Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

99

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТИПОВ РЕФЛЕКСИИ В РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

С. Ю. СТЕПАНОВ, И. Н. СЕМЕНОВ

 

Практика современного образования все большее внимание уделяет развитию творческого мышления и активного отношения учащихся к изучаемому предмету. Вместе с тем важным направлением остается обеспечение усвоения систематического знания как предпосылки оптимизации и рационализации деятельности [1; 18]. Двум этим тенденциям соответствуют и различные способы психолого-педагогической организации деятельности учащихся [17]. Так, процедуры формирования решения типовых учебных задач (где приобретаемые знания испытываются и усваиваются, превращаясь в умения и навыки) направлены в основном на формирование интеллектуального аспекта мышления. Личностный же аспект формирования отвечает целям развития творческого мышления, традиционно изучаемого в эксперименте на материале решения задач на соображение ([2]; [5] и др.).

Интеллектуальный и личностный аспекты мышления тесно взаимосвязаны. Исследования решения как типовых, так и творческих учебных задач [1], [2], [13], [17] показывают, что взаимодействие этих аспектов обусловлено рефлексией, обладающей различными функциями в мыслительном процессе. Так, в работах, посвященных изучению решения типовых задач, роль рефлексии обычно сводится к обслуживанию мыслительной деятельности. Соответственно выделяются такие ее функции, как осознание оснований и средств выполнения деятельности, [1], [3], [16], [20], а также контролирование [2], [12] и регулирование [8], [13], [18] действий и операций. В исследованиях же по решению творческих задач установлено, что помимо этих интеллектуальных функций рефлексии имеются еще и такие, которые связаны с личностной обусловленностью мышления [5], [12], [15], [19]. Последние также являются конструктивными по своему характеру, так как обеспечивают преодоление противоречий в содержании деятельности и возникающих в процессе разрешения проблемной ситуации личностных конфликтов. Таким образом, необходимой предпосылкой разработки способов формирования решения творческих задач является рассмотрение проблем, связанных с природой рефлексии, с выделением ее различных типов и выяснением их роли в механизмах, обеспечивающих продуктивность мышления.

Проведенные нами в этом направлении исследования продуктивности рефлексии [5], [13], [14], [15], [19] показали, что она проявляется в решении творческих задач в таких видах, как рефлексия экстенсивная, интенсивная, конструктивная. Экстенсивная рефлексия контролирует и определяет движение в очевидном для субъекта предметном содержании, интенсивная — регулирует предметное преобразование проблемной ситуации, а конструктивная — организует целостность протекания мыслительного процесса. Исследование механизмов творческого мышления на материале анализа функций речевых высказываний, вербализуемых испытуемыми в процессе дискурсивного решения задач, позволило установить различные речевые формы осуществления выделенных видов рефлексии [12], [15]. Так, экстенсивная рефлексия вербально проявляется в виде таких высказываний, как «установки» (к предстоящим и очевидным, не вызывающим сомнений, действиям) и «фиксации» (сделанных шагов и достигнутых промежуточных результатов). Интенсивная рефлексия выражается в виде «вопросов» (к неясным моментам в предметном движении), углубляющих понимание субъектом проблемной ситуации и характера продвинутости в ней, и «оценок» (разлитых особенностей поиска), доопределяющих личностное отношение субъекта к совершенному движению в содержании.

Интенсификация мыслительного процесса именно через вопросы и оценки способствует осознанию предметных оснований совершаемой деятельности, а также средств и способов достижения успешного решения. Тем самым интенсивная рефлексия, но сути дела, выступает как форма реконструктивного осмысления структуры осуществляемой деятельности в целом. Однако успех решения творческой задачи в конечном счете определяется конструктивным построением адекватной предметной перспективы последующего поиска. Ведь отличительной чертой творческих задач (по сравнению с типовыми) как раз и является то, что они содержат неопределенные условия и имеют неоднозначное решение [14]. В силу указанной множественности потенциально возможных решений и необходима конструктивная рефлексия для определения актуально адекватного разрешения проблемной ситуации задачи.

 

100

 

Конструктивная рефлексия вербально выражается в таких функциях высказываний, как «предположения» и «утверждения», составляющих обычно единый речевой комплекс. В силу этого и возможен целостный охват предметного содержания задачи в тот или иной момент поиски. При этом в форме «предположений» и «утверждений» субъект осмысляет предметно-операциональное движение значительно более целостно, чем в виде не только «установок» и «фиксаций», но также «вопросов» и «оценок».

Важно подчеркнуть, что конструктивная рефлексия является одним из механизмов гештальтообразования (т. е. возникновения гештальтов как принципов решения или моделей предметного видения субъектом проблемной ситуации и их смены), в то время как два других вида рефлексии (экстенсивная и интенсивная) обеспечивают операциональную реализацию и исчерпание уже сложившихся ранее гештальтов.

В поставленном нами эксперименте [5] формирование выделенных видов рефлексии (экстенсивной, интенсивной, конструктивной) осуществлялось косвенным образом через формирование у испытуемых продуктивной личностной позиции в особо неблагоприятных для поиска решения стрессогенных (вызванных дефицитом времени) условиях. Такой способ формирования условно можно обозначить как экспресс-формирование, так как в результате него за одно занятие у испытуемых удавалось сформировать, как минимум, знание о продуктивной личностной позиции и тем самым актуализировать готовность решать задачи творчески. Однако, как показали опыты по формированию решения различных задач на соображение [5], [15], если у одних испытуемых продуктивная позиция — в виде указанной готовности — реализовывалась успешно (т. е. при этом осуществлялись все выделенные формы рефлексии, что и приводило в конечном счете к получению верного ответа), то у других испытуемых это знание о продуктивной личностной позиции не срабатывало, так и оставаясь на уровне субъективной готовности, а рефлексия осуществлялась при этом лишь в редуцированном виде (т. е. преимущественно в форме экстенсивной рефлексии).

Качественный содержательно-смысловой анализ особенностей дискурсивного мышления на материале протоколов, полученных в проведенном формирующем эксперименте, выявил обусловленность степени развернутости видов рефлексии и, соответственно, качества решения творческих задач характером личностной вовлеченности субъекта как целостного «я» в мыслительный процесс. Было установлено, что редукция рефлексии до ее экстенсивной формы сопровождается активизацией проявления личностного компонента мышления лишь в негативной форме — в виде главным образом отрицательных самооценок.

Развернутость рефлексии также связана с активизацией личностного компонента мышления [15], но уже в позитивной форме.

Проведенный анализ показал, что при редуцированной форме рефлексии личностный компонент мышления проявляется лишь реактивно в ответ на неуспешность действий или конфликтность осуществления деятельности в целом. При полном же развертывании рефлексии личностный компонент мышления проявляется активно через организацию осуществляемой деятельности и построение перспективы дальнейшего успешного движения в проблемно-конфликтной ситуации. При этом меняются свойства личностного компонента — он все более приобретает рефлексивные черты, что свидетельствует о появлении личностно-ориентированной рефлексии, которая, следовательно, является одним из необходимых условий продуктивности мыслительной деятельности.

Дифференциация двух основных типов рефлексии — интеллектуальной (обусловливающей предметно-операциональное движение мысли в процессе поиска решения) и личностной (связанной с осмыслением субъектом себя не только как деятеля или решателя задач, но и как целостной личности, реализующей и развивающей при этом свою индивидуальность [11], [15], [17])—и выделение соответствующих указанным типам форм рефлексии определяется характером эксперимента, моделирующего условия проявления мышления в решении творческих задач.

Считается, что их специфической чертой является проблемность ([2; 17] и др.), которая обусловлена неопределенностью условий и многозначностью возможных решений [14]. Вместе с тем в интеллектуалистической традиции изучения продуктивного мышления (гештальтизм, эвристика, когнитивизм) специально не исследовался в опытах по решению творческих задач тот факт, что по мере обнаружения испытуемым различных препятствий и исчерпания возможных предрешений не только нагнетается объективная проблемность экспериментальной ситуации, но также нарастает и ее конфликтность для субъекта.

Нами было установлено [15], что нарастание конфликтности сопровождается дезорганизацией деятельности — нарушением предметного движения в процессе поиска — ив конце концов ведет к личностному уходу испытуемого от участия в опыте (в виде прямого отказа, либо в виде дискредитации себя как решателя творческих задач, либо роли экспериментатора в опыте или эксперимента в целом). Таким образом стало ясно, что проблемность выражает наличие лишь объективного противоречия в предметном содержании творческой задачи, а конфликтность — наличие субъективного противоречия, связанного с трудностями личностного характера.

 

101

 

Соответственно, существуют и различные психические механизмы разрешения двух выделяемых типов противоречий — объективно-предметного и субъективно-личностного — посредством рефлексии, определяющей характер и продуктивности деятельности, регулируя, организуя и конституируя ее.

В форме интеллектуальной рефлексии человек осмысляет предметности проблемной ситуации, определяющиеся содержанием задачи, и их операциональные преобразования, а личностная рефлексия обращена на самого человека, оказавшегося в процессе поиска в конфликтном состоянии, и соответственно приводит к переосмыслению всей его деятельности в целом.

Если виды интеллектуальной рефлексии выделяются, исходя из теоретического представления о ее обслуживающей роли в организации движения мысли в предметном содержании задачи, то основанием для рассмотрения видов личностной рефлексии является положение об активном саморазвитии личности в процессе мышления через преодоление проблемно-конфликтных ситуаций в решении творческих задач. С этой точки зрения мыслительная деятельность в таких ситуациях заключается не только в познавательном преобразовании предметного содержания задачи, осуществляемого интеллектуально, но и выступает — а это главное — в качестве арены проявления «я» как целостной личности. Тем самым активность субъекта в мыслительном поиске относительно учета значимых для него моментов осуществления деятельности (образующих материал, подлежащий личностной рефлексии) создает предпосылки для саморазвития личности в условиях данной ситуации. Оно становится возможным благодаря переосмыслению субъектом содеянного на основе возникающих при этом внутренних критериев оценки перспективы продуктивного разрешения проблемно-конфликтной ситуации, которые могут стать при определенных условиях и эталонами его личностного саморазвития.

Таким образом, для существенного повышения эффективности мыслительной деятельности по решению творческих задач необходимо формирование не только интеллектуальной рефлексии, но также еще и личностной. Это, в свою очередь, предполагает специальное экспериментальное изучение видов и механизмов собственно личностной рефлексии. Однако личностная рефлексия в описанных выше опытах проявлялась стихийно лишь у некоторых испытуемых. Поэтому осуществить ее исследование в данных экспериментальных условиях (задаваемых простой инструкцией «решайте задачу вслух») не представлялось возможным. Возникла методическая проблема организации таких условий эксперимента, при которых проявление личностной рефлексии было бы достаточно естественным, максимально возможным и специфически рельефным.

Первым шагом в этом направлении была отмена ограничения времени поиска решения. С этой же целью был модифицирован традиционный для психологии продуктивного мышления метод «думания вслух» за счет варьирования инструкций, направленных на задание различной степени вербализованности мыслительного процесса с целью его максимально возможного развертывания в эксперименте.

В результате проведенных опытов оказалось, что простое ужесточение классической инструкции «решайте задачу, думая вслух» через ее постоянное подкрепление репликами экспериментатора «решайте дальше» и «думайте только вслух» не привело к развертыванию личностной рефлексии, а лишь обострило конфликтность состояния испытуемых ввиду стрессогенности такого рода экспериментальных условий, что выразилось в вербализации ими переживаний неудач поиска. И лишь инструкция на самонаблюдение (активно используемая в новейших исследованиях мышления [10]), как показали дальнейшие опыты, создавала адекватные экспериментальные условия для возникновения и специфического проявления личностной рефлексии.

Значение этого факта раскрывается на основе теоретических представлений © смысловой природе личностной рефлексии [9], [11], [12], [15], [17], согласно которым в процессе разрешения проблемно-конфликтной ситуации человек с необходимостью, осмысляет себя как целостное «я». Поэтому самонаблюдение, именно как наблюдение субъектом самого себя, и создает необходимые предпосылки для рефлексии перипетий, совершаемой мыслительной деятельностью в целом. В связи с этим интересно отметить, что в переводе с латыни рефлексия буквально означает самонаблюдение [7; с. 251]. И действительно, ведь самонаблюдение, создавая направленность сознания на непосредственную экспликацию в речи как содеянного, так и отношения к нему, представляет собой реальное воплощение систематического осмысления личностью самой себя и своей мыслительной деятельности. Другими словами, испытуемый оказывается одновременно и объектом, и субъектом рефлексии. При традиционной же инструкции «решайте задачу, думая вслух» рефлексия преимущественно направлена на предметное содержание мышления, а субъект деятельности (т. е. испытуемый как целостная личность) лишь случайно, в результате особо острого конфликта может стать ее объектом.

Проведение исследований с помощью инструкции «решайте задачу вслух, самонаблюдая» с целью изучения роли личностных смыслов в обеспечении продуктивности индивидуального мышления позволило помимо ранее выделенных речевых функций «самооценок» и «мотивировок» (использовавшихся для характеристики продуктивности

 

102

 

личностного компонента мышления [5], [12], [15]) выявить и другие функции высказываний, презентирующих в речевой форме личностную рефлексию: «квалификации», «феноменологизации», «проблематизации», «самоопределения». Выяснилось, что «мотивировки» осуществляют актуализацию первоначального личностного отношения субъекта к своим спонтанным действиям как непосредственной реакции на проблемно-конфликтную ситуацию. «Самооценки» же реализуют устойчивое (т. е. уже сложившееся в результате происшедшей личностной рефлексии) как бы конечное отношение субъекта к избранному им способу или варианту выхода из проблемно-конфликтной ситуации. Функция «квалификации» состоит в ретроспективной схематизации содеянного в виде реконструкции личностно значимых моментов уже осуществленного поиска решения. Ретроспективная схематизация заключается в рассмотрении личностью проделанного движения на предмет выяснения оснований уже обретенных ею в процессе поиска достижений как позитивных, так и негативных. Если «квалификации» являются осмыслением пройденного пути через выработку отношения к нему, то функции так называемых «феноменологизации» презентируют смыслы предстоящих «мысленному взору» субъекта данностей его сознания.

Еще более целостно личность проявляется в таких функциях, как «проблематизации» и «самоопределение», выражающих различные по модальности отношения «я» к данной проблемно-конфликтной ситуации, осмысляемой в перспективе своего развития. Функция «проблематизации» состоит в осмыслении противоречий и возникающих неопределенностей, в контексте которых рельефно выступают трудности самореализации личности при решении творческих задач. Это служит предпосылкой конструктивного очерчивания проблемного поля деятельности и выявления веера возможных альтернатив для самоопределения. Функция же «самоопределения» заключается в идентификации личности с определенной избираемой ею альтернативой как с такой перспективой осуществления деятельности, которая обеспечивает не только функциональную реализацию способностей личности, но и ведет к наиболее полному ее развитию в процессе разрешения данной конфликтной ситуации.

Качественный содержательно-смысловой анализ выделенных нами и рассмотренных выше функций речевых высказываний, выражающих личностную рефлексию в процессе решения творческих задач, позволил установить такие ее виды, как: ситуативная, ретроспективная, перспективная. Роль ситуативной формы личностной рефлексии — в виде «мотивировок» и «самооценок» — состоит в обеспечении непосредственной включенности субъекта как целостного «я» в мыслительный процесс через осмысление значимости отдельных моментов поиска. В случае тупика это создает предпосылки для мобилизации личностных (волевых, энергетических и т. п.) ресурсов «я» с целью достижения успешного решения творческой задачи во что бы то ни стало.

Вместе с тем ситуативной рефлексии оказывается недостаточно, когда в силу продолжительности мыслительного процесса и исчерпанности различных возможностей поиска у личности имеет место ощущение тупика, так как отсутствует видение реальной перспективы разрешения проблемности ситуации. Выходом из такого конфликтного для личности состояния может служить ретроспективное осмысление проделанного пути для выявления причин возможных ошибок, что выражается в виде «квалификаций» и «феноменологизации».

Однако одного ретроспективного обзора содеянного, как правило, также оказывается недостаточно для преодоления конфликтности, поскольку выход из тупика требует его осмысления в более широком контексте, включающем не только анализ причин возникновения, но и наметки возможных перспектив преодоления конфликта. По сути дела, это означает задание нового проблемного поля дальнейшего поиска, что выражается в виде таких функций речевых высказываний, как «проблематизация» и «самоопределение», составляющих перспективную форму личностной рефлексии.

Качественная особенность всех форм личностной рефлексии в том и состоит, что они не только способствуют продуктивности интеллектуальной рефлексии (в ее интенсивной, экстенсивной, конструктивной формах), но при этом еще и создают — в качестве своего побочного продукта — новые возможности для саморазвития личностью самой себя как целостности, причем в той мере, в какой личность обогащается внутренними эталонами самопостроения, которые, возникая в процессе преодоления проблемно-конфликтной ситуации, выступают в качестве критериев организации деятельности.

Проверка этого положения осуществлялась нами в формирующем эксперименте через воздействие на исходную личностную позицию испытуемых (как правило, репродуктивную) с целью придания ей продуктивного характера, а также через смысловую коррекцию форм рефлексивной реализации этой позиции в процессе мышления. При формировании продуктивной позиции организовывалось усвоение специальных знаний, однако не в форме универсального алгоритма или готового метода, а в форме предметных и личностных эталонов, позволяющих самостоятельно строить и корректировать мыслительную деятельность в проблемно-конфликтной ситуации. Формирование продуктивной позиции обеспечивалось как созданием личной заинтересованности

 

103

 

испытуемых в результатах своей деятельности, так и раскрытием для них психологических представлений о феноменах творческого мышления, объяснением теоретических положений о структуре и динамике процесса решения творческих задач [4], [5], [12], [13], [15], [19], а также характеристики особенностей этих задач [14]. Данные процедуры применялись на первом этапе формирования в виде бесед с испытуемыми как до, так и после решения ими задач. На втором этапе эксперимента развитие рефлексивных форм осуществления продуктивной позиции в виде интеллектуальной и личностной рефлексий проводилось экспериментатором непосредственно в ходе решения испытуемыми творческих задач через смысловую коррекцию организованности его мыслительной деятельности с помощью соответствующих инструкций.

Эксперимент проводился индивидуально в течение пяти занятий по часу каждое. Формирование (на материале 8 задач) предварялось решением констатирующей задачи и завершалось решением зачетной. В результате, несмотря на то что не у всех испытуемых удалось сформировать достаточную способность к решению задач на соображение (хотя качественный содержательно-смысловой анализ речевой продукции выявил и у них положительные сдвиги в мышлении), продуктивность решения зачетной задачи по сравнению с решением констатирующей возросла в 2,5 раза. При этом повысилась смысловая самоорганизация содержательного движения в проблемно-конфликтной ситуации: рассуждения испытуемых приобрели циклический, целостный характер, повысилась критичность к своим результатам и культура работы с условиями задач на соображение.

Итак, проведенные исследования показали, что поиск решения творческой задачи есть не что иное, как разрешение субъектом, выступающим как целостная личность, проблемно-конфликтной ситуации. При этом если виды интеллектуальной рефлексии обеспечивают разрешение проблемности, то виды личностной рефлексии — снятие конфликтности, что свидетельствует о единстве обоих типов рефлексии как не» обходимой предпосылке продуктивности решения творческих задач. Образно говоря, в процессе поиска решения задачи субъект борется не только с проблемой, но и с самим собой.-

Результаты проведенного цикла исследований показали необходимость формирования творческого мышления через воздействие как на его интеллектуально-рефлексивный, так и на личностно-рефлексивный аспект. Таким образом можно сделать вывод, что перспективой дальнейшего исследования проблемы формирования решения творческих задач является изучение форм и механизмов взаимодействия и взаимообусловливания интеллектуальной и личностной рефлексии как особых, но взаимоопосредующих ее типов.

 

1.       Алексеев Н. Г. Познавательная деятельность при формировании осознанности решения задач / Автореф. канд. дне. — М., 1975.—21 с.

2.       Гальперин П. Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. — Вопросы психологии, 1980, № 1, с. 31—38.

3.       Зак А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии. — В кн.: Исследование рефлексии и рече-мысли. Алма-Ата, 1979, с. 5—19.

4.       Зарецкий В. К., Семенов И. Н. Типы концептуальных схем системно-психологического изучения деятельности. — Техническая эстетика, 1981, № 3, с. 25—27.

5.       Зарецкий В. К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. — Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 113—118.

6.       Кравков С. В. Самонаблюдение. — М., 1924 — 143 с.

7.       Краткий словарь по философии. — М., 1971, с. 251—252.

8.       Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. — В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979, с. 22—28.

9.       Огурцов А. П. Рефлексия. — В кн.: Философская энциклопедия, т. 4. М., 1969, с. 499—502.

10.    Розен А. Я. Интроспекция (современное состояние проблемы). — В кн.: Зарубежные исследования по психологии познания. М., 1977, с. 215—234.

11.    Семенов И. Н. Индивидуальность. — В кн.: БСЭ, т. 10. М., 1972, с. 552.

12.    Семенов И. Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач. — В кн.: Личность в психологическом эксперименте. М., 1973, с. 93—114.

13.    Семенов И. Н., Зарецкий В. К., Степанов С. Ю. Продуктивность рефлексии при дискурсивном решении задач. — Новые исследования в психологии, 1979, № 2, с. 7—12.

14.    Семенов И. Н., Сиротина Е. А., Зарецкий В. К. Исследование рефлексивного аспекта принятия решения как фактора оптимизации мышления. — В кн.: Исследования процессов принятия решения. М., 1977, с. ПО—133.

15.    Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Продуктивность личностного компонента мышления при дискурсивном решении задач. — Вопросы психологии, 1979, № 6, с 109—114.

 

104

 

16.    Слободчиков В. И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания. — В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии. М., 1979, с. 15—20.

17.    Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Методологический анализ психологических подходов к проблеме формирования творческого мышления. — В кн.: Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. М., 1981, с. 69—74.

18.    Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1975.—437 с.

19.    Холмогорова А. Б., Зарецкий В. К., Семенов И. Н. Рефлексивно-личностная регуляции целеобразования в норме и патологии. — Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1981, № 3, с. 9—21.

20.    Щедровицкий Г. Л. Коммуникация, деятельность, рефлексия. В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974, с. 12—28.