Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

125

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПА РЕЧИ НА

РОДНОМ ЯЗЫКЕ

 

Е. М. ДАНИЛОВИЧ

 

В современной психофизиологии труда, космической и авиационной психологии большое внимание уделяется изучению речи как источника информации о коммуниканте, поскольку речевой канал имеет ряд важных преимуществ, делающих его изучение особенно необходимым.

Информация о коммуниканте, получаемая в результате анализа его речевой деятельности, может быть двоякого рода:

с одной стороны, она может указывать на индивидуальные психофизиологические особенности индивида, важные, например, для его профессиональной квалификации [91], [10], 1131, [14];

с другой — речь может сигнализировать о текущем психофизиологическом состоянии коммуниканта: комфорте, эмоциональном напряжении, утомлении, а также патофизиологических и патопсихологических состояниях [1],

Обе эти стороны речевой деятельности тесно взаимосвязаны, ибо диагностика состояния коммуниканта невозможна без определения фоновых, индивидуально-типических характеристик его речи.

Проблема индивидуальных характеристик речи рассматривается как в психофизиологии индивидуальных различий, так и при акустических,

 

126

 

физиологических и психологических исследованиях речи. Кроме того, эта проблема имеет важное значение в методике обучения иностранным языкам, поскольку наиболее адекватным способом контроля навыков владения языком является сопоставление характеристик речи на родном и иностранном языке.

Большинство исследователей в области дифференциальной психологии отмечают, что людям, различающимся по типу высшей нервной деятельности и темперамента, присущи различия по громкости, темпу, интонации, тембру речи [10j], [13], [14]. Описание речи вводится авторами в таблицы оценки типа по «жизненным» показателям, а также личностным опросникам [11]. Общим недостатком указанных работ является то, что представители дифференциальной психофизиологии не дают количественных характеристик речевой продукции, ограничиваясь ее качественной квалификацией: быстрая — медленная, громкая — тихая, выразительная — монотонная. Набор этих определений очень невелик и носит субъективный характер. Кроме того, речь при этих исследованиях рассматривается недифференцированно, без подразделения на функциональные звенья.

Исследователи речи, численно описывая и определяя индивидуальные характеристики речевой продукции, не сопоставляют их с особенностями соматотипа, нейродинамики, темперамента и характера индивида.

Для адекватного анализа индивидуальных особенностей речи ее необходимо рассматривать как совокупность двух основных процессов: центрального и психомоторного [1]. Несмотря на то что указанное расчленение двух процессов носит ответственный характер (так, психомоторные процессы неизбежно включают в себя центральные компоненты), в нашей работе оно явилось рабочим приемом, способствующим исследованию компонентов речи. Центральные механизмы речи обеспечивают формирование цели высказывания, подбор слов и их грамматическое структурирование на основе законов языка. Они являются общими как для устной, так и для письменной речи и локализованы в лобно-теменных отделах коры больших полушарий. Психомоторные механизмы речи обеспечивают передачу высказывания. Они локализованы в моторной коре, подкорковых образованиях и мозжечке.

Плодотворным подходом к изучению индивидуальных характеристик речевой деятельности на современном этапе является, на наш взгляд, изучение ее моторного компонента, т. е. фонации и артикулирования.

Ряд исследователей [7], [10|], [13] отмечают общность механизмов и свойств общей и речевой моторики человека. Однако это положение до настоящего времени не подтверждено экспериментально, не найдены количественные соотношения между силовыми, временными и точностными [12] характеристиками общей и речевой моторики человека.

Исходя из этого, мы предприняли попытку определения индивидуальных максимальных и оптимальных характеристик темпа артикулирования и. сопоставления их с максимальными и оптимальными показателями других видов психомоторной деятельности, определяемыми по общепринятым методикам [ПО, [13]. В качестве референтных методик мы использовали определение частоты теппинга и скорости письма.

 

ОБЪЕКТ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Исследования проводились на людях обоего пола в возрасте 18—30 лет — студентах Днепропетровского университета. Всего было исследовано 53 женщины и 51 мужчина. Замеры производились преимущественно в утренние часы, чтобы исключить влияние утомления на скоростные показатели психомоторики.

Темп артикулирования измерялся по времени прочтения текста «Рассказ о Колумбе» объемом 114 слов [4]. С помощью прибора «Регистратор характеристик речи РХР-2» измерялась длительность чистой речи, длительность пауз и количество пауз при чтении текста. Длительность чистой речи в секундах пересчитывала» на темп артикулирования в слогах в секунду. Испытуемым предлагалось прочитать текст 5 раз в максимально быстром темпе и. 5 раз — в произвольном темпе. По результатам пяти измерений максимально быстрого чтения вычислялась средняя, которая принималась за 100%. Показатели произвольного чтения выражались в процентах от средней максимальных показателей.

Из различных видов речевой деятельности, чтение вслух было выбрано нами по следующим причинам: во-первых, мы стремились стандартизировать исследуемый речевой материал; во-вторых, в связи с общей целью исследования— определить максимальные индивидуальные характеристики темпа — мы старались исключить механизмы спонтанного речепорождения, оказывающие большое влияние на темп артикулирования. При выборе объема текста мы руководствовались имеющимися в литературе указаниями на то, что для измерения характеристик темпа речевой продукции адекватный объем текста составляет не менее 100 слов [3]. Выведенные для чтения закономерности можно с полным основанием применить и для других видов речевой деятельности, поскольку установлено соответствие между темпом произвольного чтения вслух и темпом дикторской, лекторской и разговорной речи [3].

Измерение частоты теппинга производилось с помощью телеграфного ключа, соединенного со счетчиком импульсов. Измерялось количество касаний ключа за 10-секундный интервал. После инструктажа и пробных испытаний производилось 5 замеров максимальной частоты выстукивания и 5 — произвольной частоты. По результатам пяти измерений максимального темпа вычислялась средняя, которая принималась за 100%. Произвольные показатели, помимо абсолютных значений, выражались в процентах от максимальной средней.

Измерение скорости письма производилось с помощью стоклеточной таблицы (10×10 см), которую испытуемым предлагалось поклеточно заполнять буквой «х» слева направо [13]. С помощью ручного секундомера фиксировалось общее время заполнения таблицы в секундах. Полученная в результате измерения величина пересчитывалась математическим путем в скорость письма в см/с. Производилось 5 замеров максимальной скорости письма и 5 — произвольной. По результатам пяти измерений максимальной скорости также вычислялась средняя, которая принималась за 100%. Произвольные показатели выражались в процентах от максимальной средней.

 

127

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

При анализе результатов мы рассматривали показатели у мужчин и женщин раздельно. После проведения измерений мы получили следующие значения максимального индивидуального темпа артикулирования и других психомоторных функций, расположенные по ранговым номерам в зависимости от скорости артикулирования при чтении текста (табл. 1 и 2).

При сравнении аналогичных максимальных показателей у мужчин было установлено, что темп их артикулирования несколько ниже, а частота теппинга несколько выше, чем у женщин.

Для выявления зависимости между рядами максимальных показателей темпа артикулирования, частоты теппинга и скорости письма мы вычисляли коэффициент корреляции, его ошибку (2, формулы 39, 41) и уровень значимости (2, 42). Результаты вычислений приведены в табл. 3.

Высокие значимые коэффициенты корреляции свидетельствуют о наличии тесной, приближающейся к функциональной связи между измеряемыми психомоторными функциями. Это объясняется, на наш взгляд, двумя обстоятельствами.

Во-первых, это обусловлено общностью нейроморфологического субстрата, временные свойства которого измеряются с помощью данных методик. Нейроны нижней премоторной и моторной области (зона Брока), которые реализуют моторный компонент речи, имеют общие характеристики и происхождение с другими нейронами моторной коры, осуществляющими прочие моторные акты.

Во-вторых, высокие коэффициенты корреляции обусловлены одинаковым характером исследуемых моторных актов. Мы рассматриваем артикулирование, а также письмо и теппинг как автоматизированные циклические движения, состоящие из ряда последовательных элементов.

В речи, по мнению большинства исследователей [5], таким элементом является слог открытого типа, т. е. сочетание согласной фонемы с гласной. Элементарное движение при теппинге — это нажатие на ключ и последующее

 

Таблица 1

МАКСИМАЛЬНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

АРТИКУЛИРОВАНИЯ И ПСИХОМОТОРИКИ

У ЖЕНЩИН

 

 

Таблица 2

МАКСИМАЛЬНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

АРТИКУЛИРОВАНИЯ И ПСИХОМОТОРИКИ

У МУЖЧИН

 

 

отведение пальца. При письме, в нашей методике, это написание буквы «х» и перенос кисти на следующую клетку.

В работе [6] с помощью методов факторного анализа исследовались формы проявления быстроты совершения моторных актов. Были выделены 4 основные (элементарные) формы проявления быстроты:

1) время двигательной; реакции;

2) способность к максимально быстрому началу движения;

3) способность к максимально быстрому выполнению одиночного движения;

4) способность выполнять движения с максимальной частотой.

Эти формы проявления быстроты специфичны и независимы друг от друга. Они основаны на различных временных характеристиках возникновения и течения возбудительного и тормозного процессов в нервной системе.

Речь, письмо и теппинг, как мы уже указывали относятся к циклическим движениям, состоящим из ряда повторяющихся элементов. В основе максимальных индивидуальных характеристик этих процессов лежит, на наш взгляд, выделенный автором [6] общий фактор № 4 «Способность выполнять движения с максимальной частотой», основанный на индивидуальной подвижности нервных процессов в моторной коре и подкорковых образованиях, осуществляющих циклические моторные акты.

 

Таблица 3

ЗНАЧЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ

МЕЖДУ ТЕМПОМ АРТИКУЛИРОВАНИЯ (1),

ЧАСТОТОЙ ТЕППИНГА (2)

И СКОРОСТЬЮ ПИСЬМА (3)

 

 

Для всех значений γ уровень значимости р<0,01.

 

128

 

ВЫВОДЫ

 

1. На основании проведенного анализа речевой деятельности установлены индивидуальные различия максимальных временных показателей ее моторного компонента.

2. Установлены количественные соотношения между максимальными показателями темпа артикулирования, частоты теппинга и скорости письма.

3. Полученные высокие коэффициенты корреляции свидетельствуют о плодотворности данного подхода и позволяют использовать исследование моторных компонентов речи в целях профессиональной квалификации и оценки текущего состояния человека, что представляет интерес для психофизиологии труда и медицины.

 

1.       Аминев Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. — Казань, 1972. — 159 с.

2.       Бейли Н. Статистические методы в биологии. (Пер. с англ.). — М., 1964. — 271 с.

3.       Бенедиктов Б. А. Психология овладения иностранным языком. — Минск, 1975. — 335 с.

4.       Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. — Ташкент, 1971.—173 с.

5.       Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977. — 175 с.

6.       Годик М. А. Исследование факторной структуры скоростных двигательных способностей человека: Автореф. канд. дисс. — М., 1966.

7.       Горожанин В. С. Максимальные скоростные показатели и некоторые свойства нервной системы человека. — Вопросы психологии, 1971, № 3, с. 57—67.          

8.       Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970. — 271 с.

9.       Козлова В. Т. Диагностика лабильности в мыслительно-речевой деятельности по тестам и самооценке. — Вопросы психологии, 1973, I № 4, с. 125—129.

10.    Небылицын В. Д. Темперамент. — В кн.: БСЭ, 3-е изд., 1976, т. 25, с. 415—416.

11.    Платонов К. К. Психологический практикум. — М., 1980. — 165 с.

12.    Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. — Л., 1970. — 128 с.

13.    Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979. — 352 с.

14.    Степанов А. А. Отражение в речи особенностей личности. — Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1965, т. 254, с. 159—169.

 

Поступила в редакцию 12.I.82 г.