Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

152

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КНИГА О КОНЦЕПЦИИ ЖАНА ПИАЖЕ

 

Steiner G. (Hrg.) Piaget und die Folgen; (Die Psychologie des 20. Jahrhunderts. Bd. VII). — Zürich: Kindler Verlag AG, 1978. — 1202 S.

 

Швейцарское издательство «Kindler Verlag» в рамках издания пятнадцатитомной энциклопедии «Психология XX века» выпустило объемный том, посвященный концепции Ж. Пиаже1. Он объединяет 58 статей, большей частью специально написанных для данного издания виднейшими психологами всего мира, среди которых Sh. Brainerd, К. Riegel, М. Bovet, L. Montada, J. Bruner, L. Kohlberg, N. Kogan, J. Wohlwill, R. Meili, D. Ausubel, D. Elkind, H. Aeblie, D. Berlyne, F. Klix, H. Sinclair, H. Furth, A.P. Лурия и многие другие.

Материал книги сгруппирован в десять разделов. Первый раздел посвящен обсуждению философских взглядов Пиаже. Он открывается научной биографией Пиаже и полной библиографией его трудов. Авторы раздела делают акцент на выяснении места генетической эпистемологии в философских направлениях современности и на решении вопроса о взаимоотношениях философии и генетической эпистемологии у Пиаже. В частности, обсуждаются рационалистические моменты в теории познания Пиаже, сравнивается структурализм Пиаже и К. Леви-Стросса в исследовании мышления и языка и т. д.

Второй, стержневой для тома раздел называется «Умственное развитие с точки зрения женевской школы». Тематика его статей отвечает содержанию этапов развития интеллекта в концепции Пиаже: сенсомоторный интеллект, дооперациональный и конкретно-операциональный, интеллект, формально-операциональный интеллект. Пожалуй, именно в этом разделе лучше всего проявляется особый характер энциклопедии по отношению к концепции Пиаже: точка зрения женевской школы по каждому из рассматриваемых вопросов не столько излагается, сколько обсуждается. А это предполагает не только изложение альтернативных точек зрения, но и критику концепции Пиаже. В данном разделе критические моменты наиболее проявились в статьях Е. Неймарк — о формальном мышлении у взрослых, Дж. Михэма и К. Ригеля — о «диалектическом мышлении» и X. Брайнерда — о теории развития и понятия ступеней развития у Пиаже.

Третий раздел называется «О построении когнитивных структур». Точка зрения женевской школы сначала обсуждается на примере подробного обзора множества исследований по «тренировке [понимания] инвариантности физических величин», а затем противопоставляется бихевиористскому подходу в психологии развития и психологии обучения (статья Л. Монтады) и точке зрения на механизмы интеллектуального развития Дж. Брунера, изложенные им самим совместно с Д. Олсоном.

Особое место в книге занимают следующие два раздела. Они объединяют ряд статей, посвященных проблемам, которыми Пиаже хотя и занимался, но которые не стали для него во главу угла, или же проблемам, мимо которых Пиаже фактически прошел. Здесь можно упомянуть моральное развитие ребенка (статья А. Колби и Л. Кольберга), социальные интеракции и социализация, мотивация и эффективность — как пример проблем первого вида, а также представления о когнитивном стиле (статья С. Саарни и Н. Когана) и креативности (статья Дж. Гилфорда) как пример проблем второго вида.

Любопытные параллели между теориями развития психики Пиаже и Фрейда приводит Р. С. Петере. Сходство он видит в биологическом, организмическом подходе к человеку и его развитию; в принципе выделения фаз развития; в подчеркивании роли принципа уравновешивания (у Фрейда, по мнению автора, принцип равновесия выступает в виде принципэ удовольствия); в рациональности (Razionalität) как заключительной фазе человеческого развития и т. д. Конечно, уже в конкретизации этих принципов проявляются и отличия между концепциями Пиаже и Фрейда. Правда, автор вслед за Дж. Литони

 

153

 

подчеркивает, что «флирт» с психоанализом характерен для работ раннего Пиаже.

Некоторые обстоятельства значительных изменений в воззрениях Пиаже анализируются в следующем разделе книги, где делается попытка включить Пиаже в историческую перспективу психологических теорий. В частности, приводится интересное сравнение теоретических взглядов (и стоящей за ними той или иной педагогической практики), с одной стороны, Пиаже, а с другой — гештальтистов (статья Р. Мейли), X. Вернера (статья Дж. Лангера и С. Шугармана) и М. Монтессори (статья Д. Элькинда). Подобные попытки «историко-психологической ассимиляции» концепции Пиаже имели место и раньше. Интересна в этом отношении, например, книга L. Salber. Piagets Psychologie der Intelligenz. — Dusseldorf: Schwann, 1977. — 220 S., в которой она пытается соотнести точку зрения Пиаже со всеми наиболее известными теориями немецких психологов начала и середины XX в.

Однако Пиаже связан кровными узами прежде всего с французской психологией. Поэтому наибольший интерес представляет в этом разделе статья Г. Мейли-Дворецкой «Пиаже в отношении к своим учителям Пьеру Жане и Эдуарду Клапареду». Автор проводит в ней как бы двойной анализ: во-первых, она старается вскрыть объективные генетические связи Пиаже со взглядами своих учителей, а во-вторых, анализирует собственную рефлексию Пиаже на теории П. Жане и Э. Клапареда. По мнению автора, с Жане Пиаже роднят представления о целостности структуры человеческого действия, об уровневом подходе к развитию психики (действия) и т. д. У Клапареда Пиаже заимствует такие важные для себя понятия, как синкретизм, равновесие и др. Принцип равновесия, столь значимый для концепции Пиаже, уже у Клапареда был объяснительным принципом динамических отношений между организмом и средой.

В статьях следующего раздела обсуждаются частные вопросы теории развития: проблема когнитивной социализации, роль наследственности в развитии, кросс-культурные исследования развития с привлечением методик Пиаже и т. п.

Последние три раздела книги отдают дань традиционно функциональному членению психологии и посвящены, соответственно, обсуждению проблем: а) восприятия и представления, б) памяти и решения проблем, в) языка и языкового поведения. Как и предыдущие, они начинаются статьями, представляющими точку зрения женевской школы, и продолжаются статьями, в которых эксплицитно или имплицитно содержатся альтернативные точки зрения.

Заканчивает книгу короткая статья Б. Инельдер. В ней очерчиваются проблемные области, над которыми женевские психологи работают в настоящее время, я также перспективы исследований на будущее.

Книга снабжена прекрасным справочным аппаратом — каждому разделу предшествует вводная статья редактора тома Г. Штайнера, приведены краткие данные на авторов, имеются предметный и именной указатели. В текст книги включено около 20 фотографий Ж. Пиаже. Библиография к статьям составляет одну из самых полных библиографий работ, посвященных концепции Пиаже.

Выход в свет столь фундаментальной книги о концепции Пиаже является уникальным событием. Сходные цели ставились, например, серией сборников, посвященных различным аспектам концепции Пиаже и вышедшим в Нью-Йоркском издательстве Plenum Press2. Настоящая энциклопедия превосходит их и по широте, и по глубине анализа. Привлечение в качестве авторов виднейших психологов всего мира представляется весьма позитивным: это обеспечиваем разнообразие точек зрения и полностью отражает современное состояние интереса к концепции Пиаже в разных странах. Не повезло в этом отношении, пожалуй, только советским психологам. В энциклопедии нет статен советских авторов, за исключением работы А. Р. Лурия и Е. В. Субботского о раннем онтогенезе регулирующей функции речи. Можно утверждать, что статьи Л. М. Веккера, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. Ф. Обуховой и др. о различных аспектах концепции Пиаже органично вошли бы в книгу.

Необходимо подчеркнуть, что энциклопедия ориентирована на психологические взгляды Пиаже. В ней почти не обсуждаются общебиологические, логические и философские взгляды Пиаже. Советским читателям можно порекомендовать познакомиться с анализом философских взглядов Пиаже в работах: Гуревич Б. X. Познание как продукт и движущий принцип эволюции. — Вопросы психологии, 1973, № 1, с. 146—153; Леонтьев А. Н. Предисловие к кн.: Экспериментальная психология. Вып. 1—2. — М., 19G6, с. 7—12; Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Пиаже — психолог, логик, философ. — Вопросы психологии, 1966, № 4, с. 106—120; Фурман А. Е. Проблема генезиса структур в философии Ж. Пиаже. — Вестник МГУ: Серия Философия, 1971, № 1, с. 78—85.

Что касается психологических взглядов Пиаже, то они получили исчерпывающее освещение в энциклопедии. Книга, мы уверены, привлечет заслуженное внимание психологов во всех странах мира.

 

А. Г. Лидерс

Москва



1 В этой энциклопедии запланированы или уже вышли тома, посвященные вкладу в психологию З. Фрейда, И. П. Павлова, А. Бине, К. Лоренца, К. Левина, а также отраслевые тома — «Психосоматика», «Психиатрия», «Психология труда», «Педагоги ческая психология» и др.

 

2 См.: Topics in cognitive development. V. I. Equilibration. Theory, Research and Aplication. — N. Y: Plenum Press, 1977. — 219 p.; V. II. Language and operational thought. — N. Y: Plenum Press, 1977. — 210 p.; Knowledge and development. V. I. Advances in Research and theory. — N. Y.: Plenum Press, 1977. — 258 p.