Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННУЮ РАБОТУ

СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

 

М. Г. ДАВЛЕТШИН

Ташкент

 

16—17 сентября 1981 г. в Ташкенте состоялся республиканский симпозиум «Психологические аспекты профориентационной работы среди молодежи». Его участников приветствовал первый заместитель министра просвещения УзССР В. В. Барыльников. В докладе министра просвещения УзССР С. Шермухамедова освещались задачи профессиональной ориентации молодежи в свете решений XXVI съезда КПСС.

К. Муртазаев особо выделил задачу усиления профориентации сельской молодежи на рабочие профессии и в связи с этим подчеркнул необходимость развивать научно-методические исследования проблем профориентации.

Д. Г. Давлетшин рассказал о единой системе организации профориентации, возглавляемой республиканским межведомственным советом по профориентации (председатель совета — заместитель Председателя Совета Министров УзССР Р. X. Абдулаева). За последние годы в республике изданы информационно-справочные материалы по 45 рабочим профессиям, выпущены три справочника «Выбирай свое будущее». Для

 

157

 

старшеклассников проводятся специальные радио- и телепередачи. Для них на предприятиях, в вузах, ПТУ, техникумах проводятся дни открытых дверей, конкурсы по трудовому обучению, слеты ученических производственных бригад, недели и месячники по профориентации, ставшие традиционными в Узбекистане.

Особо докладчик остановился на необходимости изучения психологических особенностей учащихся школ и разработки научных методов диагностики способностей, составлении на этой основе профессиограмм массовых профессий Узбекистана, разработки проблем профессиональной консультации, содержания и форм работы профконсультационных пунктов в школах, ПТУ, на производстве.

М. С. Захарина рассказала о профориентационной работе в педвузе, включающей три направления: а) развитие и укрепление интереса к педагогической профессии у студентов; б) подготовку студентов к будущей работе по профориентации в школе; в) подбор абитуриентов. По мнению докладчика, необходимо включить в учебные планы педвузов и усилить практическую направленность факультативного курса «Профориентация учащихся».

Далее работа симпозиума шла по отдельным секциям.

На секции «Вопросы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ» многие выступавшие рассказывали о конкретном опыте профориентационной работы в школе (Г. А. Шихваргер, Новосибирск, М. А. Руте, Таллин; Н. Баймурадов, Карши; Д. Шарипова и Л. М. Семенова, Ташкент; А. Гуламов, Андижан, Н. Н. Азизходжаева, Ташкент; Н. А. Яхъяров и Д. Шодиева, Ташкент).

В. А. Токарева (Ташкент) остановилась на проблеме комплексного подхода к изучению личности, необходимости сопоставления данных наблюдений с результатами личностных методик.

Я. В. Хухарева (Новосибирск) также отметила, что наиболее полное и объективное изучение личности возможно лишь при комплексном сочетании медицинской профконсультации, исследования уровня развития отдельных психофизиологических свойств, психологических качеств личности, социально-психологических данных.

Ю. Л. Сыэрд (Таллин) указал, что одним из эффективных средств в профориентации является метод тестов, но он и наиболее дискуссионный. Правильное применение тестов требует высокой квалификации психологов. Докладчик рассказал о мерах по организации психологической службы и профконсультационной системы в школах Эстонии.

На проблемах профессиональной ориентации учащихся сельских школ остановились М. Дадажанов (Ташкент) и К. У. Норматов (Джизак).

Н. Сарыев (Термез) доложил о системе формирования у учащихся сельских школ знаний и навыков, необходимых для работы в области механизации хлопководства.

Э. Газиев (Ташкент) высказал мнение о том, что способность к самоконтролю является важнейшим личностным качеством ученика, она содействует развитию интересов, помогает правильно оценить обстановку и в итоге верно выбрать профессию:

По мнению А. А. Вайсбурга (Казань), профессиональные интересы необходимо формировать уже в VVI классах. На практике же этот благодатный период нередко упускается. А. Шоджалилов (Ташкент) заострил внимание на роли семьи в профориентационной работе. Он подчеркнул, что важное значение имеют знания родителей о современных требованиях к профессиям.

И. Ф. Мягков и С. К. Морозов (Воронеж) считают, что для перевоспитания трудных подростков необходимо преодолеть их отрицательные качества и приобщить к добросовестному труду. Эту задачу можно решить при условии, если известны интересы, склонности и профессиональные устремления подростков. Исследовалась профессиональная направленность учащихся VIIVIII классов спецшкол. Для них характерно отсутствие связи между учебными интересами, любимыми школьными предметами и будущей профессией. В. Г. Черников (Ташкент) подчеркнул важность тщательного медико-педагогического изучения трудных подростков при проведении с ними профориентационной работы.

Остановившись на психолого-педагогических основах трудового обучения в IIII классах, А. И. Воробьев (Ташкент) указал на необходимость разработки нового содержания трудового обучения. И. Чарыев (Ташкент) посвятил свое сообщение проблемам изучения личности учащихся в целях трудового воспитания. А. Ф. Антонов (Ташкент) уделил внимание вопросам адаптации выпускников школы на производстве, целесообразности устанавливать производственные учебные нормы времени и выработки для школьников. Л. П. Хохлова (Бухара) считает, что уровень развития коллективистических отношений в производственном коллективе существенно сказывается на характере освоения человеком избранной профессии.

Н. И. Букун и О. Г. Гонца (Кишинев) показали, что существующая система профориентации глухих не обеспечивает их эффективной социальной мобильности, и наметили некоторые пути совершенствования этой работы.

А. А. Реморчук и Н. М. Кудрявцева (Иркутск) остановились на проблемах профессионального самоопределения учащихся. Исследование показало, что, школа все еще не занимает ведущего места в пробуждении интереса к профессии.

И. А. Бондаренко (Ростов-на-Дону) рассказал о методиках, применяемых в профконсультации. М. Розалиев (Фергана) сообщил об основных направлениях профориентационной работы среди молодежи

 

158

 

(беседы о видах человеческой деятельности школьников, формирование личности учащихся с учетом требований избранного ими вида деятельности).

В других выступлениях на секции подчеркивалась необходимость развития у школьников интереса к определенным профессиям, а также конкретных знаний и умений как средств закрепления профессиональных интересов.

На секции «Вопросы профессиональной ориентации в высшей школе» поднимались вопросы профпригодности студентов педвуза, учета специфических особенностей труда учителя при отборе студентов в институт (И. И. Живаева, Ташкент; В. В. Нагаев, Сыктывкар; Н. С. Вяткина, Омск; А. Аскаров, Наманган, и др.).

Н. А. Корниенко (Рига) поделилась опытом выявления профессионально важных свойств личности в связи с профориентацией на медицинские профессии. В качестве методик применялись анкеты и тесты, выявляющие профессиональные качества, типологические свойства нервной системы, общительность и др.

Н. В: Бачманова (Ленинград) раскрыла особенности формирования профессиональной направленности психолога и подчеркнула, что нужно усилить профессионально-практическую ориентацию учебного процесса.

У. А. Отавалиева и Н. Ш. Шодиев (Самарканд) подняли вопросы, связанные с подготовкой будущих учителей к овладению методикой изучения психологических качеств личности учащихся. Т. Хамракулов (Чимкент) рассказал об опыте составления профессиограммы учителя физической культуры. Она охватывает личностные, профессиональные и творческие качества будущего специалиста, его знания и умения. Последовательная организация работы на основе профессиограммы позволяет, с одной стороны, исключить случайный выбор профессии, с другой — является важнейшим фактором улучшения качества подготовки учителей по этой специальности. JI. С. Ровкина (Омск) обратила внимание на вопросы профессионально-педагогической направленности студентов педвуза, необходимости исследования мотивов выбора педагогической профессии. Поделилась опытом применения методики профотбора, включающего в себя анкету, сочинение и тест. Ю. Юлдашева и Т. Рыбак (Ташкент) сообщили о подготовке студентов педвуза к работе по профориентации в школе, о роли курса «Профориентация учащихся», педпрактики, спецсеминаров.

С. В. Варьюн и Р. Ф. Уринг (Тарту) рассказали о проведенном ими исследовании мотивов выбора профессии учителя и указали на необходимость улучшения профессиональных установок в обучении студентов университетов. А. Абдукаримов (Сырдарья) доложил о результатах опроса абитуриентов института, в котором выявлялись мотивы избрания учительской профессии. Опрос показал, что у многих школьников отсутствует осознанная мотивация. Значит, нужно проводить большую работу по пропаганде учительской профессии. Этому служит клуб юных воспитателей.

О. А. Солотарева (Тарту) изложила результаты изучения отношения к своей специальности у студентов разных вузов. Более ранний выбор профессии делают студенты художественно-творческих и медицинских специальностей. В. Ф. Енгалычев (Ташкент) остановился на вопросах качества профессиональной подготовки студентов педвуза и возможностях ее улучшения путем изменения методики преподавания всех дисциплин, активизирующей деятельность студентов.

На секции «Проблемы профессиональной ориентации в системе профтехобразовании» было заслушано 7 сообщений.

В. Е. Алексеев (Ташкент) раскрыл значение технического творчества в формировании готовности к труду по избранной специальности. Ф. С. Исмагилова, Н. Н. Сурников, Л. Г. Антипова, а также А. П. Худайбергенов (Ташкент) рассказали о своих исследованиях динамики развития профессиональных интересов будущих рабочих.

Исследование, проведенное Э. Саттаровым (Ташкент), показало, что технические интересы учащихся сельских профтехучилищ носят недифференцированный характер. Это требует проведения большой работы по совершенствованию процессов производственного обучения, преподавания технических предметов. Р. А. Анарметов (Ташкент) поделился опытом работы коллектива педагогов и мастеров производственного обучения ГСПТУ № 63 по привитию любви к избранной профессии, формированию стойких технических интересов учащихся.

Оживленно проходило заседание секции «Профессиональная ориентация на предприятиях промышленности, строительстве и транспорте».

Ж. Сатыбалдыев (Ташкент) показал, как в профориентационной работе с учащимися школ и ПТУ можно использовать профессиограммы, составленные В результате психологического изучения деятельности механика-водителя хлопкоуборочной машины.

Л. А. Прилук (Ташкент) рассказал о системе, формах и методах профориентационной работы предприятия совместно с УКП, школами и ПТУ, о том, как на, предприятии осуществляется профотбор, о его экономическом эффекте.

А. В. Цой и А. Ш. Новотный (Ташкент) доложили о работе республиканского кабинета профконсультации, сотрудниками которого разработан стандартный каталог методик (СКМ), используемый для индивидуальных консультаций: выявление профессиональных намерений, степень их соответствия индивидуальным способностям, мотивы выбора профессии, учебные и неучебные интересы, черты характера и некоторые индивидуальные свойства психических процессов и личности. Настоящий комплекс опробован в ряде школ и УПК Ташкента.

 

159

 

A. А. Макаренко (Новосибирск) указал, что наиболее слабым звеном в профориентации является диагностика индивидуальных психофизиологических особенностей. В Западно-Сибирском филиале НИИ труда создана аппаратура для комплексных психофизиологических исследований (СКПФИ), на которой можно определить более 40 раз личных показателей. Более 70% обследованных учащихся воспользовались выданными рекомендациями и успешно овладевают выбранной профессией.

B. А. Соколов (Казань) поделился своим опытом организации профконсультации на предприятии.

В. А. Чернышев (Ташкент) доложил о результатах социолого-педагогических исследований, проведенных Научно-исследовательским институтом общественного мнения при Ташкентском обкоме комсомола, показал формы и методы анализа полученных данных.

Э. И. Разманова, Л. И. Меньшиков (Рига) рассказали об опыте внедрения системы прогнозирования профпригодности молодежи с использованием ЭВМ. В основе системы — профессиограммы с критериями профпригодности по 33 ведущим специальностям объединения, составляющие 15 групп. В объединении в результате внедрения этой системы успешно адаптировались в 1976 г. 69,8% поступивших на работу, а в 1980 г. —92,7%.

Е. Ю. Балашова (Новосибирск) доложила о результатах изучения уровня развития профессионально важных качеств работника с помощью стенда комплексных психофизиологических исследований и высказала свои критические замечания по использованию этой аппаратуры.

Н. К. Смирнов (Москва) остановился на методологических вопросах профессиональной диагностики. Автор считает, что профконсультации должна иметь медико-педагогическую направленность и начинаться с VVI классов.

Участники симпозиума приняли развернутые рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию профориентационной работы среди молодежи, особенно ее важной части — профконсультации, определили задачи работников педагогических вузов и университетов по усилению научных исследований по указанной проблематике, обратили внимание на необходимость разработки актуальных проблем профориентации.

Участники симпозиума обратились с просьбой к ЦС Общества психологов при АН СССР поставить вопрос в соответствующих органах об утверждении статуса психолога на промышленных предприятиях, о создании психологической службы в школах, ПТУ, о подготовке специалистов-психологов по профориентационной работе, об организации промышленного изготовления аппаратуры для кабинетов профконсультации и профотбора и централизованном их снабжении этой аппаратурой.