Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

151

 

ПСИХОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

 

Kossakowski A. (Hrg.) Phychologie in der gesellschaftlichen Praxis. Zum Beitrag der Psychologie bei der Gesfaltung der entwickelten sozialistischen Gesellschaft in der DDR. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1980. — 135 S.

 

В сборнике, вышедшем под редакцией Президента общества психологов ГДР А. Коссаковского, опубликованы наиболее важные,

программные доклады, сделанные немецкими психологами на 5-м конгрессе общества психологов ГДР (Берлин, 1979). Сквозной темой докладов стало обсуждение требований, методов и подведение первых результатов работы по более глубокому внедрению психологических знаний и методик в различные области общественной практики. С другой стороны, сборник является подробным отчетом о современном состоянии развития различных областей психологии в ГДР.

Открывается он статьей А. Коссаковского «Психология в общественной практике». Автор намечает и обсуждает пять основных направлений работы в этой области, связанных с: а) формированием разносторонне развитой личности; б) повышением эффективности общественного производства; в) реализацией социополитических программ (прежде всего обеспечение здоровья населения); г) популяризацией психологических знаний среди широких слоев населения; д) развитием фундаментальных исследований в психологии (под которыми автор имеет в виду не только исследования в общей психологии, но и теоретический уровень развития других областей психологии, например психодиагностики и пр.).

Более подробно указанные линии соприкосновения психологии и общественной практики раскрываются в других статьях сборника.

Структура, задачи и функции общей психологии в развитии прикладных исследований обсуждаются в статье Г.-Г. Гайслера. Автор приводит примеры большой практической отдачи от фундаментальных исследований немецких психологов по памяти, формированию понятий и т. д. С другой стороны, констатируется обратная связь: повышение роли практических запросов в формулировке задач и постановке целей фундаментальных исследований.

В статье «Личностные и социально-психологические основы руководства социальных процессов» Г. и М. Форверг обсуждают достижения психологов в области теории и практики руководства. Особо выделяются и обсуждаются успехи в области социально-психологического тренинга руководящих кадров и в области социально-психологического изучения личности.

Задачи и успехи инженерной психологии и психологии труда обсуждаются в статьях В. Хаккера, К.-П. Тимпе и X. Круппе. Статьи И. Ломпшера, Г. Прильвитц и Г. Киттлера посвящены обзору исследований в педагогической психологии. Авторы выделяют и обсуждают следующие наиболее важные и перспективные линии исследований в этой области в ГДР: а) исследование психологических условий формирования разносторонне развитой личности в учебном процессе (формирование сознательности, самостоятельности, способности к руководству и пр.); б) психологические исследования учебной деятельности и ее формирования; в) развитие диагностических методов для управления педагогическим процессом; г) дальнейшее углубление фундаментальных представлений

 

152

 

в психологии развития; д) исследования личности и деятельности учителя. Обсуждаются конкретные работы немецких психологов в каждой из названных областей.

Заканчивается сборник статьями Г.-Д. Реслера, Г. Регсля и Б. Варлебена о задачах, перспективах и проблемах клинической психологии в ГДР в деле обеспечения здоровья населения и в решении других социально-политических задач.

Каждая из статей сборника содержит исчерпывающую библиографию работ немецких психологов последних лет в соответствующих областях. По своему содержанию и назначению сборник продолжает и дополняет вышедшую ранее коллективную монографию «Psychologie in der DDR» (Берлин, 1978). Сборник дает обширный справочный материал, хорошо ориентирует в проблематике психологических исследований в ГДР. Хотя статьи сборника носят преимущественно информативный, проспективный характер, имеющиеся в них формулировки нерешенных задач и проблем делают его содержание злободневным для будущего развития психологии не только в ГДР, но и в других социалистических странах. Сборник может быть рекомендован самому широкому кругу советских читателей.

 

А. Г. Лидерс

Москва