Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

152

 

ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ В РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМ

ПСИХОДИАГНОСТИКИ

 

Е.А. КЛИМОВ

Москва

 

Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Туревича. — М.; Педагогика, 1981. — 232 с.

 

Одна из специфических особенностей социализма — наличие единого для всех учащихся содержания образования, а следовательно, и единой системы учебных заданий, упражнений, контрольных работ, имеющих веские теоретические и эмпирические основания. В результате, например, школьный учитель в любом уголке страны имеет представление об определенной системе социально-фиксированных нормативов необходимых достижений учащихся, уровня их развития. Своих подопечных он наблюдает, стимулирует, контролирует каждый рабочий день и по многу лет. Поэтому независимо от того, согласен ли кто-либо называть его практическую психодиагностику диагностикой, это высший уровень практической психодиагностики, который науке остается только теоретически признать и осмыслить.

Аналогичным образом можно высказаться о мастере профтехучилища, а также руководителе производственного коллектива (мастере, бригадире). Благодаря специфичной для социалистического

 

153

 

общества интенсивности непосредственного, «теплого» общения членов любого производственного коллектива (включая систематически организуемый обмен опытом, производственные совещания и т. д.) имеются благоприятные условия для обретения оперативного (и притом вполне истинного) знания о психических факторах активности людей, их развития, поведения, деятельности.

Специфическая социальная практика индустриального капиталистического общества породила своеобразную частную форму отчужденной от естественного человеческого общения и в этом смысле «холодной» психодиагностики — тестовую диагностику. Как бы вдогонку за массовым машинным производством она упрощает, стандартизирует, сокращает технологию познания. Это дает не только проигрыши, но и выигрыши: открывает неизвестные ранее перспективы психометрии, стимулирует развитие специально приспособленных для данного частного варианта практики статистических методов, позволяет специалисту-психологу получить некоторое знание о людях, не будучи включенным в собственно деловое общение с ними. Определенные достоинства тестовой психодиагностики обусловили то, что интерес к ней не угасает. Вот почему важно и ценно появление книги, авторы которой систематизировали сведения из обсуждаемой области.

В книге можно выделить три блока: принципиальный критический анализ главных итогов психодиагностики (в основном в ее американском варианте); краткое ознакомление с некоторыми «соответствующими» исследованиями в нашей стране и, наконец, характеристика диагностических подходов, разрабатываемых в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Материал книги имеет и другой разрез:

а)  методологические и методические вопросы,

б)  прикладные разделы психодиагностики. К сожалению, вопросы правовой регламентации данной области в книге не обсуждаются. Думается, что настало время в структуре специально-научной психодиагностики выделять три ее подразделения: теоретическое, прикладное и законодательное.

Во вводной главе книги дан обзор проблем психодиагностики, порожденных прежде всего западной зарубежной практикой. Политически заостренно и логически ясно раскрыты вопросы влияния на человека общественной среды («культуры»), намечены пути выявления наследственно обусловленных особенностей психики. Психодиагностика рассматривается как дисциплина «о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам» (с. 23). Это определение, которое предлагается, впрочем, как временное, нельзя считать общим. Ранжирование и классификация людей — полезные частности. Но закрепление общего термина за частной отраслью может задержать осмысление, разработку, развитие и даже просто узнавание новых, непривычных подходов в психодиагностике или, наоборот, традиционных, но не пользующихся ни термином «психодиагностика», ни шкалами порядка (ранговыми). Например, в практике психологически подготовленного учителя, руководителя диагностический процесс может протекать по схеме: первое впечатление → диагностическая гипотеза → проверка гипотезы в предварительном наблюдении или в беседе → уточнение диагностической гипотезы → проверка уточненной гипотезы → более специальное наблюдение, изучение, обследование для проверки гипотез или совещание экспертов (в зависимости от диктуемой практикой срочности заключения) → диагностическое заключение и конструирование мер воздействия на личность («оставить в покое», «включить в такую-то деятельность», «принять на постоянную работу» и т. п.). Далее может следовать более, углубленное изучение человека и заключение о системной организации именно его личных качеств, о некоторых причинно-следственных зависимостях и т. п. Это не тестирование, но диагностика. Нам думается, что психологическую диагностику (как специально-научную отрасль) следует определять как науку о методах и средствах обеспечения практики работы с людьми оперативной психологической (и психофизиологической) информацией. Такое понимание предполагает и теоретико-психологические изыскания, и организацию практической психодиагностической службы, и разработки в области нормативного, правового регулирования в данной области.

Вторая глава посвящена вопросам формализации тестовых испытаний, обеспечения надежности, валидности методик. Описан ценный отечественный опыт 20—30-х гг. В третьей главе дан исторический очерк тестологии. Полезно было бы отметить, что выявление уровня достижений человека в нашей стране осуществляется вне тестов, но в весьма разнообразных формах; более того, если применяются стандартизированные приемы типа тестов, они обычно не связываются с термином «тест», а называются иначе: «программированный контроль», «машинный экзамен» и т. д.

В четвертой главе обстоятельно обсуждаются тесты интеллекта — индивидуальные и групповые, неязыковые, тесты действия и тесты, «свободные» от влияния культуры. Охарактеризовано кризисное состояние теории интеллекта в зарубежной психологии. Ценно, что уделено большое внимание вопросам процессуальных характеристик деятельности, индивидуальных различий в интеллекте, креативности. Сравнительно большое место уделено вопросам диагностики умственных способностей в советской психологии.

Пятая глава посвящена остро актуальному в контексте психологии труда вопросу о диагностировании специальных способностей и профессиональных достижений. Скрупулезно проанализировано состояние этого вопроса в зарубежной психологии. Было бы также полезно более обстоятельно представить «соответствующие» работы в нашей стране (по диагностике инженерного интеллекта, по выявлению организаторских, педагогических, технических способностей). Как известно, уже опубликована хорошая книга для учителей, содержащая ряд диагностических методик, описанных на уровне практического руководства (см.: Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б. А. Федоришина — Киев: Радянська школа, 1980).

В шестой главе обсуждаются некоторые тонкости формулирования и интерпретации ответов при применении опросных методик. Следующая

 

154

 

глава знакомит читателя с методикой диагностики структуры личности и обсуждает некоторые методологические вопросы.

В восьмой главе после весьма обстоятельного обзора истории и теории вопроса излагаются научные результаты исследования свойств нервной системы методом близнецов. Показаны некоторые новые зависимости (например, выяснено, что роль генетических и средовых факторов бывает различной на разных стадиях формирования двигательного навыка). Автор осторожен в выводах и завершает главу указанием на перспективы исследований.

Методики изучения генетически обусловленных свойств второсигнальной деятельности изложены и тщательно обосновываются в девятой главе.

Десятая глава обстоятельно ориентирует читателя в области методов выявления межличностных отношений. Разные методики описаны по единой схеме; много содержательных и поучительных примеров. Немалое место уделено изложению и анализу работ советских исследователей. В теоретическом плане, нам думается, недооценены работы В. Н. Мясищева, который был не только крупным, но еще и тонким психологом в высоком смысле этого слова. Измерения в изучении межличностных отношений все же играют своего рода «матч» именно против тонкости, индивидуализированного подхода к определенному человеку.

В одиннадцатой главе дается обстоятельный обзор и анализ того, что связано с методами и результатами изучения учащихся в советской педагогической психологии и что с полным правом может быть подведено под категорию психологической диагностики (хотя номинально может быть совсем не связано с этим термином, а также с терминами «интеллект», «структура интеллекта», «тест» и пр.). Данная глава не перестала бы быть посвященной диагностике, если бы в ней речь просто шла об «уме» или умственном развитии или если бы речь шла не о тестах, а о заданиях, контрольных работах (и даже если бы была упомянута работа Ю. А. Самарина «Очерки психологии ума». — М., 1962).

Автор ограничился рассмотрением того, что можно отнести к теоретической психодиагностике. Это правомерно. Но важно поставить вопрос и о такой важной реальности, как живая оперативная практическая психодиагностика, включенная в труд учителя, мастера производственного обучения, руководителя производственного коллектива. Каждый из этих работников имеет определенные стратегии, тактики, приемы и способы изучения людей, строит их эмпирические классификации.

Еще по крайней мере в работах Ф. Н. Гоноболина имеются данные о том, что знания хорошего учителя об ученике имеют то качество, которое и по сей день остается мечтой для индустриализированной, тестовой диагностики, а именно высокую прогностичность. Выделять, описывать, структурировать приемы живого межличностного понимания — важная задача в контексте проблем психодиагностики как научной отрасли.

В целом рецензируемая книга — очень полезный труд, стимулирующий к размышлению и оригинальной разработке отечественной психологической диагностики, разработке того, что нужно именно нашей социальной практике.