Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

141

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ПРИБОРА

НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ

 

К. А. САБИТОВ

 

Одной из серьезных трудностей в исследовательской и преподавательской работе по психологии является недостаток соответствующей экспериментальной и демонстрационной аппаратуры. А. Н. Леонтьев отмечал, что «успешное решение больших задач, стоящих перед нейрофизиологией, экспериментальной и особенно инженерной психологией, во многом зависит от создания и применения новых радиоэлектронных приборов как для проведения лабораторного эксперимента, так и для обследования практической деятельности человека [I; 4]. Однако психологическая наука не смогла обогатиться широким ассортиментом экспериментальной, и в особенности демонстрационной аппаратуры. По-видимому, и эта причина является виной тому, что даже в специальной литература по лабораторным и практическим занятиям по психологии при организации практических работ студентов делается акцент либо преимущественно на безаппаратурные методы [2], либо на медицинскую аппаратуру, либо на уникальную технику, принадлежащую специальным экспериментальным лабораториям [3|. Из-за отсутствия специальной демонстрационной техники трудно поддается раскрытию в полном объеме только посредством слова, речи ряд аспектов человеческой психики. Особенно это относится к преподаванию таких разделов психологии, которые связаны с изложением закономерностей функционирования психических процессов познавательного плана: восприятие, память и т. д. Дефицит экспериментальной и демонстрационной аппаратуры особенно остро стал ощущаться в связи с началом широкого внедрения в учебный процесс лабораторно-практических занятий и практикумов. Актуальность проблемы, связанной с техническим оснащением процесса преподавания психологии, не снимается и при организации лекций. По-видимому, можно констатировать, что практическое отсутствие специальной психологической аппаратуры не позволяет в ряде случаев обеспечить преподавателю реализацию в полном объеме таких ведущих принципов дидактики, как принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, прочности и т. п. Такое состояние проблемы заставляет преподавателей искать рациональные пути их решения.

В Ульяновском филиале Куйбышевского планового института ведутся работы по созданию технических средств, позволяющих существенно облегчить процесс усвоения знаний студентами, а также обеспечивающих им освоение навыков организации психологических исследований для удовлетворения различных нужд производства ([4 — 6] и др.). При этом основной акцент делается на создание такой аппаратуры, которая обеспечивала бы получение самими учащимися экспериментальных данных, позволяющих количественно или качественно (или одновременно по двум показателям) охарактеризовать конкретные проявления

 

142

 

человеческой психики: Разработка аппаратуры и методов работы с нею велась так, чтобы, во-первых, обеспечить участие студента на разных этапах урока и в роли испытуемого, и в роли экспериментатора; во-вторых, чтобы в качестве предмета исследования выступали собственные психические процессы участников экспериментов. Указанные особенности организации занятий, по нашему мнению, имеют важные дидактические последствия. Так, исследование студентами особенностей функционирования собственных психических процессов существенно повышает интерес к занятиям, позволяет сознательно относиться к ним, проявлять большую активность.

Ниже в качестве примера приводится описание устройства, принцип действия и некоторые возможности применения на занятиях прибора, позволяющего исследовать особенности протекания ряда психических и физиологических процессов в организме человека.

Прибор представляет собой переносной аппарат настольного типа. Его технический рисунок дан на рис. 1, а электрическая принципиальная схема представлена на рис. 2.

Тестовый материал наносится графическим способом на бумажную ленту (6) и предъявляется через экспозиционное окно (4), размещенное на передней панели прибора. Бумажная лента наматывается на катушку (5), прикрепленную к корпусу прибора. Для дистанционного управления прибор снабжен выносным пультом управления (9). В качестве лентопротяжного механизма (2) применяется электродвигатель типа СД-60, дающий один оборот в секунду. Высокая стабильность работы электродвигателя обеспечивает равномерное протягивание ленты через экспозиционное окно. Скорость прохождения ленты через экспозиционное окно определяется диаметром втулки (1), устанавливаемой на оси электродвигателя.

Рассмотрим некоторые особенности применения прибора для демонстрации опытов по изучению мнемических процессов.

1. Измерение объема непосредственной памяти при принудительном темпе предъявления материала.

На бумажную ленту наносится подлежащий предъявлению материал (слова, символы и т. п.). При включении прибора лента протягивается через открытое экспозиционное окно. После предъявления ряда учащийся воспроизводит запомнившийся материал.

 

 

Рис.1. Технический рисунок прибора (пояснения в тексте)

 

 

Рис. 2 Электрическая принципиальная схема прибора:

БЛ — бумажная лента; ВПУ — выносной пульт управления

 

Перед началом демонстрационных опытов учащийся получает следующую инструкцию: «Вам будет предъявлен для запоминания ряд слов (фигур). Вы должны внимательно смотреть в окно прибора и запомнить слова (фигуры), которые будут предъявлены друг за другом с небольшим интервалом. После окончания предъявления ряда вы воспроизводите (рисуете) все запомнившиеся слова (фигуры) Порядок воспроизведения свободный. Постарайтесь запомнить как можно больше слов (фигур).

2. Измерение объема непосредственной памяти при индивидуально-адаптированном темпе предъявления материала.

Индивидуально-адаптированным темпом предъявления материала нами назван такой его темп, когда представляется возможность испытуемому самому, исходя из особенностей предъявляемого материала, выбирать оптимальную (с его точки зрения) длительность экспозиции каждого члена ряда и паузы между ними.

Подготовка аппаратуры. В данном режиме работы прибора на время смены кадров экспозиционное окно закрывается при помощи шторки (3). При нажатии на кнопку (7) (на рис. 2 — S3) выносного пульта управления шторка открывается, при отпускании — шторка закрывается. Кнопка (8) пульта управления (на рис. 2 — S5) служит для пуска лентопротяжного механизма прибора. С целью обеспечения автоматической остановки бумажной ленты после смены кадра перед соответствующим членом ряда наносится отверстие, обеспечивающее замыкание контактов управляющего реле К1.

Инструкция, предъявляемая испытуемому в эти» опытах, имеет следующее содержание:

 

143

 

«Вам будет предъявлен для запоминания ряд слов (фигур). Смотрите в окно прибора и нажмите на кнопку выносного пульта управления. При этом откроется окошко и вы увидите первый член ряда. Запомните его и отпустите кнопку. При последующем нажатии на эту В кнопку в окошке вы увидите следующий член ряда. Будете запоминать слова (фигуры) до появления в окошке красной точки. Время запоминания не ограничено. Можете длительность экспозиции каждого члена ряда и паузы между ними выбирать такие, какие, по вашему мнению, являются наилучшими. Постарайтесь запомнить как можно больше слов (фигур). Порядок воспроизведения свободный». Полученные в опытах экспериментальные данные интерпретируются вместе с учащимися в контексте вопросов, включенных в план занятия.

Заметим, что возможности применения прибора для демонстрационных опытов достаточно широки. Например, путем подбора соответствующего тестового материала можно поставить эксперименты по измерению времени, затрачиваемого человеком на установление последовательности событий, образования аналогий, выделение существенных признаков и т. п.

При исследовании физиологических процессов прибор обеспечивает организацию опытов, связанных с формированием некоторых навыков человека, динамикой утомления и т. п.

В качестве примера рассмотрим применение прибора для демонстрации динамики утомления при выполнении человеком простых действий, например нажатия на кнопку пульта управления. Для данного вида работы в прибор заправляется чистая бумажная лента. Переводом тумблера S4 (см. рис. 2) в положение «2» кнопка S3 выносного пульта управления соединяется с электромагнитом К3 регистрирующего устройства (10) (см. рис. I). При нажатии на кнопку срабатывает регистрирующее устройство и прижимает перо к бумажной ленте. При отпускании кнопки запись прекращается. При повторном нажатии и отпускании кнопки цикл регистрации действий человека повторяется. Таким образом, на ленту наносится информация, характеризующая динамику работоспособности человека (вхождение в работу, период наивысшей производительности и время наступления утомления).

По записям на ленте определяется индивидуальный стиль деятельности человека и ее отличие от аналогичных параметров деятельности других людей.

При введении небольших дополнений в методику при помощи прибора можно проводить ряд исследований, связанных с временем движения (например, исследование влияния амплитуды движения руки на утомление, влияние позы на скорость движения и т. п.).

Учитывая возможность применения прибора в области психологии и физиологии труда, он рекомендован для внедрения в подразделениях научной организации труда в качестве экспериментальной аппаратуры [6].

 

1.       Боксер О. Я., Клевцов М. И. Радиоэлектронная аппаратура для временного анализа рефлексов. — М.; Л., 1964. — 4 с.

2.       Практические занятия по психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. проф. А. В. Петровского. Сост. Н. Б. Беркин и С. Ф. Спичак. — М., 1972. — 167 с.

3.       Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., 1972. —248 с.

4.       Сабитов К. А. Прибор для измерения объема памяти — мнемометр. — Информационный листок № 99—77, 1977. — 4 с.

5.       Сабитов К. А. Прибор для измерения скорости опознания графической информации. — Информационный листок № 115—77, 1977.— 4 с.

6.       Сабитов К. А. Прибор для исследования динамики психофизиологических процессов. — Информационный листок № 148—80, 1980. — 4 с.

 

Поступила в редакцию 23.XI.1981 г.