Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

114

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

СТРУКТУРА КАЧЕСТВЕННЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

 

А. А. ПЛОТКИН

 

Идея рассматривать индивидуальные устойчивые особенности эмоциональности как точку в пространстве трех базальных модальностей — радости, гнева и страха — принадлежит В. Д. Небылицыну. Этот подход к изучению индивидуальных особенностей эмоциональности систематически развивается группой исследователей, руководимой А. Е. Ольшанниковой. Ими были разработаны методики для оценки степени предрасположенности индивида к эмоциям каждой базальной модальности [7], [8], [12], изучалась связь между этими параметрами и нейрофизиологическими данными [5], [16], а также связь индивидуальных особенностей эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности [6], особенностями цветового восприятия [10] и другими психологическими переменными [11], [4], [17].

В ходе исследований обнаружено, что важной характеристикой индивидуальных особенностей эмоциональности является тип соотношения параметров, описывающих степень предрасположенности к каждой из трех базальных модальностей. Например, в работе И. В. Пацявичуса [9] выделяются три группы испытуемых. В первой группе высокая оценка по шкале предрасположенности к радости сочетается с низкой предрасположенностью к гневу и к страху. У испытуемых второй группы высокая оценка предрасположенности к гневу сочетается с низкими оценками по шкалам радости и страха. В третьей группе ведущее положение занимает страх. Таким образом, для каждой из трех групп характерен особый тип модальной структуры индивидуальных особенностей эмоциональности, связанный с особым соотношением трех изучаемых параметров. В работе показано, что для каждой выделенной группы испытуемых характерны специфические особенности регуляции деятельности, которые не обнаруживаются, если классификация испытуемых проводится по каждой модальности в отдельности, без учета оценок по трем шкалам одновременно. В статье [7] кроме трех уже описанных групп были выделены еще три, в которых высокими являются оценки одновременно по двум модальностям из трех (радости и гневу, радости и страху, гневу и страху). В этой работе показано, что индивидуальные нейрофизиологические характеристики (ЭЭГ) также связаны с типом соотношения модальностей и имеют специфические особенности у испытуемых каждой из шести групп.

В цитированных работах ставилась, но не была разрешена задача исследования типа соотношения модальностей. Тип соотношения модальностей определяется в этих работах эмпирическим методом,- недостаточно точно и только для отдельных испытуемых. При этом остается неохваченным ряд структурных особенностей эмоциональности и не изучаются свойства соотношения модальностей как самостоятельной качественной переменной. В то же время результаты названных работ показывают необходимость специального изучения типа соотношения модальностей как важной характеристики эмоциональности. Такое исследование должно в первую очередь дать ответ на следующие вопросы.

1. Какие структурные типы соотношения модальностей следует выделять? Какой принцип должен быть положен в основу их классификации?

2. Какие из этих типов являются наиболее распространенными?

3. Существует ли связь между предрасположенностью к различным модальностям (например, к радости и к гневу)? Каковы конкретные виды этой связи?

4. Как определить тип соотношения модальностей в структуре эмоциональности конкретного индивида?

5. Как выделить индивидов, являющихся наиболее яркими представителями каждого типа?

Настоящая статья представляет собой попытку ответить на эти вопросы.

Исследование соотношений между модальностями связано с методическими трудностями, суть которых состоит в необходимости совместного анализа трех переменных. Математический аппарат для решения такого рода многомерных задач разработан в [13], [14], [15]. Этот аппарат позволяет представить тип соотношения между тремя модальностями как особую качественную переменную, обладающую специальными свойствами, которые рассматриваются ниже.

 

1. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В исследовании принимали участие 644 испытуемых обоего пола в возрасте от 17 до. 23 лет (из них 387 женщин и 257 мужчин). Применялась разработанная Л. А. Рабинович методика, ориентированная на изучение ситуативных эмоциональных переживаний, и предложенный Л. Е. Богиной вопросник по эмоциональной экспрессии [8]. В ходе исследования каждый из 644 испытуемых ответил на 60 вопросов по двум методикам. Факторный анализ показал, что основные тенденции ответов испытуемых определяются тремя факторами — предрасположенностью к радости (Р), предрасположенностью к гневу (Г) и предрасположенностью к страху (С). Факторы Р, Г и С представляют собой шкалы, по каждой из которых оцениваются параметры индивидуальных

 

115

 

особенностей эмоциональности по одной базальной модальности. Чем выше оценка испытуемого по шкале Р, Г или С, тем сильнее он предрасположен к эмоциям соответствующей модальности.

Анализ распределения оценок испытуемых по шкалам каждой модальности показал, что оценки распределяются по шкалам неравномерно. Оценки по каждой шкале были разбиты методом автоматической классификации с помощью ЭВМ на пять категорий. Оценки испытуемых, отнесенные к каждой категории, образуют на шкале плотную группу, тесно группируются вокруг среднего значения для данной категории и значительно отличаются от большинства оценок двух соседних категорий. Проведенная таким образом классификация позволяет достаточно точно описать индивидуальные особенности эмоциональности испытуемого, определив, к какой категории он принадлежит по шкале каждой модальности. В соответствии с этим испытуемые подразделяются на очень низко, низко, умеренно, высоко н очень высоко предрасположенных к эмоциям каждой модальности. Категории обозначаются ранговыми оценками 1, 2, 3, 4, 5 соответственно.

Сочетание трех ранговых оценок по шкалам Р, Г, С образует профиль эмоциональности испытуемого. Профиль можно записать в виде последовательности ранговых оценок. Условимся первым записывать ранг по шкале Р, вторым — по шкале Г, третьим — по шкале С. Например, испытуемый с профилем 5.3.1 характеризуется очень высокой предрасположенностью к радости, умеренной — к гневу и очень низкой — к страху.

При введении пяти категорий по каждой модальности существует 125 различных сочетания трех ранговых оценок, следовательно, теоретически мы можем получить 125 различных профилей эмоциональности. Таким образом, наш аппарат позволяет учитывать достаточно тонкие различия в структуре эмоциональности.

Сопоставляя входящие в профиль ранговые оценках, можно определить, какая модальность наиболее характерна для индивида и как соотносятся между собой модальности в структуре эмоциональности. Рассмотрим в качестве примера профиль 5.1.1. По шкале Р испытуемый с таким профилем относится к категории очень высоко предрасположенных к радости. По шкале Г испытуемый принадлежит к категории очень низко предрасположенных к гневу, по шкале С — к категории очень низко предрасположенных к страху. Следовательно, радость является наиболее характерной эмоцией для данного индивида, занимает доминирующее положение в структуре эмоциональности. Испытуемый в равной мере (очень низко) предрасположен к эмоциям гнева и страха, в структуре эмоциональности нет значимого преобладания одной из этих двух эмоций над другой. Полностью структуру эмоциональности индивида с профилем 5.1.1 можно описать как доминирование радости при равенстве между гневом и страхом.

Анализируя соотношения между ранговыми оценками, можно убедиться, что такой же структурой эмоциональности обладают испытуемые с профилями 5.2.2, 5.3.3, 4.1.1, 4.2.2, 3.1.1. Во всех этих профилях радость доминирует при равенстве между гневом и страхом. Такая же структура эмоциональности у испытуемых с профилями 5.4.4, 4.3.3, 3.2.2, 2.1.1. Однако в этих профилях преобладание радости над гневом и страхом выражено в более слабой форме (составляет только одну категорию), и поэтому вывод о доминировании радости у испытуемых с такими профилями менее достоверен.

Десять профилей — 5.1.1, 5.2.2, 5.3.3, 4.1.1, 4.2.2, 4.3.3, 3.1.1, 5.4.4, 4.3.3, 3.2.2, 2.1.1—по типу соотношения модальностей относятся к одному классу эмоциональности, который можно описать как доминирование радости при равенстве между гневом и страхом. При этом у испытуемых с первыми шестью профилями особенности эмоциональности, свойственные классу в целом, проявляются в наиболее яр кой, показательной форме. Их мы будем называть показательными профилями соответствующего класса.

По общим особенностям конфигурации профили эмоциональности подразделяются на высокие, низкие и неравномерные. К высоким профилям относятся такие, в которых все три ранговые оценки не ниже «3», например 5.5.5, 4.3.5 и др. В низких профилях ни одна оценка не превышает «3», например 1.1.1, 3.2.1 и др. В неравномерных профилях имеются оценки и выше, и ниже «3», например 5.1.1, 4.3.2 и др. Испытуемых с высокими профилями характеризует высокий общий уровень эмоциональной сензитивности, испытуемых с низким профилем — низкий. Испытуемые с неравномерными профилями обладают ярко выраженной дифференциальной эмоциональной сензитивностью по разным модальностям.

По типу соотношения модальностей 125 теоретически возможных профилей подразделяются на 13 классов, которые описываются ниже. В каждом классе представлены как высокие, так и низкие профили. Для каждого класса можно указать показательные профили. Отметим, что предлагаемый принцип классификации не зависит от того, сколько категорий вводится по каждой шкале. Можно было бы, например, построить по 10 категорий и получить 1000 профилей. Однако по типу соотношения модальностей эти профили подразделялись бы на те же самые 13 классов. Таким образом, предлагаемая классификация учитывает все теоретически возможные соотношения модальностей в профиле эмоциональности.

 

2. ОПИСАНИЕ КЛАССОВ

 

В обследованной выборке (644 чел.) оказались представлены 102 профиля из 125 теоретически возможных. Число испытуемых с определенным профилем варьирует от 1 до 19 человек. Обнаруженные в выборке 102 профиля представляют все 13 классов, охватываемых предложенной классификацией, в том числе для каждого из 13 классов представлены показательные профили. Число испытуемых в классе варьирует от 25 до 99 человек. Таким образом, данные экспериментального исследования подтверждают реальное существование всех 13 типов соотношения модальностей. В то же время

 

116

 

эти данные говорят о том, что одни типы соотношения модальностей являются (в изучаемой возрастной группе) широко распространенными, другие — относительно редкими.

Классификацию испытуемых по типу соотношения модальностей можно представить с помощью круговой шкалы индивидуальных особенностей эмоциональности, изображенной на рисунке. Три оси Р, Г и С на рисунке являются осями трехмерного пространства индивидуальных особенностей эмоциональности и соответствуют трем базальным модальностям. Точки, отмеченные на окружности, обозначают различные типы соотношения модальностей. В центре круга располагается первый тип, который характеризуется одинаковой ролью всех трех модальностей. Таким типом эмоциональности обладают испытуемые с пятью профилями — 5.5.5, 4.4.4, 3.3.3, 2.2.2, 1.1.1, которые различаются между собой по общему уровню эмоциональности. В выборке оказались 35 человек с таким соотношением модальностей. Сравнительно небольшой объем этого класса говорит о том, что для большинства испытуемых характерно преобладание одной модальности над другими.

Ближе всего к оси Р располагаются три класса — второй, третий и четвертый. Для испытуемых из этих классов Доминирующей эмоцией является радость. При этом при смещении от оси Р в сторону оси Г для испытуемых при общем доминировании радости гнев — более характерная эмоция, чем страх (четвертый класс, показательный профиль — 5.3.1). При смещении от оси Р в сторону оси С для испытуемых при общем доминировании радости страх более характерен, чем гнев (третий класс, показательный профиль — 5.1.3). Во втором классе, равноудаленном от осей Г и С, при доминировании радости гнев и страх занимают одинаковое положение в структуре эмоциональности (показательный профиль этого класса — 5.1.1).

При движении по шкале по часовой стрелке от оси Р к оси С в структуре эмоциональности в соответствующих классах увеличивается роль страха. Как мы уже отметили, во втором классе при доминировании радости имеется равенство между гневом и страхом. В третьем классе при доминировании радости страх уже преобладает над гневом. В следующем по шкале, шестом классе радость и страх — равноправные доминирующие модальности. Для испытуемых из этого класса характерна высокая и примерно одинаковая предрасположенность к радости и к страху при слабой предрасположенности к гневу. Показательны для этого класса профили 5.1.5 и 5.2.5. В одиннадцатом, двенадцатом и тринадцатом классах испытуемые наиболее предрасположены к страху и слабее — к радости и гневу. Между собой эти классы различаются по соотношению между радостью и гневом. В двенадцатом классе при общем доминировании страха радость более характерна, чем гнев, в одиннадцатом классе имеется равенство по этим модальностям, в тринадцатом классе гнев — более характерная модальность, чем радость. Показательны для этих трех классов профили 3.1.5, 1.1.5, 1.3.5 соответственно.

При движении по часовой стрелке от оси С в структуре эмоциональности увеличивается

 

 

Типы модальной структуры эмоциальности

 

роль гнева. Как мы уже отмечали, в тринадцатом классе при доминировании страха гнев преобладает над радостью. В десятом классе гнев и страх — равноправные доминирующие модальности. Показателен для этого класса профиль 1.5.5. В следующих по шкале девятом, седьмом и восьмом классах гнев — преобладающая модальность при различных соотношениях между радостью и страхом. Показательны для этих классов профили 1.5.3, 1.5.1, 3.5.1 соответственно. При движении по часовой стрелке от оси Г (теперь уже к оси Р) в структуре эмоциональности увеличивается роль радости. В восьмом классе радость преобладает над страхом при доминировании гнева, в пятом классе радость и гнев — равноправные доминирующие модальности (показательный профиль 5.5.1). В четвертом, втором и третьем классах радость — наиболее характерная модальность. Эти три класса образуют зону доминирования радости, в которой радость преобладает над двумя другими модальностями. Заметим, что в трех диаметрально противоположных по шкале классах (тринадцатом, десятом и девятом) радость — редуцированная модальность, менее характерная для испытуемых этих классов, чем гнев и страх. Гнев — доминирующая модальность в структуре эмоциональности испытуемых восьмого, седьмого, девятого классов. В диаметрально противоположных третьем, шестом, двенадцатом классах гнев редуцирован. Зона доминирования страха — одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый классы, зона редукции — противоположные четвертый, пятый и восьмой классы.

Описанная круговая шкала хорошо отражает свойства качественной переменной «тип соотношения модальностей».

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Распределение количества испытуемых по классам показано в таблице.

Самыми большими являются классы, в которых преобладающая модальность — радость (второй — четвертый), а также классы, в которых

 

117

 

Таблица

 

радость разделяет доминирующее положение с одной из двух других модальностей (пятый и шестой). Значительным по величине мдяется десятый класс, где доминируют гнев и страх, а радость нехарактерна.

Для индивидов мужского и женского пола характерны разные типы эмоциональности: то, что характерно для испытуемых одного пола, реже встречается у индивидов противоположного пола. У мужчин чаще, чем у женщин, встречаются такие типы структуры эмоциональности, как доминирование радости и гнева (пятый класс), доминирование радости при преобладании гнева над страхом (четвертый класс), доминирование гнева при преобладании радости над страхом (восьмой класс). Кроме чего, у мужчин чаще встречаются показательные, характерные формы двух типов структуры эмоциональности. Это преобладание радости при равенстве гнева и страха (второй класс) и доминирование гнева при равенстве радости и страха (седьмой класс). Хотя эти два типа встречаются в выборке примерно с равной частотой у мужчин и женщин, в ярких показательных формах они более характерны для мужчин. Для женщин более характерно, чем для мужчин, доминирование радости и страха (шестой класс), а также все три типа структуры, где преобладает страх (одиннадцатый — тринадцатый классы). Полученные данные говорят о том, что тип соотношения модальностей связан с полом индивида (гипотеза проверялась по критерию χ2, уровень значимости — 0,01).

В литературе имеется сравнительно немного данных о различных видах связи между мо дальностями в структуре эмоциональности. В работе [20] приводятся данные о том, что предрасположенность к радости связана с предрасположенностью к гневу как две раз личные формы общей стеничности. Изард [2] указывает, что предрасположенность к гневу может уравновешиваться склонностью к страху, обеспечивая лучшую социальную адаптацию индивида. Шибутани [18] отмечает, что склонность к отступлению (страх) часто сопровождается предрасположенностью к определенным формам психологической компенсации (радость или гнев в безопасных ситуациях). Аналогичные данные приводятся в книге Эберлейн [19].

У мужчин обследованной выборки наиболее распространена структура, в которой радость и гнев преобладают над страхом (пятый класс, 47 человек, около 20% всех мужчин). Сочетание предрасположенности к радости и к гневу с нехарактерностью страха у индивидов этого класса может интерпретироваться как проявление общей стеничности, что согласуется с результатами работы [20]. С другой стороны, восьмой и третий классы, в которых также радость и гнев преобладают, но нет равенства между ними, являются значительно менее распространенными. Таким образом, наиболее распространенной является примерно рапная предрасположенность к радости и гневу, без перевеса в сторону одной из этих модальностей. Можно предположить, что радость, связанная с приятием ситуаций, выступает в структуре пятого типа как тормоз, обеспечивающий социальную адаптацию [2]. Структуры с чистым преобладанием гнева встречаются значительно реже (седьмой — девятый классы).

Широко распространенной структурой эмоциональности у мужчин является доминирование радости при равенстве между гневом и страхом (второй класс, 46 человек, примерно 20% всех мужчин в выборке). Распространенность такой структуры и ее высокая адаптивная ценность связаны, по-видимому, с механизмами, облегчающими социальные взаимодействия жизнерадостных индивидов [1].

У женщин наиболее распространенной является структура эмоциональности, в которой доминируют радость и страх (шестой класс, 57 человек, 15% всех обследованных женщин). Широкая распространенность такой структуры подтверждает описанную Шибутани закономерность, состоящую в том, что предрасположенность к отступлению сопровождается компенсаторными реакциями. Для этого класса компенсаторные реакции состоят, по-видимому, в акцентировании положительных сторон объектов и ситуаций. Эту же закономерность подтверждает и широкая распространенность структуры четвертого типа.

Как и у мужчин, у женщин часто встречается структура с доминированием радости при равенстве гнева и страха (53 женщины, 14%).

Четвертым по величине у женщин является десятый класс (36 человек, 9%), в котором доминируют гнев я страх, радость нехарактерна. Важным моментом в этой структуре является примерно одинаковая предрасположенность к гневу и страху. Десятый класс, как мы уже отмечали, является самым большим среди классов, в которых радость не является доминирующей модальностью. Это обстоятельство согласуется с мнением Изарда о том, что склонность к страху может уравновешивать предрасположенность к гневу, удерживая индивида от агрессивных поступков и конфликтов. С другой стороны, гнев, как указывают Шибутани и Эберлейн, может служить защитой от страха, давать психологическую компенсацию и разрядку, повышая чувство уверенности в себе.

 

118

 

ВЫВОДЫ

 

1. Эмоциональность функционирует как единая структура, и между параметрами, характеризующими индивидуальные качественные особенности эмоциональности по трем базальным модальностям, имеется связь.

2. Тип соотношения модальностей связан с долом индивида. Связь исследуемой переменной с этой важнейшей характеристикой онтогенеза человека [3] говорит о ее важности.

3. По данным обследованной выборки, у мужчин предрасположенность к радости связана со склонностью к гневу, у женщин — с предрасположенностью к страху. Существует и другой, также распространенный тип связи между модальностями. В этом случае предрасположенность к гневу связана со склонностью к страху.

4. Результаты исследования подтверждают необходимость учета типа соотношения модальностей при изучении эмоциональности и связанных с ней психологических переменных, а также плодотворность предложенной классификации качественных индивидуальных особенностей эмоциональности.

 

1.      Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. — 142 с.

2.      Изард К. Е. Эмоции человека. — М., 1980. — 440 с.

3.      Кон И. С. Психология половых различий. — Вопросы психологии, 1981, с. 47—57.

4.      Крупнов А. И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. Д. О соотношениях показателей эмоциональности и динамических характеристик общения. — В кн.: Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1975, с. 17—26.

5.      Ольшанникова А. Е. Знак доминирующих эмоций и фоновые ЭЭГ-параметры у подростков. — Новые исследования в психологии, 1974, № 1 (9), с. 60.

6.      Ольшанникова А. Е., Пацявичус И. В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности. — Психологический журнал, 1981, № 1, с. 70—81.

7.      Ольшанникова А. Е., Рабинович Л. А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности. — Вопросы психологии, 1974, № 3, с. 65—74.

8.       Ольшанникова А. Е., Семенов В. В., Смирнов Л. М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность. — Вопросы психологии, 1976, № 5, с. 103—113.

9.       Пацявичус И. В. Соотношение индивидуально-типичных характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. канд .дис. — М., 1981. — 26 с.

10.     Переверзева И. А. Исследование некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачами изучения эмоциональности. — Проблемы дифференциальной психофизиологии, т. 10, 1981, с. 137—146.

11.     Пинчук В. А. К индивидуально-психологической специфике различных типов эмоциональности.— Вопросы психологии, 1981, №4, с. 70—79.

12.     Попова И. А., Семенов В. В., Смирнов Л. М. Некоторые методики изучения устойчивых особенностей эмоциональной сферы человека. — Новые исследования в психологии, 1977, № 2 (17), с. 24—27.

13.     Плоткин А. А. Обработка экспериментальных данных с целью выявления принципов построения классификаций. — Автоматика и телемеханика, 1979, № 2, с. 157—160.

14.     Плоткин А. А. Мера независимости классификаций — Автоматика и телемеханика, 1980, № 4, с. 97—104.

15.     Плоткин А. А. Иерархические системы подмножеств. — Автоматика и телемеханика, 1981, № 5, с. 141—147.

16.     Рабинович Л. А. Дифференциально-психологический анализ эмоциональности как черты темперамента: Автореф. канд. дис.—М., 1979. — 20 с.

17.     Семенов В. В. Исследование эмоциональности человека методом близнецов. — В сб.: Проблемы дифференциальной психофизиологии, т. 10. М., 1981, с. 146—161.

18.     Шибутани Т. Социальная психология. — М„ 1969. —536 с.

19.     Эберлейн Г. Страхи здоровых детей .— М., 1981. — 192 с.

20.     Burt С. The factorial study of emotions. — In: Reymert M. L. (ed.) Feelings and emotions. N; Y.: McGrane Hill, 1950, pp. 251—270.

 

Поступила в редакцию 4.III.1982 г.