Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

157

 

МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ОПОЗНАНИЯ

 

К. В. БАРДИН

 

Москва

 

Шехтер М. С. Зрительное опознание. — М.: Педагогика, 1981. — 263 с.

 

В последнее время развитие психологии идет ускоренными темпами. И вот яркий пример этого. Если раньше среди познавательных процессов психологи выделяли только два, относятся к чувственному отражению, — ощущение восприятие, — то теперь положение изменилось. Характеристика чувственного отражения применительно к этим двум уровням оказалась слишком глобальной. Сегодня вместо двух названных процессов мы рассматриваем отдельно обнаружение, различение, опознание, идентификацию, слежение и т: д. Каждый из них обладает своими, не сводимыми к другом, специфическими закономерностями, изучение которых становится самостоятельной областью исследования. Такой области — психологии опознания — посвящена рецензируемая книга. Если кратко оценивать то, что сделано автором, то можно сказать: поднят большой научный пласт, представлена как целое некоторая научная область в совокупности всех характеризующих ее фактов и закономерностей, установленных и гипотетических механизмов, встающих проблем и перспективных линий изучения.

К какому типу исследований относится обсуждаемая работа — к теоретическим, экспериментальным или прикладным? Целью экспериментального исследования является ответ на вопросы: какими свойствами обладает исследуемый объект и какими методами эти свойства могут быть изучены (т. е. вопросы «что?» и «как?»). Теоретическое исследование интерпретирует выделенные в эксперименте явления в рамках общей система знания и объясняет, почему эти свойства проявляются в данной ситуации (вопросы «как?» и «почему?»). И то, и другое исследование представляют собой две относительно независимые дополнительные системы, надстроенные над реальным знанием об объекте (Забродин, 1977). Если попытаться с этих позиций оценить рецензируемую работу, то мы без труда увидим, что она в полной мере соответствует характеристикам как экспериментального, так и теоретического исследования. В ней из теоретического анализа естественным образом вырастает эксперимент, эксперимент выявляет новые факты, новые свойства изучаемого объекта, которые тут же включаются в теоретический анализ, — и так далее. Автор в равной мере проявляет свое мастерство как в области постановки эксперимента, так и в области теоретического анализа. Эта гармония теории и эксперимента — безусловно сильная сторона работы М. С. Шехтера.

Разберем некоторые рассмотренные в книге М. С. Шехтера проблемы, носящие, на наш взгляд, ключевой характер и сосредоточенные главным образом в третьей части книги.

Прежде всего необходимо отметить разработанную автором схему проблем, имеющих определяющий характер для психологии опознания. К их числу относятся проблемы: одномоментного опознания; взаимоотношения между сенсорными представительствами отдельных признаков воспринимаемого объекта и его целостным перцептивным образом; микрогенеза опознания, т. е. протекания процесса опознания в единичном перцептивном акте; инвариантности опознания; концептуального и перцептивного опознания.

Уже выделение этого круга проблем в качестве центральных для психологии опознания определенно представляет собой момент научной новизны. Тем более относится это к раскрытию каждой из них в отдельности и в их взаимосвязях. Действительно, каждая из названных проблем получила достойную репрезентацию в работе: очерчен круг относящихся к ним экспериментальных фактов и закономерностей (как известных по литературе, так и полученных во многих случаях самим автором), рассмотрены гипотезы и контргипотезы, касающиеся их возможных механизмов (опять-таки как принадлежащие автору, так и известные по литературе), поставлены, где это требовалось, критические эксперименты для их проверки, намечены наиболее перспективные подходы и направления исследований на будущее.

Центральной внутри этого, круга проблем представляется проблема одномоментного опознания. Решая ее, автор выдвинул и убедительно

 

158

 

подтвердил оригинальную гипотезу о том, что возникновение феномена одномоментного узнавания связано с переходом от опознания объектов по логическому принципу — через проверку наличия необходимых признаков — к опознанию по психологическому принципу — с помощью интегративных неразложимых на признаки образов, служащих эталонами. Перебор признаков делается в этом случае излишним, и опознание начинает совершаться одномоментно.

Вторая из названных проблем оказывается тесно связанной с первой. Действительно, если опознание с помощью целостных и неразложимых образов является оптимальным, то какую же тогда роль в опознавательном процессе играют отдельные признаки? Те самые, к перебору которых с теми или иными оговорками было принято сводить опознание. В конце концов существуют же многочисленные данные, говорящие о зависимости опознания от этих признаков — их числа, характера, различимости и т. д. Неужели их все надо рассматривать как артефакты? Решение, предлагаемое автором, неожиданно и убедительно; Оказывается, что, хотя одномоментное опознание осуществляется не по признакам, они все-таки участвуют в опознании. Именно на их базе и формируется интегративный образ, представляющий собой некоторое новое свойство, присущее отражаемому объекту лишь как целому.

В таком случае опознание выступает как сложный по своему происхождению процесс и отсюда возникает проблема его формирования, формулируемая автором как проблема микро-генеза. Это третья ключевая проблема работы. Здесь был выявлен и исследован целый ряд закономерностей, касающихся того, как протекает формирование отдельного интегративного образа, через какие фазы оно при этом проходит; как происходит в ходе опознания смена одного образа другим, более совершенным, приводящая ко все большему и большему уточнению результата; как наряду с использованием интегративнрго образа в акт восприятия вплетается другая гностическая линия — именно челночный переход от формирования перцептивных образов к классификационным процессам и т. д. Здесь автором собран и обобщен богатый фактический материал, раскрывающий психологические механизмы протекания опознавательного процесса. Четвертая проблема — проблема инвариантного опознания — тоже касается механизм (ответственных, за осуществление опознавательного акта. Здесь необходимо отметить выделение автором разных видов инвариантности искусственной и естественной, а внутри после ней — внутренней и внешней. Было показан что механизмы внутренней и внешней инварантности нетождественны. Если первая основывается на выделении прототипа — наиболее представительного члена в алфавите стимуле то вторая — на выделении абстракта, общего элемента, присущего всем стимулам.

Наконец, последняя из выделенных выше проблем придает всей работе необходимую полноту и законченность. Как нетрудно понять, знакомясь с книгой М. С. Шехтера, автора прежде всего интересует та область, где он был пионером исследования, именно — опознание по интегративным образам. Но вместе с тем понятно, что человек может осуществлять и опознание по признакам. Как же соотносятся между собой эти два вида опознания и в чем их особенности? Автор формулирует эту проблему как проблему концептуального и неконцептуального опознания. Можно было бы, вероятно, назвать ее проблемой логического и образного или мыслительного и чувственного опознания. Собственно, этим и определяется разница этих двух видов опознания. Логическое (концептуальное) опознание совершается на основе абстрагирования от всех иррелевантных признаков; при образном (перцептивном) сохраняется ряд несущественных для данной ситуации признаков, могущих оказаться важными в других ситуациях. Эти несущественные признаки входят в состав интегративного образа и участвуют в опознавательном акте. Концептуальное опознание совершается, по-видимому, на основе абстракта, перцептивное — на основе прототипа. Что же касается их соотношения, то автор убедительно показывает, что наблюдаемый в процессе обучения опознании наглядного материала переход от сукцессивного опознания к симультанному является переходом от концептуального к перцептивному опознанию — от неоптимального режима исполнения к оптимальному.

Как видим, автором поднята и исследована большая область сенсорно-перцептивной психологии, исследована глубоко и по-новому. Работу М. С. Шехтера, безусловно, можно отнести к числу фундаментальных научных исследований.

 

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПЕДАГОГИКА»

(АПРЕЛЬ — ИЮНЬ 1982 г.)

 

Вайсбург А. А. Формирование общественного мнения в ученическом коллективе. — 120 с. — 45 к. 30 000 экз.

Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. — 504 с. — 1 р. 70 к. 30 000 экз. Подписное.

Джибладзе Г. Н. Философия Коменского. — 2-е изд., доп. и испр. — 168 с.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).—1 р. 90 к. — 5000 экз.

Иванов И. П. Воспитывать коллективистов? Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. — 80 с. — 15 к. 80 000 экз.

Ильин Е. Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы школы № 516 Ленинграда. — 112 с. — (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки). — 20 к. 80 000 экз.

Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. — 704 с. — (Педагогическая б-кa). — 2 р. 30 к. 40 000 экз.