Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

130

 

ТЕСТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

ТАКТИЛЬНО-МОТОРНОГО АНАЛИЗАТОРА

 

А.С. ЛУКАУСКАС, В.Б. ОБЕЛЯНИС, Ю.П.РАУБА

 

Для оценки динамики работоспособности часто исследуют функциональное состояние центральной нервной системы и анализаторов. Тактильный анализатор может дать много информации о функциональном состоянии центральной нервной системы, особенно у лиц — инвалидов III группы, частично или полностью потерявших зрение. Таких людей, работающих на производственных предприятиях Общества слепых, насчитывается около 50%. Исследование же анализатора слуха не всегда показывает объективную информацию, так как производственный шум может мешать его функции.

Методика. Предлагаемый тест по своей структуре близок широко применяемым корректурным таблицам. Он состоит из сигналов (предметов) с одинаковой вероятностью частоты появления и отвечает тем требованиям, которые были предложены А. А. Генкиным для подобного рода тестов.

В одном из трех отсеков пластмассовой коробки помешены предметы одинаковой величины, но неодинаковые по рельефу, которыми могут служить, например, пуговицы четырех размеров. Всего перемешано предметов в первом отсеке — 160, по 40 каждого вида. Испытуемому предлагается без визуального контроля доставать предметы из этого отсека и перекладывать однородные предметы во второй отсек, а все остальные — в третий отсек.

Таким образом испытуемый должен во время обследования отобрать одну разновидность предметов из четырех возможных. При выполнении этой задачи возможны ошибки двоякого рода:

1)  замена нужного предмета другим;

2)  отнесение требуемого предмета к «шуму».

Для успешного применения методики требуется обучение испытуемых методу работы, чтобы предложенную задачу они выполняли с максимальной возможной скоростью.

 

131

 

Оценка результатов производится по следующим параметрам:

I) времени выполнения задания (в секундах);

2) числу пропущенных предметов;

3) скорости переработки информации в битах за секунду.

Расчет последнего параметра производится исходя из следующих положений.

Среднее количество информации в тесте

 

I = P1log2P1 ,+ (l - P) log2 (l - P);

 

P1 — сигнал, встречающийся в ряде сигналов (1/4); тогда

 

J = ¼ log2 ¼ + ¾ log2 ¾ = 0,869 бита

 

Количество информации во всем тесте, состоящем из равнозначных сигналов, где N = 160, будет равным:

 

Н = 1 · N = 0,869 · 160= 139,04 бита.

 

Но сигналы не являются равнозначными: 40 из них надо по соответствующим признакам отобрать и отделить — это «положительные» сигналы. Один «положительный» сигнал будет содержать информацию

 

g2 1/40 = 5,3 бита

 

а все «положительные» сигналы —

 

5,3 · 40=212,0 битов.

 

«Отрицательные» сигналы оцениваются как «шум» и более тщательной дифференциации не подлежат. Они тоже несут определенное количество информации:

 

J «шума» = (NNполож) · log2 ¾ = (160 — 40) · 0,492 = 120 · 0,492 = 59,04 бита,

 

где N — общее количество сигналов, N — Nполож — общее количество сигналов «шума».

«Отрицательный» сигнал «шума» дает информацию

 

log2 ¾ = 0,492 бита.

 

Итак, общее количество информации теста будет составлять сумму информации получаемой с «положительными» сигналами и информации от «шума».

 

Iобщ. = Nполож. · 5,3 + (NNполож.) · 0,492 = 40 · 5,3 + 120 · 0,492 = 212,0 + 59,04 = 271,04 бита.

 

Во время выполнения задания, совершив n ошибок (принятие «положительного» сигнала за «шум»), получим потерю информации:

 

Нпотер. = 5,3 · n — 0,492 · n = 4,808 · n бита.

 

Таким образом, количество реально переработанной информации будет равным:

 

Нперераб. = 1общ.—Нпотер. = 271,04 — 4,808 n.

 

Если имеем время в секундах, затраченное на выполнение задания, можно оценить скорость приема и переработки информации в тактильно-моторном анализаторе

 

S = 271,04 — 4,808 ·n /T бит/с

 

где S — скорость переработки информации в тактильно-моторном анализаторе в бит/с; n — число неправильно оцененных «положительных» сигналов; Т — время в секундах, затраченное для выполнения задания.

Для ускорения расчетов можно пользоваться таблицей потерянной и переработанной информации в зависимости от количества допущенных ошибок. Для этого количество переработанной информации нужно поделить на затраченное время в секундах, тогда получим скорость переработки информации в тактильно-моторном анализаторе.

Варианты использования методики. Метод удобен тем, что при необходимости легко можно менять количество перерабатываемой испытуемым информации.

Нами применялись кроме описанного еще два варианта теста с меньшим количеством информации в задании. Это способствует более быстрому выполнению задания, что очень важно при исследованиях непосредственно на рабочих местах.

Вариант из 120 сигналов, из которых 30 «положительных» и 90 сигналов «шума». Расчет и анализ задания аналогичны описанному выше, и конечная формула для расчета скорости переработки информации будет:

 

S = 188,28 — 4,308 · n / T бит/с

 

Для ускорения расчета создается соответствующая таблица.

Вариант из 80 сигналов, из которых 20 «положительных» и 60 сигналов «шума». В этом случае формула для расчета будет

 

S = 113,52 —3,708 · n / T бит/с

 

Для облегчения расчета создается соответствующая таблица.

Пример применения методики. Исследование работоспособности тактильно-моторного анализатора у рабочих — инвалидов по зрению производилось

 

Таблица

 

СКОРОСТЬ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ТАКТИЛЬНО-МОТОРНЫМ

АНАЛИЗАТОРОМ У РАБОЧИХ-ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ I-III

КАУНАССКОГО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА ЛИТОВСКОГО

ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ (БИТ/С)

 

 

на Каунасском учебно-производственном комбинате Литовского общества слепых. Было отобрано 66 рабочих. Возраст испытуемых в среднем 40—50 лет. Исследования проводились в стандартизированных условиях — в начале, середине и в конце рабочего времени. Контрольную группу составил 81 студент медицинского факультета. Студенты выполняли задания без участия зрительного контроля.

Результаты представлены в таблице, из которой видно, что выполняемая работа влияет на функциональные возможности тактильно-моторного анализатора. Предлагаемый метод удобен и прост в обращении, легко применим для исследований непосредственно на рабочем месте. Для повышения объективности методики объекты «положительных» сигналов можно легко и часто менять.

 

1.       Генкин А. А., Медведев В. И., Шек Н. П. Некоторые принципы построения корректурных таблиц для определения скорости переработки информации. — Вопросы психологии, 1963, № 1,с. 104—110.

2.       Генкин А. А. Средний уровень асимметрии длительности фаз альфа-ритма и скорость переработки информации в зрительно-моторной системе. — Биофизика, 1965, т. 10, вып 5 — 868 с.

 

Поступила в редакцию 15.VI.1981 г.