Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

50

 

С. В. КРАВКОВ КАК ПСИХОЛОГ И ПСИХОФИЗИОЛОГ

 

И. Б. КОТОВА

 

Среди выдающихся психологов, тесно связавших свой творческий путь с Московским психологическим институтом (в настоящее время НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР), нельзя не выделить Сергея Васильевича Кравкова (1893—1951 гг.), который является одним из крупнейших советских ученых в области психологии, психофизиологии и физиологической оптики и одним из наиболее видных представителей этих областей в мировой науке.

Нет ни одного значимого этапа в творческой биографии С. В. Кравкова, который бы прошел вне Московского психологического института. Хронологически это выглядит так: 1911 — 1912 гг. — слушатель Московской психологической семинарии при Московском университете. 1913—1915 гг. — член Психологического института и с 1915 г. — лаборант этого института. В 1916 г. С. В. Кравков закончил с золотой медалью историко-филологический факультет Московского университета по специальности «экспериментальная психология». 1916— 1919 гг. — оставлен в институте для подготовки к профессорскому званию по специальности «экспериментальная психология». С 1919 по 1926 г. — ассистент Психологического института. Одновременно в эти годы С. В. Кравков работает в Институте биофизики НКЗдрава старшим ассистентом. После небольшого перерыва (с 1926 по 1930 г.), когда С. В. Кравков работал в Московском энергетическом институте, он вновь возвращается в Институт психологии (с 1931 г.), но уже в качестве действительного члена института. В этот период С. В. Кравков вместе с Б. М. Тепловым руководил лабораторией психофизиологии ощущений1 (1931 —1936 гг.). Под их, руководством были выполнены экспериментальные исследования А. И. Богословского, М. Н. Волокитиной, Е. Н. Семеновской, И. М. Соколовой, М. А. Севрюгиной, П. А. Шеварева, П. А. Яковлева и др.

В 1935 г. С. В. Кравкову была присуждена ученая степень доктора биологических наук (по специальности «психофизиологии зрения») без защиты диссертации, по значимости и совокупности опубликованных работ.

В 1937 г. С. В. Кравков продолжает работать в Институте психологии, осуществляя руководство и некоторую перестройку лаборатории психофизиологии ощущений и восприятий. Но в 1938 г. С. В. Кравков остается консультантом этой лаборатории и сосредоточивает свою деятельность в МГУ и в Центральном офтальмологическом институте, им. Гельмгольца, где еще в 1936 г. им была открыта лаборатория физиологической оптики, которой он заведовал в течение длительного времени и которая в настоящее время носит его имя.

С 1942 г. С. В. Кравков вновь входит в Институт психологии МГУ в качестве профессора и заведующего лабораторией, которая к тому времени стала называться лабораторией психофизиологии. В эти годы директором Института

 

51

 

психологии был С. Л. Рубинштейн, который высоко ценил С. В. Кравкова и предложил ему эту работу. Несколько позже лаборатория психофизиологии была переименована в лабораторию психофизиологии органов чувств. Именно в этой лаборатории были осуществлены исследования, представляющие дальнейший шаг на пути к реализации широких научных замыслов С. В. Кравкова. Под его руководством проводились исследования сотрудников лаборатории — Л. А. Шварц, В. И. Рождественской, В. К. Шеваревой, А. И. Богословского. Ими были в это время выполнены ряд кандидатских и докторских диссертаций.

По инициативе С. Л. Рубинштейна Институт психологии рекомендовал С. В. Кравкова в члены-корреспонденты Академии медицинских наук. И он был им избран. Продолжая работать заведующим лаборатории психофизиологии органов чувств, С. В. Кравков с 1945 г. одновременно работает старшим научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР.

С. В. Кравков продолжал работать в Институте психологии до конца своей жизни2.

Диапазон научных интересов С. В. Кравкова широк и многообразен: проблема методов психологии: психология и педагогика внушения; изучение некоторых закономерностей ощущений (адаптация, взаимодействие ощущений, контраст, последовательные образы, синестезия, чувствительность); стимуляция зрительных функций; взаимодействие органов чувств; отношение между центром и периферией в зрительной системе; центральная регуляция зрительных функций; изучение биотоков различных частей зрительного анализатора (сетчатки, подкорки, коры головного мозга); взаимоотношение между макулярной и периферической областями сетчатки; явления индукции в сетчатке; электрофизиология зрительного анализатора (электрическая чувствительность, лабильность, электроретинограмма); цветовое зрение; сенсорные условные рефлексы; методы диагностики глаукомы (по цветоощущению, по реакции слепого пятна); анализ полной цветовой слепоты; влияние на функции зрения новых источников света (люминесцентных ламп); психофизиологические влияния цветного освещения и многое другое.

Научная деятельность С. В. Кравкова продолжалась с 1916 по 1951 г. За это время им было опубликована более 100 исследований, многие из которых были переведены в Англии, Америке, Франции, Канаде, Германии, Китае, Японки, Польше и других странах. Монография С. В. Кравкова «Глаз и его работа» считается лучшей в мировой литературе сводной работой па психофизиологии зрения. Она стала классической и выдержала четыре из-дания в СССР и переведена во многих зарубежных странах.

Обладая обширными знаниями в области психологии, физики, психофизиологии, будучи редким мастером эксперимента, С. В. Кравков создал новое, материалистическое направление в изучении работы органов чувств. В созданных и руководимых им лабораториях (лаборатория психофизиологии ощущений и восприятий Института психологии, созданная в 1933 г. и впоследствии в 1942 г. преобразованная в лабораторию психофизиологии органов чувств; лаборатория биофизики зрения Института биофизики АН СССР, открытая в 1949 г.; лаборатория физиологической оптики в Центральном 'офтальмологическом институте им. Гельмгольца, созданная в 1936 г.) были проведены оригинальные исследования зависимости зрения от непрямых раздражителей, установлена связь зрения с организмом в целом, выявлена роль и место корковых и периферических процессов в работе органа зрения, установлен ряд закономерностей взаимодействия в области остальных органов чувств.

Многочисленные экспериментальные факты позволили С. В. Кравкову приблизиться к построению общей теории взаимодействия органов чувств, имеющей исключительное значение не только для характеристики сложных закономерностей в области органов чувств, но и для понимания ряда важнейших закономерностей в деятельности нервной

 

52

 

системы в целом. С. В. Кравковым, его учениками и сотрудниками установлены новые факты и закономерности, касающиеся природы цветового зрения, зависимости цветового зрения от вегетативной нервной системы, вскрыты особенности отдельных цветоощущающих аппаратов глаза как в норме, так и в патологии, выяснена ионная природа различных цветоощущающих аппаратов зрения.

В научной деятельности С. В. Кравкова можно выделить четыре периода, все в большей или меньшей мере связанные с Институтом психологии: первый период раннего творчества (1916 — 1930 гг.), проходивший в сложных условиях предреволюционного и послереволюционного периодов борьбы за советскую психологию; второй период (1930 — 1941 гг.), связанный в основном с исследованиями в области взаимодействия органов чувств; третий период (1941—1945 гг.) направлен на решение оборонных проблем, вызванных Великой Отечественной войной; четвертый период (1945—1951 гг.) совпадает с его работой в Институте психологии АПН РСФСР, в Центральном офтальмологическом институте им. Гельмгольца и в секторе психологии Института философии АН СССР, где С. В. Кравков продолжил углубленное исследование проблемы взаимодействия органов чувств и проблемы цветового зрения.

 

*

 

Жизненный путь С. В. Кравкова, начавшись на рубеже XIX и XX веков, длился около шести десятилетий, тесно переплетаясь с наиболее важными и значительными событиями в истории нашей страны, с основными этапами возникновения, становления в развитии советской марксистской психологии. С. В. Кравков родился в 1893 г. в городе Рязани в семье врача. Здесь же прошли его детские и юношеские годы. После окончания 1-й рязанской гимназии С. В. Кравков в 1911 г. поступает учиться в Московский университет на историко-филологический факультет. Начиная с этого года вся дальнейшая жизнь С. В. Кравкова неизменно связана с Москвой, с университетом3.

Психологические взгляды С. В. Кравкова начали формироваться еще в студенческие годы, которые совпали с периодом деятельности Г. И. Челпанова по организации первого в России Психологического института.

С. В. Кравков был одним из самых способных учеников Г. И. Челпанова, заметно выделявшимся глубиной своей эрудиции, свободным владением немецким, английским, - французским языками, устойчивым интересом к психологическим проблемам, серьезным стремлением осознать пути развития психологии и найти в ней свое место.

К занятиям в Психологическом институте допускались только студенты Московского университета, в первую очередь студенты философского отделения историко-филологического факультета, а также преподаватели и лица, оставленные в университете для подготовки к профессорскому званию, что соответствовало нынешней аспирантуре.

Число слушателей института было ограничено 18 участниками. С. В. Кравков, пройдя через все виды работ, предусмотренных в правилах Психологического института, был зачислен в его члены и прошел обучение по теоретической и экспериментальной психологии.

В 1914—1915 гг. в Психологическом институте велась разработка 28 тем, 8 из которых были посвящены экспериментальному изучению проблемы ощущений и восприятий. В эти годы С. В. Кравков вел эксперименты по теме «Взаимодействие одновременных ощущений». В 1915 г., еще будучи студентом, С. В. Кравков вместе с П. А. Рудиком и П. А. Шеваревым был назначен лаборантом Психологического института.

Признанием начинающего ученого явилось предоставление возможности С. В. Кравкому выступить с докладом «Объективная психология, ее предмет и значение» на годичном заседании Психологического института в марте 1915 г.

Ранние работы С. В. Кравкова в области психологии отражают трудности роста и поисков, которые были характерны для советской психологии в первое десятилетие ее существования.

 

53

 

В этот период проявляется интерес С. В. Кравкова к проблеме метода психологии, являющейся одной из наиболее актуальных проблем в первые десятилетия возникновения, развития и перестройки советской психологии на диалектико-материалистической основе, который находит выражение в новой работе С. В. Кравкова, вышедшей в 1918 г. Статья «Методы психологии» явилась его рецензией на работу испанского ученого Р. Тюрро «Об объективном методе» [6].

В 1918 г. С. В. Кравков, продолжая работать в Психологическом институте, одновременно поступает ассистентом в отдел органов чувств Института биологической физики Наркомздрава, возглавляемый академиком П. П. Лазаревым. Работа с П. П. Лазаревым решающим образом отразилась на формировании С. В. Кравкова как ученого-экспериментатора. В этом институте С. В. Кравков под руководством П. П. Лазарева изучает математику, естественные науки, а также начинает вести самостоятельную экспериментальную работу в области психофизиологии зрения.

Первая экспериментальная работа С. В. Кравкова «О ходе затухания последовательного образа от раздражения белым светом при центральном зрении» [7], опубликованная в 1920 г., явилась продолжением работ П. П.Лазарева по изучению явлений последовательных образов. Исследование явлений последовательных образов было продолжено С. В. Кравковым и в последующие годы.

С началом проведения экспериментальной работы по проблемам психофизиологии зрения С. В. Кравков не оставляет работу по теоретическим проблемам психологии. Очерк «Самонаблюдение» [8] явился органическим продолжением ранее опубликованных работ С. В. Кравкова по методам психологии. «Самонаблюдение» С. В. Кравкова появилось в те годы, когда советские психологи боролись не только против интроспекции как простого самонаблюдения, но и против экспериментального самонаблюдения, принятого в Вюрцбургской школе (Ах, Кюльне, Марбе, Мессер и др.) и активно пропагандировавшегося в России представителями эмпирической психологии. С. В. Кравков выступал не столько критиком, сколько защитником экспериментального самонаблюдения.

Наиболее интересным в работе было рассмотрение важной роли самонаблюдения в форме «мысленного эксперимента», благодаря которому оно приобретает важное эвристическое значение при планировании новых психологических проблем, первоначально рождающихся в сознании психолога в виде попыток к такому «мысленному экспериментированию». С. В. Кравков первым обратил внимание на эту сторону метода самонаблюдения.

Наиболее значительной печатной работой, написанной С. В. Кравковым в этот период, была монография «Внушение (психология и педагогика внушения)», 1924 г. [9]. Она продолжила отечественные исследования В. М. Бехтерева, В. Я. Данилевского, А. Ф. Лазурского, Ф. Е. Рыбакова, К. И. Сотонина, И. Р. Тарханова, А. А. Токарского, рассматривающих явления внушения с материалистических позиций.

С. В. Кравков показал основные проявления внушений в нормальном и гипнотическом состояниях, их значение в педагогической работе, дал психологический анализ внушения, раскрыл положительные и отрицательные возможности внушения в обучении и воспитании, доказал, что внушаемость является личностной чертой, существенно влияющей на психическую сферу человека.

С. В. Кравков показал основные проявления внушений в нормальном и гипнотическом состояниях, их значение в педагогической работе, дал психологический анализ внушения, раскрыл положительные и отрицательные возможности внушения в обучении и воспитании, доказал, что внушаемость является личностной чертой, существенно влияющей на психическую сферу человека.

В этот же период он публикует «Очерк психологии» (1925) [10], в котором в духе материалистического понимания развития он решает вопрос о соотношении психического и физического, придает большое значение вопросу о движущих силах психическою развития.

С. В. Кравкову импонировала не

 

54

 

только идея целостного изучения ребенка. Принципиально важной и ценной для педагога он считал идею развития.

С. В. Кравков придавал большое значение влиянию социальных факторов на развитие личности ребенка. Он неоднократно подчеркивал, что содержание сознания и приемы поведения являются таковыми благодаря воздействию ряда факторов социального порядка, но при этом считал, что психология пока не располагает достаточно разработанными методами, чтобы построить все здание социальной психологии.

Возникший у С. В. Кравкова в этот период интерес к психофизиологическим проблемам зрения нашел отражение в работе над переводом книги Э. Мангольда «Органы чувств человека» (1925) [11]. С. В. Кравков дополнил книгу Э. Мангольда важными фактами и закономерностями, относящимися к деятельности органов чувств, открытыми русскими учеными Н. П. Кравковым, П. П. Лазаревым, И. Р. Тархановым. В этой книге он впервые излагает свои мысли о взаимодействии ощущений, основанные на идее функциональной связи всех органов и частей организма, имевшей много приверженцев среди зарубежных и советских ученых (Д. Леб, А. Д. Сперанский, И. П. Павлов и др.), делает попытку применить идею целостности человеческого организма к пониманию функционирования органов чувств. Высоко оценивая значение ионной теории возбуждения, развитой П. П. Лазаревым, он стремился привлечь интерес к его биофизическим идеям, распространять и. популяризировать их. Интересные дополнения сделаны С. В. Кравковым по различным вопросам цветового зрения. Все это сделало книгу Э. Мангольда в значительной мере новой и более соответствующей современному уровню развития психофизиологии. Однако теоретическая незрелость С. В. Кравкова того периода помешала ему дать критический анализ различных теорий зарубежных авторов (И. Мюллера, Геринга, Гельмгольца, Шъелдьеруппа и др.), содержавшихся в этой книге. Это было сделано им значительно позже, в 40—50-х гг.

В этот же период С. В. Кравков выполнил ряд экспериментальных работ, затрагивающих различные аспекты психофизиологии зрения — «К вопросу о трансформации светлоты» (1924), «О поглощении света в желтом пятне живого глаза» (1925), «Распределение яркости в спектре и ход темновой адаптации у лиц с врожденной полной цветовой слепотой» (1927), «Об адаптации глаза к цветным раздражителям» (1928), «О кажущемся различии цветов дополнительных и цветов последовательного контраста» (1928), «К методике исследования ночного зрения» и др. В них были получены новые данные о закономерностях зрительных ощущений, имеющие большое теоретическое и практическое значение. Научные поиски С. В. Кравкова с первых лет самостоятельной научной деятельности всегда были связаны с практическими нуждами страны, с перестройкой народного образования, с решением проблем промышленной психотехники и психофизиологии труда, с клиникой глазных болезней, рационализацией светотехнических расчетов.

 

*

 

Начиная с 1930 г. С. В. Кравков проводит систематическое экспериментальное изучение проблемы взаимодействия органов чувств. Исследования по данной проблематике проводились им в Психологическом институте, где он после некоторого перерыва работал в качестве действительного члена института и заведующего лабораторией психофизиологии ощущений. Изучение проблемы взаимодействия органов чувств было подготовлено предшествующей работой С. В. Кравкова по психофизиологии зрения. В основу этих исследований была положена идея целостности живого организма, взаимной связи и взаимной обусловленности отдельных его частей. Исходя из этого, С. В. Кравков выдвинул гипотезу, согласно которой целостность организма сказывается и на функционировании органов чувств и потому характер возникающих ощущений и восприятий зависит не только от прямого, сейчас действующего раздражителя, но и от всей совокупности-прочих, непрямых раздражителей.

С. В. Кравков стремился обосновать тот факт, что деятельность органов

 

55

 

чувств необходимо изучать под углом зрения эволюционного развития их, как приспособления к наилучшему выполнению познавательных функций, при непременном понимании органов чувств как анализаторов, у которых периферические, рецепторные и центральные (мозговые) процессы всегда связаны друг с другом4.

Теоретическая проницательность и владение мастерством - эксперимента позволили С. В. Кравкову найти надежный способ (метод «побочных» раздражений) для оригинального изучения многосторонних функций зрения, а затем и проблемы взаимодействия органов чувств в целом. Метод «побочных» (непрямых) раздражений основывался на идее о том, что деятельность каждого органа не является изолированной, а обусловлена состоянием всей центральной нервной системы.

Изучение воздействия слуховых, зрительных, обонятельных; вкусовых и многих других побочных раздражителей на различные зрительные функции - явилось первым этапом исследования по проблеме взаимодействия органов чувств. Регулярный цикл исследований, с разных сторон освещающих проблему изменения зрительных функций под влиянием побочных раздражителей, начался с работ «Острота зрения одного глаза в зависимости от освещения другого» и «О зависимости остроты зрения от слуховых раздражителей» [17].

В качестве побочного раздражителя С. В. Кравков применял звук в 2100 кол/с сильной интенсивности, получаемый от телефона. Каждый опыт состоял в определении остроты зрения: сначала без звукового раздражения, потом с ним. С. В. Кравкову удалось доказать, что при различении черных объектов на белом фоне острота зрения от звука улучшается, а при различении белых объектов на черном фоне, напротив, ухудшается. С. В. Кравков высказал предположение, что подобного рода влияния обусловливаются повышением центральной возбужденности мозга.

С. В. Кравков поставил опыты по изучению зависимости остроты зрения от оптического характера раздражителей. Он показал, что освещение одного глаза изменяет остроту зрения другого, несмотря на устранение изменения зрачка и аккомодационного напряжения в нем; Опыты установили, что освещение глаза, т. е. воздействие одно родного побочного раздражителя, при различении черных объектов на белом фоне увеличивает остроту зрения, а при различении белых объектов на черном фоне, напротив, ухудшает. Им было найдено, что подобные (способствующие и вредящие остроте зрения) влияния побочного раздражителя длятся еще некоторое время и после окончания его, сказываясь в постепенном повышении остроты зрения в первом случае и постепенном снижении остро ты зрения во втором. Результаты этих опытов подтвердили гипотезу С. В. Кравкова о возможности центрального влияния побочных световых и звуковых раздражителей на остроту зрения. Описанные эксперименты С. В. Кравкова почти сразу же были повторены с теми или иными изменениями во многих зарубежных лабораториях.

С. В. Кравков впервые показал, что зрительные функции зависят не только от самого глаза, сетчатки, фотореагирующих веществ в ней, но и от состояния другого глаза и даже другого органа чувств, т. е. от воздействий, идущих через центральную нервную систему.

Для объяснения данных, полученных в опытах, направленных на изучение изменения остроты зрения при воздействии слуховых и световых побочных раздражителей, С. В. Кравков выдвинул гипотезу, согласно которой эти изменения объясняются влиянием побочных раздражителей на эффект световой иррадиации, под которой он понимал иллюзорное передвигание границ темного с белым, происходящее в силу оптических несовершенств глаза и обычно сказывающееся в том, что светлые объекты на темном фоне для нас: «расползаются» и кажутся больше, чем на самом деле. Для подтверждения высказанной гипотезы С. В. Кравков провел новые опыты по изучению влияния побочных раздражителей на эффект иррадиации. В качестве побочных раздражителей С. В. Кравков применял: 1) освещение другого глаза светом

 

56

 

достаточно большой яркости; 2) звуковое раздражение от телефона, питаемого ламповым генератором; 3) обонятельное раздражение (запах бергамотового масла).

Испытуемым предлагалось сделать равными по ширине две вертикальные полосы, одна из которых была черной на белом фоне, другая же была белой на черном фоне и не могла делаться уже или шире. Испытуемые в данных условиях приравнивали по ширине черной полосы белую полосу, объективно всегда более узкую. Из разности ширины обеих полос (подравненных испытуемым), можно было высчитать то расширение, которое претерпевает в силу иррадиации белое поле. Результаты экспериментов показали, что эти побочные раздражители увеличивают влияние иррадиации. Таким образом, высказанное С. В. Кравковым в виде гипотезы предположение было экспериментально подтверждено.

Позже в опытах С. В. Кравкова и Г. С. Билецкого было установлено, что зависимость световой иррадиации от побочного раздражения не всегда одинакова, а обнаруживает определенную закономерность. С. В. Кравков высказал допущение, что интенсивность возбуждения, вызванного побочным раздражителем, есть функция интенсивности прямого раздражения. Для проверки этого допущения была проведена новая серия экспериментов, в которых исследовалась зависимость различительной чувствительности не только от освещения другого глаза, но и от побочного звукового раздражителя. Опыты показали, что звук, как и освещение другого глаза, снижает различительную чувствительность. При этом ухудшение различительной чувствительности звуком было значительно большим в случаях различения более ярких полей (интенсивность прямого раздражения равна 100), чем в случаях различения полей, темно-серых (интенсивность прямого раздражения равна 3). Таким образом, еще раз было доказано, что действие побочного раздражителя действительно зависит не только от интенсивности его самого, но и от наличной возбужденности центра, соответствующего прямому раздражителю. Это была первая закономерность взаимодействия, открытая и экспериментально обоснованная С. В. Кравковым. Одновременно ему удалось установить еще одну закономерность, а именно зависимость влияния побочного раздражения от наличной чувствительности глаза к прямому раздражителю. Чем начальная чувствительность больше, тем относительно больше и снижение ее при воздействии побочного раздражителя. Такая зависимость не была неожиданной, поскольку имеет место зависимость эффекта побочного раздражителя от интенсивности прямого. В последнем случае важна, конечно, не физическая интенсивность прямого стимула сама по себе, а то возбуждение, которое им вызывается в нашем нервном аппарате. Степень же возбужденности определяется как интенсивностью раздражителя, так и чувствительностью реагирующего органа.

Основной мыслью, движущей работу лаборатории психофизиологии ощущений, руководимой С. В. Кравковым и Б. М. Тепловым, явилось убеждение в том, что ощущения зависят всегда не только от одного, прямого раздражения, но и от целой совокупности других действующих сейчас или действовавших до этого раздражителей. Наряду с этим С. В. Кравков и Б. М. Теплов подчеркивали необходимость выяснения роли центральных мозговых факторов в работе наших органов чувств.

При содружестве с С. В. Кравковым в этот период была выполнена экспериментальная работа Б. М. Теплова по изучению взаимодействия одновременных световых ощущений [29]. Точка зрения Б. М. Теплова на взаимодействие одновременных ощущений была первой четкой формулировкой взглядов советской психологии на проблему взаимодействия, в дальнейшем продолженная и развитая С. В. Кравковым и его сотрудниками.

Полученные в рассматриваемый период факты бесспорного взаимодействия органов чувств дали С. В. Кравкову возможность в последующие годы расширить диапазон проводимых исследований и начать систематическое экспериментальное изучение влияния побочных раздражителей на цветовую чувствительность глаза.

Таким образом было доказано, что побочные раздражители могут вызывать значительные изменения световой

 

57

 

и цветовой рецепции. Оказалось, что распределение возбуждения, приходящего в зрительные центры от побочного раздражителя, есть функция интенсивности и распределения возбуждения от прямого раздражителя. Было накоплено много фактов, показывающих, что влияние побочных раздражителей на зрительные функции может быть стимулирующим или ослабляющим.

Работа «О влиянии побочных раздражителей на функции зрения» [18] подвела итоги экспериментов, проведенных С. В. Кравковым и сотрудниками руководимой им лаборатории психофизиологии ощущений Института психологии при МГУ, начатых в 1930 г. Отыскание путей сенсибилизации органов чувств было одной из основных задач проводимых исследований. Обобщенные С. В. Кравковым факты зависимости зрительных функций от побочных раздражителей, представлявшие несомненный теоретический и практический интерес, были доложены им на XV Международном физиологическом конгрессе физиологов в Ленинграде в 1935 г.

Исследования взаимодействия органов чувств были продолжены в лаборатории физиологической оптики, открытой С. В. Кравковым в 1935 г. при Центральном офтальмологическом институте им. Гельмгольца. Здесь были проведены.эксперименты, которые дали возможность выяснить некоторые специальные вопросы цветового зрения и сенсибилизации цветовой чувствительности. Эти материалы освещались С. В. Кравковым на Международном конгрессе офтальмологов в Каире в 1936 г.

Сопоставление экспериментальных фактов позволило С. В. Кравкову открыть ряд закономерностей влияния побочных раздражителей на зрение. Одной из основных был «принцип утрирования и нивелирования», согласно которому возбуждение, добавляющееся от побочного раздражителя, распространяется в зоне возбуждения, вызванной прямым раздражителем, неравномерно: там, где имеющееся возбуждение сильнее, оно относительно больше возрастает и от побочного раздражителя. С. В. Кравков считал, что этот принцип можно рассматривать как одно из проявлений более общей закономерности — принципа доминанты, согласно которому возбуждение, рождающееся от раздражения, имеет тенденцию направляться к центру более деятельному.

Большой интерес представляют работы С. В. Кравкова и его сотрудников (А. И. Богословского, М. А. Севрюгиной, В. И. Рождественской, О. И. Никифоровой, Е. Н. Семеновской и др.), в которых была показана возможность условнорефлекторного изменения чувствительности зрения, а также повышения чувствительности глаза предшествующими световыми и цветовыми раздражениями. Эта работа дала важный фактический материал о возможности изменения чувствительности глаза посредством воздействия различных условных раздражителей. Было обнаружено, что сенсорные рефлексы подчиняются закономерностям «павловских» рефлексов, что функции зрения могут изменяться даже под влиянием возбуждения второй сигнальной системы или под влиянием представлений тех или иных раздражителей, возникающих у испытуемых. Последние данные, показавшие роль психической активности в регулировании физиологических процессов, особенно ценны.

 

*

 

В условиях Великой Отечественной войны деятельность С. В. Кравкова и его лаборатории была направлена на помощь фронту, делу обороны Родины. Тематика психофизиологических исследований С. В. Кравкова была более чем когда-либо связана с практическими нуждами армии, с вопросами повышения эффективности наблюдения, улучшением маскировки, разведки, разработкой методов борьбы с ослеплением глаз светом прожекторов, методами борьбы со снеговой ослепимостью, сенсибилизацией органов чувств.

В дни Великой Отечественной войны в лаборатории психофизиологии ощущений Института психологии при МГУ была продолжена работа по исследованию проблемы взаимодействия органов чувств. В 1942—1945 гг. этой работой руководители С. В. Кравков и К. X. Кекчеев. В эти годы были выполнены работы: «Наука о зрении в помощь обороне» (1942), «О действии стрихнина на различительную чувствительность»

 

58

 

(1942), «О действии фенамина на зрение» (1943), «Цветное зрение и методы обнаружения его расстройств», «К анализу действия побочных раздражителей на зрение» (1944), «Глаз и его работа», изд. 3-е (1945) [23], «Оборонные проблемы психофизиологии зрения» (1945) и многие другие.

 

*

 

Систематизированный обзор основных экспериментальных фактов, полученных при изучении проблемы, был сделан С. В. Кравковым в монографии «Взаимодействие органов чувств» (1948) [22]. С. В. Кравков вычленил и описал пути влияния одних органов чувств на другие, считая этот вопрос центральным в рассматриваемой проблеме.

С. В. Кравков доказал существование межцентральных связей, т. е. функциональных связей между корковыми центрами различных органов чувств, которые могут быть как содружественными, так и антагонистическими. Важным путем взаимодействия он считал вегетативную нервную систему, отводя ей роль регулятора функциональных свойств и физико-химических условий жизни различных частей организма, в том числе и органов чувств. «Эфаптические», межцентральные и вегетативные пути С. В. Кравков относил к безусловным связям, носящим характер некоторых врожденных, анатомически обусловленных соотношений.

Более важным он считал путь взаимодействия органов чувств, осуществляемый через кору головного мозга по принципу ассоциативных связей. Открытие этого пути стало возможным благодаря тому, что в 1936 г. в лаборатории С. В. Кравкова было доказано существование сенсорных условных рефлексов. Взаимодействие органов чувств С. В. Кравков считал результатом эволюции, результатом приспособления к естественно-природному и социально-культурному миру. Совместное функционирование органов чувств позволяет адекватно отражать познаваемые нами предметы окружающего мира. Экспериментальные исследования С. В. Кравкова, его сотрудников и учеников способствовали изучению психофизиологических условий, способных изменять наши ощущения, и служили веским доказательством неприемлемости утверждения субъективно-идеалистической теории познания, считающей, что вещи существуют постольку, поскольку они нами воспринимаются.

Одной из кардинальных проблем научных исследований С. В. Кравкова на всем протяжении его творческого пути была проблема цветового зрения. Он стремился выяснить место и положение, которое занимал вопрос о цветовом зрении в системе марксистско-ле-линской гносеологии, уточнял и развивал трехкомпонентную теорию цветового зрения, изучал природу и основные явления цветового зрения.

Многочисленные опыты, проведенные С. В. Кравковым и его сотрудниками (П. А. Яковлевым, О. А. Добряковой, Л. П. Галочкиной, Н. Т. Федоровым, В. Г. Самсоновай, Л. И. Мкртычевой, Л. А. Шварц, Л. И. Селецкой, Е. Н. Семеновской и многими другими), помогли обнаружить функциональную связь между аппаратами цветового зрения, между чувствительностью к красному и зеленому цветам, установить сложные отношения между ними, носящие обычно антагонистический характер. Такая же функциональная зависимость была обнаружена между чувствительностью к желтому и синему цветам.

Между зеленоощущающим и синеощущающим аппаратами было открыто отношение содействия. Утверждения С. В. Кравкова о взаимодействии аппаратов цветового зрения шли гораздо дальше основных положений трехкомпонентной теории. Однако С. В. Кравков считал, что вопросы об особенностях отдельных цветоощущающих аппаратов органа зрения, их взаимодействии, сравнительной реактивности на разного рода воздействия не являются до конца изученными, поэтому он выступал за необходимость продолжить начатые в этом направлении работы.

С. В. Кравков дал современную формулировку трехкомпонентной теории, получил экспериментальные данные, обосновывающие и уточняющие ее. Он конкретно доказал ионную природу отдельных аппаратов цветового зрения, вскрыл интимные процессы, происходящие

 

59

 

в том или ином цветоощущающем аппарате.

Итоги многолетних исследований С. В. Кравкова и руководимых им лабораторий по проблеме цветового зрения были подведены в 4-м издании монографии «Глаз и его работа» (1950) [23] и в монографии «Цветовое зрение» (1951) [24]. Изучение проблемы цветового зрения планировалось С. В. Кравковым очень широко. Об этом свидетельствуют его выступления на различных совещаниях, конференциях, съездах, где он докладывал результаты проведенных опытов, обсуждал выдвигаемые им гипотезы, ставил новые задачи для следующих работ. Им предусматривалось дальнейшее развитие теории цветового зрения. Предстояло выяснить вопрос о 3- или 4-компонентности цветового зрения, самостоятельности желтоощущающего рецептора5. С. В. Кравков выдвигал задачу применить «метод исследования-поглощения световых квантов в сетчатке», разработанный академиком С. И. Вавиловым, для изучения цветового зрения. Открытым и требующим изучения он считал вопрос о генезисе цветового зрения6.

Исследования С. В. Кравкова по проблеме цветового зрения создали ему огромный авторитет крупнейшего специалиста по зрению в мировой науке. Многие основные вопросы цветового зрения, как справедливо указывал А. А. Смирнов, получили благодаря работам профессора С. В. Кравкова новое освещение и приблизились к своему разрешению7.

Признанием выдающихся заслуг С. В. Кравкова является избрание его членом-корреспондентом АН СССР и АМН СССР, присвоение ему звания заслуженного деятеля науки, награждение премией им. академика М. И. Авербаха 3-го издания исследования «Глаз и его работа», издание сборника трудов, посвященного 30-летию его научной и общественной деятельности, присвоение его имени лаборатории физиологической оптики Центрального офтальмологического института им. Гельмгольца.

С. В. Кравков известен не только как талантливый исследователь-экспериментатор, как ученый, обладающий исчерпывающей эрудицией в вопросах психофизиологии органов чувств, но и как неутомимый пропагандист и популяризатор своей науки. Обширна и многообразна не только научная, но также его организационно-педагогическая деятельность. С первых лет своей работы и до последних лет жизни С. В. Кравков читал курсы лекций по общей психологии, психофизиологии органов чувств, физиологии зрения, физиологической оптике и цветоведения в МГУ, ВХУТЕМАСе, Московском энергетическом институте, Всесоюзном электротехническом институте, Академии художественных наук, Академии общественных наук, Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, Институте психологии МГУ и т. д.

Характеризуя С. В. Кравкова как ученого, Б. М. Теплов подчеркивал, что Сергей Васильевич принадлежит к числу тех из них, которые, однажды определив область своих научных интересов, неуклонно идут по избранному пути. В результате и получается та исчерпывающая эрудиция в своей специальности и то мастерство экспериментатора, которые отличают С. В. Кравкова А8.

 

1.       Ашрафьян И. Б. Психологические и психофизиологические исследования С. В. Кравкова; Автореф. канд. дис. — М., 1973. — 26 с.

2.       Ашрафьян И. Б. Ранние психологические работы С. В. Кравкова. — В кн.: Экспериментальная психология и ее история. — М., 1973.

3.       Ашрафьян И. Б. Экспериментальные исследования С. В. Кравкова по цветовому зрению. — В кн.: Экспериментальная психология и ее история. М., 1973.

4.       Кравков С. В. Современные объективные течения в психологии и их значение. — Вестник знания, 1916, № 10, с. 572—578; № II, с. 626—633.

5.       Кравков С. В. Рефлекс цели И. Павлова и рефлекс как творческий акт С. И. Метальникова. — Психологическое обозрение, 1917, вып. 1, с. 153—160.

6.       Кравков С. В. Методы психологии,— Психологическое обозрение, 1918, вып. 1, т. 3—4, с. 558—564.

7.       Кравков С. В. О ходе затухания последовательного образа от раздражения белым светом. — Известия Физического института при Московском научном институте, 1920, т. 1, вып. 3, с. 123—128.

 

60

 

8.       Кравков С. В. Самонаблюдение. — Русский книжник. — М., 1922. — 176 с.

9.       Кравков С. В. Внушение (психология и педагогика внушения). — Русский книжник. — М., 1924. — 43 с.

10.    Кравков С. В. Очерк психологии. — М., 1925. — 182 с.

11.    Кравков С. В. Перевод, дополнение и предисловие к книге Э. Мангольда «Органы чувств человека». — М.; Л., 1925.— 191 с.

12.    Кравков С. В. О поглощении света в желтом пятне живого глаза. — Журнал прикладной физики, 1925, т. 2, вып. 1—2, с. 75— 84.

13.    Кравков С. В. Распределение яркости в спектре и ход темновой адаптации у лиц с врожденной полной цветовой слепотой. — Журнал прикладной физики, 1927, т. 4, вып. 2, с. 89—94.

14.    Кравков С. В. Об адаптации глаза к цветовым раздражителям.— Журнал прикладной физики, 1928, т. 5, вып. 2, с. 100—115.

15.    Кравков С. В. О кажущемся различии цветов дополнительных и цветов последовательного контраста. — Журнал прикладной физики, 1928, т. 5, вып. дополнительный, с. 115—124.

16.    Кравков С. В. К методике исследования ночного зрения. — Военно-санитарное дело, 1929, № 2, с. 82—82.

17.    Кравков С. В. Острота зрения одного глаза в зависимости от освещения другого. — Журнал прикладной физики, 1930, т. 7, вып. 4, с. 99—108.

18.    Кравков С. В. О влиянии побочных раздражителей на функции глаза. — В сб.: Зрительные ощущения и восприятия. — М; Л., 1936, с. 86—110.

19.    Кравков С. В. О слепящих действиях света. — В сб.: Зрительные ощущения и восприятия. — М; Л., 1936, с. 111—116.

20.    Кравков С. В. К анализу действия побочных раздражителей на зрение. — Проблемы физиологической оптики. 1944, № 2, с. 78—80.

21.    Кравков С. В. Глаз и его работа. 3-е изд. — М., 1945. — 355 с.

22.    Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. — М.; Л., 1948. — 128 с.

23.    Кравков С. В. Глаз и его работа. 4-е изд., 1950. —532 с.

24.    Кравков С. В. Цветовое зрение. — М., 1951.—176 с.

25.    Кравков С. В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. — М.; Л., 1946. — 71 с.

26.    Кравков С. В., Семеновская Е. Н., Богословский А. И. Влияние освещения одного глаза на световую и электрическую чувствительность другого. — В сб.: Зрительные ощущения и восприятия. М.; Л., 1935, с. 167—177.

27.    Петровский А. В. Развитие советской психологии. — В кн.: История психологии. М., 1966. — 565 с.

28.    Петровский А. В. История советской психологии. — М., 1967. — 368 с.

29.    Теплов Б. М. Взаимодействие одновременных ощущений. — В кн.: Зрительные ощущения и восприятия. М.; Л., 1935, с. 2—86.

30.    Челпанов Г. И. Отчет о деятельности Психологической семинарии за 1902—1906 годы. — Философские исследования, 1907, т. 1, вып. 4.— Киев, с. 21—32.

31.    Ярошевский М. Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века. — Душанбе, 1961. —435 с.

32.    Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1966. — 565 с.

 

Поступила в редакцию 16.IV.1982 г.



1 В этой лаборатории в те годы интересные исследования по зрительным ощущениям и восприятиям выполнял А. А. Смирнов. Он получил данные, подтверждающие факт константности восприятия величины объектов при перспективном их положении, зависимость степени константности от угла поворота объекта и дистанции наблюдения. Им были прослежены изменения в сравнительной оценке величины предметов в зависимости от их удаления друг от друга при разных дистанциях наблюдения.

2 Биографическая справка составлена на основании архивных данных. См.: Архив НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, ед. хр. № 23.

3 Архив АН СССР, ф. 1533, ед. хр. № 96.

4 Архив АН СССР, ф. 1533, ед. хр. № 67.

5 Архив АН СССР, ф. 1533, ед. хр. № 178.

6 Архив АН СССР, ф. 1533, ед. хр. № 198.

7 Архив НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, ед. хр. № 23.

8 Архив НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, ед. хр. № 23.