Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П. Я. ГАЛЬПЕРИНА

 

Исполнилось 80 лет Петру Яковлевичу Гальперину — доктору психологических наук, профессору, ученому с мировым именем. Свой путь исследователя Петр Яковлевич начал более 50 лет тому назад в Харьковском психоневрологическом институте, где он заведовал лабораторией психофизиологии. Его первые работы были посвящены проблемам внушения и галлюцинаций.

Как психолог П. Я. Гальперин формировался в коллективе сектора психологии Психоневрологической академии — в харьковской группе, которую возглавлял вначале А. Н. Леонтьев, а затем А. В. Запорожец — сотрудники и ученики Л. С. Выготского.

Эта группа психологов активно, целенаправленно искала пути перестройки психологии на основе марксистско-ленинской философии. Здесь шла разработка деятельностного подхода к предмету психологии, изучение специфических особенностей развития и функционирования психики человека как социально обусловленной.

Уже первое теоретико-экспериментальное исследование П. Я. Гальперина, выполненное в этом коллективе и посвященное специфическим особенностям орудийной деятельности человека, имело антинатуралистическую направленность. В этом исследовании, защищенном как диссертация (1936), показано, что человек, овладевая орудиями, осваивает общественно выработанные и закрепленные в них способы использования этих орудий; таким образом, он подчиняет свои движения логике используемых орудий. Совсем иная картина у животных: вспомогательные средства лишь продолжают естественные органы животного.

Работы, выполненные П. Я. Гальпериным во время Великой Отечественной войны в восстановительном эвакогоспитале на Урале (1941— 1943), внесли существенный вклад в понимание структуры деятельности. Принципиальное значение для психологии имеет его исследование соотношения физиологических механизмов высшей нервной деятельности и поведения в конкретной ситуации (1943—1944), убедительно показавшее, что поведение субъекта не может быть понято и объяснено через физиологические механизмы: динамика нервных процессов сама определяется объективными особенностями поведения субъекта, обусловленными стоящей перед ним задачей и условиями ее решения.

Эти, как и ряд других исследований П. Я. Гальперина, были как бы подготовительными этапами основного цикла его работ, выполненных в стенах Московского университета, с которым он неразлучно связан почти 40 лет.

В начале 50-х гг. Петр Яковлевич выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий. В созданной им теории нашли свое воплощение ведущие принципы советской психологии: принцип социально-исторической природы человеческой психики, деятельностный подход к ее изучению, принцип единства внешних, материальных и внутренних, психических форм человеческой деятельности. Эта теория ввела в экспериментальную психологию язык действий, рассматриваемых в качестве единиц анализа любой человеческой деятельности, в том числе и психической. Было положено начало систематическим экспериментальным исследованиям процесса преобразования внешних, материальных действий в действия внутренние, психические. Принцип интерноризации был превращен в метод психологического исследования.

Принципиальное значение теории, поэтапного формирования умственных действий состоит в том, что был найден новый путь изучения психики. П. Я. Гальперин исходит из того, что природа и законы становления и функционирования психической деятельности могут быть постигнуты только в процессе ее целенаправленного формирования как разного вида ориентировки путем постепенного преобразования в психическую форму внешней материальной деятельности.

Данный подход позволяет формировать новые акты психической деятельности с заранее

 

171

 

заданными качествами, что и открывает путь изучения условий и закономерностей становления и функционирования этих актов. Предложенный подход позволил объяснить ряд психологических явлений, которые длительное время не получали удовлетворительной интерпретации. Примером может служить внимание, процессуальное содержание и функциональное назначение которого в системе познавательных процессов оставалось неясным. Исследование внимания с рассматриваемых позиций показало, что оно несет в дельности контрольную функцию и формируется путем интериоризации внешних форм контроля. Эти исследования не только вывели из тупика теорию внимания, но и открыли его целенаправленного формирования. Другим примером может служить феномен «чистой мысли», который был установлен представителями Вюрцбургской школы мышления, но не получил содержательного объяснения. Теория поэтапного формирования позволила понять этот феномен как заключительный этап становления умственных действии, где они протекают на уровне «скрытой речи».

Подход, предложенный П. Я. Гальпериным, успешно использован при исследовании перцептивных действий, мышления; в настоящее время совершается переход к исследованию проблем личности.

Концепция П. Я. Гальперина вызвала широкий интерес, волну дискуссий, которые вышли за пределы нашей страны. С каждым годом теория П. Я. Гальперина привлекает к себе ; асе большее и большее число сторонников. В настоящее время это уже целая школа, получившая мировое признание. Работы П. Я. Гальперина, его учеников и последователей переведены на многие языки как в социалистических, так и ряде капиталистических стран.

Широкому распространению теории способствует и то, что она позволяет управлять процессом усвоения новых знаний, новых умений, гарантировать их усвоение с, заранее намеченными качествами. Эта теория, таким образом, одновременно является и продуктивной теорией усвоения. За годы своего развития теория поэтапного формирования умственных действий была использована в самых различных областях практики обучения и неизменно приводила к высоким показателям усвоения.

Результаты, полученные с помощью данного метода исследования, открывают новые возможности также для развития дидактики, частных методик.

Таким образом, созданная П. Я. Гальпериным теория имеет не только принципиальный методологический смысл, но и большое практическое значение.

Свое 80-летие Петр Яковлевич встречает новыми творческими замыслами. Как и раньше, он систематически работает над большими и трудными методологическими проблемами психологии, намечает новые экспериментальные исследования. Последние годы он успешно использовал созданный им метод при изучении творческого мышления, совершил значительное продвижение в понимании симультанизации: механизм гештальта предстал как процесс образования нового признака сложного явления.

Продолжается исследование языкового сознания, в котором в настоящее время выделены когнитивные и лингвистические компоненты. И на этой основе разработан эффективный метод обучения иностранным языкам.

Петр Яковлевич по-прежнему увлеченно работает и как педагог. Его лекции — это творческое общение с молодежью. Великолепное знание философии, мировой истории, психологии и ряда смежных наук, верность принципам марксистской психологии дают ему возможность четко видеть ложные пути в современной психологии, предостерегать новые поколения психологов от повторения ошибок прошлого.

Поздравляя Петра Яковлевича с его славным юбилеем, от всей души желаем ему доброго здоровья и продолжения его яркой творческой деятельности и как исследователя, и как педагога еще на многие годы.