Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

К 60-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

60 лет назад произошло историческое событие в жизни всех народов нашей многонациональной страны — создан Союз Советских Социалистических Республик — первое в мире единое многонациональное государство рабочих и крестьян. Образование СССР обеспечило все условия для стремительного социально-экономического и духовного развития каждой республики, гармоничного развития всех отраслей производства, науки и культуры. Как отмечено в постановлении ЦК КПСС: «образование СССР, установление отношений дружбы, доверия, взаимопомощи между народами придало гигантское ускорение духовному развитию общества, рожденного Великим Октябрем. Социализм сумел решить задачу поистине исторического значения: вооружить достижениями культуры многомиллионные массы людей труда, открыть для каждого человека, независимо от его социального положения и национальности, все источники знания. В стране созданы широкие возможности для проявления талантов и дарований, расцвета культуры всех наций и народностей, для творческой деятельности масс в области науки и искусства» (О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. — М., 1982, с. 5).

Советская психологическая наука к 60-летию образования СССР достигла больших творческих успехов. Психологи всех союзных республик вносят посильный вклад в осуществление исторических планов коммунистического Созидания, выработанных XXVI съездом КПСС. Развиваясь на основе марксистско-ленинской философии, психологи всех союзных республик нашей страны достигли новых успехов в теории, в разработке экспериментальных методов, исследовании психологических закономерностей, в использовании психологических данных для решения многих практических задач. Подводя итоги развития психологических исследований к 50-летию образования СССР, наш журнал отмечал (1972, № 6) значительные успехи, достигнутые психологами всех союзных республик. К 1972 г. возникли новые отрасли психологии — инженерная, космическая, социальная и др. За прошедшее десятилетие, решая новые теоретические и практические задачи, в советской психологии возникли и быстро развиваются существенно новые отрасли и разделы психологической науки, в том числе — экономическая психология, политическая психология, психология коллектива, психология социальной перцепции, психологическая диагностика, психологическая семантика, этническая психология, психология управления, психология пропаганды, психология обслуживания и др.

Развертывание исследований по проблемам, возникшим на стыках со смежными науками, позволило психологам более успешно включиться в решение практических задач и активно внедрять достигнутые результаты в различные области народного хозяйства, систему народного образования, здравоохранения, в сферу обслуживания, в труд, быт и отдых советских людей.

Растет престиж психологической науки в нашей стране. Усиливается общественный интерес к ней. Все большее признание получают работы советских психологов за рубежом, как в социалистических, так и в капиталистических странах, что, в частности, находит выражение в постоянном расширении и укреплении творческих контактов советских ученых с психологами других стран. Работы советских ученых переводятся

 

6

 

и высоко оцениваются за рубежом. Неуклонно возрастает влияние марксистской методологии на развитие мировой психологической мысли.

Постоянно повышается качество подготовки психологических кадров на факультетах и отделениях психологии, в аспирантуре, в системе факультетов и институтов повышения квалификации. Растет качество психологической подготовки учителей, врачей, инженеров, руководящих работников, многих специалистов народного хозяйства. Психологическая наука решает конкретные задачи в создании новой техники, подготовке специалистов новых профессий, формировании коммунистического мировоззрения советского человека.

Психологическая наука теперь широко представлена в Академии наук СССР. Интенсивно развивается психология в системе Академии педагогических наук СССР. Психологическая наука развивается в тех республиках Советского Союза, в которых до Октябрьской революции она или вовсе отсутствовала, или была развита крайне слабо. Продолжают укрепляться сложившиеся ранее и возникшие вновь центры психологических исследований. Ныне психологическая наука в СССР имеет широкую и многонациональную географию — она представлена, кроме Москвы и Ленинграда, в столицах всех союзных республик — Алма-Ате, Ашхабаде, Баку, Вильнюсе, Душанбе, Ереване, Киеве, Кишиневе, Минске, Риге, Таллине, Ташкенте, Тбилиси, Фрунзе. Некоторые из указанных психологических центров имеют специальные научно-исследовательские институты психологии (Грузинская ССР, Украинская ССР), успешно разрабатывающие фундаментальные и прикладные проблемы психологии. Психологическая наука развивается во многих областных городах — Горьком, Иркутске, Казани, Калинине, Костроме, Курске, Новосибирске, Омске, Перми, Ростове-на-Дону, Рязани, Саратове, Тарту, Томске, Харькове, Ярославле и многих других — в каждом университетском и педагогическом центре, на инженерно-педагогических факультетах в технических вузах, в специальных лабораториях в высшей школе, на предприятиях и производственных объединениях. Вместе с известными психологами успешно работают молодые психологические кадры, роль которых особенно важна в новых национальных научных центрах.

Ниже в специальных статьях подводятся общие итоги наиболее интенсивно разрабатываемых в АПН СССР исследований по проблемам социальной, педагогической и детской психологии. Эти исследования включены в общую систему теоретических и прикладных работ, выполняемых в нашей стране. Перечислим некоторые значимые направления и результаты исследований, выполненных в последнее десятилетие в общей и некоторых областях педагогической психологии.

В системе теоретических исследований разработаны принципы деятельности и сознания, отражения и активности, детерминизма и развития. Сформулированы новые подходы в методологии психологии; они включают принцип системности психологических исследований, представление об общении как важной категории марксистской психологии. Сформулированы новые фундаментальные проблемы психологии. Многие из этих проблем возникли на стыке со смежными науками — философией, математикой, социологией, экономикой, биологией и физиологией, педагогикой, а также различными видами искусств, управления и др.

В общей психологии достигнуты новые большие успехи. За последнее десятилетие обеспечено значительное продвижение в разработке фундаментальных методологических и теоретических вопросов — углубляются и конкретизируются основные принципы и требования марксистско-ленинской теории к разработке современных психологических проблем. На основе достигнутых теоретических разработок, осуществленных предшествующими поколениями советских психологов, успешно работают молодые психологи.

Международное признание получили психофизиологические исследования, выполненные в нашей стране. В работах решены крупные проблемы психофизиологии активности; типологических характеристик индивидуальных

 

7

 

проявлений психических процессов и состояний личности; потребностных и эмоциональных состояний; психофизиологии познавательных процессов (восприятия, памяти, учения); регуляции простых и сложных двигательных актов. В психофизиологических исследованиях разработаны фундаментальные теоретические подходы, новые методы экспериментальных исследований; успешно решаются вопросы использования психофизиологических данных и закономерностей для моделирования психики, диагностики психических процессов и состояний, разработки способов и механизмов компенсации утраченных или нарушенных психофизиологических функций.

В общей психологии продолжались исследования познавательных процессов, закономерностей и механизмов психической регуляции поведения и деятельности человека, психологической структуры и развития личности. В исследовании познавательных процессов сформулированы новые психофизические и психологические подходы к решению проблем порогов чувствительности; разработаны и экспериментально проверены модели зрительного опознания; получены новые данные в исследованиях мнемических процессов — произвольной и непроизвольной памяти, механизмов и закономерностей кратковременной и оперативной памяти, психологической структуры и развития мышления как творческого процесса и процесса прогнозирования, постановки и достижения новых целей как решения различных типов задач. Сформулированы и развиваются новые подходы к исследованию познавательных процессов в общении и различных видах профессиональной деятельности. В исследовании познавательных процессов поставлена новая проблема изучения их системного строения, формулирования общих законов для всей познавательной сферы человека. Решение поставленной проблемы имеет важное теоретическое значение, обеспечивает достижение новых обобщений, способствует осуществлению практических задач развития познавательных процессов в обучении, воспитания общих и специальных способностей, формирования творческой личности.

В исследовании психологических механизмов эмоционально-волевой регуляции получили значительно большую определенность теоретические представления о структуре потребностей и мотивов, эмоциональных состояниях и чувствах, индивидуальной типологии эмоциональности, психологической структуре волевого акта, волевых качествах личностной психологических механизмах волевого поведения. Достигнутый теоретический задел обеспечивает возможности дальнейшего широкого и плодотворного исследования указанных проблем, чрезвычайно значимых для теории психологии, для решения практических задач воспитания.

В психологии личности предложены теоретические решения, обеспечившие исследование наиболее значимых детерминант, определяющих психологические особенности и социальный облик личности. Изучение каждой из этих детерминант составило особые области научных исследований, включающие изучение социальных и социально-психологических, общепсихологических, а также психофизиологических и биогенетических закономерностей, определяющих структуру и развитие личности. Личность становится предметом комплексного изучения многих наук, и было бы неправильно абсолютизировать значение того или иного направления исследований, а тем более противопоставлять одно направление другому. Одна из задач теоретических исследований состоит в достижении таких новых обобщений, которые позволят, не исключая самостоятельного значения каждого направления, найти и определить относительное значение различных детерминант в исследовании строения личности на всех этапах ее жизни и деятельности. Новые теоретические обобщения на этом пути позволят более глубоко и по-новому поставить проблемы о природе способностей, характере и нравственном облике человека, самосознании и мировоззрении личности. Исследования психологии личности неразрывно связаны с изучением коллектива, его сложного строения, развития в зависимости от специфических особенностей, структуры и уровня развития деятельности.

 

8

 

В общей психологии глубоко изучаются многие классические проблемы. На современном этапе необходимо не только приближение этих проблем к жизни, но постановка и решение новых психологических проблем, рожденных эпохой развитого социалистического общества.

В системе возрастной и педагогической психологии созданы предпосылки и достигнуты возможности изучения развития и воспитания человека на всех этапах его жизни и деятельности — от рождения до высших проявлений творчества.

В возрастной, детской и педагогической психологии возникли существенно новые отрасли, включающие психологию высшей школы, психологию профессионально-технического обучения, психологию обучения взрослых в общей системе непрерывного образования. В результате такого расширения областей исследования, включающих теперь, по существу, все возрастные этапы психического развития человека, педагогическая психология смыкается с общей психологией в изучении психологических закономерностей взрослого человека, а решение многих проблем общей психологии с необходимостью опирается на теоретические и экспериментально-методические разработки, характеризующие общие закономерности обучения и воспитания человека на различных этапах его психического развития. Такое расширение областей исследования в возрастной и педагогической психологии вносит существенные изменения в проблематику психолого-педагогических исследований, включающих постановку и решение новых вопросов подготовки специалистов высшей квалификации, структуры учебных курсов и принципов обучения различным видам профессиональной деятельности специалистов высшего уровня — инженеров, врачей, педагогов, ученых, руководителей — способных самостоятельно ставить и решать новые проблемы развития производства, культуры, науки в эпоху строительства развитого социализма. Тем самым профессиональная педагогическая психология, ранее охватывавшая только основные рабочие профессии, ныне включает анализ, исследование и формирование всех видов профессиональной деятельности на всех уровнях их выполнения.

В различных областях психологии обучения и воспитания возникли новые прикладные направления, включающие, например, разработку проблем и методов интенсивного обучения, в том числе при использовании особых психологических состояний, включающих суггестию и другие уровни психической активности личности; целенаправленно строятся многие системы социального, интеллектуального, спортивного и других видов тренинга. Системы тренировки и формирования различных типов навыков получили развитие и реализуются при подготовке специалистов новых профессий — операторов, космонавтов, а также в управлении, спорте, различных видах искусств. В результате исследований по проблемам обучения в высшей школе, а также в системе повышения квалификации кадров, разработаны и внедряются наряду с классическими методами обучения (лекциями, семинарами и др.) новые методы — имитационные и деловые игры, проблемное обучение и др. Для обучения используются средства современной вычислительной техники, разрабатываются автоматизирована обучающие системы, моделирующие процессы овладения отдельными системами знаний и видами деятельности; средства учебного кино, радио и телевидения. Применение технических устройств и информационных систем ставит перед психологией новые проблемы оптимизации процессов обучения больших групп людей, вопросы активизации познавательной деятельности различных категорий учащихся, включающихся в систему заочного или самостоятельного обучения. Требуют дальнейшего исследования вопросы специальной подготовки учителей и преподавателей для успешного использования технических средств обучения. На современном этапе развития психологической науки в связи с значительным увеличением числа специалистов, для которых психология становится не только «академическим» учебным предметом, но и предметом, включающим специальную систему званий и приемов работы, становится необходимой

 

9

 

подготовка различных типов учебных пособий и учебников, предназначенных для школьников, для студентов педагогических институтов, инженерно-педагогических факультетов, для других специалистов. Для работников каждого профиля нужен свой специальный учебник психологии, отвечающий современному уровню науки и требованиям специальности. И тем более необходим учебник по общей психологии для университетов. Подготовка и издание таких учебников будет способствовать дальнейшему формированию квалифицированных психологических кадров и развитию психологического образования' во всех республиках нашей страны.

Решение многих практических задач поставило новые вопросы создания психологической службы в нашей стране, а также специальной службы в высшей и средней школе. Успешное решение практических задач психологической наукой будет способствовать укреплению связи теоретических исследований с практикой, постановке новых теоретических проблем, дальнейшему упрочению связей между различными отраслями психологической науки, сближению различных теоретических школ и направлений.

Советская психологическая наука встречает шестидесятилетие образования СССР значительными теоретическими и практическими достижениями. Созданная в нашей стране марксистская психология обеспечивает широкие возможности дальнейшего интенсивного ее развития, постановки и решения новых фундаментальных и прикладных проблем, решения задач построения коммунистического общества в нашей стране.