Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

133

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

 

Я. БУНДУЛС

 

Развитие науки предполагает постоянное развитие ее концептуального аппарата, что может выражаться не только в создании новых, но и в пересмотре старых теорий. Диалектический характер развития науки вообще особенно актуален для становления психологии. Так, «переоткрытие» трудов Сеченова, Выготского, Бернштейна создало предпосылки для нового и более продуктивн ого развития отечественной психологии. Отсюда понятно и существенное значение продуктивного анализа зарубежных концепций для развития аппарата науки.

В последние годы в связи со все более возрастающим интересом к проблемам личности и к изучению неосознаваемых психических процессов ученые все чаще обращаются к работам начала XX в., посвященным проблемам бессознательного. Особое место среди этих работ занимает «Индивидуальная психология» Альфреда Адлера, оказавшая значительное влияние на развитие зарубежной клинической психологии, а также, педагогической психологии и на общепсихологическое изучение личности.1

К сожалению, эта весьма интересная и перспективная концепция личности освещается в отечественной литературе чрезвычайно скупо. В частности, существует традиция рассмотрения индивидуальной психологии как ветви психоанализа, что приводит к затушевыванию принципиальных различий между индивидуальной психологией и фрейдизмом. Так, например, адлеровское понимание «социального чувства» зачастую рассматривается в виде некоего врожденного влечения. Между тем в действительности Адлер говорит лишь о врожденных предпосылках к развитию этого чувства. Этот частный пример достаточно характерен. Можно выделить как минимум три группы принципиальных различий между теориями Фрейда и Адлера.

1. Признавая ведущее значение сферы бессознательного, Адлер в то же время указывает на относительность границы между со знанием и бессознательным. Более того, он отмечает, что между этими сферами существуют постоянные взаимопереходы, зависящие от характера стоящих перед человеком задач и этапа их разрешения.

2.  В отличие от Фрейда Адлер не считает исходные влечения генотипическим инстинктом, а предполагает лишь их потенциальную заданность.

3.  Адлер категорически отказался от сексуального влечения как исходной мотивационной тенденции, конституирующей основы личности.

Трактовка концепции Адлера как фрейдистской обедняет содержание индивидуальной психологии, в лучшем случае придавая ей эклектический характер. Задача данной работы предполагает как раз выход за рамки такого ее традиционного толкования и демонстрацию того, что отход Адлера от учения Фрейда является не частным, а принципиальным, конституирующим моментом становления индивидуальной психологии. В то же время решение этой задачи неизбежно требует развернутого изложения понятийного и методического аппарата А. Адлера, основных вех развития его творчества.

Как известно, создатель индивидуальной психологии А. Адлер (1870—1937) некоторое время работал совместно с 3. Фрейдом (наиболее интенсивно в период 1902—1908 гг.). В 1911 г. Адлер прочитал на заседании психоаналитической ассоциации три доклада, в которых отметил пункты согласия с Фрейдом и более многочисленные пункты различия позиций. Как оказалось позднее, расхождения эти образовали непреодолимую пропасть. Произошел разрыв2.

Изложение Адлером собственного позитивизма 1911 г. и стало началом индивидуальной психологии. К Адлеру примкнули многие видные медики, психологи, педагоги. Индивидуальная психология наряду с психоанализом получила значительное развитие. С 1922 г. стал выходить специальный журнал, начали проводиться международные конгрессы, издавалась многочисленная литература.

 

134

 

Не считая отдельных статей, первым известным трудом Адлера является «Studie über Minderwertigkeit von Organen» (1907 и 1927). После разрыва с Фрейдом вышло его крупное исследование «Über den nervösen Charakter (1912). Его более поздний труд «Menschen-kenntnis» (1927), который наиболее полно, хотя и не совсем систематично, излагает сущность концепции, возник из цикла лекций, которые он читал широким кругам венской общественности3.

В последующие годы индивидуальная психология развивалась как самобытное и прогрессивное психологическое движение, как область практического человекознания — наука жизни4. В своем стремлении к целостному изучению психической жизни она созвучна гештальтпсихологии, психологии В. Штерна. Особого расцвета индивидуальная психология достигает во второй половине 20-х — начале 30-х гг., вплоть до прихода к власти в Германии нацистов. После этого теория Адлера подвергается запрету, а сам он эмигрирует в США, куда и перемещается центр исследований по индивидуальной психологии. Сам Адлер становится профессором медицинского колледжа в Лонг-Айленде. В то же время он продолжает лекционные поездки в Европу.

 

ПОДХОД АДЛЕРА К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ

 

Интерес Адлера к психологии вырос непосредственно из медицинской практики и всегда включал учет терапевтических возможностей. Идеальное сочетание врача и психолога во многом определило методологию его работ. Отсюда и связь теории и практики, которая носит у Адлера взаимообусловленный и .взаимоопосредствованный характер на всех этапах и уровнях разработки концепции индивидуальной психологии. Не менее важным при таком подходе выступает понимание целостности индивида как диалектической связи части и целого: в целостность включаются и от нее причинно зависят все частные качества и особенности личности. В то же время из связи теории и практики вытекает также связь общего и единичного, в выявлении которой Адлер проявлял большое мастерство. Анализ многочисленных частных случаев приводил к обобщенной модели личности, которая, в свою очередь, помогала ориентироваться в конкретных случаях. Медицинская, практика позволила Адлеру накопить уникальный и обширный клинический опыт этиологии и терапии индивидуальных отклонений. В то же время в своем подходе к человеку, к пациенту он сочетал аналитический взгляд ученого и интуитивный — художника.

Клинический подход Адлера к изучению психической жизни не помешал ему увидеть индивидуальное в его социальном опосредствовании, в системе социальных связей На это указывает то место, которое в его концепции занимает чувство общности; оно согласно Адлеру, присуще уже ребенку в раннем детстве и определяется условиями микро-среды.

«Терапевтический» взгляд Адлера определил значительное внимание к соотношению слабости и силы человека, не столько в биологическом, сколько в социальном, личностном смысле. «Цель человеческой психики — это преодоление, совершенствование, безопасность, превосходство [7; 97). Целенаправленный характер личности отражался как на методологическом так и на методическом уровне; любое проявление личности рассматривается им не только в генетическом, но и в целевом аспекте. В понимании Адлера психика является аппаратом, ориентированным на будущее, как бы подготовкой к будущему.

Существенное значение для понимания индивидуальное психологии имеет проблема отношений врожденного и приобретенного. В отличие от Юнга Адлер не считает типологические свойства характера врожденными. Вообще он исходит из принципа: все, что может быть объяснено на основе реактивного поведения не является врожденным в готовом виде. Врождено лишь большое количество виртуальных возможностей: способность к овладению любым человеческим языком к усвоению определенных форм поведения и т. п. В качестве врожденной Адлер рассматривает потребность человека в человеке, на основе которой в онтогенезе развиваются формы общения и чувство общности

В связи с преобладанием у Адлера идеографического подхода следует отметить чрезвычайно развитую психологическую его способность к интуитивному познанию человека, к умению «слиста» интерпретировать любое проявление личности взрослого или ребенка, к умению диагностировать его текущее и прошлое состояние, прогнозировать его будущее поведение.

 

АДЛЕРОВСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ

 

Концепция Адлера в общей форме включает три основные категории, или три фактора структуры и динамики личности: 1) чувство общности; 2) чувство неполноценности или недостаточности и 3) стремление к собственной значимости (или самозначимости по выражению Адлера).

Сразу же следует подчеркнуть, что эти факторы, определяющие структуру личности, рассматриваются в концепции Адлера в диалектическом единстве, как взаимосвязанные и взаимозависимые. При этом, однако, целостность подхода не исключает возможности и необходимости дифференцированного анализа каждого из этих факторов. Все они проявляются в бесконечном разнообразии конкретных чувств, имеющих для личности регулирующее значение, но далеко не всегда вполне осознанных и понятных субъекту. Представляется важным начать дифференцированный анализ с фактора, которому часто приписывают

 

135

 

ведущее значение в концепции Адлера.

Чувство неполноценности. В работах Адлера понятие чувства неполноценности встречается наиболее часто. Все люди, как он считает, чувствуют себя неадекватными в определенных ситуациях, при столкновении с жизненными трудностями и осознании собственной беспомощности. Он проводит аналогию между зависимостью ребенка от семьи и взрослого от общества. В этом он видит истоки той человеческой слабости, которая и порождает чувство неполноценности. Сначала ощущение слабости, несовершенства, неспособности выражается в чувстве неуверенности в собственных возможностях, которое затем тормозит выполнение целенаправленных действий и ведет к самоуничижению.

Адлер полагает, что чувство неполноценности присуще каждому человеку. Обычно он определяет его как положительную неудовлетворенность, которая продолжается, по крайней мере, так долго, «пока какая-нибудь задача или потребность не будет разрешена». Конечно, не всякое чувство неудовлетворенности можно рассматривать как чувство неполноценности. Это зависит а) от субъективной трудности задачи, т. е. степени переживания «Я сам», б) от социальной ситуации (что подумают или скажут другие?), в) от потребности в собственной значимости, неотделимой от межличностного контекста. Таким образом, по Адлеру, чувство неполноценности — полностью социально мотивированное чувство.

В более поздних работах Адлер различает а) чувство неполноценности и б) комплекс неполноценности. Последний он рассматривает как патологический результат развития чувства неполноценности, своеобразную болезнь личности, где неполноценность приобретает хронический гипертрофированный характер. Степень осознанности чувства неполноценности может широко варьировать в связи со стремлением к сохранению положительной самооценки.

Каковы условия порождения чувства неполноценности? Среди них сразу же после врожденных органических дефектов Адлер выделяет неправильное воспитание: избалованность, жестокость, равнодушие, авторитарность и т. п. В более подробном изложении Э. Вексберга выделены еще четыре группы условий, которые могут породить чувство неполноценности: 1) органические дефекты ребенка; 2) социально-экономическое положение семьи (бедность, зависимость и др.); 3)принадлежность к недооцениваемому полу; 4) место ребенка в семье (структура семьи) [14; 89—210].

Социальный характер чувства неполноценности вытекает уже из механизма его формирования, в основе которого лежит процесс непроизвольного, часто малоосознанного сравнения, соизмерения с окружающими, с их целями [4; 15]. Возможно, следует говорить о специфике такого рода сравнения, где одним из объектов сравнения является сам сравнивающий субъект. Характер такого сравнения красочно описывает М. Шпербер: «Нет ни одной пусть самой частной черты, ни одной ситуации, ни одного события, ни одного переживания, которые не могли бы вызвать чувства неполноценности. Оно может возникнуть во всех возрастах, но чаще всего в детстве. Чувство неполноценности всегда находит себе благоприятную основу: человек видит себя слишком малорослым или слишком длинным, слишком схожим с кем-то или совершенно отличным от всех других...»

Очевидно, для того чтобы не увлечься подобными сравнениями, субъект должен обладать достаточно устойчивой положительной самооценкой. Будучи далеко не всегда объективно оправдано, чувство неполноценности всегда вызывает стремление к его преодолению.

 

СТРЕМЛЕНИЕ К СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ

 

Аргументы Адлера апеллируют к здравому смыслу самоутверждающейся личности. Никто не хочет только прозябать, быть несовершенным, слабым. Наоборот, каждый нормальный человек хочет быть способным на что-то, быть кем-нибудь, чувствовать свою социальную значимость. Человек вообще избегает какой-либо потери чувства собственного достоинства. Если он ощущает отношения с окружающими его людьми как товарищеские, то это говорит о том, что в нем уравновешены два противоположных чувства — самозначимости и общности, сопринадлежности.

Конечно, ощущение равенства сохраняется у человека далеко не всегда. Общение с более способными, с более преуспевающими в жизни людьми часто вызывает у субъекта ощущение собственной посредственности, ничтожности. Естественно, что это меняет динамику личностной регуляции. Прежде всего ослабляется чувство общности, сопринадлежности; человек «уходит», замыкается в своем «Я». Возникновение чувства неполноценности в то же время ведет к усилению тенденции к равноправию, к компенсации и сверхкомпенсации.

Снятие или компенсация чувства неполноценности может проявляться в бесконечно разнообразных формах, даже в самых парадоксальных. Так, для усиления чувства самозначимости может использоваться самоунижающий фактор: человек начинает играть роль изгнанника и страдальца. В одной западной газете был помещен фотоснимок одной американки с подписью: «Самая некрасивая женщина в мире». Королева безобразия — все равно королева!

Адлер подчеркивает, что усиление чувства самозначимости без развитого чувства общности ведет к формированию патологического комплекса превосходства, вырастающего на основе комплекса неполноценности. «Нормальный человек не имеет комплекса превосходства, он даже не видит смысла в превосходстве как таковом. Если ему и свойственно стремление превосходить, то только в том смысле, что человек стремится к успехам в труде; но пока это стремление выражается в продуктивных достижениях, оно не ведет к неадекватной самооценке и к болезни» [6; 97].

Отсюда понятна возможность положительного и отрицательного стремления к самозначимости.

 

136

 

Адлер постоянно подчеркивает принципиальное различие между стремлением к самозначимости «на полезной стороне жизни» и стремлением «на бесполезной стороне жизни». «Бесполезная сторона жизни» — это хронические конфликтные формы поведения, алкоголизм, асоциальные и невротические формы поведения и т. п. Во всем этом проявляется отсутствие чувства общности. Подлинным героем человек может стать лишь «на полезной стороне жизни». Здесь Адлер видит чрезвычайно важную воспитательную задачу: как можно раньше дать ребенку достаточно четкие критерии различия между подлинным и ложным геройством.

В онтогенезе стремление к самозначимости проявляется прежде всего в стремлении быть в центре внимания взрослых любой ценой. В случае избалованного ребенка это проявляется чаще всего во власти над матерью или другими близкими взрослыми — они становятся как бы рабами ребенка.

 

ЧУВСТВО ОБЩНОСТИ

 

Чувство общности является самым существенным и определяющим фактором в модели личности, разработанной Адлером. В известной мере оно противодействует первым двум факторам. Чувство общности — это готовность к общению, к сопереживанию, к взаимопониманию, к ответственности, готовность ставить общественные интересы выше узколичных, иногда готовность к самопожертвованию. Такое чувство — основа положительных, продуктивных отношений человека к другим людям, к обществу ив то же время основа созидания всех культурных ценностей.

Адлер выделяет также узколичную логику, которая проявляется у людей с неразвитым чувством общности, стремящихся к самозначимости «на бесполезной стороне жизни». Постоянно подчеркивая социальную сущность человеческой психики, он указывает на необходимость человека следовать «логике человеческого соучастия».

То, что мы называем справедливостью, говорит Адлер, и то, что мы рассматриваем как лучшую сторону человеческого характера, по существу лишь выполнение естественных требований совместной жизни людей. Характер и все ведущие свойства личности оцениваются только с точки зрения общности. «Ни один полноценный человек не может вырасти без воспитания и достаточного упражнения чувства общности» [3; 23]. В связи с этим Адлер уделяет основное внимание всем ситуациям и факторам в жизни ребенка, которые препятствуют или способствуют развитию чувства общности.

Чувство общности впервые возникает и развивается у растущего человека во взаимоотношениях с матерью. Но для избалованного ребенка мать может оказаться единственным хоть в какой-то степени близким человеком, и если она не распространяет чувство общности на других, то дальнейшее положительное развитие ребенка не обеспечено.

Определяющую роль в учении о характере Адлер также приписывает чувству общности: «Характер... есть основная линия, по которой проявляется стремление человека к самозначимости в единстве с его чувством общности» [3; 125].

В отличие от других школ психологи», которые «выхватывают отдельный пункт психического развития и, исходя из этого пункта, пытаются выявить типы, которые, конечно, существуют, индивидуальная психология этим не удовлетворяется. Нам требуется создать четкую картину, как все это возникло, должно ли это было так сформироваться, как этого можно было избежать или как это изменить» [3; 140]. Среди конкретных черт характера Адлер различает агрессивные и неагрессивные. К первым он причисляет тщеславие, ревность, зависть, скупость, ненависть. К неагрессивным относятся уединенность, трусость, робость, несдержанность влечений.

Сходным образом Адлер подходит к аффектам, которые он делит на разъединяющие (гнев, печаль, страх, отвращение) и сближающие (радость, сострадание, отчасти стыд). Они рассматриваются как ограниченные во времени, сильные, внезапные выражения черт характера. Они проявляются там, где имеют личностный смысл, где соответствуют стилю жизни человека.

Лучшая диагностика чувства общности — это оценка способа решения трех главных жизненных задач, значение которых Адлер постоянно подчеркивает: 1) задачи отношения к людям, 2) задачи труда, отношения к труду, 3) задачи любви, отношения к другому полу. Положительное решение этих задач возможно только при достаточно развитом чувстве общности.

Как источник всего ценного в характере и жизни человека, в продуктах его материального и духовного творчества чувство общности само приобретает значение высшей ценности. Именно поэтому Адлер выдвигает развитие чувства общности в качестве одной из главных задач воспитания: «Нужно добиться того, чтобы каждый ребенок, оставляя школу, был бы способен быть истинным товарищем» [7; 69].

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ ЛИЧНОСТИ:

КОМПЕНСАЦИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ

СТИЛЬ

 

«Чувство неполноценности, — пишет Адлер, — стремление к преодолению и чувство общности — это основы индивидуально-психологического исследования...» (7; 24]. Однако, как он постоянно отмечает, речь идет не столько о самостоятельном анализе данных факторов, сколько о характере их взаимоотношений в структуре личности. В связи с этим помимо вопроса о взаимосвязи возникают вопросы о компенсации и жизненном стиле.

Динамика процесса развития личности наглядно выражает тесную взаимосвязь этих факторов. При этом, однако, Адлер выделяет ведущее, определяющее значение чувства общности: «При углубленном анализе соотношения этих факторов понятно, что они все конституируют вид и степень развития чувства общности» [7; 29].

Особенности взаимодействия факторов личности у Адлера можно представить следующим

 

137

 

образом. Во-первых, при усилении чувства неполноценности усиливается стремление к повышению самозначимости. Индивид вынужден замкнуться в своем «Я». В крайних случаях проявляется, как уже упомянуто, закономерность «чем ниже, тем выше» («вошь и Наполеон» Раскольникова), которая может проявляться как в идеальном плане, в мечте, так и реально. Вообще это стремление к возвышению себя может широко варьировать как по форме, так и по содержанию. Во-вторых, при дальнейшем усилении чувства неполноценности (что ведет и к появлению чувства меньшей самозначимости) чувство общности ослабевает. Возникает чувство изолированности, заброшенности, униженности, чувство враждебности к другим.

В-третьих, изолированное усиление стремления к самозначимости (и развитие в связи с этим чувства превосходства), в свою очередь, ведет к ослаблению чувства общности. Стремление к превосходству над другими, не считаясь с их интересами, предполагает унижение и попрание прав людей. Особенно явно отсутствие чувства общности проявляется в случае обеспечения своего превосходства лишь путем сознательного стремления к превращению других в ничтожества. При этом, конечно, не исключается и самосовершенствование, и совершение полезных дел в стремлении человека к превосходству.

В-четвертых, усиление чувства общности ведет к ослаблению чувства своей малозначимости (здесь напрашиваются параллели с чувством коллективизма). При этом исчезает малодушие, свободнее проявляются творческие способности человека, отпадает необходимость в стремлении к превосходству, к власти над другими. Сравнение себя с другими в продуктивном, ответственном труде приобретает характер товарищеского соревнования.

 

КОМПЕНСАЦИЯ И СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ

 

Видную роль в концепции Адлера играет понятие компенсации, которое означает устранение какой-либо недостаточности, движение к более благополучной ситуации. Локальное медицинское понятие компенсации Адлер относит к личности в целом. Субъект может в той или иной степени осознанно путем систематических занятий компенсировать собственные недостатки и даже достичь сверхкомпенсации.

В содержании процесса компенсации можно выделить следующие компоненты и параметры: 1) объект компенсации, 2) средство компенсации, 3) степень компенсации, 4) знак компенсации. В частности, объект и средство могут иметь как гомогенный характер (компенсация частично нарушенного зрения), так и гетерогенный (компенсация у полностью ослепшего). При этом имеется в виду развитие чувства самозначимости, а не просто физическая адаптивная компенсация.

Степень компенсации может не только равняться степени нарушения, недостаточности, но быть также ниже или выше ее. В первом случае можно говорить о замещении (Ersatz), во втором — о сверхкомпенсации или самосовершенствовании.

В любой из деятельностей субъект может потерпеть неудачу, которая приводит к чувству неполноценности, собственной малозначимости, что, в свою очередь, обеспечивает тенденцию к компенсации. В зависимости от развития чувства общности можно говорить об отрицательной компенсации — «на бесполезной стороне жизни» — в случае недоразвитости чувства общности или о положительной компенсации — в случае достижения социально ценного результата «на полезной стороне жизни».

Следует подчеркнуть, что для Адлера понятие компенсации включает любые усилия человека, направленные на развитие его возможностей, средств деятельности во всех сферах его деятельности, т. е. означает не только восстановление статуса-кво, но и преодоление наличных возможностей человека. Согласно такой логике, полеты в космос можно рассматривать как сверхкомпенсацию отсутствия у человека крыльев, а преобразование природы — как сверкомпенсацию физической слабости человека по сравнению с силами природы.

Обратимся теперь к анализу взглядов Адлера на жизненный стиль. По мнению Адлера, индивидуальный жизненный стиль формируется достаточно рано в онтогенезе как результат взаимодействия основных факторов личности, в качестве некоторого неповторимого единства, характеризующего устойчивые тенденции в поведении человека. Особое место в его формировании отводится таким социальным условиям, как место ребенка в структуре семьи, характер отношения старших и т. п.

Жизненный стиль особенно ярко проявляется (как, впрочем, и формируется) при столкновении с новой и достаточно сложной жизненной ситуацией, которая выступает своеобразной лакмусовой бумажкой личности, «скрытой» в обычной, комфортной ситуации. Именно выявление жизненного стиля является для Адлера «нитью Ариадны» в познании индивидуума. «Чтобы предвидеть будущее поведение человека, мы должны понять его жизненный стиль» [6; 101]. Ученик Адлера Ф. Кюнкель указал на возможность типологизации жизненного стиля по характеру основных отношений субъекта к себе и к окружающим, что выражается в нескольких правилах, точнее — во внутренних нормах поведения. Для избалованного ребенка эти нормы выглядят следующим образом: «не начинай ничего делать на свой риск», «взрослые (другие) должны тебе помогать», «если они тебе не помогут, ничего не выйдет и они (другие) будут в этом виноваты». У сурово воспитанных детей свои нормы: «делай все на свой собственный риск», «взрослые (другие) — твои враги», «чтобы их использовать, ты должен их перехитрить» [12; 16].

Естественно, что наиболее важны проявления жизненного стиля в подходе к трем вышеуказанным задачам жизни — к труду, к людям, к другому полу. Так, развитие чувства общности проявляется в решении последней задачи не столько созданием семьи, сколько формированием действенного чувства ответственности

 

138

 

по отношению к партнеру и детям. Только достаточное развитие этого чувства может обеспечить успех в любви. Задача психолога — определить, как конкретный индивидуум решает эти задачи, насколько он уверен в своих возможностях по их разрешению, как он подготовлен к их разрешению в детстве. В качестве зависимых от этих исходных рассматриваются задачи отношения человека к природе и к искусству.

Главный метод диагностики жизненного стиля для индивидуального психолога — непринужденная беседа с самим индивидом, направленная не только на выявление целого ряда вопросов о его особенностях («какие затруднения испытывает», «когда и в связи с чем они начались», «каковы семейные условия», «место в структуре семьи», «взаимоотношения с родителями, детьми, товарищами» «любимые занятия, игры» и т. д.), но и на установление положительного контакта, взаимного доверия. Последующее воздействие на личность строится на основе выявленных в беседе позитивных чувств и стремлений благодаря установленному эмоциональному контакту.

В целях проверки правильности диагноза жизненного стиля Адлер рекомендует дополнительно использовать материал ранних воспоминаний, ночных сновидений, грез, а также наблюдения за локомоциями (так он говорит о яркой индивидуальной характерности движений и поз пациента в кабинете врача). Память рассматривается как функция целостной личности, что позволяет использовать воспоминания для определения соотношения между основными факторами личности. Аналогично оцениваются и сновидения, которые •обеспечивают создание определенного настроения, эмоции по отношению к предстоящей ситуации. Так же как и при использовании ранних воспоминаний для выявления жизненного стиля, наиболее информативны здесь сообщения об индивидуальном или совместном характере действия, о происшествиях в семье, о сексуальном поведении, о действиях матери и т. д.

 

СИТУАЦИЯ ОНТОГЕНЕЗА

 

К детской психологии Адлер пришел не случайно: во-первых, поиск истоков неврозов неизбежно приводит его к изучению детства; во-вторых, для проведения психолого-педагогических консультаций по вопросам трудновоспитуемых детей оказались необходимыми психологические данные об онтогенезе.

С точки зрения индивидуальной психологии начальная ситуация развития любого ребенка характеризуется: а) его слабостью и беспомощностью, б) силой и могуществом окружающих людей, в) полной зависимостью ребенка в удовлетворении всех потребностей от сильных окружающих. Взрослый или старший брат могут все: самостоятельно открыть дверь, идти куда вздумается, перемещать любые вещи и т. д. Это по Адлеру, еще в доречевом периоде порождает у младенца чувство своей слабости, неполноценности. Вместе с этим возникает стремление стать большим и сильным, вырасти. Это стремление проявляется прежде всего в подражании взрослым и в игре: ребенок как бы становится на цыпочки. В этом стремлении преодолеть исходное состояние слабости — корни воспитуемости ребенка.

Потребность в человеке как основе чувств; общности впервые возникает в форме потреб ности в нежности. Естественно, что у нежеланных и нелюбимых детей (при отсутствие нежности) развитие чувства общности задерживается, в дальнейшем они уже непроизвольно избегают проявлений нежности во взаимоотношениях, что рано ограничивает будущее чувство любви.

Чувство самозначимости может развиваться двояко: 1) путем самосовершенствования, через усвоение социальных способов деятельности; 2) путем использования своей слабости, так как взрослые воспринимают ее как обязательное требование к себе. Последнее наиболее очевидно в случае избалованного ребенка.

Усиление у нормального ребенка чувства малозначимости, неполноценности обусловлено в значительной степени неадекватным воспитанием: его обманывают, постоянно ограничивают его инициативу, подчеркивая при этом его слабость, неумелость, неопытность, смеются над его ошибками, издеваются над его непонятливостью; рассматривают его лишь как предмет удовольствия или как балласт; напоминают ему, что он, собственно, «ничто»; причем все это подается в не очень тактичной форме. В результате это приводит к страху перед каким-либо самостоятельным действием, в предвидении неизбежной издевки или наказания. Часто такой страх сохраняется и у взрослого человека.

Особенно неблагоприятно эти факторы влияют на ребенка с органическими дефектами, проявляющимися не только в неполноценности отдельных органов, но и в моторных, вербальных трудностях, в худшей сопротивляемости организма и т. п. Все это значительно усиливает естественное чувство неполноценности, изолирует ребенка, ослабляет чувство общности, фиксирует его внимание на себе, и в результате это часто ведет к такому же эгоцентризму, как и излишек нежности, восхищения, опеки и полного подчинения взрослых избалованному ребенку.

Важным вкладом Адлера в детскую психологию является и то, какую важную роль в формировании жизненного стиля он придавал положению ребенка в структуре семьи. Характерные особенности стиля порождаются ситуациями единственного, особенно позднего ребенка, старшего, второго, младшего ребенка, единственного мальчика среди девочек или единственной девочки среди мальчиков. Важное значение имеет также число детей и различия в возрасте.

В частности, единственный ребенок в семье, как правило, становится объектом баловства. Старший ребенок некоторое время развивается как единственный, но появление второго ребенка вытесняет его из привилегированного положения («свергает с трона»). Такое восприятие может тяжело переживаться ребенком и восприниматься как потеря прошлого благополучия. Это отражается и на его дальнейшем поведении. В свою очередь, младший

 

139

 

ребенок может стать объектом баловства, превратиться в «маменькиного сына».

 

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

Теория Адлера, как известно, получила в отечественной литературе довольно одностороннюю оценку как теория психологическая. Анализ показывает, что из психоанализа Адлер практически заимствовал лишь отдельные методические принципы (например, провоцирующая клиническая беседа). Слабость подхода Адлера заключается прежде всего в его исходной методологической позиции.

Во-первых, как справедливо отмечают некоторые авторы5, исходным пунктом адлеровского анализа является все-таки отклонение от нормы, деформации процесса развития. Во-вторых, отсутствие общих принципов психического развития свидетельствует об эмпирическом подходе Адлера к пониманию формирования индивидуального жизненного стиля. Факторы этого формирования, конституирующие личность, оказываются более или менее умозрительными конструктами, которые появляются в результате довольно произвольной процедуры обозначения самых общих форм взаимодействия субъекта с миром.

Остается неясным специфическое влияние выделенных Адлером факторов развития личности и чувства неполноценности, общности и самозначимости на формирование отношений человека, к труду, к другим людям и к противоположному полу.

Адлер не вскрывает зависимости формирования личности, ее жизненного стиля и присущих ей чувств от места личности в социальной структуре общества, от типа общественных отношений. Выделяя чувство неполноценности и комплекс неполноценности, он односторонним образом усматривает их истоки лишь в условиях семейного воспитания, не принимая во внимание зависимость этих чувств от существования антагонистических классов в капиталистическом обществе,

Положение Адлера о позитивных или негативных предпосылках поведения ребенка в семье подтверждено сейчас многими исследованиями (Ш. Бюлер, 1962; К. Обуховский, 1971). Важно отметить при этом, что фактор, названный Адлером «положение в семье», оценивается только в совокупности всех объективных и субъективных условий и может нейтрализоваться другими факторами. Основной критерий оценки этих факторов в индивидуальной психологии — это их влияние на развитие чувства самозначимости и чувства общности. В свою очередь, недоразвитость последнего как основы структуры личности, по Адлеру, приводит к проблеме трудновоспитуемых. В связи с этим задача, которую он ставил перед своим направлением, не ограничивалась коррекцией отклонений, а включала и их профилактику.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Индивидуальная психология рассматривает человека как целостную и целенаправленную личность, которая проявляется в рано возникающем жизненном стиле.

Жизненный стиль не врожден, а формируется на основе: а) ранних эмоциональных взаимосвязей, из которых вырастает затем чувство общности; б) рано возникающего в отношениях с другими чувства самозначимости.

В положительном варианте развития эти чувства проявляются как 1) уверенность в себе, в своих силах; 2) доверие к человеку, сочувствие и соучастие. Эти чувства являются условием начала любой продуктивной деятельности.

Чувства самозначимости и общности диалектически взаимосвязаны. Так, нарушение чувства доверия ведет к изоляции, снижает чувство самозначимости, что, в свою очередь, ведет к отношениям борьбы, порождает иллюзию превосходства.

Чувство неполноценности, связанное с естественной слабостью человека как организма, не всегда является достаточно осознанным, часто оно проявляется лишь в стремлении к отсрочке, к уклонению от выполнения предстоящих задач. Главными задачами жизни у Адлера считаются три: 1) отношение к людям, 2) отношение к труду, 3) любовь.

Неразвитое или разрушенное чувство общности ведет к психической или социальной деградации личности. В этом случае компенсация неполноценности приобретает социально негативный характер. В связи с этим только развитие чувства общности с раннего детства может обеспечить профилактику неблагоприятного жизненного стиля.

 

1.       Обуховский К. Психология влечений человека. — М., 1972. — 247 с.

2.       Adler A. Individualpsychologie in der Schule. — Leipzig, 1929. — 114 S.

3.       Adler A. Menschenkenntnis. — Leipzig, 4. Aufl., 1931. —230 S.

4.       Adler A. Über den nervösen Charakter. — München, 3. Aufl., 1922. —210 S.

5.       Adler A. Der nervöse Charakter. —- In: Festschrift W. Stern zum 60. Geburstag. Leipzig, 1931, S. 1—14.

6.       Adler A. The science of Living. — L., 1930.— 264 p.

7.       Adler A. Der Sinn des Lebens. — Wien — Leipzig, 1933. —205 S.

8.       Adler A. Die Technik des Individualpsychologie. 11 Teil. Die Seele des sehwererziehbaren Schulkindes. — Munchen, 1930.— 188 S.

9.       Ansbacher H. L. The increasing recognition of Alfred Adler. — In: Adler A. Superority and social interest. N. Y„ 1970, p. 5—22.

10.    Ansbacher H. L. Alfred Adler's views on the unconscious. — В сб.: Бессознательное. Т. 1. Тбилиси, 1978, с. 370—383.

11.    Bühler Ch. Psychologie im Leben unserer Zeit. — Münhen—Zurich, 1962. — 464 S.

12.    Künkel Fr. Jugendcharakterkunde. Schwerin, 1932.

13.    Sperber M. Alfred Adler et la psychologie individuals. — Paris, 1972.— 314 p.

14.    Wexberg E. Individualpsychologie. Eine systematische Darstellung. — Leipzig, 2. Aufl., 1931. —343 S.

15.    Wexberg E. Verzogene Kinder. — In: Hei-len und Bilden. Munhen, 3. Aufl., 1928.

 

Поступила в редакцию 16.III.1981 г.



1 О все более возрастающем признании значения работ Адлера дает хорошее представление статья X. Л. Ансбахера «The increasing Recognition of Adler» в кн.: Adler A. Superiority , and social interest. — N. Y., 1970, или X. Л. Ансбaxep. — «Бессознательное в представлении А. Адлера», в сб.: Бессознательное. Т. 1. Тбилиси, Мецниереба, 1978.

2 В дальнейшем сторонники Фрейда объясняли разрыв тем, что социалистические убеждения Адлера якобы лишили его способности адекватно понять теорию психоанализа [1], (3; 71].

3 Самым систематическим изложением индивидуальной психологии считается работа Э. Вексберга. Е. Wexberg Individualpsychologie. Eine systematische Darstellung. 11. Aufl, 1931.343 S.

4 Начиная одну из своих книг, «Науку жизни», Адлер приводит слова У, Джемса о том, что только наука, имеющая непосредственную связь с жизнью, является подлинной наукой [6; 31].

5 Братусь Б. С, Зейгарник Б. В. Психология аномального развития личности, — М., 1979.