Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

111

 

СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

С ЭКСТРАВЕРСИЕЙ — ИНТРОВЕРСИЕЙ

 

А. М. ПЕТРАЙТИТЕ

 

Проблема развития творческих способностей, ставшая в последнее время особенно актуальной, тесно переплетается с определением и пониманием их природы. По мнению большинства исследователей, творческие способности представляют собой сложную иерархическую структуру, включающую интеллектуальные и неинтеллектуальные компоненты, определяемые в зарубежной литературе общим термином «креативность». В отличие от специальных способностей к конкретному виду деятельности творческие способности проявляются в особом стиле ее выполнения.

Творческий стиль мыслительной деятельности включает в себя два наиболее существенных Компонента — инициативу и активность, проявляющиеся в потребности к самостоятельной напряженной деятельности; нешаблонность, ее выполнения выражается в оригинальности и новизне продукта мышления.

В качестве детерминант такого творческого стиля деятельности выдвигается преимущественная роль разных факторов. В них входят и такие противоположные факторы, как качества отдельных процессов или интегративные характеристики личности. Представители когнитивного направления в психологии творчества (Виткин, Гарднер и др.) основой креативности считают специфику перцептивного поля, в то время как ряд других авторов (Баррон, Маккинон и др.) креативность понимают как коррелят личностных особенностей.

В обоих концепциях природа креативности связывается так или иначе со спецификой контакта человека со средой. В одном случае она связывается с «чувствительностью к новому», «широтой перцептивного поля внимания», «трансформацией объекта в самом акте восприятия» и т. п. В другом случае рассматривается специфика контакта субъекта с социальной средой, его позиция по отношению к окружающим — «самостоятельность», «независимость», «отсутствие конформности» и т. п.

Специфика взаимодействия со средой в литературе наиболее часто определяется понятиями экстраверсии — интроверсии, которые были введены К. Юнгом [6]. Экстраверсия в самом общем смысле определяется как направленность личности вовне, «полеза-висимость», преобладание роли внешнего фактора, тесная связь со средой на всех уровнях взаимодействия, а интроверсия — как направленность на внутренний мир, «полене-зависимость», преобладание внутреннего фактора. Поэтому понятие экстраверсии —

 

112

 

интроверсии является наиболее удобной единицей анализа, и для понимания природы творческих способностей.

В задачу настоящей работы входила задача определить — является ли специфика контакта с вещными объектами идентичной специфике контакта личности с социальной средой, выводится ли одна форма контакта из другой, а также выяснение связи каждой из них с проявлениями творческих способностей. Для этого экстраверсия — интроверсия регистрировалась на двух уровнях: перцепции и социальных контактов. Оба показателя сопоставлялись между собой, а затем с показателями творческого стиля интеллектуальной деятельности, его количественными и качественными характеристиками. Количество продуцируемых идей в ответ на простейший стимул служило индикатором потребности в интеллектуальной деятельности (обозначается условно как «продуктивность»). Качественная характеристика определялась по степени, нешаблонности, оригинальности продукта. Учитывая возможную связь экстраверсии — интроверсии с преобладанием первой или второй сигнальных систем [1], в экспериментах использовались зрительные, и словесные стимулы, которые требовали либо словесной, либо образной продукции идей.

На основании изложенного выше строилась и методика исследования, и способ анализа данных.

В опытах приняло участие 92 человека (54 женщины и 38 мужчин) от 20 до 35 лет, студенты и специалисты разного профиля.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для исследования социальной экстраверсии—интроверсии использовалась стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ). Эта методика представляет собой модифицированный вариант MMPI, сделанный Л. Н., Собчик [5]. Одна из основных шкал СМИЛа показывает выраженность социальной экстраверсии — интроверсии (нулевая, «0» шкала — «Социальные контакты»). Соотношение всех девяти шкал составляет так называемый профиль личности, который позволяет судить о некоторых наиболее выраженных свойствах личности, а также об относительно устойчивых психических состояниях. Наряду с основными шкалами в настоящем исследовании использовались две дополнительные: «Уверенность в себе» и «Эмоциональный стресс» (оценка в сырых очках).

На основании выраженности нулевой шкалы квартильпроцентным способом были выделены крайние группы социальных экстравертов и интровертов, а затем построены их усредненные профили.

Экстравертированность — интровертированность на уровне перцепции изучались при помощи пятен Роршаха. Согласно многим исследованиям [4], [8], показателем экстраверсии в данной методике служит преобладание цветовых ответов над кинестетическими (ответами, включающими в себя движения); показателем интроверсии — преобладание кинестетических ответов над цветовыми [6], [10], [16]. Это соотношение мы обозначали коэффициентом интроверсии: Кин = Кн : Цв. На основе этого коэффициента квартильпроцентным способом были выделены группы с выраженной экстраверсией и интроверсией на перцептивном уровне.

Для определения интеллектуальных творческих способностей применялись задачи открытого типа, т. е. задачи без заданного алгоритма решения, не ограничивающие ни количество, ни содержание ответов, а потому, в отличие от задач «на догадку» закрытого типа, исключались моменты специального научения, прошлого опыта, переноса навыков, и т. п. В исследовании применялись наиболее часто употребляемые задачи [5], [11], [12], а также прожективные методики (пятна Роршаха и несколько фотографий ТАТ). Последние рассматривались как аналоги задачам открытого типа и служили в качестве зрительных стимулов. К числу зрительных стимулов относился также тест «Незаконченные рисунки», в котором испытуемый должен был дополнить геометрические элементы до осмысленного предмета или образа.

Вербальная стимуляция содержалась в следующих тестах: «Употребление» (с инструкцией перечислить возможные варианты использования названных экспериментатором предметов), «Последствия» («перечислить возможные последствия разных предложенных ситуаций»), «Невероятные ситуации» («придумать и перечислить невероятные события, которые вдруг могли бы произойти в настоящем»).

При обработке данных учитывалось количество и качество ответов, т. е. продуктивность и оригинальность решения. В связи с задачами работы отдельно рассматривались показатели, полученные на зрительные и вербальные стимулы, и назывались соответственно образной или вербальной продуктивностью и оригинальностью.

В рамках каждого показателя квартильпроцентным способом также выделялись крайние группы (В дальнейшем группа с высокими показателями будет обозначаться буквой «В», а с низкими — буквой «Н».) Сравнение показателей шло по данным параметрам.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

 

Для выявления соотношения экстраверсии — интроверсии на перцептивном и социальном уровне сравнивались группы с крайней выраженностью этих показателей.

 

113

 

Группы с выраженной экстраверсией — интроверсией по показателям перцепции (пятна Роршаха) включали в себя следующее число экстравертов и интровертов на социальном уровне (по показателю СМИЛ): группа экстравертов (23 человека) — 6 социальных экстравертов и 6 социальных интровертов; группа интровертов (23 человека) — 3 социальных интроверта и 5 экстравертов.

Приведенные данные показывают, что между ярко выраженной экстраверсией — интроверсией в сфере перцепции и на уровне социальных контактов не существует однозначной связи. Это же подтверждается и коэффициентами корреляций между указанными параметрами по всей выборке испытуемых (количество цветовых ответов и нулевая

 

 

Профиль личности группы экстравертов — — — —, группы интровертов _______ . По оси абсцисс — значение шкал (Т). По оси ординат — Л — шкала лжи, Ф — достоверности, К — коррекции. Название шкал (по Собчик) 1 — самоконтроль, 2 — депрессия, 3 — эмоциональная лабильность (история), 4 — имульсивность, 5 — мужественность, 6 — женственность, 7 — тревожность, 8 — индивидуалистичность, 9 — активность, 0 — социальная экстраверсия — интроверсия

 

шкала коррелировали между собой хотя и отрицательно, но не на значимом уровне r = —0,097, то же самое касалось и количества движений, и коэффициента интроверсии).

Это позволяет сделать предположение, что перцептивные и социальные формы контакта с действительностью базируются на разных основаниях.

Социальная форма контакта находится, очевидно, в более тесной связи с другими качественными особенностями личности. Об этом свидетельствуют и те профили личностей, которые характерны для групп с ярко выраженной экстраверсией — интроверсией по показателям нулевой шкалы СМИЛ. Эти профили представлены на рисунке.

Как видно из рисунка, профиль группы интровертов в основном расположен гораздо выше, чем профиль группы экстравертов. Различия между группами наблюдаются практически по всем шкалам. Значения дополнительных шкал у экстравертов: «Уверенность в себе» — 13,5; «Эмоциональный стресс» — 11,4 сырых очков; для интровертов соответственно 8,7 и 24,8.

На основании соотношения всех шкал и уровня профиля, согласно принятым в данной методике трактовкам, может быть составлена следующая общая характеристика группы социальных экстравертов; жизнерадостность, оптимизм, высокий уровень жизненной, активности, высокая самооценка, высокий потенциал в любой деятельности, требующей общения; отсутствие невротизма, депрессии, тревожности; социальный конформизм; достаточная настойчивость и целеустремленность; уравновешенность.

Характеристика группы социальных интровертов: низкая самооценка: переживание эмоционального стресса (хронического характера); фиксированность на своих мыслях, сохранение аффекта; возможность хорошего результата работы в одиночестве, в случае необходимого контакта может переживаться стресс.

В отличие от К. Юнга, который выводит все личностные характеристики как следствие экстравертированного или интровертированного типа, полученные данные свидетельствуют скорее о том, что данные параметры личности тесно связаны со всем комплексом личностных свойств.

Экстраверсия — интроверсия на уровне перцепции, видимо, меньше связана и зависит от структуры личности и эмоциональных состояний человека. Поэтому перенос специфики когнитивной сферы на целостно-личностную структуру человека едва ли является правомерным. То же самое касается и прямой детерминации только когнитивной или личностной сферой такого сложного показателя, как креативность.

В таблице представлены результаты группового сопоставления данных — показателей экстраверсии — интроверсия на перцептивном и социальном уровне с разными

 

114

 

проявлениями интеллектуальных, творческих способностей. На ней дано количество лиц (в %) с высокими и низкими показателями по разным качествам интеллектуальней деятельности (вербальной и образной продуктивностью и оригинальностью), которое вошло в крайние группы по степени выраженности социальной и перцептивной экстравер-тированноости — интровертированности.

Как видно из таблицы, высокие и низкие показатели по творческим тестам оказались по-разному связанными с экстраверсией — интроверсией на перцептивном и социальном уровне.

КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ (В %)

С ВЫСОКИМИ И НИЗКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ

КРЕАТИВНОСТИ, ВОШЕДШИХ В РАЗНЫЕ

ГРУППЫ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ

ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ*

 

 

* Проценты округлены.

 

Ярко выраженная экстравертированность в области социальных контактов оказалась более тесно связанной с проявлениями продуктивности и оригинальности при решении тестов с образной стимуляцией. При вербальной стимуляции количество лиц с высокими и низкими показателями и показателями по двум параметрам, вошедших в эту группу, было приблизительно одинаковым. В группу с наиболее выраженной интроверсией в социальных контактах вошли лица с низкой образной продуктивностью, а также большое количество лиц с показателями низкой оригинальности. Общее количество лиц, имевших высокие показатели при решении творческих тестов в группе социальных экстравертов, составляло 27 человек, а в группе социальных интровертов — 19, в первую группу вошли 15 человек с низкими показателями, во вторую — 33. В группах с ярко выраженными показателями экстравертированности — интровертированности на когнитивном уровне, наоборот, в целом были более высокие показатели у группы интровертов, как по параметрам продуктивности, так и оригинальности. Особенно: большой процент испытуемых с высокими показателями образной и вербальной оригинальности вошел в группу когнитивных интровертов.

В группу интровертов вошло 35 человек с высокими показателями креативности и 17 с низкими. В группе экстравертов преобладала группа лиц с низкими показателями, хотя и незначительно (В — 23 человека, Н — 26 человек).

Таким образом, в проявлениях креативности наиболее благоприятной оказывается социальная экстраверсия и в то же время интроверсия на уровне перцепции.

Обобщая полученные данные, можно сказать, что специфика контакта с внешним миром на уровне перцепции и на социальном уровне по-разному влияет на проявление интеллектуальных творческих способностей и, возможно, на их формирование. Если в акте перцепции доминируют объективные характеристики воздействующего объекта, его наиболее яркие и ведущие свойства (например, цвет при восприятии пятен Роршаха), то возникающие по поводу их ассоциации и образы будут менее своеобразны и оригинальны, чем тогда, когда в самом акте восприятия происходит трансформация образа за счет внесения в него субъективных отношений и переживаний (в статичном пятне ощущать движение и т. п.). В то же время при социальной интроверсии уход от контакта с окружающими людьми неблагоприятно сказывается на общих показателях креативности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что попытка абсолютизировать роль какого-либо фактора в детерминации творческих способностей не является правомерной. Каждый уровень психической организации имеет свою сферу преломления в структуре творческих способностей.

 

1.    Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. — М., 1980. — 142 с.

2.       Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. — Вопросы психологии, 1977, № 4, с. 74—84.

3.       Собчак Л. Н. (Сост.). Пособие по применению психологами MMPI. — М., 1971. — 63 с.

4.       Соколова Е. Т. Проективные методики исследования личности. — М., 1980, е. 102—173.

 

115

 

5.       Тафель Р. Е. Диагностические методы для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии: Автореф. канд. дис. — М., 1974. — 18 с.

6.       Юнг К. Психологические типы. — М., — 96 с.

7.       Barron F. The disposition towards originality. — In: Vernon P. E. (ed.) Creativity, 1972, p. 273—288.

8.       Bohm В. Lehrubuch der Rorsehach-Psychodiagnostik für Psychologen, Arzte und Pedagogen. 5 Aufl., Bern u. a. Huber, 1972, 499 S.

9.       Gardner R. N. Cognitive styles in categorizing behavior. — J. Pers, 1953, v. 22, p. 214—233.

10.    Mac-Kinnon D. W. The personality correlates of creativity: A study of american architects. — In: Vernon P. E. (ed.) Creativity L., 1972, p. 289—311.

11.    Terrance E. P. Guiding creative talent. Prentice-Hall, 1962. 278 p.

12.    Witcin H. A. Cognitive style apprach to cross-cultural research. — In: J, Psychol, 1967, v. 2, p. 233—250.