125
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПА РЕЧИ НА
РОДНОМ ЯЗЫКЕ
Е. М. ДАНИЛОВИЧ
В современной психофизиологии труда, космической и авиационной психологии большое внимание уделяется изучению речи как источника информации о коммуниканте, поскольку речевой канал имеет ряд важных преимуществ, делающих его изучение особенно необходимым.
Информация о коммуниканте, получаемая в результате анализа его речевой деятельности, может быть двоякого рода:
с одной стороны, она может указывать на индивидуальные психофизиологические особенности индивида, важные, например, для его профессиональной квалификации [91], [10], 1131, [14];
с другой — речь может сигнализировать о текущем психофизиологическом состоянии коммуниканта: комфорте, эмоциональном напряжении, утомлении, а также патофизиологических и патопсихологических состояниях [1],
Обе эти стороны речевой деятельности тесно взаимосвязаны, ибо диагностика состояния коммуниканта невозможна без определения фоновых, индивидуально-типических характеристик его речи.
Проблема индивидуальных характеристик речи рассматривается как в психофизиологии индивидуальных различий, так и при акустических,
126
физиологических и психологических исследованиях речи. Кроме того, эта проблема имеет важное значение в методике обучения иностранным языкам, поскольку наиболее адекватным способом контроля навыков владения языком является сопоставление характеристик речи на родном и иностранном языке.
Большинство исследователей в области дифференциальной психологии отмечают, что людям, различающимся по типу высшей нервной деятельности и темперамента, присущи различия по громкости, темпу, интонации, тембру речи [10j], [13], [14]. Описание речи вводится авторами в таблицы оценки типа по «жизненным» показателям, а также личностным опросникам [11]. Общим недостатком указанных работ является то, что представители дифференциальной психофизиологии не дают количественных характеристик речевой продукции, ограничиваясь ее качественной квалификацией: быстрая — медленная, громкая — тихая, выразительная — монотонная. Набор этих определений очень невелик и носит субъективный характер. Кроме того, речь при этих исследованиях рассматривается недифференцированно, без подразделения на функциональные звенья.
Исследователи речи, численно описывая и определяя индивидуальные характеристики речевой продукции, не сопоставляют их с особенностями соматотипа, нейродинамики, темперамента и характера индивида.
Для адекватного анализа индивидуальных особенностей речи ее необходимо рассматривать как совокупность двух основных процессов: центрального и психомоторного [1]. Несмотря на то что указанное расчленение двух процессов носит ответственный характер (так, психомоторные процессы неизбежно включают в себя центральные компоненты), в нашей работе оно явилось рабочим приемом, способствующим исследованию компонентов речи. Центральные механизмы речи обеспечивают формирование цели высказывания, подбор слов и их грамматическое структурирование на основе законов языка. Они являются общими как для устной, так и для письменной речи и локализованы в лобно-теменных отделах коры больших полушарий. Психомоторные механизмы речи обеспечивают передачу высказывания. Они локализованы в моторной коре, подкорковых образованиях и мозжечке.
Плодотворным подходом к изучению индивидуальных характеристик речевой деятельности на современном этапе является, на наш взгляд, изучение ее моторного компонента, т. е. фонации и артикулирования.
Ряд исследователей [7], [10|], [13] отмечают общность механизмов и свойств общей и речевой моторики человека. Однако это положение до настоящего времени не подтверждено экспериментально, не найдены количественные соотношения между силовыми, временными и точностными [12] характеристиками общей и речевой моторики человека.
Исходя из этого, мы предприняли попытку определения индивидуальных максимальных и оптимальных характеристик темпа артикулирования и. сопоставления их с максимальными и оптимальными показателями других видов психомоторной деятельности, определяемыми по общепринятым методикам [ПО, [13]. В качестве референтных методик мы использовали определение частоты теппинга и скорости письма.
ОБЪЕКТ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились на людях обоего пола в возрасте 18—30 лет — студентах Днепропетровского университета. Всего было исследовано 53 женщины и 51 мужчина. Замеры производились преимущественно в утренние часы, чтобы исключить влияние утомления на скоростные показатели психомоторики.
Темп артикулирования измерялся по времени прочтения текста «Рассказ о Колумбе» объемом 114 слов [4]. С помощью прибора «Регистратор характеристик речи РХР-2» измерялась длительность чистой речи, длительность пауз и количество пауз при чтении текста. Длительность чистой речи в секундах пересчитывала» на темп артикулирования в слогах в секунду. Испытуемым предлагалось прочитать текст 5 раз в максимально быстром темпе и. 5 раз — в произвольном темпе. По результатам пяти измерений максимально быстрого чтения вычислялась средняя, которая принималась за 100%. Показатели произвольного чтения выражались в процентах от средней максимальных показателей.
Из различных видов речевой деятельности, чтение вслух было выбрано нами по следующим причинам: во-первых, мы стремились стандартизировать исследуемый речевой материал; во-вторых, в связи с общей целью исследования— определить максимальные индивидуальные характеристики темпа — мы старались исключить механизмы спонтанного речепорождения, оказывающие большое влияние на темп артикулирования. При выборе объема текста мы руководствовались имеющимися в литературе указаниями на то, что для измерения характеристик темпа речевой продукции адекватный объем текста составляет не менее 100 слов [3]. Выведенные для чтения закономерности можно с полным основанием применить и для других видов речевой деятельности, поскольку установлено соответствие между темпом произвольного чтения вслух и темпом дикторской, лекторской и разговорной речи [3].
Измерение частоты теппинга производилось с помощью телеграфного ключа, соединенного со счетчиком импульсов. Измерялось количество касаний ключа за 10-секундный интервал. После инструктажа и пробных испытаний производилось 5 замеров максимальной частоты выстукивания и 5 — произвольной частоты. По результатам пяти измерений максимального темпа вычислялась средняя, которая принималась за 100%. Произвольные показатели, помимо абсолютных значений, выражались в процентах от максимальной средней.
Измерение скорости письма производилось с помощью стоклеточной таблицы (10×10 см), которую испытуемым предлагалось поклеточно заполнять буквой «х» слева направо [13]. С помощью ручного секундомера фиксировалось общее время заполнения таблицы в секундах. Полученная в результате измерения величина пересчитывалась математическим путем в скорость письма в см/с. Производилось 5 замеров максимальной скорости письма и 5 — произвольной. По результатам пяти измерений максимальной скорости также вычислялась средняя, которая принималась за 100%. Произвольные показатели выражались в процентах от максимальной средней.
127
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
При анализе результатов мы рассматривали показатели у мужчин и женщин раздельно. После проведения измерений мы получили следующие значения максимального индивидуального темпа артикулирования и других психомоторных функций, расположенные по ранговым номерам в зависимости от скорости артикулирования при чтении текста (табл. 1 и 2).
При сравнении аналогичных максимальных показателей у мужчин было установлено, что темп их артикулирования несколько ниже, а частота теппинга несколько выше, чем у женщин.
Для выявления зависимости между рядами максимальных показателей темпа артикулирования, частоты теппинга и скорости письма мы вычисляли коэффициент корреляции, его ошибку (2, формулы 39, 41) и уровень значимости (2, 42). Результаты вычислений приведены в табл. 3.
Высокие значимые коэффициенты корреляции свидетельствуют о наличии тесной, приближающейся к функциональной связи между измеряемыми психомоторными функциями. Это объясняется, на наш взгляд, двумя обстоятельствами.
Во-первых, это обусловлено общностью нейроморфологического субстрата, временные свойства которого измеряются с помощью данных методик. Нейроны нижней премоторной и моторной области (зона Брока), которые реализуют моторный компонент речи, имеют общие характеристики и происхождение с другими нейронами моторной коры, осуществляющими прочие моторные акты.
Во-вторых, высокие коэффициенты корреляции обусловлены одинаковым характером исследуемых моторных актов. Мы рассматриваем артикулирование, а также письмо и теппинг как автоматизированные циклические движения, состоящие из ряда последовательных элементов.
В речи, по мнению большинства исследователей [5], таким элементом является слог открытого типа, т. е. сочетание согласной фонемы с гласной. Элементарное движение при теппинге — это нажатие на ключ и последующее
Таблица 1
МАКСИМАЛЬНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
АРТИКУЛИРОВАНИЯ И ПСИХОМОТОРИКИ
У ЖЕНЩИН
Таблица 2
МАКСИМАЛЬНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
АРТИКУЛИРОВАНИЯ И ПСИХОМОТОРИКИ
У МУЖЧИН
отведение пальца. При письме, в нашей методике, это написание буквы «х» и перенос кисти на следующую клетку.
В работе [6] с помощью методов факторного анализа исследовались формы проявления быстроты совершения моторных актов. Были выделены 4 основные (элементарные) формы проявления быстроты:
1) время двигательной; реакции;
2) способность к максимально быстрому началу движения;
3) способность к максимально быстрому выполнению одиночного движения;
4) способность выполнять движения с максимальной частотой.
Эти формы проявления быстроты специфичны и независимы друг от друга. Они основаны на различных временных характеристиках возникновения и течения возбудительного и тормозного процессов в нервной системе.
Речь, письмо и теппинг, как мы уже указывали относятся к циклическим движениям, состоящим из ряда повторяющихся элементов. В основе максимальных индивидуальных характеристик этих процессов лежит, на наш взгляд, выделенный автором [6] общий фактор № 4 «Способность выполнять движения с максимальной частотой», основанный на индивидуальной подвижности нервных процессов в моторной коре и подкорковых образованиях, осуществляющих циклические моторные акты.
Таблица 3
ЗНАЧЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ
МЕЖДУ ТЕМПОМ АРТИКУЛИРОВАНИЯ (1),
ЧАСТОТОЙ ТЕППИНГА (2)
И СКОРОСТЬЮ ПИСЬМА (3)
Для всех значений γ уровень значимости р<0,01.
128
ВЫВОДЫ
1. На основании проведенного анализа речевой деятельности установлены индивидуальные различия максимальных временных показателей ее моторного компонента.
2. Установлены количественные соотношения между максимальными показателями темпа артикулирования, частоты теппинга и скорости письма.
3. Полученные высокие коэффициенты корреляции свидетельствуют о плодотворности данного подхода и позволяют использовать исследование моторных компонентов речи в целях профессиональной квалификации и оценки текущего состояния человека, что представляет интерес для психофизиологии труда и медицины.
1. Аминев Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. — Казань, 1972. — 159 с.
2. Бейли Н. Статистические методы в биологии. (Пер. с англ.). — М., 1964. — 271 с.
3. Бенедиктов Б. А. Психология овладения иностранным языком. — Минск, 1975. — 335 с.
4. Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. — Ташкент, 1971.—173 с.
5. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977. — 175 с.
6. Годик М. А. Исследование факторной структуры скоростных двигательных способностей человека: Автореф. канд. дисс. — М., 1966.
7. Горожанин В. С. Максимальные скоростные показатели и некоторые свойства нервной системы человека. — Вопросы психологии, 1971, № 3, с. 57—67.
8. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970. — 271 с.
9. Козлова В. Т. Диагностика лабильности в мыслительно-речевой деятельности по тестам и самооценке. — Вопросы психологии, 1973, I № 4, с. 125—129.
10. Небылицын В. Д. Темперамент. — В кн.: БСЭ, 3-е изд., 1976, т. 25, с. 415—416.
11. Платонов К. К. Психологический практикум. — М., 1980. — 165 с.
12. Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. — Л., 1970. — 128 с.
13. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979. — 352 с.
14. Степанов А. А. Отражение в речи особенностей личности. — Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1965, т. 254, с. 159—169.
Поступила в редакцию 12.I.82 г.