Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

152

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

 

ПАРАПСИХОЛОГИЯ: НАУКА ИЛИ МАГИЯ?

 

Alcock J. E. Parapsychology: Science or magic?— Oxford — N. Y. — Toronto: Pergamon Press, 1981. — xi+223 pp.

 

Монография канадского ученого из Йоркского университета г. Торонто, вышедшая в серии книг по философии науки и техники, представляет собой критику парапсихологии. Свою позицию автор выражает словами: «Я — скептик. Мой собственный скептицизм относительно паранормальных явлений основан на более чем десятилетнем знакомстве с парапсихологической литературой и на моем знании в качестве социального психолога многих источников ошибок как в интерпретации повседневного знания, так и в проведении экспериментов» (с. VIII).

История парапсихологии начинается с создания Общества психических исследований в Лондоне (1882) и США (1885), где объектами изучения были медиумы, якобы беседовавшие с душами умерших. В начале XX в. ведущими американскими парапсихологами становятся W. McDougall и J. В. Rhine. В 1937 г. Райн основывает «Журнал парапсихологии», а к 1977 г. насчитывается уже 54 периодических издания в 15 странах. Вместе с тем начинается и мощная критика парапсихологии (Ch. Kellogg, J. Jastrow, С. Е. М. Hansel и др.).

Во введении автор очерчивает область «паранормальных» явлений. В отдельных главах обсуждаются проблемы взаимоотношения науки и религии, науки и веры, науки и жизненного опыта человека.

Наиболее существенной является глава 6, в которой обсуждаются взаимоотношения науки и псевдонауки. Наука проверяема, объективна, рациональна и т. д. Физик не будет выступать против существующей науки, основываясь на явлениях, которые случаются исключительно в присутствии определенного другого физика или зависят от чьего-то желания их получить. Для автора очень важна мысль о том, что, если научная ересь игнорируется или недооценивается публикой, она имеет шансы оказаться правдой, и, наоборот, если она поддерживается эмоциями основной массы людей, то, как правило, оказывается ложью (с. 110). Некоторые положения физики, часто используемые парапсихологами (теория относительности, парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена, принцип неопределенности Гейзенберга), делают парапсихологию респектабельной, но не обосновывают ее.

Является ли парапсихология наукой? М. Бунге (1980) от ненауки отделил, науку и протонауку (становящуюся науку), включающие псевдонауку. Для последней характерно: 1) субъективистская теория познания, доступная лишь посвященным; 2) крайне скромный формализм, редко включающий математику и логику; 3) наличие в основах непроверяемых или ложных гипотез, противоречащих остальной массе знания; 4) непроверяемость альтернативными методами; 5) отсутствие заимствований и пересечений с другими областями знания; 6) отсутствие подтвержденных теорий в основании; 7) включение области веры, где научные проблемы трактуются беллетристически; 8) включение нематериальных сущностей, например мысли без ее материального субстрата. Такова парапсихология, где так и не появились «членораздельно сформулированные теории и спустя столетие исследований отсутствуют явно демонстрируемые явления» (с. 110). К тому же ей присущи методологические недостатки: отсутствие надлежащего экспериментального контроля, возможность заблуждения из-за невоспроизводимости результатов.

Специальная глава отведена проблеме статистики в парапсихологии. Хотя вероятность парапсихологических исследований превышает вероятность случайных совпадений, причина этого может находиться как в особенностях психологии субъекта, так и в неточности наблюдений.

В главе «Публичные дебаты продолжаются» осуждается популярная литература Запада, подогревающая интерес читателей к парапсихологии. Издатели, стремясь сохранить высокие доходы от подобных изданий, отказываются публиковать научную критику парапсихологии. Автор констатирует, что в наши дни по Западу прокатывается новая волна философии — религии — психотерапии, учащая людей избегать критического мышления, считать науку слишком узкой, неспособной к достижению истины (с. 189).

«Парапсихология неотличима от псевдонауки, и ее идеи — в сущности, идеи магии», — делает окончательный вывод автор (с. 196).

 

В. А. Чудинов

Москва