Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

99

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ДЕТЕРМИНАНТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ НОВОГО

ИНДИВИДА В ГРУППУ

 

А. С. ГОРБАТЕНКО

 

Процесс включения нового индивида в группу в социально-психологической и социологической литературе рассматривается в рамках проблемы социально-психологической адаптации личности в коллективе, которая в свою очередь может быть представлена как один из аспектов фундаментальной проблемы взаимодействия индивида и социальной среды. Проведенный анализ литературы свидетельствует, что, несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам адаптации (свыше 20 кандидатских диссертаций, монографии, научные статьи), вопрос о социально-психологической детерминации процесса включения нового индивида остался недостаточно разработанным. Абсолютное большинство авторов совершенно справедливо рассматривают процесс адаптации как двусторонне-активный в контексте созидательной социально-значимой деятельности личности и группы. Однако в своих эмпирических программах они акцентируют внимание на особенностях нового индивида, считая несущественными особенности групп различного типа, включающих новичка. Группа рассматривается обычно как микросреда, задающая цели деятельности включающегося индивида или нормы его поведения, что является недостаточным для адекватного описания процесса включения новичка. Действительно, в этом случае из рассмотрения упускается активная роль группы в процессе адаптации, упускается «адаптирующая способность» группы по отношению к новому индивиду.

На наш взгляд, это положение возникло не случайно и было обусловлено отсутствием адекватной исследуемым явлениям социальнопсихологической теории групповой активности. В настоящее время в связи с развитием теории деятельностного опосредствования А. В. Петровского появились возможности для теоретически обоснованного эмпирического исследования групповой активности при включении нового индивида. Подход к решению проблемы социально-психологической адаптации с позиций теории коллектива пред полагает, что в группах высокого уровня развития (типа коллектива) процесс включения нового индивида должен иметь качественные отличия от адаптации индивида в группах низкого уровня развития, межличностные отношения в которых не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями, ценностями, значимостью. В качестве главных социально-психологических условий адаптации можно выделить установку по от ношению к новому индивиду, регламентирующую активность членов группы по отношению к новичку на начальном этапе адаптации, и наличие действенной групповой эмоциональной идентификации (ДГЭИ), отражающей особенности процесса реального взаимодействия с новым индивидом.

Говоря о социальной установке по отношению к новичку как об одном из главных условий начального этапа адаптации, отметим, что, поскольку речь идет о новом, недавно вошедшем в группу индивиде, у членов группы должен ощущаться недостаток объективной информации о нем и, следовательно, реальные качества новичка, например свойства его личности или профессиональные возможности, будут играть менее важную роль в процессе включения, чем установка членов группы по отношению к новичку. Очевидно, что гуманное содержание установки облегчит, а антигуманное — затруднит, осложнит процесс включения. Отметим также, что установка по отношению к новичку в условиях дефицита информации может обнаружиться и в приписывании (атрибуции) новичку тех или иных социально значимых качеств.

Не менее важным представляется рассмотрение такого параметра коллектива, как действенная групповая эмоциональная идентификация в качестве социально-психологической детерминанты процесса адаптации. Принципиальная схема исследования ДГЭИ в настоящее время достаточно полно описана [7], [5], [9]. Установлено, что проявление феномена ДГЭИ является инвариантным при различных условиях и обстоятельствах группового взаимодействия и надежно фиксирует межличностные взаимоотношения. Учитывая инвариантный характер проявления ДГЭИ, она может рассматриваться как условие включения нового индивида в группу, как параметр конкретной среды адаптации индивида. Наличие в группе действенной групповой эмоциональной идентификации с новичком характеризует гуманное отношение членов группы к новому индивиду, что должно способствовать успешному протеканию процесса социально-психологической адаптации.

Рассмотрение установки по отношению к новичку и действенной групповой эмоциональной идентификации с новичком в качестве главных социально-психологических условий адаптации позволяет наметить такую схему экспериментального исследования, в которой взаимоотношения членов группы и новичка фиксируются как на уровне установки, так и на уровне реального взаимодействия.

В этом контексте мы предположили, что проблема включения нового индивида в контактную группу не может быть адекватно решена без учета особенностей той группы, в которую включается новичок, а именно, без учета уровня развития данной группы как коллектива. Предполагалось, что в группах

 

100

 

высокого уровня развития процесс включения (социально-психологической адаптации) новичка в группу характеризуется специфическими особенностями. В этих группах имеют место установки, способствующие благоприятному протеканию процесса адаптации новичка в группе; члены групп высокого уровня развития склонны приписывать новичку (реальному или потенциальному) положительные личностные качества, аналогичные тем, которые они приписывают себе или своим партнерам по группе. В группах высокого уровня развития будет обнаруживаться действенная групповая эмоциональная идентификация с новичком, фиксируемая в процессе реального взаимодействия с новым членом группы и отражающая гуманное отношение к новичку со стороны членов группы. (Гипотеза о наличии ДГЭИ с новичком, включающимся в группу высокого уровня развития, была высказана В. А. Петровским [7; 77] еще в самом начале исследования феномена ДГЭИ.)

 

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для изучения установки по отношению к новому индивиду в контактных группах различного типа была разработана методика «Шкала открытости контактных групп для новичка» [4]. Она включает 24 утверждения, отражающих различное отношение к новичку со стороны группы. С помощью специально разработанной процедуры численной таксономии, позволяющей производить оптимальную классификацию, была проведена группировка пунктов методики. В результате выделено три таксона (класса) утверждений: а) группа готова взаимодействовать с новичком, авансируя ему антигуманные отношения; б) группа готова взаимодействовать с новичком, авансируя ему гуманные отношения; в) группа отказывается от взаимодействия с новичком, безразлична к новичку. Исследование соотношения выделенных таксонов показало, что только утверждения, вошедшие в таксон «б», диагностируют гуманные отношения к новичку. С учетом этого была составлена формула для расчета коэффициента открытости группы для новичка.

Другой способ определения установки по отношению к новичку состоял в исследовании атрибуции новичку определенных личностных качеств. Для этого использовался сокращенный и адаптированный нами вариант опросника Г. С. Васильченко и Ю. А. Решетняк [2], созданный на основе методики «Межличностная диагностика» Т. Лири [11]. Методическая работа включала математический анализ частот использования пунктов опросника и проведение с помощью процедуры оптимальной таксономии классификации вопросов. Отметим, что в результате проведенной классификации пунктов восьмиаспектная структура методики, отражающая теорию «многоуровневого диагноза» Т. Лири, не подтвердилась. Проведенный статистический анализ позволил выделить только два таксона, близких по содержанию «горизонтальному» и «вертикальному» факторам, а также вдвое сократить методику за счет «неработающих» утверждений. Использовался следующий методический прием. Испытуемые должны были с помощью указанной методики описать свои наиболее желаемые качества (составить характеристику «Я — идеальный») и дать характеристику воображаемого новичка. Затем определялись частоты использования пунктов методики для каждой из названных характеристик. Необходимо отметить, что по количеству использованных утверждений характеристика воображаемого новичка оказалась такой же полной, как и характеристика реальных членов группы. Это дало возможность сравнить характеристики путем подсчетов коэффициентов корреляции. Кроме этого, определялись средние значения «вертикального» и «горизонтального» факторов методики, что позволило в дальнейшем провести качественную интерпретацию характеристики новичка и идеальной самооценки членов группы.

Для исследования ДГЭИ с новичком использовался специально сконструированный прибор, аналогичный сенсомоторному интегратору [10]. Однако в отличие от сенсомоторного интегратора, имеющего сложное дорогостоящее устройство, прибор прост в изготовлении, портативен. Для исследования ДГЭИ с новичком в принципиальную схему исследования ДГЭИ была включена еще одна серия замеров, предусматривающая ответственность и парциальное санкционирование новичка за ошибки, допущенные группой при проведении этой серии. Сравнивая время выполнения задания и время ошибок в разных сериях эксперимента, можно определить величину ДГЭИ с одним из членов группы и с новичком. Для расчета коэффициента ДГЭИ учитывалось как время выполнения экспериментального задания, так и суммарное время ошибок при различных условиях санкционирования [3].

При отборе экспериментальных групп, исходя из современных представлений теории коллектива, группами высокого уровня развития считались те, которые имели как высокую степень опосредствования межличностных отношений, так и высокую социальную значимость опосредствующих факторов [8; 204 — 206]. Для отбора групп типа коллектива использовалась система критериев, принятая в лаборатории А. В. Петровского и использованная ранее в целом ряде исследований [8; 164—168]. Группами высокого уровня развития считались те, которые получали высокие оценки по всем критериям; группами, не удовлетворяющими критериям коллектива, — те, которые получали низкий балл по одному или нескольким критериям. В качестве диффузных рассматривались группы с малым опытом взаимодействия — недавно созданные группы или группы с нестабильным составом участников. Для них характерна очень слабая величина опосредствования групповых процессов при достаточно выраженной соответствующей общественному прогрессу (просоциальной) или препятствующей прогрессу (антисоциальной) направленности опосредствующих факторов. В дальнейшем эти группы условно называются диффузными группами с про- или антисоциальной направленностью. Была также предпринята попытка рассмотреть различные по признаку специфики деятельности диффузные группы с просо-циальной направленностью. Этим обусловлено

 

101

 

исследование диффузных групп с «терапевтической» деятельностью.

Исследовались реальные малые группы: I) группы типа коллектива — спортивные команды, студенческие группы; 2) группы, не удовлетворяющие критериям коллектива, — контингент испытуемых тот же; 3) диффузные группы с просоциальной направленностью: а) группы с учебной деятельностью — студенты-первокурсники вскоре после зачисления, студенты-заочники; б) группы с «терапевтической» деятельностью — группы здоровья, спортивно-оздоровительные секции, больничные палаты; 4) диффузные группы с выраженной антисоциальной направленностью — административно-задержанные, содержащиеся в спецприемнике для лиц без определенного места жительства. В исследовании приняли участие 75 групп.

Методика «Шкала открытости», направленная на исследование установки по отношению к новичку, применялась во всех указанных группах. Исследование атрибуции новичку желаемых личностных качеств проводилось во всех группах, за исключением диффузных с выраженной антисоциальной направленностью. Члены этих групп не могли выполнить экспериментального задания. Для исследования ДГЭИ в большинстве случаев отбирались также группы, в которые недавно был включен реальный новый индивид. Однако в некоторых группах ситуация включения новичка создавалась экспериментатором. На время эксперимента в группу вводился новый, не знакомый с членами группы индивид, который назначался ответственным в серии с санкционированием новичка. По этой методике были обследованы группы типа коллектива, диффузные группы с просоциальной направленностью (с учебной деятельностью) и диффузные группы с антисоциальной направленностью.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

При исследовании установки по отношению к новому индивиду, проведенному с помощью «Шкалы открытости», предполагалось, что в группах высокого уровня развития отношение к новичку, способствующее благоприятному процессу адаптации, обнаружится в высоких положительных значениях коэффициента открытости «Шкалы», в то время как в группах низкого уровня развития коэффициент открытости должен быть близок к нулю или принимать отрицательные значения. Результаты исследования приведены в табл. 1

Сравнивая значения коэффициента открытости групп типа коллектива (имеющих как высокую степень опосредствования межличностных отношений, так и высокую социальную значимость факторов, определяющих содержательную сторону опосредствования) и диффузных групп с антисоциальной направленностью (для которых степень опосредствования межличностных отношений близка к нулю, а содержательную сторону опосредствования характеризует антисоциальная направленность), иными словами, сравнивая полярные во основным социально-психологическим параметрам группы, можно отметить, что выдвинутая гипотеза убедительно подтверждаемся.

 

Таблица 1

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ОТКРЫТОСТИ

ДЛЯ ГРУПП ПАЗНОГО ТИПА

 

 

Группы высокого уровня развития (типа коллектива), присвоившие социально значимые цели и обладающие групповыми нормами, развитыми в соответствии с нормами социалистического общества, открыты для новичка и, взаимодействуя с ним, авансируют ему гуманные отношения. С другой стороны, группы, отвергающие социально значимые цели и ориентирующиеся на ценности и нормы, антагонистичные ценностям и нормам социалистического общества, авансируют новичку антигуманные отношения или отказываются от взаимодействия с новичком, безразличны по отношению к нему.

Низкие показатели по «Шкале открытости» были получены и для групп, не удовлетворяющих критериям коллектива, В данном исследовании в качестве таких групп рассматривались сформированные спортивные команды и учебные группы с достаточно высокой степенью опосредствования межличностных отношений. Однако они не удовлетворяли критериям коллектива, поскольку в этих группах содержательная сторона опосредствования была лишена четкой просоциальной направленности. Для членов этих групп характерны частые нарушения общесоциальных законов и правил, низкий уровень общественной активности, отсутствие стремления к социальному росту, прогрессу. Этим группам свойственно, в основном, безразличное отношение к новичку, отказ от взаимодействия с ним.

Определенный интерес, на наш взгляд, представляет высокая открытость диффузных групп с просоциальной направленностью. Эти группы имеют заведомо низкую сформированность, они еще не функционировали совместно, у них нет опыта внутригруппового общения. Однако общественно значимая цель, возложенная на группу, присвоена членами группы, стала для них лично значимой. А присвоение группой общественно значимой цели означает имплицитное принятие ценностей и норм социалистического общества. Это тем более справедливо, если учесть, что специфические групповые ценности и нормы здесь еще не выработаны и активность членов групп регламентируется ценностями и нормами более широкой социальной общности. Гуманное,

 

102

 

равноправное отношение к любому члену общества, свойственное социалистической системе общественных отношений, в данном случае непосредственно регламентирует активность членов диффузных групп с просоциальной направленностью.

Присвоение группой социально значимой цели имеет, на наш взгляд, и другие чрезвычайно важные последствия для развития группы. Действительно, для того чтобы группа могла успешно достичь возложенную на нее цель, обязательно должно существовать некоторое представление о способах достижения цели, «опережающее отражение» [1]. Оно необходимо как элемент обратной связи, обеспечивающей управление процессом достижения цели. Без такого представления, программы, «опережающего отражения» невозможно управление и, следовательно, целенаправленное прогрессивное развитие группы. Члены группы прогнозируют деятельность, и все межличностные отношения в группе, в том числе и к новичку, опосредствуются в соответствии с этим прогнозом. Возникает «опережающее опосредствование» отношения к новичку факторами групповой деятельности.

Интересными представляются и данные, полученные для диффузных групп с «терапевтической» деятельностью. Отметим, что для этих групп также характерна просоциальная направленность, и поэтому все рассуждения, приведенные выше, справедливы и для них. Кроме этого, терапевтический характер деятельности этих групп предполагает наличие психотерапевтического компонента как одного из факторов психологического «восстановления». Рассмотрение предмета деятельности терапевтических групп показывает, что им является каждый член группы, нуждающийся в лечении, «восстановлении». «Деятельность группы здесь направлена как на свой предмет на решение проблемы каждого ее члена, и тем самым межличностные отношения и личные проблемы каждого оказываются трансформированными в направлении, необходимом для успеха лечения» [6; 12]. Оптимальные условия выздоровления в терапевтических группах предполагают наличие в них развитых гуманных отношений, распространяющихся на всех членов группы, в том числе и на новичка.

Аналогичные данные были получены и при исследовании атрибуции новичку наиболее желаемых личностных качеств. Предполагалось, что в группах высокого уровня развития характеристика новичка будет отождествляться, уподобляться «идеальной самооценке», отражающей наиболее желаемые для членов группы качества. Действительно, коэффициент корреляции частот использования утверждений характеристики новичка и «идеальной самооценки» оказался достаточно высоким (0,84). В группах низкого уровня развития такое отождествление будет отсутствовать, более того, будет иметь место приписывание новичку нежелательных качеств и в соответствии с этим коэффициент корреляции будет низким. Для групп, не удовлетворяющих критериям коллектива, этот коэффициент корреляции оказался равным 0,29; для диффузных групп с просоциальной направленностью — 0,78 и 0,80 (соответственно для учебных групп и терапевтических групп).

 

 

Рис. Значения вертикального фактора (ВФ) и

горизонтального фактора (ГФ) характеристики

новичка и «идеальной самооценки» в группах

разного типа:

О — группы типа коллектива; X — группы, не удовлетворяющие критериям коллектива;· — диффузные группы с учебной деятельностью; ∆ — диффузные группы с терапевтической деятельностью; н — координаты характеристики новичка; ис — координаты «идеальной самооценки» членов группы.

 

Содержательный анализ характеристики новичка и «идеальной самооценки» по вертикальному и горизонтальному факторам методики показывает, что только для групп, не удовлетворяющих критериям коллектива, координаты характеристики новичка лежат в другом квадранте по отношению к координатам «идеальной самооценки» членов группы, т. е. качественно от нее отличаются, в то время как для групп типа коллектива и диффузных групп с просоциальной направленностью координаты характеристики новичка и «идеальной самооценки» находятся в одном квадранте (см. рис.).

Переходим к обсуждению результатов исследования действенной групповой эмоциональной идентификации с новичком. При исследовании ДГЭИ с новичком в группах разного типа мы исходили из гипотезы, что в группах высокого уровня развития действенная групповая эмоциональная идентификация с новичком, отражающая гуманное отношение к новичку со стороны группы, будет обнаруживаться гораздо сильнее, чем в диффузных группах с антисоциальной направленностью.

 

Таблица 2

СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ДГЭИ

С ЧЛЕНОМ ГРУППЫ (К1) И С НОВИЧКОМ (К2)

В ГРУППАХ РАЗНОГО ТИПА

 

 

 

103

 

Значения коэффициентов ДГЭИ, усредненные по группам, представлены в табл. 2.

Анализируя полученные результаты, прежде всего необходимо отметить, что для всех типов исследованных групп различия между коэффициентом ДГЭИ с одним из членов группы (K1) и с новичком (К2) статистически недостоверны. Это, на наш взгляд, означает, что фиксируемый в эксперименте феномен ДГЭИ характеризует неспецифические для группы морально-нравственные нормы и принципы, выступающие в качестве «контекста» деятельности группы и регламентирующие, в общем виде, всю, без исключения, активность членов группы, в частности их отношения друг к другу и к новому индивиду. Ясно, что высокие морально-нравственные принципы, создавшие в группе климат коллективистического гуманизма, будут обнаруживать себя не только по отношению к какому-либо одному, избранному члену группы, но и по отношению к любому другому, в том числе и к новичку.

Сравнение коэффициентов К2 для исследованных типов групп показывает, что коэффициент ДГЭИ с новичком в группах типа коллектива значительно превышает соответствующий коэффициент К2 в диффузных группах с антисоциальной направленностью. Это подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что коллектив — открытая, гуманная по отношению к новому индивиду группа, в то время как группы с антисоциальной направленностью антигуманны как по отношению к новичку, так и по отношению к составляющим их индивидам.

Определенный интерес представляют высокие коэффициенты K1 и К2, имеющие место в диффузных группах с просоциальной направленностью. Для объяснения этого факта справедливы все те соображения, которые высказаны нами при обсуждении результатов исследования социальной установки в диффузных группах с профессиональной направленностью. Можно лишь добавить, что, исследуя недавно созданные, не имеющие развитой структуры и специфических норм трупам, мы, по сути дела, исследуем случайные выборки, принадлежащие одной генеральной совокупности — обществу и более или менее точно описывающие эту генеральную совокупность. Ясно, что для таких случайных выборок будут в большей или меньшей степени справедливы все те морально-нравственные нормы, которые имеют место в обществе. Таким образом, действенный гуманизм социалистического общества, непосредственно регламентируя активность членов недавно созданных групп, определяет в них гуманное, равноправное отношение к новичку.

Кроме того, необходимо отметить, что в диффузной группе, в силу того что она возникла недавно, новый индивид будет занимать, в общем-то, равноправное положение с остальными членами группы, которые, по существу, тоже являются новичками. Иными словами, в несформированной, диффузной группе новый индивид не является выделением единицей «он» по отношению к «мы» — группе, поскольку сам образ «мы» весьма расплывчат, диффузен и находится в стадии формирования. Сравнивая экспериментальные данные, полученные при исследовании социальной установки по отношению к новичку и действенной групповой эмоциональной идентификации с новичком, фиксируемой в процессе реального взаимодействия, можно отметить совпадение основных результатов. Группы типа коллектива, характеризующиеся гуманной, доброжелательной установкой по отношению к новичку, реализуют эту установку при взаимодействии с новым индивидом.

Несформированные, недавно созданные группы с просоциальной направленностью, которым свойственна высокая социальная значимость факторов, определяющих содержание опосредствования, также характеризуются гуманной социальной установкой по отношению к новому индивиду и высоким значением действенной групповой эмоциональной идентификации с новичком, фиксируемой при исследовании взаимодействия членов группы с новым индивидом. Эти группы, как и коллективы, открыты для новичка, обладают высокой адаптирующей способностью.                           1

В диффузных группах с антисоциальной направленностью отмечается антигуманная или безразличная установка по отношению к новому индивиду. В ситуации реального взаимодействия (при экспериментальном исследовании ДГЭИ) эти группы авансируют новичку антигуманные отношения. Такие групп «закрыты» для новичка, обладают низкой адаптирующей способностью.

 

1.       Анохин П. К. Опережающее отражение действительности. — Вопросы философии, 1962, № 7, с. 97—111.

2.       Васильченко Г. С., Решетняк. Ю. А. Опыт исследования межличностных отношений у сексологических больных. — В кн.: Проблемы современной сексопатологии. — М., 1972, т 65, с. 161—174.

3.       Горбатенко А. С. Об эмоциональной идентификации с новым индивидом в контактных группах. — Ростов-на-Дону, 1979. Рукопись представлена Ростовским гос. ун-том. Деп. в ИНИОНАН СССР 5 июня 1979, №3645.— 16 с.  

4.       Горбатенко А. С. Шкала открытости контактных групп для новичка. — Ростов-на-Дону, 1979. Рукопись представлена Ростовским гос. ун-том. Деп. в ИНИОН АН СССР 5 июня 1979, № 3644. — 17 с.

5.       Панкин А. И. Психологические исследования проявлений эмоциональной идентификации личности в коллективе: Автореф. канд. дис. — М., 1975. —20 с.

6.       Петровский А. В., Туревский М. А. Социально-психологические основы групповой психотерапии. — В кн.: Психотерапия и деонтология в комплексе лечения и реабилитации больных на курорте: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. — Харьков, 1979, с. 10—13.

7.       Петровский В. А. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления. — В кн.: К вопросу о диагностике личности в группе. М, 1973, с. 69—78.

8.       Психологическая теория коллектива/Под ред. А. В. Петровского. — М„ 1979.— 238 с.

9.       Туревский М. А. Некоторые аспекты экспериментального изучения явлений действенной

 

104

 

групповой эмоциональной идентификации. — В кн.: Исследования по проблемам социальной и общей психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1978, с. 9—14.

10.    Уманский Л. И., Чернышев А. С, Тарасов Б. В. Групповой сенсомоторный интегратор. — Вопросы психологии, 1969, № 1, с. 128— 130.

11.    Learу Т. Multilevel measurement of interpersonal behavior. California, 1956.

 

Поступила в редакцию 27. IV. 1981 г.