелаури, Н. С. Насрашвили, Д. А. Чарквиани, Т. Б. Чхеидзе и др.).

В социально-психологических исследованиях этого цикла были рассмотрены границы действия категории социальной установки для объяснения социального поведения человека, разработана модель системы диспозиционного механизма, содержательно состыкованная с деятельностью, выполняемой человеком, поставлена проблема прогнозирования его поведения в различных социальных ситуациях на основе предварительного выявления характера диспозиционных структур личности (А. Г. Асмолов, Ш. А. Надирашвили, В. А. Ядов).

Значительное число своих работ советские исследователи в 70-е гг. посвятили социально-психологическим проблемам групп. Теоретическому и экспериментальному изучению были подвергнуты социально-психологические характеристики как больших (О. И. Зотова, О. Г. Кукосян, В. В. Новиков, В. И. Селиванов, Э. С. Чугунова, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов и др.), так и малых групп. В поле зрения исследователей были психологические особенности, характеризующие общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, демографические группы, нации. Выяснялись психологические аспекты соотношения классовой психологии и идеологии, детерминированности классового сознания объективным местом класса в системе общественных отношений (Л. П. Буева, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, А. К. Уледов и др.). Был сделан новый шаг в освещении психического склада наций и национального характера, разработана перспективная программа для развертывания дальнейших исследований в этой области (Ш. Г. Абзнанидзе, А. С. Байрамов, В. Р. Букин М. А. Гамзаев, Б. А. Душков, Ф. А. Ибрагимбеков, И. С. Кон, М. М. Муканов, З. У. Нуртазина и др.).

Специальный цикл работ в этом круге проблем был посвящен также выявлению социально-психологических механизмов формирования общественного мнения как одного из путей проникновения в психологию больших социальных групп и апробированию новых методов научной объективации этого мнения (Н. В. Бахарева, В. Б. Ольшанский, Б. Д. Парыгин и др.).

Многоаспектному и многоуровневому освещению в 70-е гг. советскими исследователями были подвергнуты социально-психологические проблемы малых групп и коллективов. Существенный вклад в разработку теории групп и коллективов на основе марксистско-ленинской методологии и в критику трактовки малых групп в западной психологии был сделан И. П. Волковым, Я. Л. Коломинским, Р. Л. Кричевским, Е. С. Кузьминым, А. В. Петровским, К. К. Платоновым, Л. И. Уманским, А. С. Чернышевым и др. Этими исследователями были предложены не противоречащие друг другу определения понятий «группа», «малая группа», «коллектив», проанализирована внешняя и внутренняя структура групп и на основе ее особенностей произведено выделение неорганизованных и различных форм

 

16

 

организованных групп. Широкому обсуждению в их работах были подвергнуты качественные характеристики различных видов малых групп, а также роль их в детерминации поведения входящих в эти группы людей.

Большой раздел в социально-психологических исследованиях в рассматриваемый период составило изучение феноменологии и закономерностей, которые характеризуют изменения, происходящие в малых группах, и их развитие. Советскими психологами фундаментально был проанализирован механизм образования малых групп. С позиций марксистско-ленинской методологии был оценен феномен группового давления (А. В. Петровский, А. П. Сопиков и др.), с этих же позиций и в тесной связи друг с другом осмыслены лидерство и групповая динамика, а также лидерство и руководство (Т. О. Адизова, Т. Ю. Базаров, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, А. А. Ершов, Р. Л. Кричевский, В. Ф. Рубахин, Н. Ф. Федотова и др.). На теоретическом и экспериментальном уровнях были исследованы социально-психологические характеристики принятия группового решения, выявлены и систематизированы основные факторы, влияющие на механизмы формирования группового решения, прослежены особенности взаимовлияния групповых конфликтов и характера принятия решения группой, а также предложена система методов, обеспечивающих повышение эффективности принятия решений (И. В. Казаринова, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, Ю. Л. Ханин и др.).

Среди перечисленных направлений психологии малой группы была поставлена и проблема эффективности деятельности малой группы. В связи с этим специальные разработки были направлены на определение критериев эффективности деятельности одной и той же группы и критериев эффективности групп разных типов. Одновременно тщательному изучению были подвергнуты факторы, влияющие на эффективность деятельности группы (А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, А. С. Морозов, Р. С. Немов, Л. И. Уманский, А. С. Чернышев и др.).

В самостоятельном цикле исследований социально-психологических проблем малой группы раскрывалась зависимость структуры и целей ее деятельности от включения ее в более широкие социальные системы и прослеживались взаимосвязи психологических процессов в малых и больших группах, а также оказываемые ими воздействия на социальное поведение личности и на формирование ее мотивационно-потребностной и других сфер (Е. С. Кузьмин, Н. С. Мансуров, Б. Д. Парыгин, Б. Ф. Поршнев и др.).

Исходя из роли и значения в нашем обществе производственных, учебных, воинских, спортивных и других коллективов в осуществлении высоких целей, связанных с построением коммунизма в нашей стране, силы социальных психологов были сосредоточены в 70-е гг. на разработке проблематики, относящейся к психологии коллектива. Показав классовый характер учений буржуазной психологии о группах, организациях и личности, советские ученые выступили с трактовкой коллектива как группы людей, составляющей часть общества, объединенной общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненной целям этого общества (К. К. Платонов). Они разработали классификацию коллективов по целям и содержанию деятельности, по форме организации и условиям возникновения (X. Й. Лийметс, Л. И. Новикова, К. К. Платонов, Л. И. Уманский, А. С. Чернышев и др.).

Большой цикл исследований по проблеме коллектива был нацелен как на раскрытие отдельных социально-психологических характеристик, так и на прослеживание особенностей взаимосвязей между ними. Изучалась феноменология, в которой обнаруживают себя направленность и сплоченность коллектива, выявлялись характерные для коллективов, находящихся на неодинаковых ступенях развития, отношения и особенности их структурирования; в естественных условиях и экспериментальным путем исследовались и формировались отношения ответственной зависимости, в разных планах научно анализировались и

 

17

 

обсуждались совместимость и срабатываемость членов коллектива, психологический климат и психологическая атмосфера в нем (А. Л. Журавлев, О. И. Зотова, В. А. Кольцова, А. С. Морозов, Н. Н. Обозов, Б. Д. Парыгин, Е. И. Тимощук, А. С. Чернышев и др.).

Одно из направлений изучения коллектива было связано с освещением социально-психологической сущности процесса управления коллективом и его самоуправления. В связи с этим с позиций социальной психологии был проанализирован процесс руководства коллективами различного типа, находящимися на разных ступенях развития, выявлены значение стиля руководства для эффективного функционирования коллектива и характер особенностей, которыми должен отличаться стиль руководства разными коллективами, изучена социально-психологическая сущность различных воздействий руководителя как в целом на коллектив, так и на отдельных его членов (А. Л. Журавлев, А. И. Китов, Б. Ф. Ломов, Л. И. Новикова, В. Ф. Рубахин и др.).

Специально в рассматриваемом цикле работ был изучен во всей его сложности процесс образования в коллективах разного типа общих оценочных эталонов и внутриколлективных нормативов, регулирующих поведение его членов, проанализированы условия функционирования этих эталонов и нормативов и выяснено значение характера их соотношений с требованиями, идущими от руководства коллектива (М. И. Бобнева, А. С. Морозов, А. В. Петровский, Р. X. Шакуров и др.).

В проведенных исследованиях глубоко проанализированы зависимости, связывающие коллектив и личность, экспериментально изучены психологические механизмы их воздействия друг на друга. Широко и по многим направлениям шло выяснение характера влияния деятельности, которой занят коллектив, на каждого из его членов и определялись ослабляющие или усиливающие это влияние факторы (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. И. Донцов, X. И. Лийметс, Л. И. Новикова и др.). Особо в рассматриваемом цикле исследований изучались условия включения личности в производительный труд и в общественно полезную деятельность, вовлечения ее в общественно-политическую жизнь, привлечения к участию в управлении, обеспечивающие формирование у нее активной жизненной позиции, коллективизма и других социально ценных качеств (А. К. Аббусаттаров, М. Г. Давлетшин, И. В. Дубровина, О. И. Зотова, Ф. И. Иващенко, Р. Ш. Каримова, М. С. Балиашвили, А. Н. Белоус, М. В. Вовчик-Блакитная, М. И. Кекелия, Я. Л. Коломинский, А. Т. Короткевич, Т. Н. Мальковская, Е. А. Панько, А. Л. Свенцицкий, Е. В. Таранов, В. А. Токарева, Д. И. Фельдштейн, Л. А. Холева, В. А. Челидзе, Д. А. Черквиани, В. Э. Чудновский, Е. В. Шорохова, С. К. Рощин и др.).

Важным направлением в социальной психологии, значительно продвинутым в 70-е гг., была область психологии общения. Исследователями была предпринята теоретически хорошо фондированная попытка углубить научное понимание феномена общения в целом в психологии и социально-психологических аспектов общения в частности (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. В. Мудрик, В. Д. Парыгин, В. Н. Панферов, А. У. Хараш и др.). Общение изучалось в связи с другими видами деятельности. Экспериментально и в естественных условиях большим числом исследователей в нем анализировались познавательный, аффективный и поведенческий компоненты, а также во всей сложности раскрывались зависимости, которые их связывают друг с другом (В. С. Агеев, Г. М. Андреева, Е. Ф. Бажин, Н. Н. Богомолова, Н. П. Гаврилова, С. С. Дашкова, Г. В. Дьяконов, Л. Н. Иванская, Р. Б. Карамуратова, Э. А. Карандашова, Ю. Н. Карандашев, Р. Л. Кварцхава, С. В. Кондратьева, В. Е. Кузьмина, О. Г. Кукосян, В. Н. Куницына, Н. В. Крогиус, В. А. Лабунская, А. К. Нитченко, М. Г. Субханкулов, Н. Ф. Федотова и др.).

Значительное место при социально-психологическом освещении различных

 

18

 

сторон процесса общения было отведено рассмотрению общения как взаимодействия. Научному обсуждению были подвергнуты содержательные и формальные характеристики процесса взаимодействия людей в общении, выделены основные его компоненты, а также всесторонне проанализированы виды этого взаимодействия. В связи с этим специальное внимание исследователями было уделено выяснению главных психологических характеристик воздействия людей друг на друга в общении, направленном на достижение различных целей. Разностороннему изучению были подвергнуты конкретные способы и механизмы воздействия, проанализированы эффекты этих воздействий на личность, намечены научно обоснованные подступы к решению проблемы усиления результативности идеологических, этических и вообще воспитательных воздействий на человека за счет психологически грамотного использования закономерностей и механизмов общения (З. К. Габашвили, В. Л. Дранков, И. А. Зимняя А. С. Золотнякова, Н. П. Ерастов, В. П. Казмиренко, А. В. Киричук, С. В. Кондратьева, Л. А. Лепихова, Р. А. Максимова, Л. И. Марисова, И. С. Полонский, А. С. Полякова, Р. М. Расулов, Л. А. Сулейманова, С. М. Сулейменова, Ю. А. Шерковин и др.).

По сравнению с предыдущим десятилетием в 70-е гг. более широкий размах получили работы по истории социальной психологии и посвященные критическому оцениванию состояния социально-психологических исследований в капиталистических странах (Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, Н. И. Богомолова, С. А. Будилова, В. Г. Казаков, И. С. Кон, В. П. Трусов, О. М. Тутунджян, П. Н. Шихирев и др.).

В 70-е гг. в самой тесной связи с разработкой методологических, теоретических и экспериментальных проблем социальной психологии было развернуто большое число исследований, которые с самого начала имели прикладную направленность.

Психологи ЛГУ (руководители Е. С. Кузьмин и В. Е. Семенов), Института психологии АН СССР (руководитель Е. В. Шорохова), Ярославского университета (руководители В. Д. Шадриков и В. В. Новиков), Института общей и педагогической психологии АПН СССР (руководители А. И. Прохоров, В. С. Клягин), психологи целого ряда других научных центров, выполняя конкретные социальные заказы, выявляли закономерности формирования производственных коллективов, сформулировали рекомендации, направленные на оптимизацию управления коллективом промышленного предприятия, улучшение психологического климата в коллективе, уменьшение текучести кадров, повышение производительности труда. Ими изучались социально-психологические проблемы социалистического соревнования, определялись психологические условия, которые необходимо соблюдать, чтобы обеспечить развитие социальной активности у его участников (А. Л. Журавлев, О. И. Зотова, Ю. С. Касюлис, М. И. Кекелия, В. А. Кольцова, А. И. Левина, К. К. Платонов, С. Н. Пустовалов, А. В. Рыжов и др.). Целенаправленно проводилось выявление факторов, затрудняющих адаптацию новых членов в трудовом коллективе, разрабатывались социально-психологические рекомендации, направленные на ее облегчение (М. Г. Давлетшин, А. Л. Журавлев, О. И. Зотова, Р. X. Гайнутдинов, И. К. Кряжева, Н. И. Крылов, Е. А. Милерян, Л. А. Пергаменщик, Е. В. Таранов, Н. А. Яхъяров и др.).

В научных центрах страны были осуществлены не повторяющие друг друга исследования мотивов трудовой деятельности у лиц на разных этапах жизненного пути и занятых в различных областях народного хозяйства, прослежено соотношение этих мотивов с системой ценностных ориентации у этих лиц, предпринята попытка разработать рекомендации, направленные на более оптимальное в социальном плане развитие у них мотивационно-потребностной сферы (А. А. Горбатков, О. И. Зотова, В. И. Ковалев, Н. Н. Корнев, А. А. Лалаян, В. Ф. Моргун, В, В. Новиков, Г. Г, Романович, А. А. Вусалинова, И. А, Сеидов,

 

19

 

Л. А. Сулейманова, Н. А. Циркун, Д. А. Чарквиани, В. А. Челидзе, В. А. Ядов и др.).

Были начаты социально-психологические исследования сферы обслуживания, имеющие прикладную направленность и завершающиеся выдачей конкретных рекомендаций (Н. В. Кучевская, Э. Э. Линчевский и др.).

Растущий фронт работ и все более расширяющийся спектр вопросов, избираемых для научного освещения с целью оказания реальной практической помощи, получили в 70-е гг. исследования психологических проблем брака и семьи (В. В. Бойко, А, Я. Варга, Л. Я. Гозман, И. В. Дубровина, А. И. Захаров, С. В. Кондратьева, А. Ф. Копьев, В. П. Левкович, М. С. Мацковский, В. К. Мягер, А. Н. Обозова, Н. Н. Обозов, Л. А. Петровская, Н. Н. Петров, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Н. Ф. Федотова, Я. Ш. Хавтаси и др.).

Были усилены исследования социально-психологических аспектов действия средств массовой коммуникации и пропаганды в связи с большим значением получаемых в них результатов для улучшения дела воспитания всех категорий населения нашей страны. Ученые, работающие в этой области, имея в виду прикладные цели, раскрывали специфику коммуникативного процесса при использовании средств массовой коммуникаций с позиций социальной психологии, искали резервы для повышения эффективности решения с их помощью воспитательных задач разных классов — формирования убеждений, расширения политического кругозора, воспитания эстетического вкуса и др. (Н. Н. Богомолова, Н. П. Ерастов, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Ш. А. Надирашвили, С. К. Рощин, А. А. Степанов, А. К. Уледов, Ю. А. Шерковин и др.).

В 70-е гг. были начаты и набирают темпы экспериментально-прикладные разработки, цель которых учить людей (прежде всего тех, кому приходится по роду повседневной деятельности постоянно воздействовать на окружающих) умению общаться, психологически правильно строить свои контакты с другими людьми (А. С. Золотнякова, А. С. Кан-Калик, Г. А. Ковалев, С. С. Либих, X. З. Миккин, Л. А. Петровская, Н. Д. Ярмухамедова, Т. С. Яценко и др.).

Был начат значительный ряд других социально-психологических работ по проблемам, которые также имеют высокую актуальность для практики, — определен характер участия психологов в социальном планировании (руководитель Е. С. Кузьмин), в аттестации инженерных кадров (руководитель Э. С. Чугунова), в подготовке людей к деятельности руководителя (А. И. Китов, Н. А. Ревенко, Г. П. Щедровицкий и др.), в устранении социальной депривации (руководитель М. А. Новиков), в перевоспитании личности с отклоняющимся поведением (М. А. Алемаскин, Ф. В. Гобелия, В. В. Джос, Д. К. Дзидзигури, М. М. Коченов, А. К. Нитченко, А. М. Столяренко, Л. Б. Филонов, А. С. Чернышев и др.).

Таким образом, из изложенного хорошо видно, что исследования в области социальной психологии развернуты в нашей стране очень широко. Они проводятся по многим направлениям, и в их осуществлении участвуют психологи, работающие во всех республиках нашей страны.

Подводя итоги огромной работы, проделанной в области социальной психологии за шесть десятилетий существования СССР, и ясно видя позитивные результаты коллективного труда ученых, представляющих научные психологические центры всех республик нашей страны, нужно со всей определенностью назвать и задачи, решение которых будет способствовать более интенсивному развитию социальной психологии. Прежде всего представляется необходимым обратить самое серьезное внимание на планирование развертываемых исследований, проявить подлинную заботу о выдерживании правильного соотношения между теоретическими, экспериментальными и прикладными исследованиями. Важно также последовательно осуществить,— опираясь на марксистскую методологию, взятую на вооружение советской психологической наукой, — интеграцию всего наработанного

 

20

 

в ней материала применительно к общим и частным проблемам социальной психологии. Крайне существенно вместе с тем, определяя дальше точки преимущественного роста этой области психологии, усилить теоретическую и экспериментальную проработку проблем, освещение которых в максимальной степени отвечает задачам создания коммунистического общества. Помня о преимуществах, которые несут в себе комплексные исследования, необходимо целеустремленно развертывать научные разработки социально-психологических проблем в постоянном творческом содружестве с марксистской социологией, конкретной экономикой, этикой, эстетикой, педагогикой и другими науками, изучающими различные аспекты жизнедеятельности людей.

Отмечая широкий размах исследований по проблемам социальной психологии, столь же широкую их тематику, нельзя не сказать об имеющихся здесь недостатках. Не все ведущиеся сейчас разработки в названной области отвечают требованиям большой науки и не все проблемы, от освещения которых зависит качественное изменение состояния дел в этой области, рассматриваемые в целом, решаются на должном уровне.

Наша партия учит: «Высокое качество экспериментов и разработок обеспечивается там, где актуальность тематики сочетается с новаторским подходом к ней, где исследования проводят во всеоружии современных методов, комплексно, где разработки ведут по четким графикам и в сжатые сроки, а завершают на такой стадии, когда их результаты легко воспринимаются практиками, наконец, где с научным поиском соседствует трезвый и грамотный анализ их эффективности. Высокие критерии здесь обязательны на всех этапах творчества — идет ли речь о тщательном выборе тематики исследований, об умении мастерски провести их или об оперативной передаче достижений в практику»2.

Чтобы выйти на уровень этих высоких критериев, очень многое должны сделать не только психологи, работающие в области социальной психологии, но и психологи, развивающие другие области нашей науки.

Дальнейшее укрепление коллективности труда ученых-психологов, представляющих дружную семью республик нашей страны, — одно из важнейших условий успешного развития советской психологической науки.

 

Поступила в редакцию 10. IX. 1982 г.



1 Отдельные конкретные социально-психологические исследования в России были выполнены более ста лет тому назад. Одни из них были осуществлены раньше, другие — одновременно с аналогичными исследованиями в США и Западной Европе.

2 Правда, 1982, 25 янв.