Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ

 

Е. В. ЩЕДРИНА

Москва

 

С 29 по 30 сентября 1981 г. в Гродно проходила Всесоюзная конференция «Семья и личность»1, собравшая широкий круг специалистов — психологов, психотерапевтов, педагогов.

Во вступительном слове ректора Гродненского университета А. В. Бодакова была отмечена чрезвычайная важность исследования проблемы семейных отношений. В докладе А. Т. Харчева и М. С. Мацковавого (Москва) приводились конкретные демографические данные исследования брака и семьи в СССР, обсуждались вопросы, возникающие в этой области на современном этапе развития нашего общества.

Подробно на проблемах организации исследования психологии семьи остановился А. А. Бодалев (Москва). Он выделил собственно психологическую проблематику в этих исследованиях, куда отнес, в частности, проблему межпоколенных связей, общения между молодыми и старшими в семье, мотивацию разводов. Говоря о личностной образующей семьи, докладчик выделил ее уровни и особо подчеркнул, что одним из основных качеств личности является чувство ответственности. Он также высказал мысль о том, что среди методов изучения семьи особая роль должна быть отведена живой работе с семьей через систему психологической службы.

О психологических аспектах подготовки молодежи к семейной жизни рассказала И. В. Дубровина (Москва). Учитывая ряд неблагоприятных моментов, характерных для современной семьи, эту подготовку, по ее мнению, следует проводить на всех

 

160

 

этапах возрастного развития, сделав ее составной частью общего воспитания.

В докладе Н. Н. Обозова и А. Н. Обозовой (Ленинград) рассматривались факторы устойчивости брака — объективные и субъективные, внешние (стабилизация социальной системы, материальные условия) и внутренние (супружеская совместимость, чувство любви, ответственности). Подробно было доложено об уровнях супружеской совместимости. По мнению авторов, для повышения устойчивости брака необходимы, в частности, пропаганда семейных ценностей, профилактика семейных кризисов, помощь при выборе брачного партнера, просвещение населения по вопросам семейной жизни.

О влиянии сексуальных факторов на стабильность брака сообщалось в докладе А. М. Свядоща (Ленинград).

В. К. Мягер (Ленинград) остановилась на проблемах семейной психотерапии. Она подчеркнула ведущую роль семейных переживаний в возникновении неврозов. Докладчик рассказала о применяемых ею психотерапевтических методиках и об эффективности семейной психотерапии, которую она поставила в прямую зависимость от типа семьи. Было показано, что для каждого из типов неблагополучной семьи характерны свои психические нарушения.

Ч. С. Гризицкас (Вильнюс) рассказал о проблемах и состоянии дел в области регулирования семейно-брачных отношений в Литве.

О содержании и организации полового воспитания старшеклассников, о сложностях, которые здесь возникают, доложил Д. В. Колесов (Москва).

Далее работа конференции проходила по отдельным секциям.

На секции «Теория и практика коррекции нарушений внутрисемейных отношений» (председатель А. И. Захаров, Ленинград) был заслушан доклад Г. С. Васильченко, Г. Д. Дейнега и Ю. А. Решетняка (Москва) «Диагностика непродуктивных форм общения и тренинг коммуникации супругов». Авторы рассказали о своем тесте исследования сексуальных отношений.

В докладе Е. Т. Соколовой, А. С. Спиваковской и В. В. Столина (Москва) «Психологическое консультирование семьи» говорилось об отличии психологической консультации от клинического лечения. Задача консультации — помочь клиенту осуществить самостоятельное решение по тому или иному вопросу семейных отношений. Консультирование должно быть основано на принципе системности, т. е. учета интересов всей семьи и каждого ее члена в отдельности.

В. П. Шуман (Комсомольск-на-Амуре) сообщил о работе консультационного пункта в своем городе. Здесь исследуются истинные причины отклоняющегося поведения детей и ведется поиск комплекса воспитательных средств, направленных на устранение этих причин.

Г. Г. Гузеев (Москва) рассказал о феномене первичной психологической установки в отношении рождения ребенка в семьях с наследственными заболеваниями. Эффективность медико-генетического консультирования оказывается невысокой, скорее всего, вследствие того, что повышенный уровень тревожности консультирующихся снижает степень понимания ими генетической информации и принятия на ее основе решения.

По мнению Л. Т. Машковой (Ленинград), процент разводов выше в городах потому, что там много смешанных браков. Конфликты между супругами часто возникают из-за несоответствия их ролевых ожиданий, которые формируются в семьях и обусловлены культурной средой. Члены брачных пар, происходящие из семей с различным укладом, имеют меньше шансов сохранить свою молодую семью. Н. В. Малярова (Москва) подчеркнула, что методы консультирования разводящихся пар должны быть разными в зависимости от того, на какой стадии развода произошло обращение в консультацию.

На секции поднимались вопросы влияния производственных факторов на сексуальность (А. И. Глущенко, Москва), практики судопроизводства при бракоразводных процессах (А. П. Егидес, Москва), влияния рождения психически неполноценного ребенка на сохранность семьи (Н. Л. Белопольская, Москва), организации индивидуальной игровой терапии с детьми до семи лет (Е. В. Новикова, Москва), психологической консультации родителей, имеющих детей с трудностями в общении (Э. И. Маствилискер, Пермь).

А. И. Захаров рассказал, как конкретно происходит психотерапевтический прием родителей и ребенка.

На секции «Педагогические проблемы семьи» (председатель И. В. Дубровина) говорилось о необходимости соединить усилия семьи и школы в деле воспитания гармонической личности. А. М. Низова, Н. Ф. Соловьев, И. П. Трушина, Н. Г. Юркевич, С. Д. Лаптенок сообщили о конкретных путях улучшения воспитания школьников. Была одобрена идея введения специальной программы для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». Выступавшие отметили, что хорошей литературы по вопросам подготовки молодежи к семейной жизни явно недостаточно, нет специальной литературы по этому вопросу для родителей.

На секции «Психологические аспекты влияния семьи на формирование личности» (председатель Н. Н. Обозов) с докладом «Роль семьи в трудовом воспитании школьника» выступила Э. А. Фарапонова (Москва). Семья формирует отношение ребенка к труду через самообслуживание в быту, установки родителей к своей работе, раннюю профориентацию. Как показали исследования, 40% подростков Москвы не знают, кем и где работают их родители. Докладчик подчеркнула необходимость согласования

 

161

 

работы по трудовому воспитанию в школе и семье.

В докладе М. И. Лисиной (Москва) «Общение в семье и формирование личности» была показана особая роль эмоционального контакта ребенка с матерью. Эта связь формирует доверчивость, смелость, активность, оптимизм, хотя крайние степени эмоциональной опеки дают негативные последствия: несамостоятельность, эмоциональную ранимость. Содействие, подбадривание формируют гуманистические установки.

В. П. Левкович (Москва) остановилась на зависимости успеваемости ребенка в школе от отношений в семье. А. Д. Кошенева (Москва) отметила роль отзывчивости в формировании ценностных ориентации. А. Н. Абрамян (Москва) рассказала о своих исследованиях формирования эмоциональной сферы ребенка в семье, а Н. Ф. Федотова (Ленинград) — об исследованиях главенства в семье; в несчастливых браках наблюдались либо колебание в признании главенства, либо неадекватность в оценке главенства. Проведенные Т. И. Короткиной (Ленинград) исследования показали, в частности, что брак больше изменяет личность мужчин, чем женщин, и что мужчины в большей мере нуждаются в подготовке к браку. В. Ф. Моргун (Полтава) сообщил о разработанных им критериях оценки любви в браке.

А. Аугустинавичуте (Вильнюс) показала, как различные сочетания в браке психологических типов, выделенных К. Г. Юнгом, могут способствовать или затруднять кооперирование в супружеских парах. А. Е. Попова (Ленинград) рассказала об использовании цветового теста Люшера в диагностике межличностных отношений в семье, а М. А. Хазанова (Москва) — о новой методике изучения супружеских отношений, разработанной в лаборатории А. А. Бодалева.

Н. Н. Обозов отметил необходимость выделения узловых проблем семейно-брачных отношений: фундаментальных, определяющих сущность этих отношений, в прикладных, ориентированных на консультационную и просветительскую работу с населением, а также изучения идеальных в реальных образцов супружеских и семейных отношений. Он подчеркнул важность создания хотя бы описательной модели семейно-брачных отношений в прошлом, настоящем и будущем.

На заседании секции «Практика работы отделов семьи и брака в рамках советских учреждений» затрагивались проблемы организации и содержания подготовки учащихся и молодежи к семейной жизни, консультативной помощи семье и перспективы организации службы знакомства.

А. Ф. Северина (Москва) основное внимание уделила организационным вопросам, структуре и основным направлениям работы отдела по вопросам семьи и брака исполкома Моссовета как первого и пока единственного в стране подразделения в аппарате советских органов, занимающегося вопросами семьи и брака.

С. И. Маркович (Москва) рассказала об опыте работы консультации «Брак и семья» Свердловского района Москвы. Наряду с лечением бездетности, сексуальных нарушений, наследственной патологии консультация постоянно ведет работу по коррекции семейно-брачных отношений.

Л. Г. Рокутова (Днепропетровск) и В. Л. Психа (Краснодар) рассказали об основных направлениях работы службы семьи и ее структуре. И. И. Бадикова (Рига) сообщила об организации службы профилактики плавсостава и семей моряков.

Г. П. Разумихина (Москва) познакомила с опытом проведения факультатива по подготовке школьников к семейной жизни.

В выступлениях В. Н. Сибирякова, М. С. Марковского, Н. К. Смирнова, В. Г. Бочаровой (Москва) подчеркивалась необходимость научного обоснования конкретных мер помощи семье, а также разработки методических рекомендаций, отсутствие которых затормаживает создание службы семьи.

В ходе работы конференции под председательством С. В. Кондратьевой (Гродно) был проведен «Круглый стол», на котором опытом воспитания детей и проблемами, возникающими на стыке семья — школа, делились родители, учителя, наставники, мастера производственных объединений.

В рекомендациях, принятых на конференции, в частности, указывалось на необходимость: 1) организации всесоюзного центра, который бы координировал научно-исследовательские работы в области психологии семьи, а также готовил специалистов-психологов для работы в семейных консультациях; 2) создания центра по семейной психотерапии; 3) привлечения психологов в качестве экспертов к деятельности судов по бракоразводным делам и при определении того, с кем должен проживать ребенок, а также для налаживания сотрудничества в воспитании детей при разводе; 4) создания сети психологической и психолого-медицинской помощи в дошкольных и школьных учреждениях, направленной на своевременное выявление и коррекцию отклонений в развитии ребенка, дефектов семейного воспитания; 5) решения целого ряда научно-исследовательских проблем в этой области (разработки модели семейных взаимоотношений, анализа мотивов брака и развода, методов профилактики распада семьи, подготовки молодежи к семейной жизни, полового воспитания, анализа обыденных представлений о браке, разработки оптимальных путей пропаганды образцов коммунистических отношений в семье и т. п.); 6) добиваться внедрения результатов разработки научных и научно-прикладных проблем в практику службы семьи, систему народного образования, судопроизводства.



1 Материалы конференции опубликованы в сб.: Семья и личность (психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы): Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно. — М., 1981.— 235 с.