Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

184

 

 

Советская психологическая наука понесла тяжелую утрату. 21 июля 1981 г. на 73-м году жизни умерла Л. И. Божович, крупный советский ученый, доктор психологических наук, профессор. Лидия Ильинична Божович была выдающимся исследователем, автором фундаментальных работ в области психологии личности и психологии воспитания, которые приобрели мировую известность. Блестящий исследователь-экспериментатор, она обогатила психологию новыми идеями и новыми методами исследований.

Лидия Ильинична Божович родилась в Курске в 1908 г. Еще будучи студенткой Московского университета, она провела под руководством Л. С. Выготского свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания.

По окончании университета Лидия Ильинична работала завучем в психоневрологической школе-санатории, а затем, с 1931 г., в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Л. С. Выготский. С этого времени в течение почти полувека она систематически вела научно-исследовательскую, научно-практическую и преподавательскую работу в области детской и педагогической психологии, психологии личности.

Затем Лидия Ильинична совместно с А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, П. И. Зинченко вела активную научно-исследовательскую работу в отделе психологии Харьковский психоневрологической академии.

В годы Великой Отечественной войны Л. И. Божович заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме Челябинской области. За добросовестную, самоотверженную работу она неоднократно получала благодарности от командования госпиталя.

В 1939 г. Лидия Ильинична защитила кандидатскую диссертацию, которая была посвящена вопросам психологии усвоения учащимися орфографии. Одним из значимых выводов этого исследования было положение о том, что усвоение школьником знаний существенно определяется особенностями его личностного отношения к изучаемому материалу. Проведенная работа показала большую роль мотивов в деятельности школьника и явилась логическим основанием для последующего изучения мотивационно-потребностной сферы ребенка и подростка.

Лидия Ильинична около 40 лет проработала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, из них более 30 лет бессменно руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности.

В 1951 г. совместно с Л. С. Славиной и Н. Г. Морозовой Л. И. Божович изучала познавательные интересы школьника и условия их формирования. В этой работе впервые был осуществлен дифференцированный подход к изучению мотивов учебной деятельности и выявлены особенности соотношения широких социальных мотивов и мотивов, непосредственно связанных с учебной деятельностью школьника на разных возрастных этапах. Большое значение для развития советской психологии личности и воспитания имело организованное Л. И. Божович комплексное исследование личности школьника в условиях реальной жизни и деятельности в ученическом коллективе. В этом исследовании была применена разработанная в лаборатории Л. И. Божович методика формирующего эксперимента, которая с тех пор широко используется в психолого-педагогических исследованиях. Полученные материалы, обобщенные в сборнике «Психологическое изучение детей в школе-интернате» (1960), внесли существенный вклад в решение задачи соединения психологической науки с педагогической практикой и послужили толчком для дальнейшего углубленного исследования ряда личностных образований с применением оригинальных экспериментальных методик.

Характерной чертой Лидии Ильиничны как ученого было постоянное стремление к выявлению закономерностей психического развития ребенка, к пониманию психологической природы тех особенностей поведения детей, которые фиксировались в ходе наблюдений и экспериментов. Существенную роль в исследованиях по психологии личности и детской психологии сыграл сформулированный Л. И. Божович принцип: понять закономерности психического развития ребенка можно лишь в том случае, если мы учитываем особенности его мотивационно-потребностной сферы. Этот ведущий принцип реализовывался в ряде конкретных исследований сотрудников и учеников Лидии Ильиничны. Так, было показано, что качества личности по своей психологической природе представляют сплав определенного мотива и соответствующей формы поведения, усвоенной ребенком. Отсюда был сделан чрезвычайно важный для психологии воспитания и педагогической практики вывод о том, что формирование нравственных качеств у детей требует определенной организации как поведения ребенка, так и его мотивационной сферы.

Другое направление работ Л. И. Божович с сотрудниками позволило охарактеризовать так называемый аффект неадекватности, проявляющийся в неадекватных эмоциональных вспышках ребенка, его замкнутости, упрямстве, как результат

 

185

 

столкновения двух разнонаправленных мотивационных тенденций. Проведенное под руководством Л. И. Божович изучение «трудных» детей выявило психологическую природу детских личностных конфликтов и позволило разработать средства и пути их преодоления.

В последующие годы под руководством Л. И. Божович были экспериментально изучены место и функция самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка. Подробному рассмотрению были подвергнуты различные виды мотивационных иерархий личности, проанализированы психологическая природа и пути формирования устойчивости личности. Вышедшие при непосредственном участии и под редакцией Л. И. Божович сборники «Вопросы психологии личности школьника» (1961) и «Изучение мотивации поведения детей и подростков» (1972) содержат богатейший материал по насущным проблемам детской психологии и психологии личности. Накопленные в течение трех десятилетий данные углубленного анализа закономерностей формирования личности детей были обобщены Лидией Ильиничной в докторской диссертации, а затем в монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968), которая была удостоена первой премии Академии педагогических наук СССР.

Большое значение для развития детской, возрастной психологии и психологии личности имела работа Лидии Ильиничны, посвященная психологическому анализу основных этапов формирования личности в онтогенезе, которая нашла свое отражение в цикле статей, опубликованных в журнале «Вопросы психологии» в 1978—1979 гг., а также в работе «Психическое развитие школьника и его воспитание» (1979), написанной совместно с Л. С. Славиной.

В последние годы Лидия Ильинична успешно работала над изучением научного наследия Л. С. Выготского, изучала проблемы волевого поведения и гармонического развития личности.

Л. И. Божович была прекрасным воспитателем научной молодежи. Под ее руководством защищено свыше 20 кандидатских диссертаций. Она была вдохновителем и консультантом ряда докторских диссертаций.

Исследовательская деятельность Л. И. Божович тесно связана с практикой работы школы. Целый цикл работ, проведенных ею совместно с Т. Е. Конниковой, был посвящен вопросам деятельности пионерской организации. Написанная ими книга «Возрастной подход в пионерской работе» (1969) легла в основу разработанного ЦК ВЛКСМ проекта программы пионерской работы «Ориентир».

Заслуги Лидии Ильиничны отмечены рядом правительственных наград.

Ушел из жизни талантливый, яркий, душевно щедрый, обаятельный человек, выдающийся ученый, всю свою жизнь честно и бескорыстно служивший науке. Высокая образованность, широкая эрудиция, глубина ума, научная страстность и принципиальность вызывали у всех, кому посчастливилось работать с нею, знать ее, глубокое уважение и любовь.

Светлая память о Лидии Ильиничне навсегда сохранится в наших сердцах.