Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

ЭКОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Bronfenbrenner U. The ecology of human development. — Cambridge, Massachusetts & London: Harvard University Press, 1979. — xv + 330 p.

 

Рецензируемая книга принадлежит перу известного американского психолога, профессора Корнелльского университета У. Бронфенбреннера. Основные работы Бронфенбреннера посвящены проблемам психологии развития. Одна из них «Два мира детства» переведена на русский язык (1976).

В рецензируемой книге автор намечает теоретическую перспективу для исследования развития человека. Он предлагает неортодоксальное понимание развития как изменения способов человека воспринимать окружающую его экологическую среду и взаимодействовать с ней. Акцент при этом делается не на традиционно выделяемых психологических процессах и свойствах (восприятии, мышлении, мотивации и т. д.), а на их содержании: что воспринимается, чего человек хочет или чего опасается, о чем думает, что интериоризируется и т. д.; учитывается также то, как психические процессы изменяются под влиянием взаимодействия человека со средой.

Предлагаемое автором понимание экологической среды и влияния ее на человека также нетрадиционно. Экологическая среда представлена в книге как иерархия уровней. Наиболее близкое окружение человека — его семья, школа, объекты и люди, с которыми он взаимодействует, а также взаимосвязи людей в этом его непосредственном окружении образуют микроуровень экологической среды. Второй уровень (мезосистемный) включает взаимосвязи различных мест, каждое из которых является непосредственным окружением индивида. Уровень экзосистем охватывает события, происходящие вне его непосредственного окружения (например, особенности и условия работы родителей). Наконец, организация и тип социальных институтов, характерные для данной культуры, рассматриваются как макросистема.

Структура и содержание микро-, мезо- и экзосистем сильно различаются в разных культурах и даже в субкультурах, что не может не сказываться на особенностях развития. Данная книга является попыткой наметить основные контуры экологически ориентированной теоретической модели, учитывающей разнообразные воздействия на развитие человека.

В первой главе намечаются основные перспективы экологического подхода в психологии и определяется место экологии развития среди других дисциплин, изучающих человека.

Во второй главе книги даются определения основных понятий экологии развития (микро-, мезо-, экзо- и макросистем, экологического перемещения, процесса развития человека, экологической валидности, экологического эксперимента и ряда других). Краткая теоретическая предпосылка к главе включает в себя ссылки на некоторые положения теории К. Левина (в частности, на понимание им поведения как функции взаимодействия индивида и среды), а также обсуждение экспериментального метода для целей психологии развития. Наибольший интерес в данной главе представляет собой часть, связанная с анализом экологической валидности.

Вторая часть книги (главы 3—5) посвящена анализу элементов микросистемы. Следует отметить, что, хотя в теоретической литературе по возрастной психологии диадические отношения часто рассматриваются как взаимообусловленные, при применении традиционного лабораторного эксперимента в центре рассмотрения оказывается лишь один член пары. Акцент же автора на диаде, а не на отдельных ее членах более точно отвечает динамической картине, соответствующей реальному процессу развития. В книге рассматриваются и более широкие межличностные системы — триады, тетрады и т. д.

Серьезное воздействие на развитие индивида оказывает также не только сама экологическая среда, но и так называемое экологическое перемещение — изменение непосредственного окружения индивида (например, при поступлении в школу и т. п.), которое неизбежно влечет за собой изменение ролей индивида и экспектаций, связанных с этими ролями.

Для иллюстрации высказываемых положений Бронфенбреннер критически анализирует большой экспериментальный материал, в частности работы последних лет Е. М. Хетерингтон с коллегами, работы Р. С. Зимбардо, С. Милгрэма, М. Шерифа и многих других.

В третьей части книги (главы 6—8) рассматривается эффект совместного функционирования элементов микросистем. Здесь представлен значительный материал, позволяющий сопоставить лабораторию как вид экологического контекста с разнообразными естественными условиями. Анализируя лабораторный эксперимент, Бронфенбреннер демонстрирует сферы, в которых изучение развития человека в лабораторных условиях не реализует свои преимущества и, теряя экологическую валидность, вносит в получаемые результаты разные по степени и направлению искажения.

Для анализа мезо-, экзо- и макросистем и их роли в развитии человека (главы 6—8) автор привлекает межкультурный материал. В этой  части книги наиболее остро чувствуется существующая в возрастной психологии неравномерность и теоретическая неравноценность имеющегося в настоящее время анализа различных возрастов. Работы экологически ориентированных исследователей, занимающихся процессами развития, в основном охватывают периоды онтогенеза от младенчества до школьного возраста. Исследований же, соответствующих экзосистемному уровню анализа взрослого или юношеского возраста, почти нет. В качестве примеров больших исследований, учитывающих как макросистемный, так и нижележащие уровни, приводятся межкультурное исследование, проведенное А. Р. Лурией в начале 30-х гг. в Средней Азии, и работа Элдер, проделанная по данным Окландского лонгитюдного исследования, ведущегося Калифорнийским

 

155

 

институтом развития человека (Elder G. H. Historical change in life pattern and personality. — In: Baltes P., Brim O. (eds.) Lifespan development and behavior. V. 2. N. Y.: Academic Press, 1979).

В книге неоднократно делаются ссылки на теоретические и экспериментальные исследования советских ученых, а сам автор в предисловии признает большое влияние, которое оказала советская психология на выработку его концепции. Монография содержит исключительно большой и полезный, но мало знакомый советским психологам экспериментальный материал.

 

М. С. Егорова

Москва