Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

115

 

ОНТОГЕНЕЗ СИНДРОМА

СИЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ОТНОШЕНИЮ

К ВОЗБУЖДЕНИЮ

 

Н. Ф. ШЛЯХТА, А. А. БОЛБОЧАНУ

 

Экспериментальные работы, в которых проблема формирования свойств решается в онтогенетическом аспекте, проведены как на человеке так и на животных ([14], [15], [17], |23,] [25]). Полученные в них данные свидетельствуют о возрастной динамике свойств и их межиндивидуальной вариабельности. В ряде исследований выявлен период неустойчивости, изменчивости свойств нервных процессов на ранних стадиях развития и их стабилизация на более поздних этапах онтогенеза, что связано с возрастными изменениями нервной системы и эволюцией уровня корковой возбудимости ([17], [23], [26]).

Анализ исследований, проведенных на человеке, показывает, что нервную систему в раннем онтогенезе отличает сравнительная слабость и очень высокая возбудимость, затем происходит снижение процесса возбуждения и повышение предела работоспособности и возрастает межиндивидуальная вариабельность ([11], [13], [20], [27]). Выявлены периоды оптимального развития силы по отношению к возбуждению, обусловленные определенными этапами в развитии нервной и эндокринной систем, и показаны некоторые половые различия в проявлении этого параметра ([2[, [8], (21]).

Но в большинстве упомянутых работ исследовались отдельные показатели свойства силы в процессе онтогенетического развития, а не его синдром — корреляционное соотношение совокупности проявлений. Между тем динаминка корреляционных соотношений является существенным показателем возрастных изменений нейродинамических свойств ([1], [8], 19]).

Примером изучения корреляционной и факторной структуры свойств нервной системы является исследование уровня динамичности процесса возбуждения у детей и подростков при помощи электроэнцефалографической методики. Полученные данные показали, что на разных возрастных этапах могут изменяться лишь абсолютные величины отдельных ЭЭГ-показателей, относящихся к данному параметру, при относительной стабильности их соотношений — синдрома свойства; хотя с возрастом количеств корреляционных зависимостей увеличивается и синдром свойства обогащается ([3], 1181, [28]).

Целью настоящей работы явилось сопоставление корреляционных связей и факторной структуры показателей, входящих в синдром силы нервной системы у детей 9—10, 14—16 нет и взрослых 18—25 лет.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

I. Электроэнцефалографический вариант угашения с подкреплением условного рефлекса, разработанный В. Д. Небылицыным [16]. Этот экспериментальный прием основан на том, что сила нервной системы характеризуется прежде всего пределом работоспособности нервных клеток, т. е. их способностью выдерживать длительное и концентрированное возбуждение, не переходя в состояние запредельного торможения. По данной методике получены следующие показатели для ориентировочной реакции (ОР) на звук: скорость угашения, величины латентных периодов и длительности депрессий на первый звук и их средние величины; средние латентные периоды и средние длительности условной депрессии альфа-ритма (УР), количество сочетаний до угашения с подкреплением условной реакции и процент сохранения ее. Два последних являются референтными показателями силы нервной системы относительно возбуждения.

2. Реакция перестройки мозговой ритмики. Во многих работах реакция навязывания ритма на низкие частоты световой стимуляции коррелирует с силой нервной системы по отношению к возбуждению, а реакция на высокие частоты — с лабильностью нервной системы. Смысл этих зависимостей следующий: лицам с более слабой нервной системой соответствует лучший эффект навязывания низких частот световой стимуляции, более лабильным соответствует лучший эффект навязывания быстрых ритмов ([4], [5], [16]). До начала регистрации реакции навязывания производилась запись ЭЭГ-покоя в течение 3—5 мин. В результате получены следующие показатели: суммарные энергии и частоты дельта-, тэта-, альфа-, бета-1 и бета-2-ритмов в ЭЭГ-покоя, индексы реакции перестройки мозговой ритмики на частоты 4, 5, 6, 18, 25, 30 имп/с. Мы пользовались несколькими способами обработки этой реакции: «суммарным», «относительным», «чистым эффектом», «частотным». Подробное описание этих способов обработки дано ранее [30].

3. Двигательная методика, разработанная также В. Д. Небылицыным [14]. Она основана на существующей обратной связи силы нервной системы и чувствительности, вследствие которой при равной физической интенсивности стимула его физиологическая сила окажется для лиц со слабой и сильной нервной системами неодинаковой: большей — для первых и меньшей — для вторых. В сенсомоторных реакциях это приводит к тому, что соблюдение «закона силы» оказывается во втором случае более выраженным, а прямая, изображающая время реакции как функцию интенсивности стимула,— более крутой. Мы получили, применяя эту методику, следующие показатели: время реакции на стимулы минимальной и максимальной интенсивности, коэффициент b, характеризующий крутизну наклона

 

116

 

прямой. Более подробное описание всей методической стороны работы и самого хода экспериментов даны нами ранее [29].

Таким образом, набор полученных индексов включал показатели силы, лабильности, динамичности и активированности нервной системы. К силе нервной системы относятся следующие показатели: скорость угашения с подкреплением УР, процент сохранения УР, коэффициент b, время реакции на минимальный стимул, индексы реакции перестройки мозговой ритмики на низкие частоты световой стимуляции; суммарные энергии медленных ритмов ЭЭГ. К лабильности нервной системы относятся индексы реакции перестройки на высокие частоты световой стимуляции, суммарные энергии быстрых ритмов ЭЭГ. К динамичности — скорость угашения ОР, величина первой и средней ОР. Показателями активированности служили суммарная энергия и частота альфа-ритма, альфа-индекс. Все эти показатели введены в матрицу интеркорреляций и в последующий факторный анализ. Однако специальному анализу в данной статье будет подвергнут только синдром силы, показатели остальных свойств будут обсуждаться лишь постольку, поскольку их наличие позволяет констатировать существование отдельного от них особого фактора силы нервной системы.

Процедура угашения с подкреплением может быть проведена только у лиц с хорошо выраженным альфа-ритмом, и соответственно корреляционный и факторный анализ синдрома изучаемого свойства имеется лишь для данных этих лиц. В исследовании участвовали 34 девочки 9—10 лет, 47 подростков 14— 16 лет и 44 человека взрослых 18—25 лет, последние две группы — близнецы обоих полов1.

Хотя, по данным некоторых исследователей, темп созревания физиологических функций у близнецов несколько запаздывает по сравнению с одиночнорожденными детьми, к подростковому возрасту близнецы почти не отличаются от одиночнорожденных, максимум различий приходится на младший школьный возраст. Это дает основания использовать близнецовые группы как возрастные [12].

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

Эксперименты по угашению с подкреплением были проведены у 34 детей 9—10 лет, из них ЭЭГ-рефлекс выработался только у 22, что составляет 65% от общего числа испытуемых. Из 47 подростков 14—16 лет УР был выработан у 44, что соответствует 93,6%, у взрослых УР был выработан у 100% испытуемых.

Начальным этапом выработки условной ЭЭГ-реакции было угашение ОР на звук. В связи с этим необходимо отметить слабую выраженность реакции десинхронизации альфа-ритма на звуковую стимуляцию и порой ее полное отсутствие у детей 9—10 лет. Четкая реакция при подаче звука была зарегистрирована у 68% детей, у 32% — десинхронизация на звуковое предъявление отсутствовала, у подростков хорошо выраженная ориентировочная реакция была зафиксирована 88,6% всех испытуемых, у взрослых в 95,4% случаев, что подтверждается и литературными данными [24].

Для решения поставленной в работе задач были сопоставлены таблицы интеркорреляци (в данной статье не приводятся) показателей, полученных по трем методикам у детей подростков, подростков и взрослых. Причем для оценки происходящих в онтогенезе изменений корреляционных взаимосвязей параметров ЭЭГ мы учитывали как значимые, так незначимые связи, а для оценки становления синдрома свойства силы нервной системы анализировали лишь статистически надежны корреляции. Анализ таблиц интеркорреляци показал, что структура корреляционных связей различных показателей биоэлектрической активности у детей 9—10 лет и подростков 14—16 лет в целом одна и та же. Общее число совпадающих по знаку коэффициентов корреляций у детей и подростков составляет 72,8%, из них 6,1% приходится на статистически значимые связи, 66,7% — на корреляции, не достигшие уровня значимости (всего сравнивалось 666 коэффициентов). Таким образом, отсутствие прямолинейных связей между одними и теми же показателями в двух возрастных группах, а также выделение достаточно большого числа (41 коэффициент одинаковых статистически значимых корреляций можно считать надежно воспроизводимым результатом.

Однако у подростков, по сравнению с десятилетними детьми, резко возрастает общее количество статистически значимых корреляционных зависимостей как между показателями полученными в пределах одной методики, так и между индексами всех использованных методик (у 10-летних — 48, у подростков — 133). Из общего числа выявленных интеркорреляций максимум статистически значимых связей, оказавшихся одинаковыми в обеих возрастных группах, приходится на энергетические параметры ЭЭГ-покоя, характеристики ОР и индексы реакции навязывания ритма Наименьшее число общих коэффициентов корреляций в двух возрастных группах испытуемых приходится на связи суммарных энергий фоновой ЭЭГ с индексами навязывания ритмов световой стимуляции, на индексы частот всех выделяемых ритмов с остальными показателями, а также на зависимости между показателями усвоения ритмов, полученными всеми способами обработки.

Наибольшие различия в структуре корреляционных соотношений обеих групп приходятся на взаимные связи индексов ОР и УР, а также на корреляционные зависимости этих параметров с суммарными энергиями фоновой ЭЭГ.

В обеих возрастных группах обнаруживаются аналогичные корреляции между некоторыми показателями, входящими в синдром силы нервной системы по отношению к возбуждению. Это положительные связи скорости угашения УР с индексом его сохранности у младших r = 0,87; у старших r = 0,61 р < 0,01) и коэффициента b с временем реакции на звуковой раздражитель минимальной интенсивности (у младших r = 0,69; у старших r = 0,65,

 

117

 

р<0,01). Индекс усвоения ритма световой стимуляции 6 имп/с, полученный при «относительном» способе обработки, отрицательно коррелирует с коэффициентом наклона кривой b (у младших r = —0,48; у подростков r =—0,32, р < 0,05).

Анализ таблиц интеркорреляций у подростков и взрослых (сравнивалось 34 показателя, всего 561 корреляция) привел нас к выводу о их принципиальном сходстве. Общее число совпадающих по знаку коэффициентов корреляций составляет 72%, из них 10,2% приходится на статистически значимые связи (57 коэффициентов) и 61,8% на корреляции, не достигшие уровня значимости. Заметим, что общее количество корреляционных зависимостей у взрослых несколько уменьшилось по сравнению с подростками (112 коэффициентов у  взрослых и 146 — у подростков). Наибольшее количество статистически значимых связей, как и при сравнении детей и подростков, приходится на энергетические индексы ЭЭГ-покоя, характеристики УР и индексы реакции навязывания ритмов при «суммарном» способе обработки. Наименьшее число общих значимых коэффициентов корреляций приходится на связи индексов ОР, частот ЭЭГ-покоя и индексов реакции перестройки мозговой ритмики, полученных с помощью «относительного» способа обработки со всеми показателями.

Остановимся особо на связях между индексами свойств нервной системы. Как уже отмечалось, в трех возрастных группах имеется высокая корреляция между двумя референтными показателями силы нервной системы: количеством сочетаний до угашения условного ЭЭГ-рефлекса и процентом сохранности его. Эти показатели связаны положительными зависимостями с величиной условной блокады альфа-ритма и ее последействием и со средней депрессией альфа-ритма в ходе угашения. Имеются корреляции между индексами низких частот световой стимуляции, полученными двумя способами обработки, но в матрице интеркорреляции взрослых испытуемых отсутствуют связи между индексами силы нервной системы, полученными с помощью угашения с подкреплением и реакции перестройки мозговой ритмики. У подростков имелся отрицательный коэффициент корреляции между скоростью угашения условного ЭЭГ-рефлекса и индексом навязывания 4 имп/с (r = —0,351, р < 0,05), а также между коэффициентом наклона прямой b — показателем силы нервной системы, полученным с помощью двигательной методики, и индексом навязывания 6 имп/с при «относительном» способе обработки этой реакции (r =—0,324, р<0,05). Мы не проводили эксперименты по двигательной методике со всеми взрослыми испытуемыми и располагали данными 23 человек. По их результатам и было сделано сопоставление между индексами навязывания и показателями двигательной методики. Статистически значимых связей для данной выборки не оказалось, имелась тенденция к связи (r =—0,364, р < 0,10) между коэффициентом b и индексом навязывания 6 нмп/с.

Отсутствие связей между индексами, полученными по двум ЭЭГ-методикам во всех трех возрастах, сделало целесообразным факторизацию материала отдельно для показателей каждой из них.

В табл. 1 представлены результаты факторизации матриц интеркорреляций для показателей, полученных в ходе угашения с подкреплением условного ЭЭГ-рефлекса.

При факторизации параметров УР у младших школьников и взрослых получено три значимых фактора, выделенных по критерию Фрахтера (произведение максимальных весов должно быть вдвое больше 1/√n, где n — число испытуемых), у подростков — два. Необходимо отметить, что у детей и взрослых произошло более четкое, чем у подростков, разделение параметров ОР, УР и индексов фоновой ЭЭГ. Предпосылка для такого разделения имелась уже в таблице интеркорреляций.

Рассмотрим более подробно только состав факторов, интерпретированных как «сила нервной системы». В этот фактор (В) у младших детей (см. табл. 1) вошли следующие показатели: количество сочетаний до угашения УР, индекс сохранности УР и средняя условная депрессия альфа-ритма, суммарные энергии тэта- и альфа-ритмов, альфа-индекс. У подростков в фактор «силы» (Б) вошли средняя депрессия альфа-ритма в ходе угашения с подкреплением, скорость угашения и индекс сохранности УР, средняя условная депрессия альфа-ритма и ее последействие, латентный период ОР. Таким образом, у детей 9—10 лет в фактор «силы нервной системы» входят в основном те же показатели, что и у подростков. У взрослых в фактор «силы» (А) с наибольшими факторными весами вошли следующие показатели: количество сочетаний до полного угашения условной блокады альфа-ритма, индекс сохранности реакции в двух вариантах, длительность средней депрессии альфа-ритма в ходе процесса угашения с подкреплением, средняя условная депрессия альфа-ритма и последействие ее, скорость угашения ориентировочной реакции на звук.

Объединение индексов ОР и фоновых данных у подростков в единый фактор может быть объяснено большим количеством связей в целом, а также связей между показателями реактивной и фоновой ЭЭГ. Состав факторов «силы» почти аналогичен в трех возрастных группах. Согласно полученным данным, большему количеству сочетаний до полного угашения условной реакции альфа-ритма соответствует больший процент сохранности условного рефлекса, большая средняя блокада альфа-ритма.

В результате факторного анализа показателей усвоения ритмов световой стимуляции получено: у детей — 3 значимых, у подростков и взрослых — 2 значимых фактора. Они даны соответственно в табл. 2. В младшей группе в отдельный фактор (В) вошли индексы усвоения высоких частот световой стимуляции, что обусловлено их независимостью от параметров суммарных энергий в фоне, являющейся особенностью данного возраста.

В состав факторов, интерпретированных как «сила нервной системы», у детей 9—10 лет (фактор А), у подростков (фактор Б) и у взрослых (фактор А) вошли некоторые общие показатели: индексы реакции перестройки мозговой ритмики на низкие частоты световой

 

118

 

Таблица

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ

ПРОЦЕДУРЫ УГАШЕНИЯ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ УР*

 

 

стимуляции их противоположным знаком суммарная энергия тэта- и дельта-ритмов ЭЭГ-покоя. Факторы В у детей, А — у подростков, Б — у взрослых интерпретированы нами как лабильность нервной системы.

Анализ полученного материала показал, что структура корреляционных отношений изучаемых показателей мозговой нейродинамики у детей 9—10 лет, подростков и взрослых в целом одинакова и, следовательно, складывается уже к 9—10 годам. Сравнение средних абсолютных значений и их статистическая оценка в изучаемых возрастных группах говорят о происходящих еще возрастных изменениях, которые касаются в основном индексов ОР, УР, реакции навязывания ритмов, некоторых показателей фоновой ЭЭГ. Мы не имеем возможности останавливаться подробно на этом материале, заметим, что выявленные нами возрастные различия прежде всего отражают общую тенденцию развития электрокорковой активности онтогенеза. Возрастные различия касаются в основном динамики становления дискретных характеристик фоновой и реактивной ЭЭГ, но имеющиеся изменения абсолютных значений не влияют на их корреляционные соотношения, которые у детей, подростков и взрослых остаются принципиально одними и теми же. В подростковом возрасте, однако, наблюдается некоторая особенность: увеличение общего числа взаимосвязанных показателей по сравнению как с детьми, так и со взрослыми. Этот факт уже отмечался в литературе [7], [28]. Заметим, что исследуемые показатели свойств нервной системы в этих работах, так же как и в нашей, были получены в основном по ЭЭГ-методикам. Увеличение общего количества взаимосвязанных показателей в пределах ЭЭГ не противоречит отмечающимся в подростковом возрасте диссоциациям между различными физиологическими системами организма. В работе Е. П. Гусевой он объясняется общей реактивностью и активированностью, присущей данному возрасту, что ведет к тесным связям между различными биоэлектрическими показателями.

Остановимся несколько подробнее на анализе полученного материала с точки зрения свойств нервной системы. Нас специально интересовал синдром силы нервной системы. Известно, что синдромом свойства называется некая группа взаимосвязанных между собой индексов, включающих референтный показатель данного свойства. Референтными показателями силы в нашей работе являлись скорость угашения с подкреплением УР, индекс сохранности УР, коэффициент b и индексы навязывания ритмов на низкие частоты световой стимуляции. Вокруг каждого из этих индексов были обнаружены группы одних и тех же в основном показателей во всех исследуемых возрастах. Сами же эти показатели не

 

119

 

Таблица 2

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ «ОТНОСИТЕЛЬНОМ»

СПОСОБЕ ОБРАБОТКИ РЕАКЦИИ ПЕРЕСТРОЙКИ МОЗГОВОЙ РИТМИКИ

 

 

всегда оказываются статистически взаимосвязанными, так, например, индексы навязываем низких ритмов оказались статистически несвязанными со скоростью угашения с подкреплением УР в младшем и старшем возрастах, у, подростков отсутствуют связи между коэффицнентом b и референтными показателями силы НС, полученными по методике «угашения с подкреплением УР». Вероятно, здесь мы сталкиваемся с явлением межанализаторных различий по силе, уже неоднократно отмечавшихся в ряде работ [10], [16], [19].

Методические приемы, с помощью которых были получены наши данные, относятся к различным анализаторам, а способы получения показателей отличаются не только по анализатору, к которому обращены раздражители, но и по эффективному звену, причем и последнее обстоятельство может быть основанием для парциальности свойств [14]. Используя эти приемы, мы получили отдельные группы показателей, каждая из которых отражает «мифические особенности силы соответствующего анализатора, а не силы нервной системы как общего параметра. Причем межанализаторные различия по силе у детей и взрослых, на наш взгляд, выражены в большей мере, чем у подростков. Если в младшей группе и у взрослых испытуемых корреляционные плеяды обособлены, то у подростков число корреляций между ними резко возрастает.

Таким образом, возрастная динамика идет в направлении повышения тесноты связей к подростковому возрасту как между отдельными показателями силы, так и между их корреляционными плеядами, а затем опять наступает снижение числа корреляционных зависимостей. Можно полагать, что одна из причин увеличения корреляционных зависимостей в подростковом возрасте связана с повышением уровня активирующих влияний. Результаты сравнения по критерию t Стьюдента показали, что весьма существенные различия между детьми и подростками получены по параметрам ОР (длительность 1-й ОР, средний латентный период и средняя длительность депрессии альфа-ритма ОР), являющимся показателями уровня активации.

Для проверки этого предположения следовало бы провести корреляционный анализ всех показателей силы, полученных отдельно для крайних групп низкоактивированных и высокоактивированных испытуемых. К сожалению, в нашем исследовании мы не могли провести такое сравнение из-за небольшого объема крайних выборок,

Необходимо также проанализировать состав индикаторов, вошедших в синдром силы нервной системы в сравниваемых возрастах. Значительная часть из них получена в пределах биоэлектрической функции, что обусловлено характером применяемых методик. Здесь обращает на себя внимание факт, отмеченный ранее [25], что некоторые из индикаторов фоновой ЭЭГ, входящие в синдром силы, по данным ряда авторов, входят одновременно и в синдромы других свойств. В связи с этим возникает вопрос: являются ли эти параметры действительно показателями силы или же коррелируют по принципу принадлежности к мозговой функции?

 

120

 

Анализ работ по изучению свойств нервной системы, проведенных в лаборатории Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына с использованием ЭЭГ-методик, показал, что наибольшие расхождения получены в отношении энергетических параметров медленных ритмов. В нашем исследовании эти показатели вошли в факторы силы, полученные при факторизации индексов реакции навязывания ритмов. Суммарная энергия тэта-ритма вошла в аналогичный фактор и в исследовании В. И. Рождественской с соавторами [19], [28]. По данным В. Д. Небылицына [16], И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровской [18], этот параметр связан с показателями динамичности. И, наконец, суммарная энергия тэта-ритма в совокупности с параметрами альфа-комплекса и выраженностью высоких гармоник вошла в фактор активированности [7]. По мнению Е. П. Гусевой, у испытуемых с более высоким уровнем активации по характеристикам альфа-комплекса меньше выражены медленные колебания дельта- и тэта-, а у менее активированных подростков фоновая ЭЭГ более синхронизирована.

Следовательно, по данным разных авторов, энергетические индексы медленных ритмов входят в синдромы трех свойств: силы, динамичности и активированнсти. Некоторое объяснение связи этих параметров с силой и динамичностью мы находим у Д. Грэя [6], предполагающего, что сила и динамичность — это «два подфактора, относящиеся к большому единому фактору». Сложнее интерпретировать связь суммарной энергии дельта- и тэта-ритмов одновременно с силой и активированностью. Последнее свойство как типологический параметр нервной системы выделяет Э. А. Голубева [5]. Можно полагать, что указанная связь обусловлена резко возросшим уровнем активации в препубертатном и пубертатном периодах, отличительной особенностью которых является большая, по сравнению со взрослыми, выраженность медленной ритмики в ЭЭГ, обусловленная функциональными изменения ЦНС в период полового созревания [22], [24] и др. Возможно, что повышенный уровень активации, с одной стороны, определяет безусловнорефлекторный баланс процессов возбуждения и торможения (активированность), а с другой — влияет и на силу нервной системы. Можно также предположить, что это одна из форм многозначной зависимости, при которой одни и те же биоэлектрические составляющие могут определять проявления нескольких свойств. В данном случае требуется дополнительное исследование по сопоставлению проявлений свойств (динамичности, силы и активированности), позволяющее надежно развести параметры мозговой активности.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Сопоставление параметров ЭЭГ у детей, подростков и взрослых показало, что в онтогенезе наряду с описанными в литературе изменениями частотно-амплитудных характеристик и топографии ритмов происходит изменение корреляционных соотношений характеристик фоновой и реактивной ЭЭГ.

2. В исследованных возрастных группах обнаружена парциальность свойства силы нервной системы. Основная структура ЭЭГ-синдрома силы как частного свойства оказывается в основном сформированной к 9—10 годам и остается принципиально одинаковой и в последующих возрастных периодах.

3. Возрастная динамика ЭЭГ-синдрома силы идет в направлении изменения абсолютных значений некоторых показателей, повышения надежности их корреляционных связей и увеличения количества характеристик, входящих в данный синдром.

4. Сопоставление наших и литературных данных показало, что суммарные энергии медленных ритмов ЭЭГ входят в синдромы разных свойств нервной системы, что ставит вопрос о валидности этих показателей в качестве индикаторов последних.

 

1.        Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974, вып. 2, с. 3—15.

2.        Бездухов В. В. Возрастные и индивидуальные проявления некоторых особенностей нервной деятельности школьников. — В кн.: Теория и практика физического воспитания и спорта. Киев, 1975, вып. 5, с. 72—75.

3.        Войку К., Небылицын В. Д. Динамичность процесса возбуждения и ее электроэнцефалографические корреляты у детей 10 лет. — В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — М., 1967, т. 5, с. 86—102.

4.        Голубева Э. А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифференциальной психологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии, т. 7. — М., 1972, с. 7—24.

5.        Голубева Э. А. Электрофизиологическое изучение свойств нервной системы и некоторые индивидуальные особенности памяти человека: Автореф. докт. дис. — М., 1975. — 46 с.

6.        Грэй Д. А. Сила нервной системы, интроверсия-экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации. — Вопросы психологии, 1968, № 3, с. 77—89.

7.        Гусева Е. П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношение с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: Автореф. канд. дис. — М., 1979.— 27 с.

8.        Зырянова Н. Г. Возрастная изменчивость нейродинамических свойств. — В кн.: Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М., 1977, с. 9—52.

9.        Зырянова Н. Г., Палей И. М. Нейродинамические свойства. — В кн.: Развитие психофизиологических функций взрослых людей. — М., 1972, с. 44—103.

10.      Ипполитов Ф. В. Межанализаторные различия по параметру чувствительности — силы (возбуждения) для зрения, слуха и кожных ощущений. — В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1967. с. 150—167.

11.      Красногорский Н. И. О типовых особенностях высшей нервной деятельности у детей. — М., 1954. — 143 с.

 

121

 

12.      Крылов Д. Н., Кулакова Т. П., Хамаганова Г. Г. Онтогенез нейродинамики и биоэлектрической активности мозга. — В кн.: Закономерные тенденции формирования личности. М., 1978.

13.      Лебединская Е. И. Некоторые возрастные этапы развития высшей нервной деятельности ребенка от 1 года до 4 лет. — В кн.: Труды 3-й научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1959, с. 54—59.

14.      Майер И. О. Основные свойства нервных процессов у детей дошкольного возраста. — Тбилиси, 1963, с. 175.

15.    Молдавская С. И. О соотношении скорости переделки условных рефлексов и подвижности нервных процессов у людей разного возраста. — Журнал высшей нервной деятельности, 1966, т. 16, вып. 2.

16.    Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы. — М., 1966. — 383 с.

17.    Образцова Г. А. Вопросы онтогенеза  высшей нервной деятельности. — М.; Л., 1964. — 202 с.

18.    Равич-Щербо И. В., Шибаровская Г. А. Структура динамичности нервных процессов у детей школьного возраста. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972, т. 7, с. 95—126.

19.    Рождественская В. И., Голубева Э. А., Ермолаева-Томина Л. Б. Об общем и парциальном факторах силы нервной системы. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1969, с. 15—37.

20.    Семенов М. И. Возрастные особенности в развитии и становлении основных свойств нервной системы. — В кн.: Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. М., 1975, с. 161—162.

21.    Сухарева А. М. Проявление свойства силы нервной системы по возбуждению в различном возрасте. — В кн.: Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. — М., 1972, с. 75—80.

22.      Ткаченко Н. М. Электрическая активность мозга при физиологическом половом созревании и различных формах его нарушения Автореф. докт. дис. — М., 1973.

23.      Трошихин В. А., Козлова Л. Н. и др. Формирование и развитие основных свойств типа высшей нервной деятельности в онтогенезе. — Киев, 1971. — 236 с.

24.      Фарбер Д. А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. — М., 1972.— 215 с.

25.      Хильченко А. Е., Куркчи Л. Н., Куркчи Н. Ф. Возрастная динамика подвижности основных нервных процессов у человека.— Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 123— 128.

26.      Чинка И. И. Развитие физических форм коркового торможения в онтогенезе: Автореф. канд. дис. — М., 1954.— 16 с.

27.      Чудновский В. Э. Изучение свойств типа нервной системы у детей-дошкольников. — Вопросы психологии, 1963, № 3, с. 5—20.

28.      Шибаровская Г. А. Онтогенез и генетическая обусловленность динамичности нервной системы: Автореф. канд. дис. — М., 1978. — 20 с.

29.      Шляхта Н. Ф. Исследование генотипических компонентов синдрома силы нервной системы по отношению к возбуждению (на материале близнецов-подростков): Автореф. канд. дис. — М, 1975.— 26 с.

30.      Шляхта Н. Ф. Реакция перестройки мозговой ритмики и фоновая биоэлектрическая активность мозга у близнецов-подростков. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М, 1977.

 

Поступила в редакцию 14.VII.1981 г.



1 Проведенный статистический анализ показал различия средних величин у девочек и мальчиков только для 6 показателей из 37.