Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

144

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

ОНТОГЕНЕЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

 

Т. А. МЕШКОВА

 

Проблема функциональной асимметрии (ФА) полушарий мозга человека привлекает внимание все более широкого круга исследователей. До недавнего времени единственным приемом изучения специфики работы полушарий мозга являлись клинико-анатомические сопоставления, устанавливающие корреляции между нарушениями психических функций и повреждениями правого и левого полушарий. Именно на основе клинических наблюдений был сформулирован принцип доминантности, левого полушария для речевых функций. С появлением новых методов изучения ФА, применяемых как в клинике, так и на здоровой популяции, был накоплен обширный материал, касающийся функциональных особенностей не только, левого, но и правого полушария. Было установлено, что любая психическая функция осуществляется совместной работой обоих полушарий. При этом физический субстрат психической деятельности в мозгу человека представлен как бы дважды — в правом и левом полушариях, только на разных уровнях. Если в левом полушарии представлен вербальный, абстрактно-логический уровень осуществления функции, то в правом — образный, конкретный. Исследования с расщепленным мозгом убедитёльно демонстрируют это.

В последнее время развивается концепция о различных когнитивных стратегиях правого и левого полушарий, согласно которой функциональные различия между полушариями связаны не только со специализацией в отношении речевых и неречевых функций, сколько с более глобальными, принципиальными различиями переработки информации: лёвое полушарие осуществляет переработку информации последовательно, по аналитическому принципу, правое же — параллельно, целостно, синтетически [13], [24], [61], [63].

В нашей стране проблема специализации функций полушарий мозга человека традиционно рассматривается в неразрывной связи с проблемой их совместной работы нефункционального взаимодействия. Работами Б. Г. Ананьева и его школы, А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкой, Е. П. Кок, Н. Н. Трауготт и других было показано, что любая психическая функция осуществляется при совместной работе обоих полушарий, причем каждое из них вносит свой специфический вклад в этот процесс, обеспечивает определенный уровень его организации. Э. Г. Симерницкая [6], опираясь, на результаты многолетних наблюдений, указывает, что доминантность полушарий в осуществлении тех или иных психических функций не является фиксированной, а прямо зависит от психологической структуры деятельности, при изменении которой можно достичь не только сглаживания межполушарной асимметрии, но и изменения ее знака на обратный. Необходимо подчеркнуть, что при изучении особенностей совместной работы полушарий анализ психологической структуры деятельности является принципиально важным. Внешне один и тот же результат может быть достигнут различными путями. Соответственно и структурно-функциональная (в частности, межполушарная) организация процесса будет зависеть от специфики его психологической организации.

Особенно важно учитывать это при изучении онтогенеза ФА полушарий мозга человека, поскольку в период созревания происходят значительные изменения на всех уровнях организации психических функций. Значительно меняется их структура и межфункциональные отношения [3], [4]. Соответственно можно ожидать и значительных морфофункциональных перестроек и, в частности, изменений в сфере межполушарных взаимодействий.

Проблема становления ФА полушарий в онтогенезе сейчас интенсивно дискутируется (преимущественно в западной литературе). Весьма объемный поток информации по этому вопросу характеризуется чрезвычайным разнообразием и разноречивостью экспериментальных данных и их толкований. В обзорных и обобщающих работах делаются попытки создать теоретическую базу для решения вопроса об основных закономерностях онтогенетической эволюции ФА полушарий, однако единой теории онтогенеза ФА до сих пор не существует.

Все это побудило нас попытаться систематизировать имеющиеся в литературе научные факты и основные тенденции в их интерпретации с тем, чтобы составить представление о закономерностях функциональной специализации полушарий в онтогенезе. В связи с повышением интереса к проблеме межполушарной асимметрии такой обзор, очевидно, будет полезен для планирования дальнейших исследований в этой области, тем более что в отечественной литературе, насколько нам известно, всесторонний. анализ межполушарий асимметрии а возрастном аспекте до сих пор не проводился.

Настоящий обзор не имеет целью дать исчерпывающие сведения об онтогенезе всех возможных проявлений ФА мозга. Мы сознательно не будем касаться онтогенеза асимметрии моторных функций, зрения и слуха, соматосенсорной асимметрии, ФА при обработке пространственной информации; не будут затронуты проблемы полово-возрастной дифференциации

 

145

 

полушарных функций, сравнительного становления ФА мозга у праворуких и леворуких и некоторые другие вопросы, по каждому из которых может быть сделан самостоятельный обзор. Здесь же мы ограничимся в основном рассмотрением закономерностей онтогенеза тех проявлений ФА, которые связаны с восприятием и переработкой речевой информации, поскольку именно в этой области накоплен наиболее значительный материал, позволяющий сделать соответствующие обобщения. Особое внимание будет уделено специализации полушарий у детей раннего возраста.

Как уже говорилось, до недавнего времени представления о развитии ФА полушарий складывались почти исключительно на основе клинических наблюдений в случаях односторонних повреждений коры головного мозга в детском возрасте. Накопленный в этой области материал достаточно велик.

Исследователи отмечают, что даже обширные поражения полушарий в детском возрасте обычно не приводят к столь тяжелым последствиям, какие характерны для взрослых. При этом перинатальные повреждения (и даже полное удаление полушария) фактически не сказываются на овладении ребенком речью в дальнейшем [6], [11], [62]. Если же полушарие было повреждено в более поздние сроки, когда ребенок уже говорил, то, как правило, возникают расстройства речи (афазия).

Особенности детской афазии были описаны в целом ряде работ ([9], [11], [31], [32] и др.). В большинстве исследований отмечаются такие характерные черты афазии у детей, как относительно высокая частота ее возникновения при поражениях правого полушария, нестойкость нарушений речи у детей, высокая скорость и полнота восстановления речевой функции. Помимо этого, большинство авторов указывают на некоторые особенности симптоматики детской афазии, качественно отличающие ее от афазии взрослого. Это, в первую очередь, преобладание расстройств экспрессивной речи, независимо от внутриполушарной локализации очага, совершенное отсутствие логорреи и редкость парафазии.

Согласно Форду (цит. по [32]), клиническая картина детской афазии зависит от степени совершенства овладения языком к моменту повреждения: для детей, находящихся на ранних этапах этого процесса, характерна полная потеря речи с последующим обучением, включающим все стадии процесса естественного освоения родного языка. Симптоматика же афазии, характерная для взрослого, наблюдается только по завершении процесса овладения речью.

Такие особенности клиники полушарных повреждений у детей позволили в свое время Зангвиллу сформулировать концепцию изначальной эквипотенциальности полушарий к развитию речевых функций [65], согласно которой у маленьких детей любое из полушарий может принимать на себя речевые функции. Доминантность же полушария по речи складывается в процессe развития. Леннеберг [44], также основываясь в основном на клиническом материале, выдвинул идею о критическом периоде освоения языка, соответствующем периоду развития мозговой доминантности, и предложил следующую схему. Если поражение мозга имело место до 3 лет, те восстановление происходит быстро и оказывается полным. В действительности его даже нельзя назвать восстановлением, поскольку язык как бы приобретается заново. В период от 3 до 10 лет наблюдается истинная афазия, но впоследствии речь, как правило, восстанавливается. В возрасте 11—14 лет характер языковых нарушений все больше напоминает афазию взрослого, шансов на выздоровление становится все меньше.

Критический период становления мозговой доминантности, по Леннебергу, охватывает возрастной диапазон от двух лет до периода полового созревания. За это время происходит полное освоение языка, и в этот же период возможно приобретение второго языка естественным путем, что в дальнейшем становится уже невозможным. Исходя из анатомических, биохимических и электрофизиологических исследований созревания мозга, Леннеберг заключает, что в первые два года наблюдается быстрый период роста, который обеспечивает достижение уровня функциональной зрелости мозга, достаточного для быстрого овладения языком. Этот период сменяется периодом более медленного созревания, длящимся примерно до 14 когда достигается уровень взрослого и теряется возможность функциональной адаптации и реорганизации мозговых структур.

В настоящее Время концепция изначальной эквипотенциальности полушарий и постепенного развития ФА стала оживленно дискутироваться ([32], [37], [41], [58], [63] и др.) в связи с появлением работ, указывающих на наличие ФА полушарий уже в очень раннем возрасте. Среди последних особый интерес представляют экспериментальные исследования, выполненные на здоровых детях. Остановимся на них более подробно.

Одним из наиболее распространенных приемов изучения латерализащи функций сейчас является метод дихотического прослушивания вербального и невербального материала, заключающийся в одновременном предъявлении различных стимулов в правое и левое ухо. Как показывают эксперименты, проведенные на взрослых, при восприятии и последующем воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает правое ухо (т. е. левое полушарие), а при восприятии невербального — соответственно левое ухо (правое полушарие). По результатам дихотического теста можно с достаточным основанием судить о доминировании полушарий при восприятии различных сигналов.

При изучении онтогенеза ФА мозга дихотический тест используется чрезвычайно широко. Нередко только по результатам дихотического исследования авторы делают обобщения, на основе которых строят теорию онтогенеза ФА в целом. Метод дихотического прослушивания применяется для работы с детьми самых различных возрастов и даже новорожденными [27], что позволяет судить о ранних этапах онтогенеза ФА. Основная масса исследований ФА у здоровых детей выполнена именно этим методом. Как правило, для детей, также как и для взрослых, характерно преимущество правого уха при восприятии вербального материала

 

146

 

(так называемый эффект правого уха — ЭПУ) и левого — при восприятии невербального. Как показали исследования [36], [39], уже у 4—5-летних детей числительные, подаваемые в правое ухо, воспроизводятся затем значительно полнее, чем тот же материал, предъявленный в левое ухо. Наоборот, при восприятии звуков окружающей среды и голосов животных соотношения оказываются обратными. Подобные результаты были получены и другими авторами на детях различных возрастов ([12], [14], [29], [34], [35], [51] и др.). Интересно, что ни в одной из указанных работ авторы не отмечают прогрессивной онтогенетической эволюции абсолютной величины асимметрии. ЭПУ даже, у самых младших детей (3—4 лет) лишь незначительно отличается от ЭПУ взрослого. Этот факт обычно интерпретируется как признак раннего становления функциональной специализации полушарий.

Вместе с тем имеется ряд работ, хотя их и меньше, в которых были получены иные результаты [1], [16], [17], [21], [55]. Авторы этих работ указывают на прогрессивное возрастание ЭПУ с возрастом. С чем может быть связано такое расхождение в результатах?

Необходимо отметить, что авторы используют самые различные методические варианты дихотического прослушивания. Предъявляются дары чисел, слов, слогов, в некоторых случаях дихотически предъявляемые слоги отличаются лишь по одной согласной. Размеры серии, т. е. количество пар стимулов, после которого требуется отчет испытуемого, варьируют от 1 до 4 пар сигналов. Для контроля точности восприятия используются либо вспоминание и вербальное воспроизведение материала, предъявленного в одно и другое ухо (наиболее часто), либо узнавание. Чаще всего предъявляются односложные слова и числительные с последующим вспоминанием при размере серди 1—3 пары. Способы оценки полученных результатов также значительно варьируют. Наиболее распространенным приемом является подсчет числа правильных ответов, приходящихся на каждое ухо, у одного испытуемого и в целом по группе. Все исследования, за исключением одного [10], выполнены методом возрастных срезов.

Если проанализировать доступные нам работы1, то можно отметить, что наличие ЭПУ у детей отмечается всеми авторами, при этом в 13 исследованиях из 26 авторы специально указывают на отсутствие возрастной динамики этого показателя. В ряде работ, где сравниваются различные методические варианты, наблюдается противоречивость результатов [17], [18], [38]. По-видимому, значительные расхождения в результатах могут возникать вследствие различных методических подходов и, в первую очередь, за счет различных критериев оценки полученного материала. В тех случаях, когда используется процентное соотношение детей, имеющих и не имеющих ЭПУ [1]. [7], [16], как правило, отмечается возрастная динамика этого показателя (т. е. увеличение с возрастом числа детей с наличием ЭПУ). Там же, где исследователи подсчитытвают общее количество правильных ответов по правому и левому уху во всей возрастной группе в целом, относительное преимущество правого уха оказывается примерно одиндковым во всех возрастах. Различные способы предъявления материала, сам его характер и форма отчета испытуемого также отчасти отражаются на получаемых результатах.

Следует особо рассмотреть еще одну работу — единственное известное нам лонгитудинальное исследование с применением метода дихотического прослушивания у детей [10]. Неоднократные измерения ЭПУ у одних и тех же детей, начиная с возраста 5 лет и кончая 12 годами, показывают, что, несмотря на то что общая тенденция преобладания правого уха сохраняется во всех возрастах (при групповом анализе), для индивидуального развития характерным является отнюдь не устойчивость межполушарной асимметрии, а скорее наличие определенных сдвигов и смещений, связанных с обучением и развитием, вплоть до перемены знака асимметрии на обратный. Это исследование показывает, насколько сложным является вопрос о возрастных изменениях ФА, и для его решения крайне необходимыми, очевидно, являются дальнейшие лонгитудинальные исследования.

На сегодняшний день можно отметить только, что основная масса работ по дихотическому прослушиванию у детей свидетельствует о наличии определенной асимметрии в восприятии речевых и неречевых сигналов уже у очень маленьких детей. Более того, даже новорожденные демонстрируют характерную асимметрию при дихотическом восприятии речевых и неречевых сигналов [27], Что же касается возрастной динамики ФА полушарий, то здесь, к сожалению, данные дихотических экспериментов не позволяют пока сделать определенных заключений.

На весьма раннюю специализацию полушарий указывают также и некоторые другие исследования, в частности электрофизиологические. Обширный материал по межполушарной асимметрии человека накоплен с помощью методов ЭЭГ и вызванных потенциалов. Здесь следует различать асимметрию фоновых характеристик и реактивных ответов. Известно, что в состоянии покоя ЭЭГ человека характеризуется некоторой асимметрией альфа-ритма, регистрируемого с симметричных зон полушарий [19], [23], [25]. Как правило, в правом полушарии альфа-ритм лучше выражен, чем в левом.

К сожалению, вопрос о становлении межполушарной асимметрии ЭЭГ покоя в онтогенезе почти не изучен. Нам известны лишь несколько работ, в которых указывается на наличие асимметрии ЭЭГ спокойного бодрствования у детей [8], [56], [57], причем, так же как и у взрослых, выраженность доминирующего ритма выше в правом полушарии. Гораздо более информативными являются функциональные изменения ЭЭГ при стимуляция, избирательно адресованной правому или левому полушарию. В экспериментах на взрослых такой подход применяется чрезвычайно широко. Онтогенетический аспект избирательной активации ЭЭГ правого и левого полушарий

 

147

 

опять же очень слабо представлен в литературе. В последнее время появилось несколько интересных работ, в которых было показано, что уже у новорожденных имеются признаки асимметрии реактивной ЭЭГ.

Гардинер и Уолтер [28] показали, что стимуляция, направленная на избирательную активацию левого или правого полушарий (речь, музыка), приводит к изменениям спектральных характеристик ЭЭГ преимущественно в одном из полушарий в соответствии со стимуляцией (речевая — левое полушарие, музыкальная — правое) уже у детей первых месяцев жизни, т. е. уже у младенцев мы наблюдаем признаки специализации полушарий, характерной для взрослого. Активация левого полушария при вербальной стимуляции наблюдалась также и у более старших детей (5—7 лет) [8].

В большой серии работ [46—50] исследовались особенности слуховых вызванных потенциалов (ВП) при специфической стимуляции, Избирательно активирующей одно из полушарий (речевые и неречевые звуки). Большинство испытуемых при этом отвечали на речевой материал большей амплитудой ВП в левом полушарии, а на неречевой (белый шум, звуки фортепьяно) — в правом. Такая особенность наблюдалась как у взрослых испытуемых, так и у детей всех возрастов. Оказалось, что уже в первые часы жизни речевые звуки избирательно активируют левое полушарие. [49], причем решающее значение для возникновения межполушарной асимметрии, по-видимому, имеют две характеристики акустическое структуры речевого сигнала — это переход второй форманты и формантная структура. Более того, даже у недоношенных детей была выявлена характерная межполушарная асимметрия ВП, что позволило авторам предположить, что мозговые механизмы, чувствительные к речевым стимулам, латерализуются в процессе внутриутробного развития [50].

Основанием для подобных заключений могут также служить и данные нейроанатомических исследований. Как известно, асимметрия анатомических структур мозга является обычным явлением у современного и ископаемого человека и даже у человекообразных обезьян [42]. Наиболее заметной является асимметрия височных областей в зонах, непосредственно связанных с речью. Имеются указания на то, что площадь 42-го поля слуховой зоны по Бродману больше в левом полушарии, чем в правом [2]. Сильвиева точка обычно располагается выше в правом полушарии, чем в левом [42]. Поверхность височной доли, которая располагается между извилиной Гешля и задним краем Сильвиевой борозды (planum temporale), имеет обычно бόльшие размеры в левом полушарии [30]. Такая асимметрия наблюдается у взрослых в 65% случаев, тогда как обратная — лишь в 11%.

Сравнительно недавно асимметрия задних областей височной доли и, в частности, planum temporale была обнаружена у новорожденных и даже у плодов ([22], [43], [60], [64] и др.). Появление этих наблюдений сразу же привело к выдвижению различными авторами гипотезы о том, что в левом полушарий существует запрограммированный нервный субстрат, специализированный для языковых функций.

 

* * *

 

Условно можно выделить два этапа в изучении проблемы онтогенеза ФА полушарий. Поначалу, пока исследователи располагали в основном материалами клинических наблюдений, широкое распространение получила идея эквипотенциальноcти полушарий при рождении и постепенного развития латерализации речевых функций по мере овладения языком [44], [65]. В конце 60-х — начале 70-х гг. появляются работы, показавшие, что картина развития латерализации несколько отлична от той, что была представлена Зангвиллом и затем Леннебергом. В первую очередь сомнению подверглись сроки становления доминантности. Крашен [40], [41], заново пересмотрев результаты клинических наблюдений и опираясь на данные дихотических экспериментов на детях дошкольного возраста, приходит к выводу, что окончательное становление латерализации происходит не в пубертатном возрасте, как предполагал Леннеберг, а гораздо раньше. В качестве возможного срока называется возраст 5 лет. Соответственно сужаются границы критического периода освоения языка. Вскоре появляется целая серия поведенческих, электрофизиологических, анатомических наблюдений, касающихся детей первых месяцев жизни. Результаты этих наблюдений убедительно демонстрируют существование определенной структурной и функциональной асимметрии полушарий уже к моменту рождения. Появление этих данных приводит к оживленной дискуссии по проблемам онтогенеза ФА полушарий. Кинсборн выдвигает гипотезу, согласно которой мозговая доминантность по речи не есть результат развития, а существует уже при рождении [37]. Нужно отметить, что в работах Кинсборна и некоторых других ([37], [38], [58], [59] и др.) наблюдается несколько упрощенный подход к проблеме. Как правило, основной упор в них делается на то, чтобы подчеркнуть существование ранней специализации полушарий в противовес концепции ее постепенного становления вместе с развитием речи. При этом существующая изначально предрасположенность полушария к восприятию и переработке определенного типа информации, в частности речевых сигналов, рассматривается уже как доминирование полушария для речевой функции вообще, хотя, на наш взгляд, понятие доминирования является более емкими включает в себя всю сложную многоуровневую систему структурно-функциональной организации рассматриваемой деятельности. По всей видимости, такой крайней позицией Кинсборм намеренно подчеркивает то обстоятельство, что некоторые признаки латерализации предшествуют первым проявлениям речевого поведения. Тем самым отвергается весьма распространенная идея о том, что латерализация есть результат развития речи.

Действительно, сейчас можно считать доказанным тот факт, что некоторые проявления специализации полушарий имеют место уже при рождении и даже пренатально, однако это не дает оснований предполагать, что функциональная специализация полушарий остается неизменной с младенчества и до старости.

 

148

 

Правда, существует целый ряд экспериментальных исследований (сюда, в частности, входят работы, выполненные методом дихотического прослушивания) [36], [39], [51], а также методом конкуренции речевой и моторной деятельности [33], в которых не было выявлено возрастной динамики ФА полушарий. Развивая идею об инвариантности ФА, Кинсборн опирается именно на результаты этих исследований. Но вместе с тем имеются, и другие экспериментальные и клинические наблюдения, свидетельствующие о наличии возрастных, изменений ФА. С позиций же теории инвариантности весьма затруднительно дать объяснение этим фактам.

Более плодотворным, на наш взгляд, является подход к проблеме онтогенеза ФА полушарий, представленный в работах Экаэна [32] и Вительсон [63]. Если взять за основу позиции этих авторов (во многом близкие), можно так представить себе ход развития функциональной специализации полушарий. Напомним, что дело касается опять же в основном развития речевой доминантности.

Существование определенной структурной и функциональной специализации полушарий уже в момент рождения, убедительно показанное в последние годы, говорит об изначально существующей неравнозначности полушарий в отношении речи (т. е. об отсутствии эквипотенциальности). Но это вместе с тем не означает невозможности дальнейшего развития ФА мозга. Наличие некоторой специализации полушарий при рождении рассматривается лишь как предпосылка для ее дальнейшего становления и развития. Предполагается, что доминантность левого полушария по речи потенциально фиксирована. Возможно, в левом полушарии существует генетически запрограммированный нервный субстрат, приспособленный для переработки определенного типа информации, а именно быстрой последовательности дискретных единиц, что и составляет основу языка. Действительно, как показывают результаты целого ряда поведенческих и электрофизиологических исследований, новорожденные способны к дискриминации фонем [26], [27], [49], [50], причем более активным в этом процессе является левое полушарие. Таким образом, фонемный анализ осуществляется асимметрично уже на ранних этапах онтогенеза. Вместе с тем расценивать это как доминирование левого полушария по речи, очевидно, не вполне правомерно. Скорее, это потенциальная возможность локализации речевых функций преимущественно в левом полушарии.

Дальнейшее развитие специализации полушарий идет параллельно когнитивному развитию ребенка. Левое полушарие специализируется в отношении осуществления все более широкого спектра навыков и умений, которые основываются на переработке информации по аналитическому принципу. Специализация левого полушария постоянно возрастает как вторичное проявление когнитивного развития.

Немаловажная роль в процессе развития ФА полушарий отводится тем условиям среды, в которых развивается ребенок, и в первую очередь опыту речевого общения. Адекватная речевая стимуляция, полученная в этот период, приводит к закреплению и дальнейшему развитию асимметричной мозговой организации, имевшейся изначально. Интересно, что у людей, слуховой опыт которых в детском возрасте был беден полноценной речевой стимуляцией (сюда относятся глухие от рождения, неграмотные, дети из семей с низким социально-экономическим уровнем), как правило, степень ФА полушарий оказывается сниженной по сравнению с нормой [20], [45], [52], [53]. Возможно, в определенный период онтогенеза имеется повышенная чувствительность к речевой стимуляции. При этом адекватный языковый опыт, получаемый в это, время, способствует усилению и закреплению асимметричной организации мозга, имевшейся при рождении. На ранних стадиях онтогенеза, пока опыт, сопровождавший овладение языком, еще не усилил асимметричную организацию полушарий до определенного предела, существует возможность функциональной реорганизации внутри и между полушариями вплоть до перемещения речевых центров в правое полушарие, если при повреждении были затронуты критические зоны. В дальнейшем такая реорганизация оказывается затрудненной. По мнению Экаэна, существует некоторый критический период латерализации языковых функций, но его нельзя рассматривать как период полушарной эквипотенциальности, скорее это период повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая необходима, чтобы более полно и совершенно были развиты преформированные области левого полушария. На существование некоторых критических «периодов, латерализации указывает и Вительсон, но она связывает их с критическими периодами развития когнитивных функций, которые, по ее мнению, приходятся на возраст 5 лет и пубертатный период. Нужно отметить, что возраст 5 лет и другими авторами рассматривается как критический для становления мозговой доминантности [32], [40], [41].

На наш взгляд, в западной литературе слабо разработанным остается еще один аспект проблемы. Как известно, любая психическая функция, в отношении которой обнаруживается функциональная асимметрия, является весьма сложным образованием, и отдельные ее стороны или уровни могут иметь различную структурно-функциональную организацию. В советской психологии широко распространен системный подход к изучению психических функций (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев). В рамках этого подхода психические функции рассматриваются как сложные функциональные системы, которые «не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, и должны охватывать сложные системы совместно работающих зон» [5; 74]. При этом локализация высших психических процессов в мозговой коре «не является устойчивой, постоянной, она меняется как в процессе развития ребенка, так и на последовательных этапах упражнения» (там же).

Все сказанное в равной степени относится и к речи. С позиций системного подхода локализация речевых функций рассматривается не как инвариантная, а как динамическая, зависящая от психологической структуры речевой функции. Как указывает Э. Г. Симерницкая

 

149

 

[6], речь у детей выполняет несколько иные задачи, чем у взрослых, и не несет еще символической и регулирующей функции. Исходя из этого, становится понятным и существование особой специфики детской афазии, качественно отличающей ее от афазии взрослого. Например, в детском возрасте речь в гораздо большей степени подчиняется закономерностям не логического, а непосредственного чувственного восприятия, которое в большей степени зависит от структур правого полушария. Этим, возможно, и объясняется более высокая частота правополушарной афазии у детей. С возрастом система структурно-функциональных отношений, обеспечивающих осуществление речевой функции, меняется. Соответственно, наблюдаются изменения и клинической картины односторонних поражений полушарий. Детская афазия все более приобретает черты афазии взрослого. Анализируя симптомы афазии в различные возрастные периоды, Броун и Джаффе [15] отмечают, что повреждение одной и той же области может вызвать различные речевые расстройства у детей младшего и старшего возраста, молодых людей и людей пожилых, что указывает на возможность структурно-функциональных перестроек по мере развития и совершенствования речевой функции. Авторы подчеркивают, что доминантность есть не состояние, а процесс, который продолжается в течение жизни и определяется особенностями развития языка. Такая позиция представляется совершенно оправданной. Экаэн [32] также указывает, что специфический характер детской афазии определяется неодновременностью созревания различных зон полушарий, обеспечивающих осуществление речевой функции.

Таким образом, данные клиники односторонних поражений мозга, в особенности такие, как высокая частота правополушарной афазии и ее характерная симптоматика у детей, вполне успешно интерпретируются именно с позиций системного подхода. Естественно, высокие пластические возможности детского мозга, создающие условия для быстрого и полного восстановления и замещения функций, также необходимо принимать во внимание.

Системный подход и принцип многоуровневости в организации психических функций помогают решить и некоторые проблемы, связанные с возрастными изменениями различных проявлений межполушарной асимметрии у здоровых детей. Рассмотрим это на примере дихотидеского восприятия, поскольку возрастной аспект наиболее полно представлен именно в этих работах2.

Как уже говорилось, при изучении онтогенеза ФА методом дихотического прослушивания наблюдается несовпадение результатов, полученных разными авторами. В одних случаях констатируется изменение эффекта правого уха с возрастом, в других — отсутствие изменений. Скорее всего, причиной таких расхождений является разнообразие методических вариантов дихотического теста. Нужно подчеркнуть, что при использовании метода дихотического прослушивания вербального материала исследователи неизбежно сталкиваются с измерением сложного психологического феномена, который включает в себя не только восприятие речи, но также внимание, память, мышление и другие психические процессы, которые невозможно разделить в эксперименте. Необходимо отметить, что и само восприятие и переработка речевой информации является весьма сложным процессом и может осуществляться на различных уровнях — слуховом, фонетическом, семантическом, синтаксическом и т. д. Указанные обстоятельства зачастую почти не учитываются исследователями, применяющими метод дихотического прослушивания для изучения онтогенеза ФА. На этот факт обращают внимание в своем критическом обзоре Портер и Берлин [54], которые подчеркивают, что в каждом случае нужно отдавать себе, отчет в том, что измеряет данный дихохический тест, к какому уровню переработки информации он адресуется. Авторы предполагают, что переработка речевой информации включает несколько стадий и, как уже говорилось, осуществляется на различных уровнях, причем каждый из этих уровней может характеризоваться различной степенью латерализации, а онтогенетически — различной скоростью созревания. При этом результаты экспериментального исследования будут в значительной степени зависеть от того, к какому уровню, онтогенетически меняющемуся или нет, адресуется данный прием. Вполне вероятно, что более простые формы анализа речевой информации, например анализ фонем, уже с момента рождения осуществляется преимущественно левым полушарием, тогда как более совершенные складываются постепенно, по мере овладения языком.

Таким образом, чтобы можно было строить теорию онтогенеза ФА мозга только на основании данных дихотического прослушивания, необходимо в первую очередь иметь унифицированные методики, возможно, даже целую систему методик, построенных по иерархическому принципу на основе четкого психологического анализа измеряемой функции. Пока такая система отсутствует, метод дихотического прослушивания позволяет судить лишь о возрастной динамике той конкретной функции, на измерение которой нацелен данный методический прием.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть те существенные, на наш взгляд, моменты, которые необходимо иметь в виду исследователям, занимающимся проблемой онтогенеза ФА полушарий. Это наличие врожденных предпосылок полушарной специализации, затем особая роль, опыта, сопровождающего овладение языком в процессе становления и развития доминантности и, что особенно важно, необходимость всестороннего психологического анализа изучаемого феномена с тем, чтобы иметь возможность наиболее полно представить себе его межполушарную организацию.

 

1.       Алле А. X. Изучение формирования доминантности полушарий по речи методом дихотического прослушивания: Автореф. канд. дис. — М„ 1980.

 

150

 

2.       Блинков С. М. Особенности строения большого мозга человека. — М., 1955.

3.       Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.

4.       Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

5.       Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М, 1973.

6.       Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — М., 1978.

7.       Симерницкая Э. Г., Алле А. X., Хавин А. Б. Изучение доминантности полушарий у детей методом дихотического прослушивания. — Вести. Моск. ун-та. Сер. XIV. Психология, 1977, № 2, с. 76—81.

8.       Тараканов П. В. Тета-ритмы ЭЭГ левого и правого полушарий мозга ребенка. — Журнал высшей нервной деятельности, 1980, т. 30, № 5, с. 1044—1047.

9.       Alajouanine Т., Lhermitte F. Acquired aphasia in children.–– Brain, 1965, v. 88, p. 653— 662.

10.    Bakker D. J., Hoefkens M., Van der Vlugt H. Hemispheric specialization in children as reflected in the longitudinal development of ear asymmetry. — Cortex, 1979, v. 15, p. 619— 625.

11.    Basser L. S. Hemiplegia of early onset and the faculty of speech with special reference to the effects of hemispherectomy. — Brain, 1962, v. 85, p. 427—460.

12.    Berline C, Hughes L., Lowe-Bell S., Berlin H. Dichotic right ear advantage in children 5 to 13. — Cortex, 1973, v. 9, p. 394—402.

13.    Bever T. G. Cerebral asymmetries in humans are due to the differentiation of two incompatible processes: Holistic and analytic. — Ann. N.Y. Acad. Sci., 1975, v. 263, p. 211—262.

14.    Borowy Th., Goebel R. Cerebral lateralization of speech: The effects of age, sex, race and1 socioeconomic class. — Neuropsychol., 1976, v. 14, p. 363—370.

15.    Brown I. W., Jaffe J. Hypothesis on cerebral dominance. — Neuropsychol., 1975, v. 13, p. 107—110.

16.    Bryden M. P. Laterality effects in dichotic listening: Relation with handedness and. reading ability in children. — Neuropsychol., 1970, v. 8, p. 443—450.

17.    Bryden M. P., Allard F. Dichotic listening and the development of linguistic processes. — In: Asymmetrical function of the brain. Cambrige etc., 1978, p. 392—404.

18.    Bryson S., Mononen L. J., Ju L. Procedural constraints on the measurement of laterality in young children. — Neuropsychol., 1980, v. 18, p. 243—246.

19.    Butler S. R., Glass A. Asymmetries in the electroencephalogram associated with cerebral dominance. — Electroencephalogr. Clin. Neu-rophysiol., 1974, v. 36, p. 481—491.

20.    Cameron R. F., Currier R. D., Haerer A. F. Aphasia and literacy. — Brit. J. Dis. Comm., 1971, v. 6, p. 161—163 (цит. по Witelson S., 1977).

21.    Chasty H. Т., Turner I., Seth G. Bilateral asymmetry and linguistic acquisition in children of school age.— Irish J. Psychol., 1976, v. 3, p. 137—145.

22.    Chi G. I., Dooling E. C, Gilles F. H. Left-right asymmetries of the temporal speech areas of the human fetus. — Arch. Neurol., 1977, v. 34, p. 346—348.

23.    Cobb V. A. The normal adult EEG — In: D. Hill, G. Parr, (eds.) Electroencephalography. L., 1963.

24.    Cohen G. Hemispheric differences in serial versus parallel processing. — J. Exp. Psychol., 1973, v. 97, p. 349—356.

25.    Cornil L., Gastaut H. Note complémentaire sur l'étude electroencephalographique de la dominance cérébrale (ápropos de la gau-sherie). Extr. de comptes rendues due Congres des Médicins Alienistes et Neurologistes. Ren-nes — Dinan — Pontorson, Juillet 16—23, 1951.-

26.    Eimas P., Siqueland E., Jusczyk P. et al. Speech perception in infants. — Science, 1971, v. 171, p. 303—306.

27.    Entus A. K/ Hemispheric asymmetry in processing of dichotically presented .speech and nonspeech stimuli by infants. — ift: Segalowitz S. J., Gruber F. A. (eds.) Language development and neurological theory, N. Y.: Acad. Press, 1977, p. 64—74.

28.    Gardiner M. F-, Walter D. O. Evidence of hemispheric specialization from infant EEG. — In: Harnad S., Doty R., Goldstein L. et al. (eds.) Lateralization in the nervous system. N.Y.: Acad. Press, 1977.

29.    Geffen G. Development of hemispheric specialization for speech perception. — Cortex, 1976, v. 12, p. 337—346.

30.    Geschwind N., Levifsky W. Human brain: Left-right asymmetries in temporal speech region. — Science, 1968. v. 161, p. 186—187.

31.    Guttman E. Aphasia in children. — Brain, 1942, v. 65, p. 205—219.

32.    Нéсаеп Н. Acquired aphasia in children and the ontogenesis of hemispheric functional specialization. — Brain and Language, 1976, v. 3, p. 114—134.

33.    Hiscock M., Kinsbourne M. Asymmetry of verbal-manual time sharing in children: A follow-up study. — Neuropsychol., 1980, v. 18, p. 151—162.

34.    Hynd G. W., Obrzut I. E. Effects of grade level and sex on the magnitude of the dichotic ear advantage. — Neuropsychol., 1977, v. 15, p. 689—692.

35.    Ingram D. Cerebral speech lateralization in young children. — Neuropsychol., 1975, v. 13, p. 103—106.

36.    Kimura D. Speech lateralization in young children as determined by an auditory test. — J. Сотр. Physiol. Psychol., 1963, v. 56, p. 899— 902.

37.    Kinsbourne M. The ontogeny of cerebral dominance. — Ann. N.Y. Acad. Sci., 1975, v. 263, p. 244—250.

38.    Kinsbourne M., Hiscock M. Does cerebral dominance develop ? — In : Segalowitz S., Gruber F. (eds.) Language development and neurological theory. N. Y., 1977, p. 172—192.

39.    Knox C, Kimura D. Cerebral processing of nonverbal sounds in boys and girls. — Neuropsychol., 1970, v. 8, p. 227—237.

40.    Krashen S. Lateralization, language learning, and the critical period : Some new evidence. — Lang. Learning, 1973, v. 23, p. 63—74.

41.    Krashen S. D. The critical period for language acquisition and its possible bases. — Ann. N.Y. Acad. Sci., 1975, v. 263, p. 211—224.

42.    Le May M. Morphological cerebral asyntmetries

 

151

 

of modern man, fossil man, and nonhu-man primates. — Ann. N. Y. Acad. Sci., 1976, v. 280, p. 349—366.

43.  Le May M., Culebras A. Human brain morphologic differences in the hemispheres de monstrable by carotid angiography. — New Engl. J. Med., 1972, v. 287, p. 168—170.

44.  Lenneberg E. Biological foundations of language. N. Y.: Wiley, 1967.

45.    McKeever W. F., Hoemann H. W., Florian V. A., Van Deventer A. D. Evidence of minimal cerebral asymmetries for the processing of English words and American sign language in the congenitally deaf. — Neuropsychologia, 1976, v. 14, p. 413—423.

46.    Molfese D. L., Freeman R. В., Palermo D. S. The ontogeny of brain lateralization for speech and nonspeech stimuli. — Brain and Language, 1975, v, 2, p. 356—368, цит. по Witelson S., 1977.

47.    Molfese D. L, Nunez V., Seibert S. M., Ramanaiah N. V. Cerebral asymmetry: changes in factors affecting its development. — Ann. N.Y. Acad. Sci., 1976, v. 280, p. 821—833.

48.    Molfese D. L., Hess Т. М. Hemispheric specialization for VOT perception in the preschool child. —J. Exp. Child Psychol., 1978, v. 26, p. 71—84.

49.    Molfese D. L., Molfese V. J. Hemisphere and stimulus differences of newborn infants to speech stimuli. — Develop. Psychol., 1979, v. 15, p. 505—511.

50.    Molfese D. L., Molfese V. J. Cortical responses of preterm infants to phonetic and nonphonetic speech stimuli. — Develop. Psychol., 1980, v. 16, p. 574—581.

51.    Nagafuchl M. Development of dichotic and monaural hearing abilities in young children. — Acta Otolaringol., 1970, v. 69, p. 409—414.

52.    Neville H. Electroencephalographs testing of cerebral specialization in normal and congenitally deaf -children : A preliminary report. — In: Segalowitz S. J., Gruber F. A. (eds.) Language development and neurological theory. N. Y.: Acad. Press, 1977, p. 122—134.

53.    Phippard D. Hemifield differences in visual perception in deaf and hearing subjects. — Neuropsychol., 1977, v. 15, p. 552—562.

54.    Porter R. I., Berlin C. I. On interpreting developmental changes in the dichotic right ear advantage. — Brain and Language, 1975, v. 2, p. 186—200.

55.    Satz P., Bakker D. J., Teunissen J., Goebel R., Van der Vlugt H. Developmental parameters of the ear asymmetry : A multivariate approach. — Brain and Language, 1975, v. 2, p. 171—185.

56.    Schütz E., Müller H. W., Schönenberg H. Über die Entwicklung zentral-nervöser Rhithmen im Elektroencephalogramm des Kindes. — Z. gesamte exper. Med., 1951, Bd. 117, s. 157—170.

57.    Subirana A., Oller-Daurella L. Laterality, maturity and EEG. — Curr. Probl. Phoniat, 1960, v. l, p. 141.

58.    Turkewitz G. The development of lateral differentiation in the human infant. —Ann. N. Y. Acad. Sci., 1977, v. 299, p. 309—318.

59.    Wada J. A. Pre-language and fundamental asymmetry of the infant brain. — Ann. N. Y. Acad. Sci.. 1977, v. 299, p. 370—379.

60.    Wada J., Clark R., Hamm A. Cerebral hemispheric asymmetry in humans. — Arch. Neurol., 1975, v. 32, p. 239—246.

61.    White M. I., White K. G. Parallel-serial processing and hemispheric function. — Neuropsychol., 1975, v. 13, p. 377—381.

62.    Wilson P. J. E. Cerebral hemispherectomy for infantile hemiplegia. — Brain, 1970, v. 93, p. 147-180.

63.    Witelson S. F. Early hemisphere specialization and interhemisphere plasticity: An empirical and theoretical rewiew. — In : Segalowitz S., Gruber F. (eds.) Language development and neurological theory. N. Y.: Acad. Press, 1977, p. 213—287.

64.    Witelson S. F., Pallie W. Left hemisphere specialization for language in the newborn. Neuroanatomical evidence of asymmetry. Brain, 1973, v. 96, p. 641—646.

65.    Zangwill O. L. Cerebral dominance and its relation to psychological function. Edinburg, Scotland: Oliver & Boyd, 1960.

 

Поступила в редакцию 2.III. 1981 г.



1 Весьма полный обзор литературы по дихотическому тесту у детей имеется в статье Вительсон [63]; там же приведена таблица, в которую сведены основные работы.

2 Мы, за неимением места, не касаемся здесь онтогенеза асимметрии моторных функций и, в частности, предпочтения рук, хотя по этому вопросу также имеется обширная литература.