Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

АННОТАЦИИ КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ОБЩЕЙ,

ВОЗРАСТНОЙ, ДЕТСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Абраменкова В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к, сверстнику у дошкольников. (Защищена 17.3.81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

В теоретическом и экспериментальном планах раскрыта зависимость проявления гуманных отношений от характера совместной деятельности детей и типов санкционирования (наказания и награды). Разработаны методики, позволяющие моделировать различные ситуации совместной деятельности и фиксировать проявления гуманного отношения к сверстнику у дошкольников. Автор вносит вклад в разработку теории деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский). Показана эвристичность принципа деятельностного опосредствования для исследований социально-психологических феноменов в детских группах. Разработаны рекомендации, нацеленные на организацию воспитания гуманных взаимоотношений ребенка в группе сверстников.

Абызов М. М. Формирование координации движений в условиях учебной задачи. (Защищена 30.6.81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

Автор представил программу экспериментальной работы с младшими школьниками, включающую учебные задачи и учебные действия. Показано, что именно в ситуации учебной задачи у детей возникает общий способ выполнения соответствующих упражнений. Усвоение детьми координации движений в форме учебных задач способствует сравнительно быстрому и качественному овладению ими соответствующими разделами программы физического воспитания в школе. Эффективность такого обучения координации движений существенно превосходит результаты обучения младших школьников по методике, принятой в общеобразовательной школе.

Авхач Г. Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста. (Защищена 25.6.81 в МГПИ им. В. И. Ленина.)

В теорию нравственного воспитания ребенка вносится ряд экспериментально проверенных положений, касающихся закономерностей проявления правдивости и лживости детей дошкольного возраста, особенностей генезиса правдивого и неправдивого поведения детей. На основе критерия устойчивости правдивости выделены основные типы поведения. Выявлено, что нравственные суждения детей дошкольного возраста не коррелируют с нравственным поведением. Разработанные методики могут быть использованы для диагностики правдивости детей дошкольного возраста.

Бершедова Л. И. Соотношение игровой и спортивной деятельности как одно из условий становления личности дошкольника. (Защищена 7.4.81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

В ходе естественного эксперимента на базе обучения детей фигурному катанию многосторонне обследованы 160 дошкольников. Экспериментально показано, что организация спортивных занятий с дошкольниками должна осуществляться с учетом основных характеристик ведущей для данного возраста деятельности — игровой. Такая организация не только обеспечивает формирование двигательных навыков и умений, но и дает высокий воспитательный эффект. Установлено, что взаимосвязь спортивной деятельности с игровой способствует формированию у дошкольников таких личностных особенностей, как мотивы учения, самооценка, самоконтроль.

Векилска С. Л. Социально-психологические факторы речевого поведения билингвов. (Защищена 15.5.81 в МГУ им. М. В. Ломоносова.)

Установлено, что выбор языка обусловлен потребностью в общении, порождаемой в определенной сфере деятельности в зависимости от преобладающего в ней формального или неформального общения. В частности, определены особенности выбора языка общения в производственной деятельности и сфере семейно-бытовых отношений. На примере изучения феномена массового билингвизма этнических общностей, проживающих среди основного населения данного этносоциального организма, выявлены такие социально-психологические факторы речевого поведения, которые имеют большое теоретическое значение для разработки общей проблемы единства общения и деятельности в социальной психологии. Результаты работы позволяют сформулировать научно обоснованные рекомендации по регулированию межэтнических процессов в различных сферах деятельности.

Власенко В. В. Психология взаимных оценочных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста. (Защищена 25. 3. 81 в ЛГУ им. А. А. Жданова.)

Выделены и проанализированы основные варианты соотношения эмоционального и рационального компонентов во взаимных оценочных отношениях учителей и школьников, раскрыт ряд особенностей взаимооценок, от которых зависит эффективность учебно-воспитательного процесса. Определены условия, характеризующие возможности совершенствования взаимооценок учителей и учащихся. Разработаны методики, позволяющие учителям и администрации средних школ изучать оценочные отношения с учащимися и соответственно их корректировать.

Дадоджанов Я. Формирование действия моделирования в учебной деятельности (на материале геометрии). (Защищена 17. 3. 81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

Изучены психологические условия, при которых специально организованное обучение способствует формированию у учащихся-подростков действия моделирования как средства познания. Найдены особые учебные задачи, благодаря которым учащиеся осознают модельный характер современной науки, роль идеальных моделей в познании закономерностей окружающего мира. Установлена возможность перехода в подростковом возрасте от изучения геометрии как науки о закономерностях видимого пространства к изучению ее как науки о закономерностях абстрактного, обобщенного пространства. Показано, что такой переход не только доступен

 

168

 

учащимся-подросткам, но и вызывает у них повышенный интерес к учению, формирует научно-диалектическое мировоззрение. Разработанные в диссертации учебные задачи могут быть использованы в практике работы учителей.

Джевечка А. В. Соотношение учебных интересов учащихся старших классов с особенностями их памяти и мышления. (Защищена 2. 6. 81 в НИИ психологии УССР.)

Установлено, что для учащихся с развитыми интересами к точным наукам характерны аналитико-синтетические приемы мнемической и мыслительной деятельности, которые позволяют им успешно решать задачи, требующие понятийного и пространственного мышления. Интерес к литературе и искусству связан с высоким развитием образной памяти, успешным запоминанием вербального материала и низким уровнем пространственного мышления. Разработанные и апробированные методики диагностики учебных интересов и памяти могут применяться в педагогической практике для определения особенностей их развития у учащихся старших классов.

Иванская Л. Н. Психологические особенности идентификации лица человека по фотографии. (Защищена 11.3.81 в ЛГУ им. А. А. Жданова.)

Прослежены закономерности формирования представления лица человека после восприятия его фотографии. Выявлена роль времени, затрачиваемого на первоначальное восприятие лица и опознание его отдельных элементов, обладающих различной информативностью и наглядностью, людьми, принадлежащими к различным профессиональным и половым группам. Разработан эффективный способ количественно-качественного выявления сходства двух портретов, позволяющий объективно регистрировать полноту и правильность воспроизведения различными группами испытуемых как лица в целом, так и отдельных его элементов. Результаты исследования представляют интерес для криминалистов.

Карапетян В. С. Моделирование как компонент деятельности учения. (Защищена 20.3.81 в МГУ им. М. В. Ломоносова.)

Изучен нормативный состав деятельности моделирования и обучающей программы по формированию обобщенного метода моделирования. Разработаны критерии и система заданий для диагностики сформированности каждого из компонентов деятельности моделирования, как и деятельности в целом. Показано, что моделирование является необходимым компонентом учебной деятельности. Получены данные о том, что деятельность моделирования не формируется в традиционном обучении. Автором разработана обучающая программа по формированию деятельности моделирования. Выявлена зависимость эффективности учебной деятельности от сформированности у учащихся метода моделирования.

Кисленко В. Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами детьми раннего и дошкольного возраста. (Защищена 27.5.81 в МГПИ им. В. И. Ленина.)

Получены данные о специфике усвоения правил обращения с предметами детьми раннего и дошкольного возраста Установлено, что предметная деятельность ориентирует ребенка раннего возраста на использование предметов по их функциональному значению, игровая деятельность, в свою очередь, способствует появлению многопланового отношения к предмет ному миру. Это выступает как позитивное достижение в социальном развитии ребенка На основании экспериментального исследования путем сравнительного анализа получены данные об особенностях вербального, игрового и реального поведения ребенка в мире вещей, а также о влиянии взрослого на мотивационные ориентации ребенка в мире предметов и по поводу взаимоотношений в предметном мире.

Кирильцева А. А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средних школ. (Защищена 22.4.81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

В работе дана сравнительная характеристика выпускников ПТУ и средних школ, выявлены некоторые тонкие особенности психического облика людей одного и того же возраста, но сформировавшихся в разных условиях обучения. Установлено, что процесс производственной адаптации носит фазовый характер; выделены критические периоды этого процесса. Показана зависимость профессиональных намерений от степени согласованности индивидуальных -представлений о производственной деятельности, объективных требований производства, требований производственных коллективов.

Колчина Л. П. Исследование индивидуальных особенностей экстрапунитивной реакции в связи с разноуровневыми характеристиками интегральной индивидуальности. (Защищена 20.5.81 в ЛГУ им. А. А. Жданова.)

Впервые экстрапунитивность (агрессивность) изучается с позиций ее многоуровневого обусловливания — прямого и косвенного. Установлено прямое влияние на экстрапунитивное поведение отношений личности и опосредственное — других уровней интегральной индивидуальности. Актуальность работы обусловлена необходимостью борьбы с антинаучными представлениями буржуазных идеологов о природе и механизмах агрессивного, экстрапунитивного поведения, а также для разработки научной диалектико-материалистической теории человеческой индивидуальности и ее поведения. Работа имеет практическое значение для решения задач воспитания подрастающего поколения в духе социалистического гуманизма, а также для разработки воспитательных мер по преодолению враждебности, агрессивности, деструктивности.

Курбатова Т. Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей. (Защищена 1.7.81 в ЛГУ им. А. А. Жданова.)

Получено большое количество эмпирических данных, позволивших дифференцировать законопослушных от преступников. Эти данные помогают понять психологический механизм преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Апробированные и использованные автором малоизвестные методики оценивания тревожности и микроклимата в группе могут найти применение в работе практических психологов исправительно-трудовых и исправительно-воспитательных учреждений, а также в судебно-пси-хологической экспертизе и научных исследованиях.

Максимова Н. Ю. Особенности личностных отношений трудновоспитуемых подростков. (Защищена

 

169

 

30.6.81 в НИИ психологии УССР.)

Изучая личностные детерминанты трудновоспитуемости, автор сопоставил объективно существующие личностные отношения подростка с его представлениями о них. На основе этого оригинального подхода экспериментально подтверждено, что нарушение личностных отношений состоит в рассогласованности представлений подростка о своих отношениях в ведущих сферах деятельности с реально сложившимися отношениями. Доказано, что «рассогласованность отношений» является критерием выявления трудновоспитуемости подростков. В диссертации предложены конкретные методические приемы диагностики трудновоспитуемости подростков.

Мальская О. Е. Анализ структуры и формирования деятельности учения. (Защищена 15.5.81 в МГУ им. М. В. Ломоносова.)

Предлагается и теоретически обосновывается схема анализа структуры деятельности учения. На основе операционального описания учебной деятельности разработана оригинальная система планомерного обучения учению. Методика формирующего эксперимента обоснована специальным теоретико-экспериментальным исследованием, в котором намечается путь к эффективному обучению взрослых.

Маралов В. Г. Индивидуально-типические особенности уровня притязаний учащихся старших классов (на материале учебной деятельности), (Защищена 27.5.81 в МГПИ им. В, И. Ленина.)

Показано, что притязания в учебе в старшем школьном возрасте определяются сложной системой факторов: значимостью деятельности, познавательным интересом, потребностью в достижениях, отношением к себе как субъекту учебной деятельности, оценкой подготовленности, учебными успехами. На основе соотношений притязания и общей самооценки описаны четыре типа старшеклассников. Понятие «притязание» трактуется как отношение личности к цели деятельности. По своей сути это отношение есть прогнозирование возможности и уровня достижения цели, осуществляющегося на фоне состояния готовности достичь результата того или иного уровня. Диссертация содержит рекомендации учителям средних школ и преподавателям кафедр педагогики и психологии при подготовке студентов к воспитательной работе.

Медведева Э. Э. Психологический анализ причин возникновения лишних пунктуационных знаков. (Защищена 9. 6. 81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

Рассмотрена проблема многофакторности возникновения пунктуационных ошибок, экспериментальным путем выявлена роль восприятия интонации в генезисе ошибок, предложены рекомендации по их предотвращению.

Миттельман Р. И. Психологический анализ и активизация профессионально значимых свойств внимания учителя. (Защищена 30. 6. 81 в НИИ психологии УССР.)

Изучались особенности сформированности и развития распределения, переключения и устойчивости внимания учителя начальных классов. Разработана экспериментальная методика, позволяющая диагностировать свойства внимания у учителей и студентов пединститута. Исследована связь сформированности внимания с эффективностью выполнения учителем основных профессиональных функций. Выявлены тенденции развития внимания у учителей начальных классов в различные периоды трудовой деятельности и у студентов в процессе обучения в педвузе.

Морозов С. М. Особенности психического развития детей с врожденными пороками сердца. (Защищена 31.3.81 в НИИ психологии УССР.)

Исследованы особенности развития личности, психолого-педагогические условия обучения и воспитания детей с врожденными пороками сердца. Получены данные, указывающие на частые отклонения в психическом развитии детей и раскрывающие причины таких нарушений. Установлена положительная роль хирургического лечения в нормализации психического состояния и развитии интеллекта детей. Автором предложены конкретные рекомендации, направленные на совершенствование методов обучения и воспитания детей и подростков с врожденными пороками сердца в до- и послеоперационном периоде.

Нгуен Ке Хао. Характер и структура мотивации учебной деятельности учащихся в зависимости от типа обобщения учебного материала. (Защищена 26.5.81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

Установлено значительное влияние типа обобщения учебного материала (эмпирический или теоретический тип) на характер и структуру мотивации учения. При типе учебного процесса, строящегося на принципах эмпирического обобщения, мотивы учения оказались неустойчивыми, ситуативными, при этом доминирующими являлись внешние побуждения. Когда же учебный процесс строится на принципах теоретического обобщения, мотивы учения оказываются достаточно устойчивыми, при этом доминируют внутренние мотивы. Исследование показало, что даже кратковременный переход от традиционного обучения, строящегося на принципах эмпирического обобщения, к обучению, построенному на принципах теоретического обобщения, производит значительный сдвиг в положительной направленности успеваемости и отношения учащихся к учебе.

Никитина О. С. Уверенность в своих силах как фактор достижения успеха в деятельности. (Защищена 1.4.81 в ЛГУ им. А. А. Жданова.) Изучена уверенность в себе как свойство личности и как психическое состояние, проявляющееся в экстремальных условиях деятельности. Выявлены специфические проявления уверенности в себе, детерминированные условиями и требованиями различных видов деятельности (спортивно-соревновательной, учебной, деятельности общения).

Овчинникова Т. Н. Зависимость особенностей мышления детей младшего школьного возраста от направленности личности. (Защищена 21.4.81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

Выявлены некоторые механизмы зависимости особенностей мышления от направленности личности ребенка. Показано, что направленность личности обусловливает стратегию поиска решения тех или иных задач: ребенок стремится выполнение предложенной ему деятельности вплести в более широкий мотивационный контекст, определяемый типом личностной ценностности. В работе установлен характер связи между мышлением ребенка, направленностью

 

170

 

личности и обучаемостью. Даются психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям.

Пахальян В. Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте. (Защищена 30.6.81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

В работе установлено, что недостаточная удовлетворенность потребности в нерегламентированном общении со взрослыми может вести к формированию у старшеклассников повышенной тревожности. Доказано, что общение со взрослыми существенно влияет на такую сторону самосознания старшеклассников, как способность к анализу психологических качеств других людей и собственных качеств. Автором разработаны рекомедации, позволяющие на научной основе подойти к созданию оптимальных условий воспитательного процесса в старших классах.

Переверзева В. М. Психологический анализ прямых и косвенных форм регуляции поведения детей дошкольного возраста. (Защищена 28. 4. 81 в НИИ психологии УССР.)

Получены новые данные, показывающие взаимосвязь между откликом детей-дошкольников на побудительные воздействия воспитателя и его умением обеспечить психологическую готовность детей к своим требованиям. Выявлены резервы речевых и игровых воздействий на дошкольников, разработаны психологические рекомендации по целенаправленному управлению их поведением в условиях дошкольных учреждений. Обучение воспитателей оптимальной организации лексико-грамматической и интонационной структуры речевых требований повышает действенность речи, облегчает управление поведением дошкольника, создает благоприятные условия для развития саморегуляции поведения. Предложены специальные психолого-педагогические приемы, помогающие дошкольникам усваивать последовательность действий по проектированию деятельности на основе игровых образов и представлений с помощью собственной внешней и затем внутренней речи.

Родригес К. Э. Усвоение школьниками понятий разного уровня обобщения (на материале географии). (Защищена 21.4.81 в Ленинградском пединституте им. А. И. Герцена.)

Проведено сравнительное исследование особенностей усвоения учащимися Кубы и Советского Союза географических понятий и представлений разной степени обобщенности. Прослежено влияние жизненного опыта учащихся на формирование понятий: в V и VI классах понятия и представления еще не расчленяются в сознании, если в обучении не введено определение понятия. Показана связь общих, единичных и картографических представлений с местом жительства школьников.

Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста. (Защищена 7.4.81 в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.)

Для анализа дружеских привязанностей дошкольников использована теоретическая концепция генезиса общения. Впервые были экспериментально сформированы привязанности между детьми дошкольного возраста. Установлена зависимость интенсивности и глубины избирательных привязанностей ребенка к ровесникам от содержания коммуникативной потребности, которую он удовлетворяет в общении с ними. Показано ведущее значение потребности дошкольника в доброжелательном внимании товарищей. Выявлены возрастные особенности формирования привязанностей к сверстникам у детей от 3 до 7 лет.

Стамбулов А. В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период. (Защищена 18.2.81 в ЛГУ им. А. А. Жданова.)

На основании сравнения динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития учащихся общеобразовательной и специализированных школ разного профиля выяснены общие закономерности их развития в подростковом возрасте и особенные, определяющиеся прежде всего спецификой учебной деятельности школьников, в частности профилем ее специализации. Исследование этих же сторон развития подростков общеобразовательной школы в связи с успешностью их учебной деятельности обнаружило важную роль не только интеллектуального, но и тесно связанного с ним психомоторного развития для обеспечения общей успешности обучения.

Яблокова Л. В. Психологический анализ процесса переноса в умственной деятельности младшего школьника. (Защищена 17.3.81, в Ленинградском пединституте им. А. И. Герцена.)

Раскрыты особенности процесса переноса такой логической категории, как правило. Определена зависимость переноса правил от их сложности, уровня обобщения, трудности выполняемой деятельности, практического или вербального характера деятельности. Раскрыты особенности процесса переноса разных по сложности правил (сложности содержания, структуры и формы выражения). Выяснена специфика процесса переноса правил в условиях фактического выполнения деятельности и ее вербального формирования. Установлены отличительные признаки процесса переноса правил в условиях выполнения учащимися различной по степени трудности деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах возрастной и педагогической психологии при составлении спецкурсов.