Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

35

 

В ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

 

АНАЛИЗ ТЕМАТИКИ

ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПО ПСИХОЛОГИИ, ЗАЩИЩЕННЫХ

В 1976-1981 гг.

 

А. А. БОДАЛЕВ, В. М. МЕЛЬНИКОВ

 

Рассматривая пути совершенствования подготовки ученых высшей квалификации, газета «Правда» 27 октября 11981 г. в передовой статье «Растить научную смену» указывала, что при планировании исследований необходимо обеспечить «правильное соотношение фундаментальной и прикладной тематики, опережающие темпы развития ведущих отраслей знания, ускоренный прогресс новых направлений. Системa научных исследований должна быть более гибкой, быстрее реагировать на нужды практики, и при подготовке кадров надо предусматривать их профессиональную мобильность — способность быстро расширять диапазон поиска, овладевать смежными дисциплинами. Партия ждет от ученых глубокого и смелого исследования новых процессов и явлений, активного вклада в дело научно-технического прогресса, вдумчивого анализа возникших проблем, ответственных рекомендаций о наилучших способах их решения. С учетом столь высоких критериев надо учить и закалять научную молодежь».

Эти положения ЦК КПСС формулируют требования к определению тематики и планированию диссертационных исследований, подготовке кадров психологов высшей квалификации.

Перед научными психологическими центрами страны в настоящее время стоит задача такого планирования тематики научных исследований и осуществления их на том высоком уровне, определенном для советской науки решениями XXVI съезда КПСС, которые позволят обеспечить развитие теории психологической науки, совершенствование ее экспериментально-опытной базы, улучшение ее методического инструментария, возрастание ее вклада в практику.

Одним из путей увеличения этого вклада является более продуманное, чем ранее, определение тематики планируемых диссертационных исследований, улучшение их качества, нацеливание их на освещение проблем, которые имеют первостепенное значение для развития психологической науки и реально работают на практику.

В использовании такого важного пути развития науки, каким является развертывание исследований в форме диссертаций не должно быть случайностей. В определении тематики диссертационных исследований по основным направлениям психологии должна быть достигнута всесторонняя скоординированность в масштабе всех научных центров страны, которые обладают правом на проведение научных разработок в форме диссертаций.

В целях выявления негативных последствий для психологической науки не преодоленной до конца разобщенности в деятельности психологических центров при определении общей системы диссертационных разработок и для достижения бóльшей координации при осуществлении этой непростой задачи мы провели анализ тематики диссертационных исследований, защищенных в различных ученых советах нашей страны в 1976—1981 гг.

Как показывают данные таблицы, наибольшее число исследований в форме диссертаций было выполнено по педагогической возрастной и детской психологии. На втором месте по этим

 

36

 

Таблица

ЧИСЛО ЗАЩИЩЕННЫХ ДИССЕРТАЦИЙ

ПО ОСНОВНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

 

 

показателям стояла общая психология. Намного меньше (более чем на 20%), чем в названных областях психологической науки, было проведено исследований по проблематике психологии труда и еще меньше — по другим традиционным для психологии основным направлениям.

Чтобы правильно оценить тенденции, которые стоят за всеми приведенными цифрами и которые несомненно выражают особенности развития отечественной психологической науки в последние годы, необходимо проанализировать все защищенные диссертации по их содержанию.

Рассмотрим основную проблематику диссертаций, их количество по каждой проблеме и попытаемся дать оценку полученной таким образом картины, исходя из задач, которые стоят перед каждой из основных областей психологической науки.

Из общего числа работ, защищенных по общей психологии (197), 6 работ посвящены основным теоретическим вопросам психологической науки, ее главным принципам, их связям друг с другом, рассмотрению путей их реализации в конкретных психологических исследованиях. В 4 диссертациях описывались экспериментальные процедуры и излагался опыт использования различных методических приемов для изучения феноменологии и закономерностей психического мира человека. 8 диссертаций содержали критический анализ и освещали историю разработки ряда проблем общей психологии как в советской, так и зарубежной науках. В 110 работах, которые по преимуществу носят экспериментальный характер, их авторы исследовали более общие и более частные особенности различных психических процессов. Причем разные виды процессов привлекали внимание диссертантов в неодинаковой мере. Намного меньше других процессов изучались воображение (2), ощущение (4), воля (5). Феноменология, закономерности и механизмы функционирования внимания прослеживались в 7 работах, памяти — в 9, речи — в 9, эмоций — в 11, мышления — в 20, восприятия — в 38 работах.

Приведенные цифры позволяют говорить о плохо продуманном распределении усилий аспирантов, соискателей и докторантов. Особенно неудовлетворительно обстояло дело с выполнением работ, освещающих взаимосвязи различных психических процессов. Цельных по замыслу диссертаций такого плана написано всего 2.

Раскрытию различных психологических качеств деятельности, особенностям ее моторного компонента, составляющим ее действиям, уровням регуляции посвящены 24 диссертации. Среди этого цикла работ явно усматривается дефицит диссертационных исследований, раскрывающих с общепсихологических позиций основные компоненты деятельности и общения, зависимости, связывающие их, рассматривающих содержание, формы и динамику психического мира человека, а также реальные системы деятельностей, в которые человек повседневно оказывается включенным.

Разные аспекты проблемы личности в диссертациях получили освещение в 32 работах. Вопросам, относящимся к психологической трактовке понятия личности, концептуального аппарата, необходимого для раскрытия ее сути, анализу структуры личности и ее направленности, прослеживанию иерархических связей между отдельными компонентами этой структуры, установлению соотношений так называемых содержательных и формальных характеристик личности посвящено 9 исследований. Трудная для методического решения, но одновременно и важная для понимания специфики

 

37

 

личности проблема ее мотивов нашла отражение в 6 диссертациях. Проблема потребности и интересов личности исследовалась в 3 диссертациях. В таком же количестве работ изучались способности человека. В 4 диссертациях были исследованы особенности темперамента человека, в 1 — характер. Различным аспектам формирования личности человека посвящены 6 работ.

Оценивая в целом тематику диссертационных исследований по проблемам личности, а также количество работ, осуществленных по отдельным направлениям, входящим в психологию личности, приходится констатировать сохраняющееся неблагополучие с освещением ряда теоретически и практически важных аспектов этой области психологии.

Обнаружено совершенное отсутствие исследований, освещающих роль общественных отношений в становлении; личности и раскрывающих во всей сложности зависимости, которые существуют в реальном бытии личности между ее познавательной, эмоционально-потребностной сферами и ее поведением; исследований, которые предлагали бы типологию личности в условиях развитого социализма, работ, посвященных формированию психологических механизмов убежденности, проблемам развития социально активной личности. К сожалению, в рассматриваемой области психологии нет работ, которые устанавливали бы научно строгие критерии коммунистически воспитанной личности, и давали бы надежный методический инструментарий, позволяющий определять степень общего развития личности и прогнозировать особенности поведения при ее включении в типичные социальные ситуации. То же приходится констатировать и в отношении закономерностей проявления и формирования таких важных образований личности, как потребности, способности, характер. Цифры, которые были приведены выше, свидетельствуют, что внимание к названным проблемам по-прежнему неоправданно мало.

Все еще имеют место недостатки, касающиеся научного освещения проблемы соотношения общего, особенного и индивидуального в микро-, мезо- и макрохарактеристиках психики человека и в получении ответа на вопрос о взаимосвязи «биологического и социального». Хотя работы, представляющие это направление, взятые вместе, составили 6,6%, однако своей тематикой они логически слабо связаны друг с другом, а по примененному в них методическому инструментарию и уровню исполнения характеризовались большим однообразием.

Психофизиология (23 диссертации). В 2 работах по этой специальности излагаются результаты применения 2 новых методических приемов для диагностики конституционных типов и типов высшей нервной деятельности, в 10 — выявляются и прослеживаются физиологические корреляты различных форм психической деятельности человека, в 7 — определяются различные параметры электроактивности мозга, в 3 — ставятся и освещаются отдельные, частные проблемы психогенетики, и 1 работа раскрывает психофизиологические характеристики труда водителя автотранспорта.

Анализ тематики защищенных в области психофизиологии диссертаций выявляет случайность в выборе ряда тем для защиты и отсутствие глубоко продуманной стратегии в развертывании исследований в этой области.

Психология труда (58 диссертаций). Из этого количества в 23 даны характеристики отдельных психических процессов человека при решении различных трудовых задач. В этой серии исследований авторы по преимуществу выясняли особенности восприятия, памяти, внимания, изменения в эмоциональной сфере человека, возникающие в ходе выполнения им трудовых операций и, как это ни удивительно, не касались его мышления. В 15 работах исследовались психологические особенности деятельности человека, занятого выполнением обязанностей оператора. К сожалению, и в этом случае и в большинстве других внимание диссертантов было сосредоточено на анализе характеристик сенсорных, перцептивных, мнемических, аттенционных компонентов интеллекта оператора и в очень малой степени — его логического компонента.

Как положительный факт следует отметить появление в рассматриваемом цикле диссертаций, раскрывающих специфику психической деятельности

 

38

 

операторов, которые для решения своих профессиональных задач должны были взаимодействовать.

Из этого цикла 12 диссертаций посвящены выявлению особенностей процессов и качеств личности в конкретных видах труда (летная деятельность, работа на автотранспорте, на конвейере, на сельскохозяйственных машинах и т. д.).

Работы этого направления, оцениваемого самого по себе как несомненно положительное явление, содержат сравнительно узкий спектр видов деятельности, а также одностороннее изучение психики, выразившееся в слабом внимании к разработке проблемы психологической направленности человека на труд, проявления и развития потребностной сферы в труде, развития творческих характеристик личности. Анализу проблемы психологической адаптации человека к трудовой деятельности посвящены 3 диссертации. В таком же количестве работ содержалась попытка осветить психологические механизмы управления индивидуальными и коллективными трудовыми процессами. По 1 диссертационной работе посвящено психологии профнаправленности и эргономическим проблемам.

Таким образом, при несомненно позитивных моментах, характеризовавших изучение психологии труда и инженерной психологии, приведенные данные свидетельствуют и о недостатках в развертывании этих исследований в форме диссертаций.

Так, недостаточно привлекаются силы исследователей к разработке психологических аспектов проблем профориентации и профнаправленности. Мало в рассматриваемой области науки выполняется разработок, рассматривающих все звенья, образующие психологию работающего человека, и совсем мало работ, которые не просто констатировали бы состояние психики человека в нормальных и экстремальных ситуациях повседневного труда, но были бы направлены на выявление резервов оптимизации его трудовой деятельности, повышения ее производительности.

Медицинская психология (35 диссертаций). В них описывалась феноменология и объяснялись механизмы нарушения сознания (1), внимания (1), восприятия (2), памяти (4), мышления (5), речи (3), интеллекта (1). 1 диссертация посвящена изучению расстройств в эмоционально-волевой сфере человека. В 1 работе в сравнении с нормой раскрывались особенности нарушений в развитии мотивации поведения. В 2 диссертациях авторы анализировали характер осознания больными своего заболевания. В 5 диссертациях прослеживались личностные изменения при различных заболеваниях. В 2 работах исследовалась нервно-физиологическая основа нарушений психики. В 3 — разработаны и оценивались новые методики для диагностики психических нарушений. В 3 работах теоретически обоснованы направления и процедуры разных видов психотерапевтического воздействия на человека и проанализирован конкретный опыт работы психологов в этой области с разными категориями больных. 1 работа прослеживала изменения психики человека в экстремальных условиях.

В целом эти диссертации в научном отношении представляют интерес. Но обращает на себя внимание недостаточное их тематическое комплексирование, недостаточная конкретизация по отношению к определенным категориям больных, не обеспечивающая возможностей всестороннего изучения психики этих больных, установления во всей сложности причин нарушений и глубокого обоснования путей восстановления. Бросается в глаза сокращение в медицинской психологии числа диссертационных исследований, выполненных с позиций нейропсихологии. Следует считать упущением при определении тематики диссертаций по медицинской психологии недостаточную ориентированность на разработку теоретически обоснованных и практически апробированных мер предупреждения нарушений в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности, несущей в себе определенные типологические и индивидуально-психологические характеристики.

Социальная психология (70 диссертаций). В 9 из них исследовались психологические особенности различных типов общностей (производственных, учебных, спортивных и иных), прослеживались взаимозависимости между

 

39

 

этими особенностями, устанавливались критерии развития общностей. В 14— изучались феноменология и психологические закономерности поведения личности в коллективе, в малой группе и др. В 22— рассматривались особенности общения людей — членов малых групп, включая и когнитивные характеристики этого общения. 4 диссертации содержали социально-психологический анализ совместной трудовой деятельности людей и пути повышения ее эффективности. В 4 — проанализированы социально-психологические проблемы деятельности руководителя.

Социально-психологическим условиям отклоняющегося поведения и путям его нормализации были посвящены 4 диссертации. 3 работы содержат обоснование и практическую реализацию методов повышения эффективности идеологических и пропагандистских воздействий. 1 работа содержит анализ социально-психологических вопросов гражданского поведения человека. В 1 работе рассмотрено соотношение общественного и индивидуального сознания. 4 диссертации (5,7%) посвящены истории социальной психологии. В 4 работах представлен анализ новых методических приемов социально-психологических исследований.

Анализ тематики диссертаций по социальной психологии говорит о ее разнообразии, а также о ее теоретической и практической актуальности. Вместе с тем в этой тематике не получила отражения необходимость изучения так называемых массовидных социально-психологических явлений. Слабо представлены в ней работы, посвященные раскрытию социально-психологических механизмов формирования общественного мнения, поиску путей повышения его воспитательной силы. На периферии исследований находятся социально-психологические проблемы семьи и брака, а также проблемы, связанные с изучением социально-психологических условий преодоления отсталых взглядов в сознании людей, формирования общественно ценной активной жизненной позиции личности.

Детская, возрастная и педагогическая психология (258 диссертаций). Все защищенные по этой специальности работы можно разделить на две группы. В первой представлены 48 работ (18,6%), которые, абстрагируясь от воздействия факторов обучения и воспитания, выявляют и характеризуют возрастные особенности психики человека; во второй — 210 работ (81,4%), которые относятся к педагогической психологии.

Работы первой группы дают следующую картину внимания исследователей к психологическим особенностям разных возрастов: психологии младенческого возраста посвящены 7 диссертаций, преддошкольного — 3, дошкольного— 12, младшего школьного — 9, подросткового— 10, первого юношеского возраста — 2, второго юношеского — 3, зрелости— 1. Проблемы психологии среднего и пожилого возраста, а также психологии стариков внимания диссертантов не привлекли; некоторые характеристики мужской и женской психологии были рассмотрены в 1 работе.

Приведенные данные свидетельствуют о недостаточной полноте исследований ряда возрастов.

В 4 работах по педагогической психологии рассматривалось обучение и учение как деятельность. 1 диссертация посвящалась разработке принципов учета характеристик психики учащегося при организации процесса учения. В 94 работах были предприняты попытки проследить изменения в психических процессах, состояниях и свойствах личности учащегося, а также описать и классифицировать их проявления в процессе обучения (в 71 работе исследовались учащиеся обычных школ, в 4 — учащиеся национальных школ, в 6 — учащиеся ГПТУ, в 13 — студенты). Особенности развития восприятия в процессе обучения у учащихся обычных школ выявлялись в 3 исследованиях, памяти — в 8, воображения — в 2, мышления — в 38, в том числе мышления при решении задач — в 32, внимания — в 3, развития речи — в 5 работах. Изменения в эмоциональной сфере учащихся обычной школы анализировались в 2 работах, воли — в 1. Особенности перестроек, наступавших под влиянием обучения, во взаимосвязях знаний, Умений и навыков учащихся, прослеживались в 3 диссертациях. Формирование обобщенных умений учащихся в обычной школе представлено в 4 работах. Вопросам воспитания у школьников необходимых личностных качеств — 2 диссертации.

В исследованиях, выполненных на базе национальных школ, прослеживалось развитие речи при овладении национальным языком. Работы, которые были выполнены на базе ГПТУ, анализировали формирование склонностей к производственному труду (3), изыскивали психологические резервы совершенствования учебного процесса в ГПТУ (1), прослеживали изменения в коммуникативной сфере учащихся учебных групп (2). Диссертации, выполненные в студенческих учебных группах вузов, анализировали психологические особенности формирования отдельных характеристик интеллекта студента и системы его умений.

В 36 диссертациях по разделу педагогической психологии исследовались психологические особенности обучения школьников отдельным учебным предметам. Психологическим особенностям обучения чтению были посвящены 2 диссертации, письму — 4, речи — 3, арифметике — 2, природоведению — 1.

Психологические проблемы обучения литературе получили освещение в 6 диссертациях, истории — в 1, иностранному языку — в 1, зоологии — в 1, математике — в 4, физике — в 3, химии — в 1, труду — в 3 диссертациях.

При анализе тематики диссертаций по педагогической психологии обращает на себя внимание не только неравномерность представленности вопросов психологии усвоения учащимися содержания отдельных учебных предметов, но и отсутствие исследований по вопросам формирования у учащихся мировоззрения, психологических условий образования внутрипредметных и межпредметных связей, обоснованных рекомендаций.

Выяснению ряда существенных аспектов и прослеживанию факторов, влияющих на ход и качество воспитательного процесса, были посвящены 56 диссертаций. В 16 работах этого цикла содержались попытки дать феноменологию отдельных черт личности школьника и психологически проанализировать процесс их формирования, в 6 — прослеживались особенности развития у школьников интересов, в 9 — формирование мотивации, 1 работа посвящена формированию нравственного облика личности.

Самостоятельное направление в этом разделе составили работы, которые выясняли «психологическую технологию» влияния различных характеристик коллектива класса и школы на успех обучения и воспитания (9), роль общения учащихся между собой, а также учителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе (9), пути психологического влияния семейного коллектива на формирующуюся личность (2). 3 исследования посвящены вопросам перевоспитания личности.

Проблемам психологии формирования профессиональной направленности посвящена 1 диссертация, готовности личности к обучению в вузе — 2. Психологические проблемы подготовки будущего учителя были рассмотрены в 5 диссертациях. В таком же числе работ был осуществлен анализ психологических условий эффективности использования технических средств обучения, учебников и учебных пособий. Психологии наставничества посвящено 1 исследование, психологическим проблемам управления школой — 1 и истории педагогической психологии — 1. В 4 работах описан опыт использования средств психодиагностики для получения объективных знаний об особенностях психического мира учащихся.

Если оценить степень представленности в тематике диссертаций проблем, наиболее актуальных для возрастной и педагогической психологии, разработка которых могла бы способствовать развитию теории этой области психологической науки, обогатить ее методический инструментарий и увеличить ее вклад в решение задач совершенствования практики обучения и воспитания, то необходимо отметить следующее.

Остро ощущается недостаток диссертаций, направленных на освещение с позиций системного подхода развития психики человека в течение всей его жизни и всех более или менее сложных образований, которые в нее входят. Столь же необходимы диссертации, которые предлагали бы обоснованные критерии определения действительной обученности и воспитанности человека, а также давали педагогам средства для выявления резервов его дальнейшего обучения и воспитания. Не менее нужны в этом ряду и исследования, которые содержали бы научно аргументированные

 

41

 

предложения по совершенствованию системы воспитательных воздействий, обеспечивающих всестороннее развитие личности.

В этом направлении необходимы исследования, которые давали бы педагогам основания для психологически грамотной организации идейно-политического; умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания учащихся. В связи с этим нуждается в незамедлительном расширении тематика диссертаций, ориентирующая исследователей на раскрытие психолого-педагогических механизмов развития социально ценных способностей и склонностей учащихся и особенно формирования у них направленности на активное участие в производственном труде.

Столь же необходимо включение в тематический план диссертаций, разрабатывающих психологические основы Устранения формализма из жизни школы, посвященных решению проблем перегрузок учащихся, созданию оптимальных условий для обучения шестилеток.

Юридическая психология (6 диссертаций). 3 из них были посвящены психологическим проблемам перевоспитания подростков-правонарушителей, 1 — рассмотрению психологических условий развития в личности асоциальных установок и их перестройке, 1 — анализу воли правонарушителя и 1 — рассмотрению психологической специфики труда следователя. Приведенные данные свидетельствуют о малом количестве диссертационных исследований в области юридической психологии.

Специальная психология (34 работы). 4 диссертации из этого количества были посвящены психологии слепых и слабовидящих, 6 — психологии глухих и тугоухих, 1 — психологии речевых нарушений, 2 — психологии людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 12 — психологии умственно-отсталых детей, 9 — изучению психических особенностей детей с временными задержками в развитии.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что дефектологи слабо исследовали психические особенности людей с нарушениями речи, явно недостаточно изучалась психика людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мало внимания уделялось разработке проблем воспитания различных групп аномальных детей.

Для развития науки, как известно, большое значение имеют фундаментальные исследования, осуществляемые в форме докторских диссертаций. Эти исследования прокладывают новые направления в психологической науке, интегрируют и поднимают на высшие уровни научного обобщения системы частных фактов и закономерностей, накапливаемых при исследовании отдельных психологических проблем.

В 1976—1981 гг. защищено 35 докторских диссертаций по психологическим наукам. На долю общей психологии из них приходится 28% работ, на долю социальной — 25,2%; 22,4% — по специальности детская, возрастная и педагогическая психология, 11,2% — по специальной психологии; 8,4% — по психофизиологии. Остальные 4,8% приходятся на долю психологии труда, медицинской и юридической психологии, что свидетельствует о недостаточном внимании к докторским диссертациям в этих исключительно важных для теории и практики психологической науки областях.

Необходимо подчеркнуть, что и в тех областях психологии, в которых докторских диссертаций было защищено больше, не рассматривались такие важные для теории психологии и для решения актуальнейших прикладных задач проблемы, как проблема сознания, проблема бессознательного, проблема развития и психологических критериев возрастной периодизации. На уровне докторских диссертаций пока ничего не сделано для создания психологических основ коммунистического воспитания личности.

Таким образом, если подвести общий итог проведенному анализу тематики защищенных в 1976—1981 гг. в нашей стране диссертаций по психологии, приходится отмечать не только позитивные моменты в ее содержании, но и констатировать наличие пробелов, которые отрицательно сказываются на развитии общей теории психологической науки, ее важнейших направлений и которые ведут к уменьшению вклада психологии в решение практических задач.

 

Поступила в редакцию 12. I. 1982 г.