Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

160

 

УМЕТЬ ПОЗНАТЬ СЕБЯ

 

М. И. ТИХОНОВ, И. М. ПАРАМОНОВА

Ленинград

 

Коломинский Я. Л. Познай самого себя: (Психологические беседы со старшеклассниками). — Минск: Народная асвета, 1981. — 143 с.

 

В нашем обществе большое внимание уделяется нравственному воспитанию и самовоспитанию молодежи. Развитый интеллект, отношение к учебе, физическая сила, развитая воля и другие характеристики молодого человека имеют положительное значение для нашего общества только тогда, когда они соединены с коммунистической нравственностью. Но для того чтобы заниматься самовоспитанием, нужно, во-первых, знать самого себя и, во-вторых, знать, как воспитывать себя.

В рецензируемой работе автор в доступной для молодежи форме раскрывает сущность характера человека, его темперамент. Зная свой темперамент, можно научиться владеть собой, подавлять отрицательные качества и развивать положительные. Автор показывает, что молодой человек способен познать самого себя и управлять своими поступками, собственной личностью.

В книге широко используются письма самих старшеклассников, их раздумья о любви, дружбе, нравственности, отдельных чертах характера и т. д. И это «соавторство» делает книгу особенно привлекательной, доступной для молодежи. При чтении книги нередко ловишь себя на мысли о том, что и мы так когда-то рассуждали, как пишет сейчас молодая девушка или юноша. Автор использует эти письма как прием для создания доверительной атмосферы беседы с молодежью. У него это получилось оригинально, не стандартно.

Книга имеет два раздела. Первый называется «Внутренний мир личности», второй — «Я, мы, они». Уже в самом начале первого раздела автор раскрывает, что изучает психология, в чем сущность программы самопознания, движения от самопознания к самовоспитанию. К сожалению, в параграфе о самовоспитании недостаточно полно раскрывается механизм самовоспитания молодого человека. Правда, о самовоспитании личности автор говорит во всех разделах книги. Но цельного представления о самовоспитании в рецензируемой работе все же не дано. Да, видимо, автор и не ставил перед собой специально этой проблемы.

К сожалению, тема самовоспитания не находит должного отражения и в других книгах по воспитанию. Поэтому крайне желательно, чтобы советские философы, педагоги, психологи попытались восполнить этот пробел. Наша молодежь остро нуждается в теоретических разработках и практических советах, касающихся самовоспитания личности.

Рецензируемая книга написана на высоком научном уровне. Ее с удовольствием прочтут не только старшеклассники, но и взрослые. В ней можно найти ответы на многие вопросы воспитания молодежи. Книга не оставляет человека равнодушным к затронутым в ней вопросам. Она заставляет молодых людей действовать, вырабатывать активную жизненную позицию, быть высоконравственными, полезными обществу.

 

ИЗ ФОНДОВ МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

В. В. МИРОНЕНКО

Симферополь

 

Хрестоматия по истории психологии: Период

открытого кризиса (начало 10-х годов —

середина 30-х годов XX в.) / Под ред.

П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.:

Изд-во МГУ, 1980. — 296 с.

 

На книжных полках каждого, кого волнуют судьбы психологии, почетное место заняла «Хрестоматия по истории психологии».

Прежде всего хочется отметить одну положительную тенденцию — увеличение выпускаемых в свет хрестоматий по психологии (Хрестоматии по отдельным психическим процессам в издании Московского университета, трехтомная Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии под ред. И. И. Ильясова и В. Я. Ляудис, Хрестоматия по психологии под ред. В. В. Мироненко, А. В. Петровского и др.). При большом количестве публикаций по психологии (в том числе и зарубежных), их малом тираже и возрастающей потребности создать целостное представление о движении психологической науки хрестоматии делают доброе дело.

Кроме того, каждая хрестоматия входит составной частью в систему дидактических пособий по психологии. Это особенно ценно для преподавателей психологии прежде всего периферийных вузов, для учащихся, да и всех, кто интересуется проблемами психологии.

 

161

 

В рецензируемой хрестоматии впервые после 20-х гг. публикуются работы известных зарубежных психологов: Дж. Уотсона, Э. Толмена, М. Вертгеймера, В. Келера, К. Левина, З. Фрейда, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, В. Дильтея, Э. Шпрангера.

Сегодня читатель, прежде всего учащийся сможет уже по подлинным текстам не просто ознакомиться с концепциями крупнейших представителей западной психологии, их стилем мышления, но и увидеть трагизм их методологической несостоятельности и обреченность поисков, которым они посвятили всю свою творческую жизнь.

Трудности, которые пришлось преодолеть составителям книги, очевидны для каждого, кто знаком с огромным количеством публикаций периода 10—30-х гг.

Хрестоматия акцентирует внимание на пяти теоретических ориентациях: бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе, французской социологической школе и «понимающей» психологии.

В марксистской философии, социологии и психологии много сказано о своеобразии этих направлений, их методологических просчетах, влиянии на исследование конкретных проблем психической регуляции поведения. Составители подобрали именно те произведения, которые наиболее ярко отражают идеи и модели, собственно и обусловившие кризисные явления буржуазной психологии.

Каждому, очевидно, известны основные принципы этих направлений. П. Я. Гальперин и А. Н. Ждан представили тексты таким образом, чтобы показать бихевиористскую трактовку научения, особенности когнитивных структур гештальтпсихологии, левиновскую теорию поля, фрейдистскую схему отношения бессознательного к осознаваемому в психическом строе индивидов, идеи французской социологической школы о первично социальной природе человеческой психики и описательной психологии, рассматривавшей сознание человека в отрыве от его реальной практической деятельности.

Несмотря на то что в хрестоматию включены направления разных фронтов психологических исследований, все же создается хорошая возможность представить общую картину периода так называемого открытого кризиса западной психологии. Действительно, при отсутствии общепризнанной системы науки, крайнем разнообразии течений, принципиальных различиях между отдельными психологическими школами, заявляющими вместе с тем о себе как о новых общепсихологических теориях, трудно говорить о том общем, что объединяет эти столь многоплановые и противоположные направления. Все они ставили своей задачей преодолеть кризис, и ни одно из них не было в состоянии свершить этого, так как методология, на которой они основывались, не позволила им освободиться от старого догматического понимания сознания. Все эти направления стремились преобразовать понятие сознания, пробиться к его научному пониманию, но ни в теоретическом, ни в экспериментальном плане сделать этого они не смогли, так как, борясь против интроспекционизма, по сути пытались перестроить психологию на базе старых представлений о психике и сознании.

Безусловно, хрестоматия интересна прежде всего как исторический документ, но, пожалуй, в еще большей мере ее значение в том, что она позволяет увидеть и успехи психологической науки, и — главное — те коренные просчеты теоретических основ буржуазной психологии, которые и привели ее к кризису и не позволили выйти из него.

Ценность рецензируемой книги не только в том, что в ней представлена довольно полная панорама расстановки главных сил периода открытого кризиса зарубежной психологии. Хрестоматия имеет не только просветительскую значимость, что очень важно, поскольку книга знакомит с большим количеством научных фактов и гипотез.

Велико и практическое значение хрестоматии, так как она обогащает знаниями о факторах, с которыми надо сообразовываться в повседневной практике исследований, она требует оглянуться на прошлый опыт, полный драматических коллизий, вновь в свете «большой науки» оценить и критически этот опыт пересмотреть.

Обращение к историческому опыту науки лишний раз убеждает нас в том, что марксистский подход к психологическим явлениям отнюдь не является еще одной теоретической ориентацией среди многих современных исследований человека, а является принципиально новым социальным и идеологическим основанием для определения стратегии совершенно новых концепций. Действительное преимущество марксистской методологии в том и состоит, что она открывает богатейшие перспективы конкретно-научного изучения социального поведения человека.

Наконец, характеризуя издание, следует сказать добрые слова в адрес лаконичного, но полного взволнованности за судьбы психологии введения, написанного П. Я. Гальпериным, и четкой общей характеристики состояния зарубежной психологии, данной А. Н. Ждан. Надеемся, что П. Я. Гальперин и А. Н. Ждан по образцу этой книги продолжат работу по составлению хрестоматии дальнейших периодов истории зарубежной психологии и что большим будет тираж последующих выпусков.